СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 4 классе»

Предмет: окружающий мир 4 класс

Тема урока: «Из книжной сокровищницы Древней Руси»

Цель: формировать представление о возникновении славянской азбуки, о появлении письменности на Руси;

Задачи:

- формирование учебно-познавательных компетенций: дать представление о летописях как исторических документах, проверка умений самостоятельно конструировать свои знания;

- формирование информационных компетенций: учить добывать информацию, анализировать, выделять главное, делать выводы;

-обобщать;
- развитие коммуникативных способностей учащихся: сотрудничество, обмен мнениями, работа в парах.

- речь учащихся, воссоздающее воображение.

Приемы реализации: создание заданий исследовательского характера; задания на сравнение и анализ ранее полученной информации; задания на самостоятельный перенос знаний в новую учебную ситуацию, выполнение творческих заданий.

Формы организации: групповая (работа в парах), индивидуальная, фронтальная.

Методы: частично-поисковый, эвристический, практический, контроля и самоконтроля.

Ожидаемый результат: все учащиеся должны получить представление о возникновении славянской азбуки, возникновении письменности на Руси; уметь использовать различные способы подачи информации при взаимодействии с другими людьми.

Планируемые результаты

Предметные: у учащихся будет сформировано представление о возникновении славянской азбуки, о возникновении письменности на Руси; представление о летописях, как об исторических документах.

Формировать умение называть отличительные черты древней письменности.

Метапредметные:

Регулятивные:

Учащиеся научаться:

- осуществлять волевую саморегуляцию;

- принимать и сохранять учебную задачу.

- учащиеся получат возможность научиться: планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять самооценку деятельности.

Познавательные:

Учащиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации;

- осуществлять анализ;

Учащиеся получат возможность научиться:

- устанавливать причинно- следственные связи.

Коммуникативные:

Учащиеся научаться:

- владеть диалогической речью;

- слушать и понимать речь других.

Личностные:

- осознавать единство с окружающим миром.

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.



1. Организационный момент.


Вот опять звенит звонок -

Приглашает на урок.

Начинаем мы опять

По истории шагать.



2. Определение темы урока:

- Тему нашего урока мы определим, проанализировав ситуации.

Ситуация 1:

В древности состав сбора трав, из которых готовили целебные отвары, передавали из уст в уста. Но бывало, что целебный отвар мог стать ядом и принести людям не выздоровление, а смерть.

- Как вы думаете, почему могли происходить такие случаи? (Вспомните игру «Испорченный телефон». Информацию люди могли запомнить неточно, перепутать названия трав, количество, когда нужно их собирать и т.д.).

- Как можно было избежать такой ситуации? (Записать состав сбора или рецепт отвара).

Ситуация 2:

Однажды молодой князь получил от своего отца через иностранного купца предметное письмо: стрелу, мешочек с землёй, след, вырезанный из кожи. Сын понял послание отца так: «Вскоре надо ждать отца в гости, так как след его уже простыл на родной земле, и он стрелой мчится ко мне».

Долго ждал сын отца в гости, а отец тем временем ждал сына. Ведь своим посланием князь просил о помощи: «Выручай. Враги топчут нашу родную землю, а их стрел так много, что они и землю затмили собою».

- Как вы считаете, удобным ли было предметное письмо? (Предметное письмо было несовершенным, так как каждый трактовал, понимал его по-своему.)

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (О возникновении письменности, а значит и о рукописных книгах).

- Ребята, вспомните на уроке чтения мы с вами читали статью «Удивительная находка».

- О чём она? (В Новгороде нашли берестяные грамоты, и археологи узнали о возникновении письменности на Руси).

3. Постановка цели и задач урока

- Назовите тему нашего урока. (Возникновение письменности и рукописные книги Древней Руси. Из книжной сокровищницы Древней Руси).

- Чтобы определить цель и задачи урока, преобразуйте повествовательные предложения в вопросительные:

Славянскую письменность создали… и ….

Кто создал славянскую письменность?

На Руси писали на … и …, используя при этом … и ….

На чём и чем писали в Древней Руси?

Рукописные книги были…, …, ….

Какими были рукописные книги?

- Ребята, тема нашего сегодняшнего урока звучит «Из книжной сокровищницы Древней Руси». 

- А что такое сокровище?

- Давайте обратимся к словарю Ожегова и найдем лексическое толкование этого слова.

СОКРОВИЩЕ – драгоценность, дорогая вещь.

- А что такое сокровищница? (Если сокровище – это драгоценность, дорогая вещь, то сокровищница – это место хранения, драгоценного и очень ценного).

- А как вы думаете, где хранится очень ценная информация? (В книге).

- А что такое книга? (Книга – это письменный печатный или рукописный текст, связанный обычно в книжную форму и предназначенный для чтения и длительного хранения).

- Правильно, молодцы. На уроке вам предстоит поработать с текстами на листах и с книгой, ценной информацией, которая содержится в письменных источниках.

4.  Открытие новых знаний.

- Перед вами, ребята, текст. Вам надо очень внимательно прочитать его и ответить на вопросы. Ответы нужно оформить в виде таблицы.

В 9 веке в Византии в городе Солунь жили два брата – Кирилл и Мефодий. Были они люди умные, мудрые, хорошо знали славянский язык.

Однажды Византийский император пригласил ученого-монаха Кирилла и сказал ему: «Обратились ко мне славяне с просьбой, прислать к ним монахов, чтобы они перевели им на родной язык учение Иисуса Христа». Кирилл ответил ему: «Хотя я болен, я рад пойти туда, только если они имеют буквы для своего языка».

Оказывается, букв, приспособленных обозначать славянскую речь на письме, тогда еще не было. Хотя славяне уже пытались записывать свою речь при помощи специальных знаков.

Младший брат Кирилл решил написать книги, понятные славянам, но для этого нужно было придумать славянские буквы. Кирилл много думал, работал. И придумал азбуку - глаголицу (от слова «глаголить» - говорить), в которой было 44 буквы. Часть их была взята из греческого алфавита, а некоторые были придуманы для передачи звуков славянской речи.

Братья перевели на старославянский язык христианские книги. А чуть позже на основе «глаголицы» был создан новый алфавит, который впоследствии получил название «кириллица» – в честь Кирилла. Кириллица впоследствии послужила основой современного русского алфавита.

Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Названия букв напоминали людям о словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди».
Солунские братья – гордость всего славянского мира. Весь славянский мир благодарен братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку. Это случилось в 863 году. Они же перевели греческие книги на славянский язык, чтобы славянам было, что читать.



 - Кто и с какой просьбой обратился к Византийскому императору?

Славяне

- Кто создал первую славянскую азбуку?

 

Кирилл

- А почему он решил её составить?

Потому что латинские и греческие буквы не могли передать всех особенностей славянской речи.

- Кто помогал Кириллу в работе над азбукой?

 

Его брат Мефодий

- Как называется созданная братьями азбука?

Кириллица

- Сколько букв было в азбуке?

44

- За что славяне благодарили Кирилла и Мефодия?

Славяне благодарили Кирилла и Мефодия за то, что они подарили нам славянскую азбуку.

- Давайте проверим. Один ученик читает вопрос, другой – ответ.

- В 1992 году в России впервые праздновали День славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была установлена Неугасимая Лампада – знак вечной памяти.


- Письменность на Руси стала распространяться с введением христианства. О развитии просвещения заботились многие князья, особенно князь Владимир.

- На чём писали в Древней Руси? (На берестяных грамотах писали в Новгороде, где растёт много берёз, а около Киева в Древней Руси берёз не было, там писали на пергаменте.)

- В Древней Руси создавались летописи.

- Что такое летопись? (Летопись - описание событий по годам. Славянское слово «лето» - переводится год).

- Первые летописи были очень краткими. Если на протяжении года ничего не произошло, то летописец записывал: «В лето … не бысть ничего», «В лето … бысть тишина».

- Ребята, а кто на Руси изначально был грамотным? (Согласно повествованию древних летописей, основателем школ на Руси являлся князь Владимир Ясное Солнышко. Для того чтобы упрочить позиции христианства, в городах и селах начали строить церкви, а для них были нужны грамотные и обученные священники.)

- Кто и для чего летописи писали?

- Летописцы должны были обо всём рассказать потомкам, поэтому были «подле стремени князя», участвовали в походах и мирских делах.

В летописях описывались войны между князьями, набеги врагов на русскую землю, рассказывалось о затмении солнца, писали также о жизни отдельных замечательных людей – жития. Часто летописи писали в монастырях монахи-летописцы, уединившись в своих кельях. В свой рассказ монах вставлял предания из прошлого родной земли, отрывки из других летописей, часто написанных задолго до его рождения.

- В конце 11 века - начале 12 века в Киево-Печорском монастыре жил монах Нестор, который создал первую русскую летопись – «Повесть временных лет».

- О содержании своего труда сам Нестор писал так:

«Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве наче перви княжити, и откуда Русская земля стала есть». Перевод: «Каково начало Русской земли, и кто первым начал княжить в Киеве, и как образовалось Русское государство».)

- Древние рукописи дошли до наших дней в виде отдельных листов или книг.

- Сейчас, ребята, вам надо будет внимательно прочитать 1-3 абзацы текста «Рукописные книги» на с. 56-57.

- Перед вами лежат предложения, вам нужно вставить пропущенные слова. (Прием «Восстанови текст»)

1. Над созданием книг трудились: _______________________________________________

___________________________________________________________________________ .

2. Пергамент изготавливали из ________________________________________________.

3. Для письма использовали чернила ____________________________ и ______________

цвета.

4. Краска оранжево – красного цвета - _________________, краска – жёлтого цвета_____________________.

На бересте и пергаменте писали ____________________ и ___________________.

- Давайте проверим. (Проверка по слайдам).

- А что такое писало? (Писало – стержень из металла, кости или дерева, который использовали для письма.)

- Теперь дочитайте текст до конца и выполните задание, которое у вас записано на листочках.

- Задай по прочитанным последним абзацам 2-3 вопроса, которые помогут определить, насколько точно твои одноклассники поняли содержание прочитанного. Запиши свой вопрос. (Приём «Тонкие и толстые вопросы»)

- У вас есть слова-помощники. Вы можете ими воспользоваться.

С чего …….

Чем ….

Для чего ….

Предположите, что будет, если…

В чём различие ………

- А теперь задайте свои вопросы соседу по парте.

- Кто задаст свои вопросы всему классу?

- В наше время старинные книги хранятся в музеях, библиотеках. Для их хранения созданы специальные условия. Но и в домашних библиотеках сохранились такие книги. Эти книги передаются из поколения в поколение и бережно хранятся.

5. Закрепление изученного материала.

Блиц – опрос (соревнование между рядами).

  1. Кто создал славянскую письменность? (Кирилл и Мефодий)

  2. Как называлась 1 азбука? (глаголица)

  3. Как называется азбука, которой мы пользуемся до сих? (Кириллица)

  4. Что такое летопись? (Летопись - писание событий по годам)

  5. Где и кем велись летописи? (Монахами в монастырях)

  6. Как звали монаха, который написал «Повесть временных лет»? (Нестор)

  7. На чем писали в Древней Руси? (На бересте и пергаменте).

  8. Что такое пергамент? (писчий материал из телячьей кожи)

  9. Почему его ценили? (Стоил очень дорого. Ненужные записи соскабливали и снова писали на очищенном месте)

  10. Что такое береста? (Кора березы)

  11. Чем писали? (Перьями и писалами).

  12. Каким способом написания на бересте пользовались? (Выдавливали и выцарапывали буквы).

  13. Кто трудился над созданием книги в Древней Руси? (Переписчики текста, художники, украшающие книгу рисунками, переплетчики)

  14. Какие чернила использовали для письма? (Черные или коричневые)

  15. Что такое киноварь? (краска оранжево-красного цвета)

  16. Охра? (Краска желтого цвета)

  17. Когда в России впервые праздновали День славянской письменности и культуры? (В 1992 году)

6. Рефлексия.

«Аргументация своего ответа»

1. На уроке я работал (а) ________________________, потому что ________________

_________________________________________________________________________.

2. Своей работой на уроке я _______________________________________________.

3. Урок мне показался _____________________________________________________.

4. Материал урока мне _____________________________________________________.

7. Домашнее задание.

- с. 58 – задание для домашней работы. Задание можно выполнять как индивидуально, так и в паре.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!