Конспект урока окружающего мира
4 класс, УМК А.А.Плешакова («Школа России»)
Тема «Моря, озёра, реки России»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
МБОУ «Шеметовская СОШ»
Капранова Светлана Валерьевна
Октябрь 2024 года
Конспект урока окружающего мира
4 класс, УМК А.А.Плешакова («Школа России»)
Тема «Моря, озёра, реки России»
Дата: 01.10.2024 г.
Тип урока: объяснение нового материала
Цели:
- сформировать у учащихся представление о морях, озёрах и реках России;
- познакомить с их местонахождением;
- формировать умение работать по карте.
Формируемые УУД:
- познавательные
– воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи,
- проверять информацию,
- находить дополнительную информацию, справочную литературу;
- коммуникативные
- участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
- регулятивные
– действовать по плану,
- контролировать процесс и результаты деятельности,
- вносить необходимые коррективы,
- адекватно оценивать свои достижения;
- личностные
- проявлять эмоциональное отношение к себе и окружающему миру.
Оборудование: интерактивная доска, физическая карта России, контурные карты, презентация, учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Введение в тему урока.
«Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней!»
Россия – это наша Родина, страна в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить. Сегодня мы отправимся путешествие по необъятным водным просторам нашей родины: по морям, рекам и озерам. А поможет нам в этом наша незаменимая помощница – карта.
III. Проверка домашнего задания по теме «Горы и равнины на территории России».
Работа с картой: на контурной карте рабочей тетради вы подписали названия гор и равнин России. Покажите на карте:
Среднесибирское плоскогорье
Восточно-Европейскую равнину
Западно-Сибирскую равнину
Самые высокие горы России (Кавказские горы)
Каменный пояс земли (Уральские горы)
Горы, которые внесены в список Всемирного наследия (Саяны и Алтай)
Вулканы Камчатки
IV. Объяснение нового материала. (Презентация)
На прошлом уроке мы совершали путешествие по суше: по равнинам и горам. А сегодня отправляемся в путешествие по водным просторам.
– Что называют водными просторами? (Слайд 2)
– Как называются самые большие водоемы? (Слайд 3)
– Сколько океанов на нашей планете? (Показ по карте)
– Какой океан самый маленький и какой океан самый глубокий. Нужно правильно вставить букву в словах ребуса. (Слайды 4–7)
1. Мы начинаем путешествие с Тихого океана. (Рассказ сопровождается показом на карте, работой в тетрадях, на контурной карте) (Слайды 8, 9) Моря Тихого океана: Японское, Охотское, Берингово. На этих морях дуют сильные ветры, часто случаются туманы.
2. Через Берингов пролив мы попадаем в моря Северного Ледовитого океана: Чукотское, Восточно-Сибирское, море Лаптевых, Карское море, Баренцево море, Белое море. (Слайды 10–12)
– Что общего у всех морей Северного Ледовитого океана? Как вы думаете? (Эти моря холодные, они покрываются льдами. Моря Лаптевых и Восточно-Сибирское замерзают на большую часть года. Суда по ним движутся вслед за ледоколами.) (Слайд 13)
3. На Западе нашу страну омывают моря, которые сообщаются с Атлантическим океаном: Балтийское море и Черное море. (Слайды 14, 15)
О Балтийском море не скажешь, что оно теплое, но в нем купаются. Именно за выход к Балтийскому морю воевал Петр I и, победив в Северной войне, «прорубил окно в Европу». А Черное море теплое, это место отдыха. Здесь расположены курорты, здравницы. Некоторые из вас возможно уже побывали там.
– Что вы можете сказать о составе воды в морях и океанах? (Она соленая и непригодна для питья)
– Какое море наименее соленое? (Слайды 16, 17)
Физминутка. Игра «Море волнуется раз…»
4. Озера. Отправляемся в путешествие на озера страны.
Сколько на земле озер? (Слайд 18)
На территории России свыше 2 млн. озер. Их называют «голубые глаза» планеты. Какое озеро вам уже знакомо?
Байкал. Оно внесено в список Всемирного наследия. Это самое глубокое и чистое озеро. (Слайд 19)
Ладожское и Онежское – крупнейшие озера Европы. Их называют: «Ладога-матушка» и «Онего-батюшка». (Слайд 20) В Ладожском озере берет свое начало река Нева, на берегу которой стоит город Санкт-Петербург.
Чудское озеро. Во время Великой отечественной войны оно было дорогой жизни. На этом озере произошло и другое историческое событие – сражение дружины А. Невского с немецкими рыцарями, Ледовое побоище. (Слайд 21)
– Какое озеро самое большое в мире? (Слайды 22–24)
Выступление детей с сообщениями.
5. Реки. (Слайд 25)
Загадка. «Летом бежит, зимой спит, весна настала – опять побежала». (Река)
Перед нами стоит задача познакомиться с крупными реками на территории России.
Самостоятельная работа. Каждый ряд отправится в путешествие по заданной равнине и заполнит карточку с пропущенными словами. (Самостоятельная работа по учебнику и Атласу в парах.)
1 вариант – реки Восточно-Европейской равнины.
2 вариант – реки Западно-Сибирской равнины.
3 вариант – реки Среднеcибирского плоскогорья.
После выполнения задания записи озвучиваются и проверяются. (Слайды 26–29)
Сообщения детей о реках.
V. Закрепление материала. Работа с учебником.
Прочитать текст учебника с.72-77 и выполнить задания №1, 2 в рабочей тетради на стр. 22-23. (№1. Исправить ошибку. №2. Отметить на карте реки Волга, Обь, Енисей, Амур, Лена)
Познакомиться с Дальневосточным Морским заповедником. (Слайды 30–31)
VI. Закрепление пройденного. Викторина. (Слайд 32)
(Ответы сопровождаются показом по карте)
Назовите океаны, омывающие Россию.
Назовите моря Тихого океана.
Назовите моря Северного Ледовитого океана.
Назовите моря Атлантического океана.
Какие самые крупные озера страны запомнили?
Назовите реки Восточно-Европейской равнины.
Назовите реки Западно-Сибирской равнины.
Назовите реки Среднесибирского плоскогорья.
Вода какого озера самая чистая?
Какое озеро имеет соленую воду?
VII. Итог урока. (Слайд 33)
Что нового узнали сегодня на уроке, где путешествовали?
Какие сведения показались наиболее интересными?
Какую роль играют водные просторы в жизни человека?
«Колышется даль голубая,
Не видно нигде берегов…
Мы с детства о море мечтаем
О дальних огнях маяков.
Летят белокрылые чайки –
Привет от родимой земли
И ночью, и днём
В просторе морском
Стальные идут корабли.»
VIII. Оценивание.
Оцениваются устные ответы детей, сообщения.
IX. Домашнее задание.