СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира в 4 классе "Моря, озера и реки России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: объяснение нового материала

 

Цели: 

- сформировать у учащихся представление о морях, озёрах и реках России;

-  познакомить с их местонахождением;

- формировать умение работать по карте.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 4 классе "Моря, озера и реки России"»



Конспект урока окружающего мира

4 класс, УМК  А.А.Плешакова («Школа России»)


Тема «Моря, озёра, реки России»










Подготовила и провела

учитель начальных классов

МБОУ «Шеметовская СОШ»

Капранова Светлана Валерьевна
























Октябрь  2024 года

Конспект урока окружающего мира

4 класс, УМК  А.А.Плешакова («Школа России»)


Тема «Моря, озёра, реки России»

Дата: 01.10.2024 г.

Тип урока: объяснение нового материала


Цели: 

- сформировать у учащихся представление о морях, озёрах и реках России;

-  познакомить с их местонахождением;

- формировать умение работать по карте.


Формируемые УУД: 

познавательные

            – воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи,

            - проверять информацию,

            - находить дополнительную информацию, справочную литературу; 

коммуникативные

             участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; 

регулятивные

             – действовать по плану,

             -  контролировать процесс и результаты деятельности,

             -  вносить необходимые коррективы,

             -  адекватно оценивать свои достижения; 

личностные

             проявлять эмоциональное отношение к себе и окружающему миру.


Оборудование: интерактивная доска, физическая карта России, контурные карты, презентация, учебник, рабочая тетрадь.



Ход урока

I. Организационный момент.


II. Введение в тему урока.

«Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней!»


Россия – это наша Родина, страна в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить. Сегодня мы отправимся путешествие по необъятным водным просторам нашей родины: по морям, рекам и озерам. А поможет нам  в этом наша незаменимая помощница – карта.


III. Проверка домашнего задания по теме «Горы и равнины на территории России».

Работа с картой: на контурной карте рабочей тетради вы подписали названия гор и равнин России. Покажите на карте:

  • Среднесибирское плоскогорье

  • Восточно-Европейскую равнину

  • Западно-Сибирскую равнину

  • Самые высокие горы России (Кавказские горы)

  • Каменный пояс земли (Уральские горы)

  • Горы, которые внесены в список Всемирного наследия (Саяны и Алтай)

  • Вулканы Камчатки


IV. Объяснение нового материала. (Презентация)

На прошлом уроке мы совершали путешествие по суше: по равнинам и горам. А сегодня отправляемся в путешествие по водным просторам.

– Что называют водными просторами? (Слайд 2)

– Как называются самые большие водоемы? (Слайд 3)

– Сколько океанов на нашей планете? (Показ по карте)

– Какой океан самый маленький  и какой океан самый глубокий.  Нужно  правильно вставить букву в словах ребуса. (Слайды 4–7)


1. Мы начинаем путешествие с Тихого океана. (Рассказ сопровождается показом на карте, работой в тетрадях, на контурной карте) (Слайды 8, 9) Моря Тихого океана: Японское, Охотское, Берингово. На этих морях дуют сильные ветры, часто случаются туманы.


2. Через Берингов пролив мы попадаем в моря Северного Ледовитого океанаЧукотское, Восточно-Сибирское, море Лаптевых, Карское море, Баренцево море, Белое море. (Слайды 10–12)

– Что общего у всех морей Северного Ледовитого океана? Как вы думаете? (Эти моря холодные, они покрываются льдами. Моря Лаптевых и Восточно-Сибирское замерзают на большую часть года. Суда по ним движутся вслед за ледоколами.) (Слайд 13)


3. На Западе нашу страну омывают моря, которые сообщаются с Атлантическим океаном: Балтийское море и Черное море. (Слайды 14, 15)

О Балтийском море не скажешь, что оно теплое, но в нем купаются. Именно за выход к Балтийскому морю воевал Петр I и, победив в Северной войне, «прорубил окно в Европу». А Черное море теплое, это место отдыха. Здесь расположены курорты, здравницы. Некоторые из вас возможно уже побывали там.

– Что вы можете сказать о составе воды в морях и океанах? (Она соленая и непригодна для питья)

– Какое море наименее соленое? (Слайды 16, 17)


Физминутка. Игра «Море волнуется раз…»


4. Озера. Отправляемся в путешествие на озера страны.

Сколько на земле озер? (Слайд 18)

На территории России свыше 2 млн. озер. Их называют «голубые глаза» планеты. Какое озеро вам уже знакомо?

  • Байкал. Оно внесено в список Всемирного наследия. Это самое глубокое и чистое озеро. (Слайд 19)

  • Ладожское и Онежское – крупнейшие озера Европы. Их называют: «Ладога-матушка» и «Онего-батюшка». (Слайд 20) В Ладожском озере берет свое начало река Нева, на берегу которой стоит город Санкт-Петербург.

  • Чудское озеро. Во время Великой отечественной войны оно было дорогой жизни. На этом озере произошло и другое историческое событие – сражение дружины А. Невского с немецкими рыцарями, Ледовое побоище. (Слайд 21)

– Какое озеро самое большое в мире? (Слайды 22–24)

  • Каспийское море.


Выступление детей с сообщениями.


5. Реки(Слайд 25)

Загадка. «Летом бежит, зимой спит, весна настала – опять побежала». (Река)

Перед нами стоит задача познакомиться с крупными реками на территории России.

Самостоятельная работа. Каждый ряд отправится в путешествие по заданной равнине и заполнит  карточку с пропущенными словами. (Самостоятельная работа по учебнику и Атласу в парах.)


1 вариант – реки Восточно-Европейской равнины.

  • 2 вариант – реки Западно-Сибирской равнины.

  • 3 вариант – реки Среднеcибирского плоскогорья. 

После выполнения задания записи озвучиваются и проверяются. (Слайды 26–29)


Сообщения детей о реках.


V. Закрепление материала. Работа с учебником.

  • Прочитать текст учебника с.72-77 и выполнить задания №1, 2 в рабочей тетради на стр. 22-23. (№1. Исправить ошибку. №2. Отметить на карте реки Волга, Обь, Енисей, Амур, Лена)

  • Познакомиться с Дальневосточным Морским заповедником. (Слайды 30–31)


VI. Закрепление пройденного. Викторина. (Слайд 32)

(Ответы сопровождаются показом по карте)

  • Назовите океаны, омывающие Россию.

  • Назовите моря Тихого океана.

  • Назовите моря Северного Ледовитого океана.

  • Назовите моря Атлантического океана.

  • Какие самые крупные озера страны запомнили?

  • Назовите реки Восточно-Европейской равнины.

  • Назовите реки Западно-Сибирской равнины.

  • Назовите реки Среднесибирского плоскогорья. 

  • Вода какого озера самая чистая?

  • Какое озеро имеет соленую воду?


VII. Итог урока. (Слайд 33)

  • Что нового узнали сегодня на уроке, где путешествовали?

  • Какие сведения показались наиболее интересными?

  • Какую роль играют водные просторы в жизни человека?

«Колышется даль голубая,
Не видно нигде берегов…
Мы с детства о море мечтаем
О дальних огнях маяков.
Летят белокрылые чайки –
Привет от родимой земли
И ночью, и днём
В просторе морском
Стальные идут корабли.»

VIII. Оценивание.

Оцениваются устные ответы детей, сообщения.

IX. Домашнее задание.

  • Прочитать текст учебника с. 72–77. Доделать задания в тетради.