СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Ядовитые грибы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок окружающего мира в 4 классе по теме ""Ядовитые грибы!

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Ядовитые грибы"»

Урок окружающего мира по теме: «Ядовитые грибы»

Педагогическая цель: создать условия для ознакомления обучающихся с правилами обращения с несъедобными и ядовитыми грибами и растениями, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении, воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Планируемые результаты: научиться отличать съедобные грибы от ядовитых и оказывать первую помощь при отравлении.

Личностные результаты осознают необходимость беречь своё здоровье.

УУД: познавательные осуществляют наблюдения, опыт, анализ, установление причинно-следственных связей, обобщение, выделение главной мысли текста, чтение информации, отраженной на иллюстрациях, составляют рассказ – рассуждение, участвуют в игре-упражнении.

Регулятивные: осуществляют оценку жизненных ситуаций, контроль участия в совместной деятельности.

Коммуникативные: владеют способами конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками.


Ход урока.

1.Мотивирование к учебной деятельности

- Мы пригласили на урок гостей.

Давайте их поприветствуем.

- Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего добра другому.

Вот видите, от ваших улыбок стало уютнее и теплее в классе. Я желаю вам плодотворной работы на уроке окружающего мира.

2. Актуализация знаний. Определение границ между знанием и незнанием

- На предыдущем уроке мы ответили на вопрос Бывают ли животные опасными. Дома вы изготовили книжки- раскладушки. Давайте вспомним, какие животные могут быть опасными.

3. Целеполагание

- Но не только животные могут представлять опасность для человека.

Послушайте стихотворение и попробуйте сформулировать тему урока.

Слайд Вкусный суп. (Читает подготовленный ученик).

Ведьма суп сварить решила.

Змей сушёных покрошила,

Развела большой костёр

И поставила на стол.

Между сосен и полянок

Собрала ведро поганок,

Поскакала за бугор-

Отыскала мухомор,

Ложные лисички всем в придачу,

Чтобы не было удачи.

Жёлчный гриб она сварила

И в корзинку положила.

Супчик вышел то, что надо:

Целых двадцать литров яда!


- Почему суп оказался ядовитым?

Слайд ТЕМА

- Сформулируйте тему урока (учащиеся предполагают тему «Ядовитые грибы»).

- Что бы вы хотели узнать на уроке, чему научиться?


4. Планирование

- Сегодня мы будем исследовать ядовитые грибы и растения. А изучать мы их будем по определённому плану. Давайте его составим вместе.

Для того, чтобы научиться отличать ядовитый гриб со съедобного, нужно знать …. (Как они выглядят)

План исследования ядовитых грибов.

1.Внешний вид.

- Если всё-таки случилось так, что ядовитый гриб или растение были употреблены человеком, и он отравился, нужно уметь … (оказывать первую помощь)

2.Первая помощь.

- И, конечно же, чтобы никогда ничего подобного с человеком не случилось, каждый человек должен соблюдать …. (Правила безопасного поведения)

3.Выработка правил безопасного обращения с ядовитыми грибами.

Слайд «План»

Давайте посмотрим, знаете вы грибы и умеете ли распознавать съедобные и несъедобные.

Слайд ТРЕНАЖЁР

5. “Открытие” нового знания

Грибное коварство известно в природе?

Грибы - двойники существуют в природе.

Внимательным будь, в лес идя, не забудь:

Ошибка закончит твой жизненный путь.

Грибы ядовитые выучи, знай,

В лесу безошибочно их узнавай.

6. Учебные действия по реализации плана

Для работы нам необходимо разделиться на группы.

А поможет нам в этом стихотворение, с которым мы уже знакомы.

Вернёмся к стихотворению . Найдите названия ядовитых грибов. (Выходят к доске и подчёркивают)

Давайте прочитаем: поганка, ложные лисички, мухомор, жёлчный гриб.

На доске рабочие листы с названиями этих грибов, распределитесь на 4 группы. Займите места. Каждая команда выполнит свой проект и в конце урока представит его.

- Работаем по первому пункту плана.

-Найдите фото вашего гриба.(на парте у вас грибы).

-У кого возникли трудности?(мухомора нет)

- Вам поможет учебник. Откройте страницу …. И проверьте правильность выполнения задания. Кто выполнил правильно? Наклейте фото гриба вашей группы.

-Проблема грибников в том, что у каждого съедобного гриба есть ядовитые двойники.



-Давайте отгадаем загадки и найдём съедобные грибы, которые похожи на ядовитые.


попробуем сравнить их, найти различие.

(Учитель читает загадки, дети отгадывают и наклеивают изображения на рабочих листах)

1. Я стою на ножке толстой,

Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шапкой

Снежной, бархатной прокладкой.

(белый гриб)

  1. Растут в лесу сестрички.
    Рыжие…( лисички)

  2. Люблю я в разных шапках быть,

То в жёлтой, то в зеленоватой,

То в красной или сероватой.
Собирай, не мешкай, это…(сыроежки)

4. У него везде грибницы —

На лугу, в лесу, в теплице.
Розоват со всех сторон
Гриб полезный … (шампиньон).


Мухомор вонючий: цвет шляпки меняется от белого до грязно – белого, иногда с розоватым оттенком. Ножка бывает искривлённой.


-На рабочих листах появились тексты о ваших грибах.

-Подчеркните слова, которые показывают различие съедобного гриба от ядовитого.

1 гр.- Несъедобный двойник есть у белого гриба. Это желчный гриб. Вот как их различить. У «царя грибов» шляпка белая или желтовато- коричневая, мякоть на срезе остаётся белой. У его подражателя шляпка снизу розовая, на ножке чёрная сеточка, мякоть на срезе розовеет.


2 гр.- Ложная лисичка лишь по форме имеет сходство со съедобной лисичкой, но по окраске её нельзя спутать. Окраска шляпки у ложной лисички красновато-оранжевая или оранжево-жёлтая. Пластинки ярко-красные или оранжевые. Если сломать ножку ложной лисички, то выступает белый сок.

3 гр.- Мухомор вонючий: цвет шляпки меняется от белого до грязно – белого, иногда с розоватым оттенком. Ножка искривлена, чего нет у шампиньона.


4 гр.- Самый опасный из ядовитых грибов – бледная поганка. Спасти человека, отравившегося ею, почти невозможно. У поганки в основании ножки есть разорванный мешочек, которого нет у сыроежек.

Физминутка «Собираем грибы»

-Я буду показывать и называть грибы.

Если это съедобный гриб – вы наклоняетесь за ним и кладёте в воображаемую корзинку.

Если несъедобный гриб – разводите руки в стороны и делаете повороты головой.

( опёнок, подберёзовик, мухомор, подосиновик, белый гриб, бледная поганка, шампиньоны, маслёнок, желчный гриб, лисичка ложная, сыроежка)


План. 2. Первая помощь.

А сейчас ребята расскажут вам, как надо действовать, если всё-таки произошло отравление ядовитыми грибами.


Слайд 4-5.




Ядовитые грибы

Признаки отравления

Бледная поганка

Мухомор

Сатанинский гриб

Желчный гриб

Ложная лисичка

Ложный опёнок

Тошнота, рвота,

сильная боль в животе,

потеря сознания,

галлюцинации.

Без помощи врача

возможно наступление

смерти!


Первая помощь при отравлениях грибами.

- Слушайте внимательно и запоминайте!

При всяком грибном отравлении, даже лёгком, необходимо немедленно вызвать «скорую помощь» по телефону 03;

Промыть желудок и дать больному выпить подряд 5-6 стаканов воды. Затем вызвать рвоту 3-5 раз, для этого можно дать больному соленой воды;

непрерывно давать ему теплое питье, а при резкой слабости — крепкий чай;

Остатки грибов, вызвавшие отравление, сохранить до прихода врача для исследования в лаборатории.


-Проверим, насколько внимательно вы слушали ребят.

-На партах конверты с надписью ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ

-Выберите карточки с правильным ответом и наклейте их на рабочие листы.

- Вызвать «скорую помощь»

- Помазать йодом.

-Промыть рану водой.

-Дать обильное питьё, вызвать рвоту (промывание желудка).

-Уложить больного.

- Сохранить остатки грибов для исследования в лаборатории.

План. 3. Правила безопасного обращения с несъедобными грибами


- Ребята, ну, а если всё же случилась беда. Вы отравились грибами. Что делать? (ответы детей)

- Возьмите конверт Правила безопасного обращения с несъедобными грибами

-Перед вами различные утверждения, если вы согласны с ними – наклейте на рабочий лист.

- Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь.

- Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.

- Можно собирать грибы возле шоссейных дорог. В этих грибах накапливаются полезные вещества.

-Обязательно нужно советоваться со взрослыми, которые лучше вас разбираются в грибах и растениях.

- Не уничтожайте несъедобные грибы.

- Ни в коем случае не пробовать на вкус незнакомые грибы.

-Никогда не собирайте грибы у дорог и предприятий. (Гриб вбирает в себя ядовитые вещества).

Защита проектов.

Рефлексия.

-Что больше всего запомнилось на уроке?

-О чём самом главном мы должны помнить?

-Зачем нам нужно знать ядовитые растения и грибы?

У вас на столе лежат листочки. Оцените свою работу и ощущения на уроке:

Кому было интересно, комфортно на уроке – приклейте солнышко.

Кому было, что-то не понятно, чувствовал себя не очень комфортно, или не всё получалось, как хотелось …

Кому было не интересно…

- Спасибо всем за урок!

8. Домашнее задание

Подготовьте сообщения о других грибах, нарисуйте одно из растений.

9. Итог урока

Оценки

Сегодня все должны понять:

Природу надо охранять.

Она, как малое дитя,

К тебе протягивает руки.

И дарит всем нам красоту,

Чтоб мы не знали в жизни скуки!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя