СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира в 4 классе Тема: «Природные зоны холодного пояса. Тундра»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Животный мир тундры своеобразен и отличается от животного мира Крайнего  Севера. Густая шерсть, пушистое оперенье спасает зверей от сильных морозов, а светлая окраска делает их незаметными на снегу. Все животные тундры малотребовательны к пище.

   Одним из наиболее характерных представителей животного мира тундры являются лемминги. Это трогательное мохнатое существо, чем – то напоминающее хомяка. Зиму эти зверьки проводят под снегом. Ими питаются хищники – песцы и полярные совы.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 4 классе Тема: «Природные зоны холодного пояса. Тундра»»

Урок окружающего мира в 4 классе

Тема: «Природные зоны холодного пояса. Тундра»


Цели:

  • сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры,

  • познакомить с её географическим положением, животным и

растительным миром;

  • развивать речь учащихся, умение работы с картой, воспитывать любовь к Родине.


Оборудование: карта «Природные зоны России», атласы, экспедиционные задания, листы – отчёты, гербарии растений тундры., иллюстрации животных разных природных зон, иллюстрации растений разных природных зон.

Презентация


  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

-Как называется природная зона, в которой наша экспедиция побывала на прошлом уроке?

(Арктика. Арктические пустыни. Зона ледяных пустынь)

- Как ещё называют Арктику?

(Царство холода, снега и льда)

-Почему ее так называют?

- Покажите эту природную зону на карте.

(Огромное пространство Северного Ледовитого океана с морями и островами. Показ морей и островов.)

-Почему в этой природной зоне такие суровые условия?

(Солнце направляет на это пространство косые лучи, и оно светит, но не греет. Дуют сильные ветры, зимой метели. Температура воздуха опускается до минус 60 градусов).

-Какие природные явления можно наблюдать в Арктике?

(Северное сияние, полярный день, полярная ночь).

-Назовите животных, обитающих в Арктике.

- Расскажите, как они приспособились к суровым условиям севера.

(Белый медведь, моржи, тюлени – густая шерсть, подкожный толстый слой жира. Чистики, тупики, кайры – густая, светлая окраска перьев; яйца откладывают прямо на скалах)

- Среди названий организмов выберите те, которые являются кормильцами для обитателей Арктики: планктонные растения, планктонные животные, рыбы, морская звезда, белые медведи, тюлени (на доске).


  1. Сообщение темы и целей урока.


– Новая природная зона приглашает нас

И опять в экспедицию отправляется класс.


- Сегодня мы отправляемся в путешествие южнее зоны ледяных пустынь.

- Найдите на карте природных зон зону, расположенную южнее арктических пустынь.

- Как она называется?

( Тундра)

- Определите дальнейший маршрут нашей экспедиции.

( На доске появляется маршрут: «Первомайская СОШ – Арктика – Тундра». Слово «Тундра» выделено ).

- Члены экспедиции – географы, ботаники, биологи.

- Давайте определим, с какой целью мы отправляемся в ещё одну зону холодного пояса – тундру?

( Географам предстоит выяснить, каковы природные условия тундры?)

Каков растительный мир тундры? – выясняют ботаники.

Каков животный мир тундры? На этот вопрос предстоит дать ответ зоологам.

(Учащиеся делятся на группы, получают карточки-названия группы: «Географы», «Биологи», «Ботаники»).


  1. Работа с картой «Природные зоны», атласами.

Прогнозирование климатических условий, растительного и животного мира тундры.


-Где расположена тундра?

-На каком материке?

(Тундра расположена на материке Евразия южнее зоны Ледяных пустынь. Протянулась с запада на восток почти по всему побережью морей Северного Ледовитого океана).

-Опираясь на ваши знания, попробуйте предположить, каковы природные условия тундры?

(Находится на побережье северных морей, значит там холодно. Падают косые солнечные лучи – зима долгая и холодная, лето короткое и прохладное. Много снега. Небогатая растительность и животный мир).

-У вас получился хороший коллективный рассказ – описание тундры. Но это лишь предположение.

Я лишь хочу добавить, что в переводе с финского языка слово «тундра» означает «бесплодная» или «враждебная».

- Как же выглядит на самом деле тундра?

- Это и предстоит выяснить нашей экспедиции.

Итогом экспедиции будет научная конференция, на которой, каждая группа расскажет о проделанной работе.


  1. Работа по теме урока.

А) получение маршрутного задания (приложение)

Б) определение алгоритма выполнения задания

В) самостоятельная работа в группах.

Г) отчет группы о выполненном задании с иллюстрированием на карте.


  1. Итоги выполнения задания.


Отчёт географов


- Есть ли дополнения у членов экспедиции?

-Да, действительно. Ребята, климат в тундре холодный. Даже в самый тёплый месяц температура воздуха не превышает 10 градусов выше нуля. Земля успевает оттаять совсем не на много. Если копнуть лопатой, то вначале она входит в землю легко. А потом, словно натыкаешься на камень. Но это не камень. Это замёрзшая земля, которая никогда не оттаивает – вечная мерзлота.

  • короткое прохладное лето

  • многолетняя мерзлота

  • длинная, морозная зима

  • глубокие снега

  • сильные метели

Всё это характерные признаки природных условий тундры.


Отчёт ботаников


- Возможна ли жизнь в этих суровых условиях?

На этот вопрос пытались ответить ботаники.

- чтение отчёта

- фиксирование иллюстраций растений на карту (обоснование выбора или не выбора предложенных иллюстраций)

- Есть ли дополнения у членов экспедиции?


Рассказ учителя.

Рассказ сопровождается показом гербарий растений тундры:

голубика, черника, брусника, морошка, карликовая берёзка, мхи.

-Все растения тундры низкорослые или стелются по земле. Это спасает их от ветров и от вымерзания зимой.


- А теперь слово зоологам. Чем интересен животный мир тундры?

Отчёт зоологов


Рассказ учителя


- Животный мир тундры своеобразен и отличается от животного мира Крайнего Севера. Густая шерсть, пушистое оперенье спасает зверей от сильных морозов, а светлая окраска делает их незаметными на снегу. Все животные тундры малотребовательны к пище.

Одним из наиболее характерных представителей животного мира тундры являются лемминги. Это трогательное мохнатое существо, чем – то напоминающее хомяка. Зиму эти зверьки проводят под снегом. Ими питаются хищники – песцы и полярные совы.

По тундре бродят огромные стада северных оленей – диких и одомашненных. Олень здесь и кормит людей, и одевает, и обувает. Одежда и обувь из оленьих шкур тёплая, лёгкая и красивая. Зимой олени на лёгких санях возят по бескрайней тундре людей, грузы. Удивительное животное северный олень – крупное, сильное, выносливое. День-деньской работает, а распрягут – сам себе еду добывает. Разгребёт копытами снег, а там кустистый лишайник, им и питается.

Летом в тундру прилетает много птиц, т. к. много корма: мошек, комаров. Прилетают чайки, гуси, кулики, красавец тундровый лебедь.


КРАСНАЯ КНИГА Охрана природных богатств тундры.

- Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники. Некоторые виды животных уже совсем исчезли.


Занятия людей. В суровых условиях природа щедра своей незащищенностью. В тундре обнаружены огромные запасы нефти и газа, тундра – это ягодники и пастбища. Построены крупные города.


Работа с картой. Подведение итогов научной конференции.


Определите КТО ЛИШНИЙ НА СЛАЙДЕ?


  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.


Задания чукотского мальчика Тункай.


-Знаешь ли ты, чем питаются олени? Выбери из предложенных ответов правильный:

-олени едят мясо, суп, картошку;

- олени едят всё, что попадается;

- олени едят ягель – олений лишайник, который растет в тундре, а так же летом траву и грибы.


В каждом доме чукчи или эвенка обязательно есть собаки, да и не одна и не две. Расскажи, зачем на Севере нуж­ны собаки.

О чём тебе больше всего хотелось бы рассказать другу, вернувшись из экспедиции?

Попробуйте оценить собственные знания и умения следующим образом:

1. Я все понял, смогу объяснить другому.

2. Я понял материал, смогу объяснить другому, но при некоторой помощи учителя.

3. Я понял материал частично.

4. Я ничего не понял.

С помощью значков определите вашу комфортность на уроке





ПРИЛОЖЕНИЕ

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ГЕОГРАФОВ

Природные условия тундры



Зона тундры тянется вдоль берегов морей…………… ………………..океана.

Туда попадают…………….(косые, прямые) солнечные лучи.

Поэтому они………………(плохо, хорошо) согревают землю.

Уже в……………………(сентябрь, январь) начинается зима.

Солнце почти не показывается на горизонте.

Наступает………………….(полярная ночь, полярный день).

Температура опускается до……, ……………, градусов ниже 0.

Мелкие реки……………..(промерзают, не промерзают) до дна.

Часто вымерзают растения,……..(не укрытые, укрытые) снегом.

Лето…………….(длинное, короткое) и………. (тёплое, прохладное).

Круглые сутки (темно, светло).

Стоит (полярный день, полярная ночь).

За это время оттаивает только……………………………. (верхний, толстый) слой земли, а глубже остаётся многолетняя мерзлота.




МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ЗООЛОГОВ


Животный мир тундры

Животный мир тундры отличается своими особенностями.

Шерсть у животных ………………………………………… (густая, редкая ).

……………………………………… (редкое, пушистое) оперенье спасает птиц от сильных морозов.

……………………………………. (пёстрая, светлая ) окраска перьев, шерсти делает животных незаметными на снегу.

Постоянные жители тундры – б……………………. к………………… и б…………………….. с…………………… .

Летом в тундре много насекомых: к…………………. , м…………………….. , с…………………. .

Самое крупное животное тундры …………………………………., не проваливаться в снег ему позволяют …………………… ( длинные ноги, широкие копыта ).

За оленьими стадами бродят п……………….. в……………… .

Также в тундре живут п……………………., л………………………. .



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!