СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира в 4 классе "Умеем ли мы общаться"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 4 классе "Умеем ли мы общаться"»

План – конспект урока по окружающему миру

в 4 классе по теме:

«Умеешь ли ты общаться ».

Предмет: окружающий мир.

Тема: «Умеешь ли ты общаться»..

Цель:

1.формирование у учащихся красивой правильной речи, культуры общения.

2.развивать умения вежливо общаться друг с другом и взрослыми.

3.прививать желание стараться всегда делать приятное другим людям.

Задачи:

 - учить грамотно формулировать свои мысли, мотивировать свою точку зрения;

 - развивать умения анализировать поступки;

 - воспитывать уважительное отношение к свободе и нравственному выбору человека;

 - формировать уважение к людям, к окружающему миру, к самому себе;

 - формировать умения работать в группе.

УУД:

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

- этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

-навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Умён ты или глуп,

Велик ты или мал,

Не знаем мы,

Пока ты слова не сказал.

Древний поэт Саади

Подготовительная работа:

1)2 фразы, разрезанные на части;

2) дерево

3) 2 скороговорки, записанные на 2-х полосках бумаги. 3) 2 команды;

Ход занятия

  • Учитель:

Дети рассаживаются на 2 команды

  • 1) Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять»!

  • Здравствуйте, прежде чем начать работать, я предлагаю вам встать всем в круг настолько близко, чтобы почувствовать плечо соседа.

  • Давайте возьмёмся за руки. Подарим друг другу тепло своих ладоней.

  • Я просто счастлива быть с вами, потому что знаю, что вы все умеете великолепно работать и отдыхать.

  • Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте здоровья и успеха.

Я верю, что у нас получится отличный урок, ведь нас объединяют общие интересы. Я помогу вам в работе, а вы, надеюсь, будете моими помощниками.

Учитель: (СЛАЙД)

- Прочитаем эпиграф и ответим на вопрос: - О чём сегодня будем говорить?


«Умён ты или глуп,

Велик ты или мал,

Не знаем мы,

Пока ты слова не сказал.»

Древний поэт Саади

Беседа.

- Мы уже знаем, что верно оценить человека с первого взгляда нельзя.

- А что нужно для этого? (пообщаться)

- Попробуйте сформулировать тему урока. (СЛАЙД) ( «Умеешь ли ты общаться?»)

-Да, как только человек заговорит, его речь сразу откроет все секреты: грамотен ли он, насколько культурен, как хорошо образован и т.д.

Пример представьте себе: стильно одетый молодой человек, войдя в автобус, воскликнул:

-Ой, местов-то сколь!

-Что вы можете сказать об этом молодом человеке?

(Он потерял всякий интерес окружающих.)



- О культуре речи мы говорим и в школе, и дома. (Думаю, и ваши родители поправляют вас, когда неправильно говорите). К сожалению, в настоящее время в русской речи происходят вещи недопустимые. Причём, этому способствуют СМИ (средства массовой информации – телевидение, газеты, радио, интернет), в первую очередь, телевидение. А культура речи тесно связана с такими понятиями, как этика, этикет- правила, установленный порядок поведения людей в обществе.

Литературный язык - это язык , обработанный мастерами слова, и учить его нужно всю жизнь. Это язык учреждений, школы, науки, прессы.

Знайте, что «убогое слово тянет убогую мысль».

  1. В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости. Вежливость - неотъемлемое качество общения. Давайте же поиграем в "Речевой этикет". (СЛАЙД)

  • Назовите слова приветствия. (Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Приветствую вас! Привет! Салют!)

  • Выскажите просьбу. (Вы можете мне сказать?.. Не могли бы вы мне?.. Скажите, пожалуйста... Разрешите попросить вас... Не могли бы вы?.. Будьте добры!)

  • Какими словами лучше всего начать знакомство? (Разрешите представить вам... Разрешите познакомить вас... Познакомьтесь... Как тебя зовут? Вы знакомы? Позвольте познакомиться.)

  • Как принято извиняться в культурном обществе? (Приношу вам свои глубокие извинения... Позвольте мне извиниться... Не могу не принести вам свои глубокие извинения... Простите за...)

  • Есть ли несколько слов утешения и ободрения у тебя в запасе? (Не огорчайтесь... Нет повода для беспокойства... Нет ничего плохого в том, что... Все будет хорошо... Успокойтесь...)

  • Слова благодарности. (Благодарю вас... Спасибо. Разрешите поблагодарить вас... Заранее благодарен... Признателен вам... Примите мою благодарность.)

  • Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя? (До свидания! Надеюсь видеть вас еще! Доброго пути! До завтра! Всего хорошего! Всегда рады вас видеть! Приятно было познакомиться!)

2.«Давайте поздороваемся» (СЛАЙД)

  • -Откуда пошла традиция подавать правую руку для приветствия?

(Уходит корнями в прошлое, во времена рыцарей. Её смысл- показать, что в руке нет оружия.). Интересно: рабы Древнего Рима в знак приветствия обнажали обритые головы. «Я тебя не опасаюсь».-значил этот жест.

  • -Как сейчас эта традиция выполняется у военных?(Отдают честь при встрече).

  • -В течение 1 минуты подберите фразы речевого этикета для извинения.

Кто больше? (Прошу простить…Мне неловко…Извините пожалуйста…)

  • В чём ошибка, когда говорят «извиняюсь»? (Его извиняют, а не он сам себя. Поэтому правильно: извините)

3. «Лучший знаток этикета» (СЛАЙД)

-Как можно приветствовать друг друга и в каких случаях?

(Кивок, жест, рукопожатие, слово, объятие)

-Кто первым здоровается при входе в помещение? (Входящий)

-Когда впервые встречаемся с людьми ,кто должен представляться первым?

(старший подаёт руку младшему, женщина- мужчине, начальник- подчинённому.

-Кто должен здороваться первым на улице: стоящий или проходящий?

(Проходящий)

-Если опоздали в кинозале, театре, куда садиться? Нужно ли искать своё место? (Нет. На ближайшее свободное место).

-Ты идёшь с товарищем по улице, Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да).

-Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними? Как это сделать?

(Да. Можно просто кивнуть.)

-При разговоре по телефону кто здоровается первым? (Тот, кто звонит).

-Если связь прервалась, кто должен перезвонить? (Кто звонит).

*Работа по учебнику: (слайд)

4. При общении очень часто возникают трудные ситуации – инсценировки (СЛАЙД), найти выход из которых порой нелегко. Но нужно. Попытаемся это сделать.

  • Ира обижена: "Вчера ты, Витя, шел мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо". Витя удивлен: "А почему я должен здороваться? Ты меня первая увидела, вот бы и поздоровалась". Кто прав? (Кто культурнее, тот первым здоровается.)

  • Настя говорит: "Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка такая вредная, что я не хочу ей здоровья желать. Что же мне, притворяться?" Права ли Настя?

  • Тебя обозвали. Твоя реакция? 
    1. Отделаюсь шуткой (демонстративно раскланяюсь и поблагодарю за "хорошие" слова). 
    2. Отблагодарю тем же (обзову). 
    3. Пожалуюсь старшим.

5.  Какими же качествами характера(СЛАЙД) должен обладать человек, который достоин подражания, которому можно всегда и во всем довериться? 
    (Слова разделить на два столбика : положительные и отрицательные качества.) 
    Положительные: доброжелательность, безотказность, тактичность, миролюбивость, вежливость, честность, великодушие, гостеприимность, деликатность, добросердечность, жизнерадостность, инициативность, остроумие, отзывчивость, простосердечие, скромность, справедливость, корректность, целомудрие, неподкупность, любовь к Родине. 
    Отрицательные: грубость, бестактность, несдержанность, придирчивость, раздражительность, агрессивность, завистливость, равнодушие, болтливость, вздорность, ехидность, жадность, занудство, злопамятность, легкомысленность, лицемерие, корыстолюбие, небрежность, назойливость, обидчивость

6. « Собери фразу» (СЛАЙД).

(На полосках бумаги написаны фразы. Полоски разрезать на несколько частей. Кто соберёт быстрее?)

    1. «В человеке должно быть всё прекрасно: и душа, и одежда, и лицо, и мысли» А. П. Чехов.

    2. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

    3. Нет друга, так ищи, а нашел, так береги.

    4. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

    5. Старый друг лучше новых двух.

    6. Дерево держится корнями, а человек – друзьями.

    7. Один за всех и все за одного.

Учитель: - Давайте проверим, насколько правильно вы говорите.

ФИЗМИНУТКА: (СЛАЙД)

7. - Изобразите с помощью мимики и пантомимики (СЛАЙД) то, что написано на карточке.

А другая команда должна озвучить.

1. Дай мне, пожалуйста, ручку.



3. Я читаю интересную книгу.



4. Девочка ест мороженое и никому не даёт.



5. Мальчик играл в мяч, но у него его забрали.



6. Ребёнок испугался собаки.

8. А теперь я предлагаю всем самое серьезное задание. Суть его такова. В течение 5 мин написать свои предложения в общий свод законов общения нашего класса(СЛАЙД).

За основу можно взять опыт всего человечества. Кто-то вспоминает заповеди из Библии, а кто-то - советы психологов... 
    (Законы, о которых у нас речь, можно обобщить и записать, например, так1. Самый главный человек на свете - это тот, кто перед тобой. Полюбите его, найдите положительные качества в нем. Дарите ему знаки внимания и уважения.

2. Ищите то, что вас сближает, старайтесь не противоречить собеседнику по любому поводу.

3. Старайтесь не отзываться о людях дурно, ни в чем не обвиняйте собеседника.

4. Стройте общение на равных, не смотрите на собеседника свысока.

5. Берегите собеседника, избавьте его от обид и обвинений.

6. Не спорьте по мелочам.

7. Не спорьте с тем, с кем спорить бесполезно.

8. Не спорьте с тем, кому важнее спор, а не истина.

9.Ищите возможность согласиться, а не возразить.

10.Стремитесь не к победе, а к истине и миру.

    Учитель:

- В заключение дам вам еще несколько таких рецептов поведения: (СЛАЙД)

Невежливо во время разговора отводить кого-нибудь в сторону, чтобы говорить с ним отдельно; еще более невежливо подслушивать, что говорят двое в стороне; в таких случаях следует просто отойти от них подальше. 
    Никогда не шепчитесь в гостях. Не прерывайте говорящего. Если кто-то заговорит одновременно с вами, приостановитесь, и дайте ему окончить... 
    В обществе и за столом не спите, хотя лучше молчать, чем говорить слишком много. Никогда не говорите другим того, что было бы неприятно выслушать вам самим. Грубые, резкие слова часто возвращаются бумерангом и бьют говорящего сильнее того, кому они направлены. Я думаю, что после сегодняшней игры мы еще раз задумаемся о нашем отношении к своим ближним.

Итоги. Рефлексия.