I Организационный момент | Приветствие. Дети присаживаются. Читаю стихотворение. | (Слайд 2) Ужасно интересно всё то, что неизвестно! Мы тайны разгадаем и мир большой познаем! -Ребята, сегодня на уроке мы будем работать творчески, с интересом, с удовольствием. (Слайд 3) -Вместе с вами на уроке будет путешествовать маршрутный лист самооценки. Результаты после работы каждый сможет отметить на своём листе. | Слушают По ходу урока заполняют маршрутный лист самооценки | Л: воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания Р: владение навыками самоконтроля |
II Актуализация знаний. Минутка календаря. | На слайде ребус. Дети отгадывают его. Ученица в роли синоптика рассказывает о погоде на сегодня Рассказ учителя о народном календаре Эмоциональный настрой на урок | -Я предлагаю всем поработать. (Слайд 4) Разгадайте ребус. (Слайд 5) Ответ: календарь. -Оцените свою деятельность в маршрутном листке. (Слайд 6) -Кто выступит в роли синоптика и расскажет о погоде на сегодня? Елизавета Найдёнова - Сегодня 21 ноября; температура воздуха - ; облачность - ; осадки - ; ветер - . -Спасибо, Лиза. (Слайд 7 с фоном музыки из прогноза погоды) Через несколько дней наступит 24 ноября. По народному календарю - это Мартынов день. Начало больших морозов. По этому дню определяли будущие прогнозы на зиму. Если в этот день осадки, то быть оттепели до 4 декабря. С этого дня матушка - зима встаёт на ноги и вступает в полноправие. (Слайд 8) А если на небе много звёзд, то жди в следующем году добрый урожай грибов и ягод! (Слайд 9) Кого заинтересовал народный календарь, то вы можете проверить его приметы самостоятельно. Воспользоваться календарём можно в нашей школьной библиотеке. - Ребята, а какой прогноз погоды в нашем классе сейчас? Покажите, пожалуйста, карточку, которая соответствует вашему настроению. -Я думаю, что к концу урока ваша погода станет ещё лучше. | Отгадывают ребус Работают с листком самооценки Одна ученица выступает в роли синоптика (Найдёнова Елизавета) Слушают рассказ учителя о народном календаре Выбирают солнышко, облачко или тучку в соответствии с настроением | Р: выполнение и контроль учебного действия П: умение слушать и слышать. Л: восприятие речи учителя и проявление внимания. К: умение выражать свои мысли |
III Постановка проблемы | Показ двух фотографий на слайде Рассказ учителя Вопросы учителя Вопросы и вывешиваю на доску четыре цвета | (Слайд 10) -Ребята, я бы хотела с вами посоветоваться. Перед вами две фотографии. Какую из них можно отправить на фотоконкурс "Мир заповедной природы"? Почему? Как вы понимаете слово "заповедный"? Какое однокоренное слово знаете к этому слову? (Слайд 11) Заповедник - это территория, находящаяся под охраной, где запрещена охота на животных и птиц, где нельзя собирать ни цветы, ни травы. А какие заповедники нашей области знаете вы? Молодцы, правильно! Посмотрите на эти фотографии. (Слайд 12 в сопровождении музыки леса) "Витимский заповедник" - один из красивейших мест в нашей области. Там всё прекрасно. "Баргузинский заповедник" - один из старейших заповедников России. Создавался с целью восстановления и сохранения популяции соболя. "Байкальский заповедник" - единственный из заповедников на Байкале, который не имеет выход на берег озера. Посмотрите, как же прекрасны творения природы! Ими бы только восхищаться. Если бы не одно тягостное обстоятельство: растения заповедников очень редкие и им угрожает опасность исчезновения. Как вы думаете, а растения умеют разговаривать? Ребята, я слышу какой - то шум. Да это кто - то разговаривает. Кто же это? -Ребята, почему растения, герои инсценировки, считают, что их защитит Красная книга? Предположите, о чём мы будем говорить на уроке? (Слайд 13) -Кто сможет назвать тему урока? Какие вопросы возникают о данной теме? (Слайд 14) -Какие учебные задачи мы поставим перед собой? Что вы уже знаете о Красной книге? Что бы ещё хотели узнать? Оцените свою работу в маршрутном листе. Почему эта книга имеет такой цвет? (Слайд 15) -Каждый из вас слышал о Красной книге, но не все знают её историю. Про неё нам расскажет Науменко Варвара. -Подумайте, по какому принципу выбирались цвета? | Выбирают фотографию для конкурса Дают определение слову "заповедный" и называют "заповедник" Называют заповедники Рассматривают фотографии и по ходу отвечают на вопросы Сценка "Разговор растений" (Оглы София и Дьяконов Назар) Незабудка: -Доброе утро, дорогой Ландыш. Ландыш: -Доброе утро, если оно доброе. Вот вчера к нам в лес приходили ребята на экскурсию. И когда меня увидели и моих братьев, то набросились на нас. Даже и не знаю, как я жив остался! Остальных вырвали, собрали в букет и унесли домой. Незабудка: -Ой, мне страшно! Что же нам делать? Ландыш: - Я слышал от одной девочки, что есть какая - то Красная книга, которая берёт под охрану животных и растения. Незабудка: - Так давай скорее пойдём к этой книге. Пусть она нас защитит!!! Отвечают на вопросы Работа с маршрутным листом Науменко Варвара: -Учёные мира создали Международный союз охраны природы. В 1966 году Международная Красная книга была издана в необычном виде: обложка красная, а страницы разноцветные: красные, жёлтые, зелёные, чёрные. | П: выделение существенных признаков предметов, обобщение знаний Л: проявление уважения к одноклассникам Р: определение и формулирование цели деятельности на уроке К: умение выражать свои мысли Р: выполнение и контроль учебных действий К: аргументирование своей точки зрения, умение выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли |
IV Изучение нового материала ( проектная деятельность) | На разноцветных листках появляются слова: чёрный - исчезнувшие, красный - исчезающие, жёлтый - сокращающиеся, зелёный - восстановление. Работа в группах по заданию. Раздаю конверты № 1 каждой группе, в которой лежат ребусы. Раздаю конверты № 2, в которой инструкции о последовательности выполнения учебной задачи. | Доклады учеников про цвета страниц Красной книги -Мы полистали страницы Международной Красной книги. Оцените работу. ФИЗМИНУТКА -А сейчас я предлагаю создать Красную книгу нашей области. -Вы сидите в группах. Каждая группа будет создавать свою книгу. А о ком, вы узнаете, разгадав ребус, который находится в конверте. -Итак, отгадали ребусы? 1 группа - растения; 2 группа - звери; 3 группа - птицы; 4 группа - насекомые; 5 группа - рыбы. Молодцы! Но самое главное - это распределить обязанности в группе, чтобы всё получилось. Выберите: кто режет, кто клеит, кто читает информацию, кто выполняет задание. (Слайд 17) После этого нужно подготовить сообщение по плану. У каждой группы есть инструкция. Сначала прочитайте её. На выполнение задания 10 минут. _А сейчас каждая группа представит нам свои "Красные книги". Расскажите о любом животном и растении, которое вы изучили по плану. (Слайд 18) "Красная книга Иркутской области". Отметьте в маршрутном листе работу вашей группы. | Комарова Екатерина рассказывает про тех, которых мы никогда уже не увидим и крепит картинки на доску. Лю - юй Милана рассказывает про тех, которые особо редкие и вот - вот исчезнут и крепит картинки на доску. Азимова Ойшабиби рассказывает про тех животных, количество которых быстро снижается и крепит картинки на доску. Зыкова Алина рассказывает о животных , которых удалось сохранить и спасти от вымирания и крепит картинки на доску. Работа с маршрутным листом. Выполняют движения под музыку Работают по группам Защита проекта Отмечают в маршрутном листе. | Р: выполнение и контроль учебных действий П: умение извлекать нужную информацию Р: планирование учебной деятельности. Л: применение навыков делового сотрудничества. К: аргументирование своей точки зрения. Р: умение работать по инструкции. Р: оценивание и анализ результата своей работы |
V Применение знаний на практике (этап закрепления) | Раздаю тесты | (Слайд 19) -Сейчас мы проверим, как вы усвоили тему "Красная книга". Возьмите тест и ответьте на вопросы, выбрав один ответ. Выбранные буквы запишите в таблицу ниже. - Так, молодцы, справились? Какое слово получилось в итоге? - У кого получилось данное слово, тот берёт конверт № 3 и надевает значки "Знатоков" | Отвечают на вопросы Называют слово "ЗНАТОК" Надевают значки и в листе отмечают справились с тестом или нет | П: умение выделять необходимые знания для решения задачи, проводить анализ учебного материала. Р: умение оценивать весомость суждений. Л: восприятие речи учителя, проявление внимания. Р: умение оценивать и анализировать результаты своей работы |
VII Рефлексия учебной деятельности | У детей на столах карточки с солнышком, тучкой и облачком | -А теперь покажите ещё раз погоду в конце нашего урока. (Слайд 23) Отметьте своё настроение в маршрутных листах | Выбирают карточку Работают с маршрутным листом | Л: самооценка на основе критериев успешности. Р: умение осуществлять итоговый контроль деятельности. |