СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира во 2 классе "Моя семья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан по программе "21 век", 2 класс

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира во 2 классе "Моя семья"»

Карпова В.Д.

Урок окружающего мира во 2 классе.

Тема: «Что такое семья?»

Цели:

  • познакомить детей с понятиями «семья», «поколение», «домочадцы»;

  • формировать представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге;

  • помочь становлению нравственных представлений учащихся о внутрисемейных отношениях, сплотить детей и родителей;

  • развивать семейное творчество и сотрудничество семьи и школы;

  • воспитывать у учащихся чувство любви и уважения к родителям, гордости за свою семью;

  • сплотить классный коллектив;

  • воспитывать чувство гордости за свою семью.

Оборудование:

  • учебник “Окружающий мир. 2 класс” (под ред. Н.Ф. Виноградовой),

  • мультимедийный проектор,

  • Презентации Microsoft Power Point, созданные совместно родителями и учениками.

Формы: фронтальная, индивидуальная, в парах

Методы и приемы: словесный (беседа, рассказ), практические (упр.)

Технологии: здоровьсберегающие, проблемного и игрового обучения

Тип урока: изучение нового материала



ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Рефлексия

Звучит песня в исполнении Ю.Антонова “Под крышей дома твоего”.

– Подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?

2. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи. Формулировка целей

– Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. Как вы понимаете пословицу:  И стены в доме помогают.
Родной дом – это исток, начало начал. У каждого он свой. Родной дом– это и детство в нем, и сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг.

 Давайте вместе подумаем, как ёще можно назвать дом.
– А изначально дом – жилище, изба. В древне – русском языке слово «истба» означало «теплое помещение». Т.Е. тепло.

Мы сейчас построим дом, а фундаментом будет слово… а какое послушайте одну легенду.

В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово.
– Какое слово написал старец? Отгадайте. Ни по ние ма

(на доске)

 (На листе было написано слово «понимание»)




 Чтобы всем в доме было тепло, давайте соберем то, что нам для этого необходимо. Я хочу, чтобы в этом доме была доброта. А вы?

(Во время проговаривания учениками учитель на доске в вывешиваем слова. В результате выстроен дом. На крыше записано слово «ТЕПЛО».)

– Вот мы построили дом, в котором тепло. У вас на столе лежат конверты выберите №1, там сердечки выберите слово, которое вам понравилось на домике и запишите его на сердечке. Кто будет жить в этом доме, вы узнаете, отгадав ребус.

На доске появляется 

– Кто догадался? Мы начинаем изучать раздел «Кто живет рядом с тобой» и поговорим сегодня о семье. Итак, тема урока «Семья». (переварачиваю лист)  

О чем бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

3. Работа по теме урока

– Сегодня на уроке мы должны будем выяснить: Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Чем семья отличается от другой группы людей? Как называют членов семьи? Как называют людей одного возраста?

Что же такое семья? Где мы можем узнать об этом. Где взять информацию?

Правильно из словарей, из интернета, спросить у взрослых.
– Давайте обратимся к словарю. Прочитайте значение слова «семья» в словаре.

Словарь Ожегова С.И.: (3 слайд)

1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Вы нарисовали рисунок своей семьи. Мы оформили выставку. Кто хочет рассказать о том, что вы отразили в своем рисунке? Как бы вы назвали нашу выставку?  (Дети рассказывают о своих семьях)

Стр.72 читают в учебнике что такое семья.

4. Работа в парах и составление схемы

– А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю выполнить следующее задание: найдите конверт №2 , прочитайте предложения. Найдите смысловые ошибки. Подумайте, может ли то, что написано в предложении, быть признаком хорошей дружной семьи?

(Конверт №1) поработайте в парах

Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи своё хозяйство.

 (У каждой группы лежит карточка с текстом и дети по очереди читают и исправляют, а на доске появляется схема –  

-Члены семьи любят и уважают друг друга;

-живут в одной квартире;

-распределяют деньги на покупки в хозяйство;

-вместе отдыхают и проводят свободное время;

-занимаются домашним хозяйством



– Что их еще может объединять? (Ответственность друг за друга, чувство взаимопомощи, нежность, взаимопонимание)

5. Самостоятельная работа (поиск слов на страницах учебника)

В старину членов семьи называли «домочадцами»

В одной семье могут быть люди разного возраста, т.е. люди разных поколений. Как вы понимаете значение слова «поколение»? Прочитаем в учебнике на с. 73
Поколение – люди одного возраста, живущие в одно время. Все ученики нашего класса – это одно поколение – младшее, ваши дедушки, бабушки – это люди другого поколения, старшего поколения.

Кто живет в вашей семье? Мама, папа (1 поколение), брат, сестра (младшее поколение), бабушка, дедушка (старшее поколение) Вывешиваем на доске в виде ромашки
Семья бывает маленькой и большой. В семье могут жить несколько поколений. 
– А у кого из вас в семье проживает несколько поколений?  Поднимите руку. (Сообщения детей)

6. Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я.
Вместе дружная семья.

– Почти у каждого человека есть и другие родственники. Кто это? (Это родные дяди и тёти, двоюродные братья и сёстры). Вывешиваем остальных в ромашку Дядя, тетя

– Какая семья называется многодетной? (В которой 3 и больше детей)
Встаньте кто из многодетной семьи.

А сейчас для того, чтобы узнать о ваших родственниках поближе поиграем в игру “Встаньте все те, у кого…”

  • У кого есть старший брат.

  • У кого есть младшая сестра.

  • У кого бабушка и дедушка.

  • У кого дальние родственники живут в другой стране.

  • У кого проживает в доме 3 поколения

  • У кого есть сын или дочь.

– Ну, вот мы про вас намного больше узнали.



Каждый человек индивидуален и у каждого человека есть имя, отчество, фамилия.

Фамилия это ваша сила, это ваш род. По отчеству можно узнать имя папы. Отгадайте как зовут моего папу. (Дима)

А вот имя. Что имя? Звук, оброненный случайно,
В котором нет ни смысла, ни значенья?
Конечно, нет! И в именах есть тайна.
И таинство есть имянареченье.

Хотите узнать почему меня назвали валентиной, валей………….

– Имена детям выбирают родители. Может быть кто то знает что обозначает его имя. (Несколько ответов детей).
– Хорошо, молодцы!

7. Формирование практических умений и навыков

– А может ли человек жить один и называть себя семьей?
Послушайте историю, которая произошла с одним мальчиком.

Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился. И было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. И был очень старый, но очень мудрый.
– Куда ты идешь? – спросил старик.
– Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
– Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, – предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки.
– Посмотри! – сказал старик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, весте грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами. (Слайд 8)
Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по-настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась ……

-Семья это важно, семья это сложно. Соня продолжи пожалуйста

Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

В семье каждый из нас имеет множество воплощений. Я – жена, мать, сестра, дочь, тетя, племянница… А теперь мы посмотрим, знаете ли вы своих родственников, и кто кому кем приходится. Встаньте пожалуйста.

Игра « Кто кому кто?» Передаем мяч.

– Даша, ты кто для мамы? (Дочь) передай мяч кому хочешь
–……, кто называет тебя сыном? (Папа)
–….., ты кто для бабушки? (Внук)
– ….., у папы есть мама. Кто она тебе? (Бабушка)
– ….., у мамы есть сестра. Кто она тебе? (Тетя)
– ……. у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? (Двоюродные братья и сестры

- ….. кем приходится мамина мама папе. (Теща)

Где мы можем взять информацию? У взрослых

Молодцы ребята сели на места.

Найдите конверт №3

Работа в группах.


– А теперь заглянем в будущее. И представим, что вы уже мамы и папы.

Разыграть ситуации.

_Дочка пришла без сменки, только что купленные новые ботиночки потеряны. Как правильно поступить?

_ Сын получил двойку. Действия мамы с папой.

_Вы попросили сына убраться в комнате и вынести мусор. Но придя с работы вы увидели что ничего не сделано. Сын проиграл в компьютер. Ваши действия?

Вы сейчас сами убедились что быть родителями очень сложно, но приятно. Старайтесь таких ситуаций не допускать. Берегите своих родителей.



О семье составлено много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их. Сейчас вам надо собрать пословицу.

(Конверт №4)

  • Вся семья вместе, так и душа на (месте).

  • Зачем клад, коли в семье (лад).

  • Русский человек без родни не (живет).

Готовые пословицы повесили на доску.

Да в любой семье нужны: тепло, уважение, уют… А еще у каждого в семье свои обязанности.
 

(Конверт №5)

Представьте, что вы (1-я группа) – мама, вы (2-я группа) – папа, вы (3-я группа) – дети.

Обведите в кружочек ваши обязанности.

  • Вытирает пыль

  • Рисует

  • Стирает белье

  • Читает газету

  • Играет

  • Готовит ужин

  • Пылесосит

  • Смотрит телевизор

  • Моет полы

  • Готовит уроки

  • Гладит белье

  • Штопает носки

  • Вяжет

  • Дремлет

  • Ухаживает за растениями

  • Моет посуду

Послушать группу про маму. Вначале стих о маме Артем Б.

Да как много дел у мамы. Может быть скоро появится такая машина которая будет готовить сразу все блюда. Такая кастрюля 21 века. Засыпаешь туда все компоненты и она одновременно готовит и первое и второе блюдо и компот. ВСЕ ЭТО СОПРОВОЖДАЕТСЯ МУЗЫКОЙ. Здорово да. Мама была бы довольна.

Далее папа. У папы поменьше забот.

Дети.

У меня к вам вопрос. Может ли девочка забить гвоздь? Или это мужская работа. А мальчик испечь пирог? Или это мужская работа.

Давайте прочитаем на стр.79. Что ответил Егор и Даша.

Конечно все друг другу в дружной семье помогают.

Помните стих. Про девчонку. Даня Ш.

Не обязательно быть девчонкой, можно взять и помочь маме. В дружной семье все дела делают вместе.

Выйдите из за парты

Физминутка

Покажите как мы готовим обед

пылесосим

играем

читаем газету

вяжем

носочки стираем



А наш класс можно назвать семьей? В том понимании о чем мы сегодня говорили конечно нет. Но мы с вами школьная семья, так как у нас общие занятия, мы много времени проводим вместе , мы уважаем друг друга, заботимся. У вас у каждого свои обязанности.
Каждый из нас может внести свой вклад, чтобы в нашей школьной семье было тепло, уютно. Что для этого нужно делать…………соблюдать правила:

  • Называть друг друга по именам.

  • Защищать наших друзей, если их обижают.

  • Помогать им в беде.

  • Помогать им в учебе.

  • Не грубить друг другу

  • Не пускать в ход кулаки

  • Не говорить друзьям обидные слова.

8. Итог урока. Рефлексия

  1. Рефлексия.

Возьмите ваши сердечки я вам выдаю кружочек что на нем написано:

«Наш дружный класс». Приклейте пожалуйста к нему ваши сердечки в виде цветка.

Что у нас получилось. Наш дружный класс и в нем царит: любовь, понимание и т.д.

Это будет символ нашего класса.

Посмотрите пожалуйста на название нашей темы. На что это похоже. На ромашку. А знаете почему? 8 июля у нас в России праздник День семьи и верности. И символ этого праздника – ромашка. Послушайте гимн семье.



Наш урок заканчивается. Давайте сделаем вывод. Что же такое семья? Что объединяет членов семьи? Как называют людей одного возраста?

А сейчас оцените свою работу на уроке

-если у вас все получилось и было легко я все понял поставьте смайлик на высшую ступеньку

- у вас не все получилось, как хотелось бы поставьте на среднюю ступень

-было сложно я не понял тему урока на последнюю


Звучит песня в исполнении Л.Лещенко “Родительский дом”.


Ребята остаются у доски. Сейчас вы продолжите фразу «Родным я хочу пожелать…» передавая друг другу сердечко


Я тоже желаю, чтобы в ваших семьях всегда был мир и понимание. Берегите своих близких, любите свои семьи.


Вывод.  Семья – наш общий дом. Когда дом наполнен улыбками, взаимопониманием, в нём тепло и уютно всем. Все чувствуют себя хорошо и комфортно.

Любили тебя без особых причин: Илья Ш.

За то, что ты – внук,

За то, что ты – сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь, до конца твоих дней –

Останется тайной опорой твоей.


Садимся на места, открываем дневники и записываем

Д/З нарисовать герб вашей семьи.




























Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная (все хором) СЕМЬЯ.

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!!!


Задание- назвать, кто это.
Тесть – (отец жены).
Тёща – (мать жены).
Свёкор – (отец мужа)
Свекровь (мать мужа).
Зять – (муж дочери, сестры).
Невестка, сноха – (жена сына).
Шурин – (брат жены).
Деверь – (брат мужа).
Своячечница – (сестра мужа)
Золовка – (сестра мужа)

  • Вся семья вместе, так и душа на (месте).

  • Зачем клад, коли в семье (лад).

  • Русский человек без родни не (живет).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!