СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира "Животные живого уголка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира "Животные живого уголка"»

Урок окр. мира

Тема: Животные живого уголка

Цель урока: создание условий для формирования представлений детей о животных живого уголка

Задачи урока: узнать на какие группы можно разделить животных; уметь выделять и сравнивать признаки этих групп, условия их содержания, делать выводы на основании рассуждений; учиться замечать и ценить особенности мира животных, воспитывать любовь к природе и её обитателям, чувство ответственности за жизнь комнатных животных, домашних животных.

Задачи коррекционной работы: преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности; развитие умения эмоционально воспринимать окружающий мир; воспитывать интерес к предмету, прививать любовь к природе и бережное отношение к ней. 

Личностные результаты: Развитие личной ответственности за свои поступки, формирование этических чувств, доброжелательности, отзывчивости, сопереживания, бережного отношения к домашним животным.

Предметные результаты: Учащиеся получат представление о животных живого уголка, повторят материал о домашних и диких животных.

Метапредметные результаты: Учащиеся совершенствуют навыки осмысления чтения текста, умение строить речевые высказывания, учатся логическим операциям классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей.

Планируемые результаты: учащиеся осознают значение содержания животных в живом уголке для физического и психологического здоровья человека; научатся ухаживать за животными живого уголка; использовать информацию для подготовки сообщения.

Оборудование: презентация, учебник, тетрадь, карточки


Ход урока

  1. Организационный момент.

С добрым утром!

С ясным днем!

Мы с веселою улыбкой

Урок свой начнем!

-Подарите друг другу улыбку. Пусть сегодня на уроке вам будут сопутствовать удача и успех!

-На сегодняшнем уроке я желаю вам сделать большие и маленькие открытия, узнать много нового и интересного, работать дружно и уважать мнение друг друга.

  1. Актуализация знаний.

1)Работа с календарём погоды.

- Ребята, а сейчас расскажите о погоде сегодняшнего дня.

17 декабря (дата, облачность, осадки, ветер, температура воздуха)

- А вам интересно узнать, что говорит об этом дне народный календарь?

17 ДЕКАБРЯ – ДЕНЬ ВАРВАРЫ «Придет Варюха - береги нос да ухо», «К Варвариному дню зима дорогу заварит, мосты замостит».

Говорят, 17 декабря в день Варвары ходит по земле сам Дед Мороз. Вздохнет поглубже - все вокруг замрет в ледяном оцепенении, скажет слово - оно снежным облаком на землю упадет, топнет ногой - затрещат, заохают в лесу деревья, стужей скованные. И не найти на лютого деда управы, разве что на теплой печи схорониться, а выходя из избы, закутаться потеплее, надвинув шапку на брови, а шарф до подбородка натянув.

2)Игра «Знаешь ли ты?»

1. Разминка

1) Их родина - тёплые страны, где они живут в природе. У нас их разводят в

домах или оранжереях. Это комнатные растения.


2) Они сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами устраивают себе жилье, выводят потомство, это … дикие животные

3) Их разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, это …домашние животные

-Молодцы!

2. Игра «Знаешь ли ты?» Работа в паре

1)Карточка 1

-Первый ряд будет работать с карточкой №1

Карточка 1

Подчеркните зелёным карандашом названия домашних животных, а синим - диких животных.

Попугай, белка, канарейка, хомячок, корова, курица, медведь, овца, заяц, лягушка.

2) Филворд «Кто эти животные»

-Второй ряд будет разгадывать филворд «Кто эти животные»?

С

Ш

О

К

О

К

С

В

И

О

С

Ё

К

Ш

Е

И

О

Н

Б

О

Л

Р

К

А

С

В

Ь

А

К

А

О

Л

И

К

А

Я

1. У порога плачет,
Коготки прячет.

Тихо в комнату войдет

Замурлычет, запоет.


2. Я - лучший сторож дома,

И с детства всем знакома.

3. Длинноухий и серый,

Пусть упрям — какое дело?


4. Я похож на зайца очень.
Но не заяц, между прочим.

5.Пятачком в земле копаюсь,

В грязной луже искупаюс

3) Кроссворд

-Третий ряд будет разгадывать кроссворд

1. Среди двора стоит копна:

Спереди вилы, сзади метла.

2. Четыре ноги,

Пятый хвост,

Шестая грива.

3.С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык,

Доится, а не корова,

Лыко дерёт, а лаптей не плетёт.

4.Заворчал живой звонок

Лёг у двери поперёк

Проверка СЛАЙДЫ

-Проверку начнём с третьего ряда.

3 ряд.

- Назовите ключевое слова кроссворда. (кошка)

2 ряд

-Кто же эти животные в филворде?

-Как их назвать одним словом? (домашние)

-Какие знания вам пригодились, чтобы написать отгадки? (написания словарных слов надо запомнить, это непроверяемая орфограмма, а написание слов с безударной гласной проверить) СЛАЙДЫ

1 ряд

-Назовите диких животных, (белка, медведь, заяц, лягушка)

домашних животных (попугай, канарейка, хомячок, корова, курица, овца) На доске

-Молодцы!

  1. Сообщение темы и цели урока.

- Как вы думаете, с какой целью человек разводит домашних животных? Зачем кормит их, строит им жилища? (Домашние животные приносят пользу человеку)

-Какую?

- А почему человек дома разводит таких животных, как канарейка, попугаи? У кого из вас есть такие животные?


(Они радуют глаз, создают хорошее настроение человеку, украшают жильё и т.д.)

-Действительно, очень приятно просыпаться не под звон будильника, а под пение канарейки. Когда на душе “кошки скребут”, или у человека плохое настроение, достаточно в течение 10-15 минут понаблюдать за рыбками в аквариуме – настроение улучшится. А ещё, чтобы дети росли добрыми, заботливыми,

внимательными, родители часто в семьях заводят морских свинок, канареек, хомячков.

-Кто может назвать тему нашего урока? СЛАЙД ТЕМА УРОКА


- Сегодня будем говорить о животных, которые живут рядом с нами: о тех, кого люди содержат дома или тех, кого можно содержать в школьном живом уголке.

-Какую поставим цель?

(научимся ухаживать за некоторыми из этих животных)

  1. Работа по теме урока (решение учебной задачи)

- Чтобы завести живой уголок нужно знать и соблюдать определенные условия: кто из животных подходит, как за ним ухаживать, какие у зверюшек особенности, чем их кормить, как с ними играть и самое главное, нужно знать в каком домике питомцу вашему будет уютно и комфортно.


-Конечно же, не у всех есть животные. Кому-то не позволяют жилищные условия, или ещё по какой-нибудь причине, поэтому иногда в школах создаются живые уголки, где созданы все условия для содержания животных. Дети могут прийти туда, чтобы посмотреть, пообщаться с животными.


-Вот сегодня наши ребята, у которых есть домашний живой уголок, поделятся своими советами, как завести и ухаживать за младшим другом.


-Чтобы узнать, о каких животных живого уголка пойдёт речь, отгадайте загадку:

Вот стеклянный дом,

Воды полон он.

Хозяева молчат,

На гостей в окно глядят. (Аквариум с рыбками)


-Своё знакомство с животными живого уголка мы начнем с аквариумных рыбок.

-Обычно свой первый аквариум ребята устраивают так: поймают в пруду карасиков, возьмут стеклянную банку, положат туда песок, посадят растения, пустят улиток – аквариум готов. Но вот беда: оставят такой аквариум на солнце, вода нагреется – и погибнут карасики. Или положат карасикам так много хлебных крошек, что вода помутнеет и испортится. Поэтому, когда будете заводить рыб, всегда помните, что аквариум их дом. Рыбам в нём должно быть так хорошо, как и в пруду, в речке, в озере. Надо точно знать, каких рыб, чем кормить, каких улиток нельзя пускать в аквариум.

1)Беседа, работа по учебнику

Слайд РЫБКИ

– Существует много разновидностей аквариумных рыбок. Посмотрите, как они красивы! Родина большинства аквариумных рыбок – жаркие страны. Поэтому у нас они могут жить только в теплых помещениях, т.е. в аквариуме.

-Давайте откроем учебник на с.80, рассмотрим и прочитаем названия аквариумных рыбок.

2)Сообщения детей «Аквариумные рыбки»

Бобылева Вера

1.Макроподы обычно бывают длиной 5—6 см. Тело у них с яркими поперечными полосками. Родина этих рыбок — Китай.


Меченосец. Эту тропическую рыбку знают абсолютно все, кто держит аквариум. Она привлекает внимание очень яркой окраской. Родина этой красивой рыбки — воды Мексики, Гватемалы, Гондураса. В Европу эти рыбки были завезены еще в 1909 г. Самки меченосцев достигают в длину 12 см, а самцы — только 8 см. Своим названием эти рыбы обязаны «мечу» на нижнем крае хвостового плавника у самцов.

Меченосцы очень популярны в нашей стране, и это не удивительно, ведь их яркая красная окраска, рождение живых мальков, простота в содержании и кормлении привлекают внимание буквально всех, от мала до велика. Меченосцы миролюбивы и легко уживаются со всеми обитателями аквариума.


Кремер Эдвард

2.Гурами — рыбка, украшенная блестящими пятнышками, напоминающими жемчужины. Длина тела до 11 см. Спереди на брюшке две длинные нити, которые служат органом осязания. (Осязание — способность чувствовать тепло, холод при прикосновении к предметам.) Родина этих рыбок — Юго-Восточная Азия.


3.Данио рерио — изящные проворные рыбки, украшенные продольными полосками. Обычно держатся стайкой. Длина около 4 см. Родина — Индия.


Абрамова А.

4.Гуппи — самые распространенные аквариумные рыбки. Длина самцов 2—3 см, самок — 3—4 см. Самцы ярче, наряднее самок. Гуппи — живородящие рыбки. Родина их - Южная Америка.


5.Сомики обычно держатся у дна. Длина тела от 4 до 8 см. Родина — Южная Америка.

Сомик тарракатум. Эти рыбки живут в красивейшей реке мира — Амазонке, а также на экзотическом острове Мартиника. Все тело рыбок покрыто темными пятнами и разводами. У самок нижняя часть тела белая, у взрослых самцов — серо-фиолетовая. По характеру эти рыбки миролюбивы, их можно смело пускать в свой аквариум. За ними очень интересно наблюдать. Они любят жить стайками, выбирают в аквариуме слабо освещенные места, обожают укрытия и целыми днями роются в грунте, разыскивая остатки корма.

Сомики предпочитают просторные аквариумы с температурой воды +20...+24 °С. Этих рыбок часто называют санитарами, потому что они очищают дно аквариума, доставая корм из самых труднодоступных мест.


-Как содержать Гуппи вам расскажет Алексанян Алёна

Стр. 82

Очень интересна рыбка гуппи. Она не откладывает икру, как все другие рыбки, примерно раз в месяц у нее рождаются живые мальки. Как только брюшко у рыбки станет широким, толстым. Ее отсаживают в отдельную банку, иначе взрослые рыбки могут поесть родившихся мальков. Как только мальки появляются, самку пересаживают обратно в аквариум. А через недельку-другую в аквариум пересаживают и подросших мальков.

-А зачем нужны приспособления, которые расположены над аквариумами на с. 82?



V. Первичное закрепление

3)Самостоятельная работа с проверкой по эталону

-Поработаем в тетради на печатной основе. На с.55 выполним задание №1.

Вы должны узнать рыбок по силуэтам и соединить рыбок и их название стрелками.

Изместьев Илья и Бутенавичус Дима выполнить эту работу будут с помощью учебника.

ПРОВЕРКА СЛАЙД















VI. Физкульминутка

Дружно встали –

Раз, два, три!

Мы теперь богатыри!

(Руки в стороны) Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

(Поворот направо)

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

(Поворот налево) Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

(Поворот направо)

Через левое плечо.

(Поворот налево)

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо. Получается на славу!

-Давайте обобщим наши знания о рыбках.

1. Приобретать надо только мальков: они быстрее и лучше, чем взрослые рыбы, приспосабливаются к новым условиям.

2. Во время роста можно следить, как рыбки относятся друг к другу.

3. Соблюдать чистоту и порядок в аквариуме.

4. Кормление 2 раза в день, остатки корма желательно убирать.

- Кроме аквариумных рыбок, дома можно содержать и других животных.

-Продолжим разговор о животных живого уголка.

VII. Продолжение работы по теме урока

4) Сообщения учеников «Птицы» «Звери»


1)Это птичка с красивым желтым оперением. Ее родина – далекие Канарские острова. Людям очень нравится мой волшебный голос. (канарейка)



Колбина К.

Канарейка — одна из немногих полностью одомашненных птиц. Канарейки были привезены с Канарских островов, которые находятся в Атлантическом океане, за что и получили свое название. Это маленькие птички, звонко и красиво поющие. Выведены породы канареек с разной окраской оперения, но чаще всего встречаются желтые.


2) Вот потеха так потеха

Для больших и для ребят:

Вон сидит на ветке эхо –

Повторяет все подряд. (попугай)

Алексанян Алёна

Попугайчики — очень красивые птицы. Они легко переносят неволю и живут в клетке по несколько десятков лет. Всего известно более 300 видов попугаев. Волнистые попугайчики — распространенные обитатели домашних и школьных живых уголков. Их родина — Австралия. Волнистыми они названы потому, что на голове, спине и крыльях у них темный волнистый рисунок. У взрослого попугайчика-самца основание клюва синее, у самки — коричневого или телесного

цвета. Волнистые попугайчики могут научиться говорить. Попугаи любознательны, сообразительны, хорошо приручаются.


Правила ухода за волнистыми попугайчиками

1. Клетка попугая должна быть с горизонтальными прутьями, чтобы по ним можно было лазить.

2. Клетка не должна находиться рядом с телевизором и нагревательными приборами, стоять на сквозняке или под прямыми солнечными лучами.

3. В клетке должны находиться посуда с питьевой водой, кормом и ванночкой. Корм и воду надо менять каждое утро.

4. К корму нужно добавлять хорошо промытую зелень, ломтик яблока или груши.

5. Попугайчика нужно каждый день выпускать полетать.

6. Зимой воздух в помещении нужно поддерживать влажным.

7. Каждый день птичке нужно приносить ивовую веточку.


3)И в море не купаются,

И нет у них щетинки,

Но все же называются

Они …. (морские свинки)


Иванова Л.

Морские свинки — это маленькие, очень симпатичные грызуны, завезенные к нам из Америки. Они неприхотливы в еде, быстро размножаются, но очень подвержены всевозможным заболеваниям: плохо переносят сырость, сквозняк, легко простужаются. Содержать их надо в светлом сухом помещении, но в специальной клетке, которую необходимо убирать каждый день. Кормят их морковью, свеклой, сеном, овсом, отрубями. В пищу обязательно добавляют соль. Каждый день в клетку нужно ставить чистую воду.


4)Я устраиваюсь ловко:

У меня с собой кладовка.

Где кладовка? За щекой!

Вот я хитренький какой! (хомяк)

Бородаенко С.

Сирийские хомячки — толстенькие веселые зверьки величиной с крупную мышь, с большими глазами и яркой пушистой шубкой. Они не кусаются, не грызут мебель, им можно позволять свободно бегать по комнате. Дом для них можно устроить в старом аквариуме. Ухаживать за ними очень легко.

VIII. Включение нового знания в систему знаний.

5)Работа по учебнику

1)Учебник, с.81, задание 2 СЛАЙД животные

Самопроверка

Тесты С.29, №73-76

Проверка

73. Б

74. В

75. Г.

76.Б

Проверка СЛАЙД

-На какие группы можно разделить животных живого уголка, о которых мы говорили сегодня на уроке?

(Рыбы, птицы, звери)

- Скажите пожалуйста, у кого-нибудь возникло желание завести домашнего любимца.

-Мы недавно закончили на литературном чтении раздел «О братьях наших меньших». Какими качествами должен обладать человек, который хочет дома иметь живой уголок?

(ответственность, трудолюбие, любовь к животным)

-Я хочу закончить наш урок из произведения (С. Экзюпери «Маленький принц») «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Люди заводят множество домашних любимцев. Однако первое, о чем мы должны помнить, заводя животное, что мы берем на себя полную ответственность за него. Нельзя только играть и развлекаться с ним, надо ежедневно ухаживать за своим питомцем. Для каждого животного существуют свои правила ухода, и, прежде чем завести себе «друга», нужно узнать все его повадки. Характер. Правила ухода и кормления. Ну и конечно же надо хорошо подумать, а готовы ли вы взять на себя такую ответственность.

- А у нас тоже получился живой уголок, благодаря вашим рисункам.

XI. Рефлексия

— Оцените свои достижения на уроке с помощь лесенки. Выберите себе свою ступеньку знаний.

X. Подведение итогов урока

— О чем мы говорили сегодня на уроке?

— Чему вы научились? Какие выводы сделали?

— Все ли задачи урока мы выполнили?

XI.Домашнее задание

1. Рабочая тетрадь: № 3, 4 (с. 31).

2. Подготовить сообщение о своем питомце.


Тест по теме «Животные живого уголка»

Фамилия _______________________________________

1. Найди зверя, который обитает в живом уголке.

а) суслик

б) полёвка

в) морская свинка

2. Найди птицу, которая обитает в живом уголке.

а) ласточка

б) канарейка

в) дятел

3. Найди рыбу, которая обитает в живом уголке.

а) макропод

б) сом

в) щука
























Пиложение1

Тест по теме «Животные живого уголка»

Фамилия _______________________________________

1. Найди зверя, который обитает в живом уголке.

а) суслик

б) полёвка

в) морская свинка

2. Найди птицу, которая обитает в живом уголке.

а) ласточка

б) канарейка

в) дятел

3. Найди рыбу, которая обитает в живом уголке.

а) макропод

б) сом

в) щука




Тест по теме «Животные живого уголка»

Фамилия _______________________________________

1. Найди зверя, который обитает в живом уголке.

а) суслик

б) полёвка

в) морская свинка

2. Найди птицу, которая обитает в живом уголке.

а) ласточка

б) канарейка

в) дятел

3. Найди рыбу, которая обитает в живом уголке.

а) макропод

б) сом

в) щука















Приложение 2

ПАМЯТКА


  1. Изучи повадки, выбранного тобой домашнего питомца, из литературы или проконсультируйся в зоомагазине.

  2. Познакомься с его особенностями проживания.

  3. Изучи правила ухода за ним:

- кормление,

- развлечение,

- питание.

4. Люби своего младшего друга, и он тебе ответит взаимностью.



ПАМЯТКА


1.Изучи повадки, выбранного тобой домашнего питомца, из литературы или проконсультируйся в зоомагазине.

2. Познакомься с его особенностями проживания.

3. Изучи правила ухода за ним:

- кормление,

- развлечение,

- питание.

4. Люби своего младшего друга, и он тебе ответит взаимностью.

ПАМЯТКА


1.Изучи повадки, выбранного тобой домашнего питомца, из литературы или проконсультируйся в зоомагазине.

2. Познакомься с его особенностями проживания.

3. Изучи правила ухода за ним:

- кормление,

- развлечение,

- питание.

4. Люби своего младшего друга, и он тебе ответит взаимностью.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!