Урок окр. мира
Тема: Животные живого уголка
Цель урока: создание условий для формирования представлений детей о животных живого уголка
Задачи урока: узнать на какие группы можно разделить животных; уметь выделять и сравнивать признаки этих групп, условия их содержания, делать выводы на основании рассуждений; учиться замечать и ценить особенности мира животных, воспитывать любовь к природе и её обитателям, чувство ответственности за жизнь комнатных животных, домашних животных.
Задачи коррекционной работы: преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности; развитие умения эмоционально воспринимать окружающий мир; воспитывать интерес к предмету, прививать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Личностные результаты: Развитие личной ответственности за свои поступки, формирование этических чувств, доброжелательности, отзывчивости, сопереживания, бережного отношения к домашним животным.
Предметные результаты: Учащиеся получат представление о животных живого уголка, повторят материал о домашних и диких животных.
Метапредметные результаты: Учащиеся совершенствуют навыки осмысления чтения текста, умение строить речевые высказывания, учатся логическим операциям классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей.
Планируемые результаты: учащиеся осознают значение содержания животных в живом уголке для физического и психологического здоровья человека; научатся ухаживать за животными живого уголка; использовать информацию для подготовки сообщения.
Оборудование: презентация, учебник, тетрадь, карточки
Ход урока
Организационный момент.
С добрым утром!
С ясным днем!
Мы с веселою улыбкой
Урок свой начнем!
-Подарите друг другу улыбку. Пусть сегодня на уроке вам будут сопутствовать удача и успех!
-На сегодняшнем уроке я желаю вам сделать большие и маленькие открытия, узнать много нового и интересного, работать дружно и уважать мнение друг друга.
Актуализация знаний.
1)Работа с календарём погоды.
- Ребята, а сейчас расскажите о погоде сегодняшнего дня.
17 декабря (дата, облачность, осадки, ветер, температура воздуха)
- А вам интересно узнать, что говорит об этом дне народный календарь?
17 ДЕКАБРЯ – ДЕНЬ ВАРВАРЫ «Придет Варюха - береги нос да ухо», «К Варвариному дню зима дорогу заварит, мосты замостит».
Говорят, 17 декабря в день Варвары ходит по земле сам Дед Мороз. Вздохнет поглубже - все вокруг замрет в ледяном оцепенении, скажет слово - оно снежным облаком на землю упадет, топнет ногой - затрещат, заохают в лесу деревья, стужей скованные. И не найти на лютого деда управы, разве что на теплой печи схорониться, а выходя из избы, закутаться потеплее, надвинув шапку на брови, а шарф до подбородка натянув.
2)Игра «Знаешь ли ты?»
1. Разминка
1) Их родина - тёплые страны, где они живут в природе. У нас их разводят в
… домах или оранжереях. Это комнатные растения.
2) Они сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами устраивают себе жилье, выводят потомство, это … дикие животные
3) Их разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, это …домашние животные
-Молодцы!
2. Игра «Знаешь ли ты?» Работа в паре
1)Карточка 1
-Первый ряд будет работать с карточкой №1
Карточка 1
Подчеркните зелёным карандашом названия домашних животных, а синим - диких животных.
Попугай, белка, канарейка, хомячок, корова, курица, медведь, овца, заяц, лягушка.
2) Филворд «Кто эти животные»
-Второй ряд будет разгадывать филворд «Кто эти животные»?
С | Ш | О | К | О | К | С | В | И |
О | С | Ё | К | Ш | Е | И | О | Н |
Б | О | Л | Р | К | А | С | В | Ь |
А | К | А | О | Л | И | К | А | Я |
1. У порога плачет,
Коготки прячет.
Тихо в комнату войдет
Замурлычет, запоет.
2. Я - лучший сторож дома,
И с детства всем знакома.
3. Длинноухий и серый,
Пусть упрям — какое дело?
4. Я похож на зайца очень.
Но не заяц, между прочим.
5.Пятачком в земле копаюсь,
В грязной луже искупаюс
3) Кроссворд
-Третий ряд будет разгадывать кроссворд
1. Среди двора стоит копна:
Спереди вилы, сзади метла.
2. Четыре ноги,
Пятый хвост,
Шестая грива.
3.С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доится, а не корова,
Лыко дерёт, а лаптей не плетёт.
4.Заворчал живой звонок
Лёг у двери поперёк
Проверка СЛАЙДЫ
-Проверку начнём с третьего ряда.
3 ряд.
- Назовите ключевое слова кроссворда. (кошка)
2 ряд
-Кто же эти животные в филворде?
-Как их назвать одним словом? (домашние)
-Какие знания вам пригодились, чтобы написать отгадки? (написания словарных слов надо запомнить, это непроверяемая орфограмма, а написание слов с безударной гласной проверить) СЛАЙДЫ
1 ряд
-Назовите диких животных, (белка, медведь, заяц, лягушка)
домашних животных (попугай, канарейка, хомячок, корова, курица, овца) На доске
-Молодцы!
Сообщение темы и цели урока.
- Как вы думаете, с какой целью человек разводит домашних животных? Зачем кормит их, строит им жилища? (Домашние животные приносят пользу человеку)
-Какую?
- А почему человек дома разводит таких животных, как канарейка, попугаи? У кого из вас есть такие животные?
(Они радуют глаз, создают хорошее настроение человеку, украшают жильё и т.д.)
-Действительно, очень приятно просыпаться не под звон будильника, а под пение канарейки. Когда на душе “кошки скребут”, или у человека плохое настроение, достаточно в течение 10-15 минут понаблюдать за рыбками в аквариуме – настроение улучшится. А ещё, чтобы дети росли добрыми, заботливыми,
внимательными, родители часто в семьях заводят морских свинок, канареек, хомячков.
-Кто может назвать тему нашего урока? СЛАЙД ТЕМА УРОКА
- Сегодня будем говорить о животных, которые живут рядом с нами: о тех, кого люди содержат дома или тех, кого можно содержать в школьном живом уголке.
-Какую поставим цель?
(научимся ухаживать за некоторыми из этих животных)
Работа по теме урока (решение учебной задачи)
- Чтобы завести живой уголок нужно знать и соблюдать определенные условия: кто из животных подходит, как за ним ухаживать, какие у зверюшек особенности, чем их кормить, как с ними играть и самое главное, нужно знать в каком домике питомцу вашему будет уютно и комфортно.
-Конечно же, не у всех есть животные. Кому-то не позволяют жилищные условия, или ещё по какой-нибудь причине, поэтому иногда в школах создаются живые уголки, где созданы все условия для содержания животных. Дети могут прийти туда, чтобы посмотреть, пообщаться с животными.
-Вот сегодня наши ребята, у которых есть домашний живой уголок, поделятся своими советами, как завести и ухаживать за младшим другом.
-Чтобы узнать, о каких животных живого уголка пойдёт речь, отгадайте загадку:
Вот стеклянный дом,
Воды полон он.
Хозяева молчат,
На гостей в окно глядят. (Аквариум с рыбками)
-Своё знакомство с животными живого уголка мы начнем с аквариумных рыбок.
-Обычно свой первый аквариум ребята устраивают так: поймают в пруду карасиков, возьмут стеклянную банку, положат туда песок, посадят растения, пустят улиток – аквариум готов. Но вот беда: оставят такой аквариум на солнце, вода нагреется – и погибнут карасики. Или положат карасикам так много хлебных крошек, что вода помутнеет и испортится. Поэтому, когда будете заводить рыб, всегда помните, что аквариум их дом. Рыбам в нём должно быть так хорошо, как и в пруду, в речке, в озере. Надо точно знать, каких рыб, чем кормить, каких улиток нельзя пускать в аквариум.
1)Беседа, работа по учебнику
Слайд РЫБКИ
– Существует много разновидностей аквариумных рыбок. Посмотрите, как они красивы! Родина большинства аквариумных рыбок – жаркие страны. Поэтому у нас они могут жить только в теплых помещениях, т.е. в аквариуме.
-Давайте откроем учебник на с.80, рассмотрим и прочитаем названия аквариумных рыбок.
2)Сообщения детей «Аквариумные рыбки»
Бобылева Вера
1.Макроподы обычно бывают длиной 5—6 см. Тело у них с яркими поперечными полосками. Родина этих рыбок — Китай.
Меченосец. Эту тропическую рыбку знают абсолютно все, кто держит аквариум. Она привлекает внимание очень яркой окраской. Родина этой красивой рыбки — воды Мексики, Гватемалы, Гондураса. В Европу эти рыбки были завезены еще в 1909 г. Самки меченосцев достигают в длину 12 см, а самцы — только 8 см. Своим названием эти рыбы обязаны «мечу» на нижнем крае хвостового плавника у самцов.
Меченосцы очень популярны в нашей стране, и это не удивительно, ведь их яркая красная окраска, рождение живых мальков, простота в содержании и кормлении привлекают внимание буквально всех, от мала до велика. Меченосцы миролюбивы и легко уживаются со всеми обитателями аквариума.
Кремер Эдвард
2.Гурами — рыбка, украшенная блестящими пятнышками, напоминающими жемчужины. Длина тела до 11 см. Спереди на брюшке две длинные нити, которые служат органом осязания. (Осязание — способность чувствовать тепло, холод при прикосновении к предметам.) Родина этих рыбок — Юго-Восточная Азия.
3.Данио рерио — изящные проворные рыбки, украшенные продольными полосками. Обычно держатся стайкой. Длина около 4 см. Родина — Индия.
Абрамова А.
4.Гуппи — самые распространенные аквариумные рыбки. Длина самцов 2—3 см, самок — 3—4 см. Самцы ярче, наряднее самок. Гуппи — живородящие рыбки. Родина их - Южная Америка.
5.Сомики обычно держатся у дна. Длина тела от 4 до 8 см. Родина — Южная Америка.
Сомик тарракатум. Эти рыбки живут в красивейшей реке мира — Амазонке, а также на экзотическом острове Мартиника. Все тело рыбок покрыто темными пятнами и разводами. У самок нижняя часть тела белая, у взрослых самцов — серо-фиолетовая. По характеру эти рыбки миролюбивы, их можно смело пускать в свой аквариум. За ними очень интересно наблюдать. Они любят жить стайками, выбирают в аквариуме слабо освещенные места, обожают укрытия и целыми днями роются в грунте, разыскивая остатки корма.
Сомики предпочитают просторные аквариумы с температурой воды +20...+24 °С. Этих рыбок часто называют санитарами, потому что они очищают дно аквариума, доставая корм из самых труднодоступных мест.
-Как содержать Гуппи вам расскажет Алексанян Алёна
Стр. 82
Очень интересна рыбка гуппи. Она не откладывает икру, как все другие рыбки, примерно раз в месяц у нее рождаются живые мальки. Как только брюшко у рыбки станет широким, толстым. Ее отсаживают в отдельную банку, иначе взрослые рыбки могут поесть родившихся мальков. Как только мальки появляются, самку пересаживают обратно в аквариум. А через недельку-другую в аквариум пересаживают и подросших мальков.
-А зачем нужны приспособления, которые расположены над аквариумами на с. 82?
V. Первичное закрепление
3)Самостоятельная работа с проверкой по эталону
-Поработаем в тетради на печатной основе. На с.55 выполним задание №1.
Вы должны узнать рыбок по силуэтам и соединить рыбок и их название стрелками.
Изместьев Илья и Бутенавичус Дима выполнить эту работу будут с помощью учебника.
ПРОВЕРКА СЛАЙД
VI. Физкульминутка
Дружно встали –
Раз, два, три!
Мы теперь богатыри!
(Руки в стороны) Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
(Поворот направо)
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
(Поворот налево) Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
(Поворот направо)
Через левое плечо.
(Поворот налево)
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки.
Наклонились влево, вправо. Получается на славу!
-Давайте обобщим наши знания о рыбках.
1. Приобретать надо только мальков: они быстрее и лучше, чем взрослые рыбы, приспосабливаются к новым условиям.
2. Во время роста можно следить, как рыбки относятся друг к другу.
3. Соблюдать чистоту и порядок в аквариуме.
4. Кормление 2 раза в день, остатки корма желательно убирать.
- Кроме аквариумных рыбок, дома можно содержать и других животных.
-Продолжим разговор о животных живого уголка.
VII. Продолжение работы по теме урока
4) Сообщения учеников «Птицы» «Звери»
1)Это птичка с красивым желтым оперением. Ее родина – далекие Канарские острова. Людям очень нравится мой волшебный голос. (канарейка)
Колбина К.
Канарейка — одна из немногих полностью одомашненных птиц. Канарейки были привезены с Канарских островов, которые находятся в Атлантическом океане, за что и получили свое название. Это маленькие птички, звонко и красиво поющие. Выведены породы канареек с разной окраской оперения, но чаще всего встречаются желтые.
2) Вот потеха так потеха
Для больших и для ребят:
Вон сидит на ветке эхо –
Повторяет все подряд. (попугай)
Алексанян Алёна
Попугайчики — очень красивые птицы. Они легко переносят неволю и живут в клетке по несколько десятков лет. Всего известно более 300 видов попугаев. Волнистые попугайчики — распространенные обитатели домашних и школьных живых уголков. Их родина — Австралия. Волнистыми они названы потому, что на голове, спине и крыльях у них темный волнистый рисунок. У взрослого попугайчика-самца основание клюва синее, у самки — коричневого или телесного
цвета. Волнистые попугайчики могут научиться говорить. Попугаи любознательны, сообразительны, хорошо приручаются.
Правила ухода за волнистыми попугайчиками
1. Клетка попугая должна быть с горизонтальными прутьями, чтобы по ним можно было лазить.
2. Клетка не должна находиться рядом с телевизором и нагревательными приборами, стоять на сквозняке или под прямыми солнечными лучами.
3. В клетке должны находиться посуда с питьевой водой, кормом и ванночкой. Корм и воду надо менять каждое утро.
4. К корму нужно добавлять хорошо промытую зелень, ломтик яблока или груши.
5. Попугайчика нужно каждый день выпускать полетать.
6. Зимой воздух в помещении нужно поддерживать влажным.
7. Каждый день птичке нужно приносить ивовую веточку.
3)И в море не купаются,
И нет у них щетинки,
Но все же называются
Они …. (морские свинки)
Иванова Л.
Морские свинки — это маленькие, очень симпатичные грызуны, завезенные к нам из Америки. Они неприхотливы в еде, быстро размножаются, но очень подвержены всевозможным заболеваниям: плохо переносят сырость, сквозняк, легко простужаются. Содержать их надо в светлом сухом помещении, но в специальной клетке, которую необходимо убирать каждый день. Кормят их морковью, свеклой, сеном, овсом, отрубями. В пищу обязательно добавляют соль. Каждый день в клетку нужно ставить чистую воду.
4)Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой!
Вот я хитренький какой! (хомяк)
Бородаенко С.
Сирийские хомячки — толстенькие веселые зверьки величиной с крупную мышь, с большими глазами и яркой пушистой шубкой. Они не кусаются, не грызут мебель, им можно позволять свободно бегать по комнате. Дом для них можно устроить в старом аквариуме. Ухаживать за ними очень легко.
VIII. Включение нового знания в систему знаний.
5)Работа по учебнику
1)Учебник, с.81, задание 2 СЛАЙД животные
Самопроверка
Тесты С.29, №73-76
Проверка
73. Б
74. В
75. Г.
76.Б
Проверка СЛАЙД
-На какие группы можно разделить животных живого уголка, о которых мы говорили сегодня на уроке?
(Рыбы, птицы, звери)
- Скажите пожалуйста, у кого-нибудь возникло желание завести домашнего любимца.
-Мы недавно закончили на литературном чтении раздел «О братьях наших меньших». Какими качествами должен обладать человек, который хочет дома иметь живой уголок?
(ответственность, трудолюбие, любовь к животным)
-Я хочу закончить наш урок из произведения (С. Экзюпери «Маленький принц») «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Люди заводят множество домашних любимцев. Однако первое, о чем мы должны помнить, заводя животное, что мы берем на себя полную ответственность за него. Нельзя только играть и развлекаться с ним, надо ежедневно ухаживать за своим питомцем. Для каждого животного существуют свои правила ухода, и, прежде чем завести себе «друга», нужно узнать все его повадки. Характер. Правила ухода и кормления. Ну и конечно же надо хорошо подумать, а готовы ли вы взять на себя такую ответственность.
- А у нас тоже получился живой уголок, благодаря вашим рисункам.
XI. Рефлексия
— Оцените свои достижения на уроке с помощь лесенки. Выберите себе свою ступеньку знаний.
X. Подведение итогов урока
— О чем мы говорили сегодня на уроке?
— Чему вы научились? Какие выводы сделали?
— Все ли задачи урока мы выполнили?
XI.Домашнее задание
1. Рабочая тетрадь: № 3, 4 (с. 31).
2. Подготовить сообщение о своем питомце.
Тест по теме «Животные живого уголка»
Фамилия _______________________________________
1. Найди зверя, который обитает в живом уголке.
а) суслик
б) полёвка
в) морская свинка
2. Найди птицу, которая обитает в живом уголке.
а) ласточка
б) канарейка
в) дятел
3. Найди рыбу, которая обитает в живом уголке.
а) макропод
б) сом
в) щука
Пиложение1
Тест по теме «Животные живого уголка»
Фамилия _______________________________________
1. Найди зверя, который обитает в живом уголке.
а) суслик
б) полёвка
в) морская свинка
2. Найди птицу, которая обитает в живом уголке.
а) ласточка
б) канарейка
в) дятел
3. Найди рыбу, которая обитает в живом уголке.
а) макропод
б) сом
в) щука
Тест по теме «Животные живого уголка»
Фамилия _______________________________________
1. Найди зверя, который обитает в живом уголке.
а) суслик
б) полёвка
в) морская свинка
2. Найди птицу, которая обитает в живом уголке.
а) ласточка
б) канарейка
в) дятел
3. Найди рыбу, которая обитает в живом уголке.
а) макропод
б) сом
в) щука
Приложение 2
ПАМЯТКА
Изучи повадки, выбранного тобой домашнего питомца, из литературы или проконсультируйся в зоомагазине.
Познакомься с его особенностями проживания.
Изучи правила ухода за ним:
- кормление,
- развлечение,
- питание.
4. Люби своего младшего друга, и он тебе ответит взаимностью.
ПАМЯТКА
1.Изучи повадки, выбранного тобой домашнего питомца, из литературы или проконсультируйся в зоомагазине.
2. Познакомься с его особенностями проживания.
3. Изучи правила ухода за ним:
- кормление,
- развлечение,
- питание.
4. Люби своего младшего друга, и он тебе ответит взаимностью.
ПАМЯТКА
1.Изучи повадки, выбранного тобой домашнего питомца, из литературы или проконсультируйся в зоомагазине.
2. Познакомься с его особенностями проживания.
3. Изучи правила ухода за ним:
- кормление,
- развлечение,
- питание.
4. Люби своего младшего друга, и он тебе ответит взаимностью.