Урок окружающего мира "Животные живого уголка"

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира "Животные живого уголка"»

Урок окр. мира

Тема: Животные живого уголка

Цель урока: создание условий для формирования представлений детей о животных живого уголка

Задачи урока: узнать на какие группы можно разделить животных; уметь выделять и сравнивать признаки этих групп, условия их содержания, делать выводы на основании рассуждений; учиться замечать и ценить особенности мира животных, воспитывать любовь к природе и её обитателям, чувство ответственности за жизнь комнатных животных, домашних животных.

Задачи коррекционной работы: преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности; развитие умения эмоционально воспринимать окружающий мир; воспитывать интерес к предмету, прививать любовь к природе и бережное отношение к ней. 

Личностные результаты: Развитие личной ответственности за свои поступки, формирование этических чувств, доброжелательности, отзывчивости, сопереживания, бережного отношения к домашним животным.

Предметные результаты: Учащиеся получат представление о животных живого уголка, повторят материал о домашних и диких животных.

Метапредметные результаты: Учащиеся совершенствуют навыки осмысления чтения текста, умение строить речевые высказывания, учатся логическим операциям классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей.

Планируемые результаты: учащиеся осознают значение содержания животных в живом уголке для физического и психологического здоровья человека; научатся ухаживать за животными живого уголка; использовать информацию для подготовки сообщения.

Оборудование: презентация, учебник, тетрадь, карточки


Ход урока

  1. Организационный момент.

С добрым утром!

С ясным днем!

Мы с веселою улыбкой

Урок свой начнем!

-Подарите друг другу улыбку. Пусть сегодня на уроке вам будут сопутствовать удача и успех!

-На сегодняшнем уроке я желаю вам сделать большие и маленькие открытия, узнать много нового и интересного, работать дружно и уважать мнение друг друга.

  1. Актуализация знаний.

1)Работа с календарём погоды.

- Ребята, а сейчас расскажите о погоде сегодняшнего дня.

17 декабря (дата, облачность, осадки, ветер, температура воздуха)

- А вам интересно узнать, что говорит об этом дне народный календарь?

17 ДЕКАБРЯ – ДЕНЬ ВАРВАРЫ «Придет Варюха - береги нос да ухо», «К Варвариному дню зима дорогу заварит, мосты замостит».

Говорят, 17 декабря в день Варвары ходит по земле сам Дед Мороз. Вздохнет поглубже - все вокруг замрет в ледяном оцепенении, скажет слово - оно снежным облаком на землю упадет, топнет ногой - затрещат, заохают в лесу деревья, стужей скованные. И не найти на лютого деда управы, разве что на теплой печи схорониться, а выходя из избы, закутаться потеплее, надвинув шапку на брови, а шарф до подбородка натянув.

2)Игра «Знаешь ли ты?»

1. Разминка

1) Их родина - тёплые страны, где они живут в природе. У нас их разводят в

домах или оранжереях. Это комнатные растения.


2) Они сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами устраивают себе жилье, выводят потомство, это … дикие животные

3) Их разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, это …домашние животные

-Молодцы!

2. Игра «Знаешь ли ты?» Работа в паре

1)Карточка 1

-Первый ряд будет работать с карточкой №1

Карточка 1

Подчеркните зелёным карандашом названия домашних животных, а синим - диких животных.

Попугай, белка, канарейка, хомячок, корова, курица, медведь, овца, заяц, лягушка.

2) Филворд «Кто эти животные»

-Второй ряд будет разгадывать филворд «Кто эти животные»?

С

Ш

О

К

О

К

С

В

И

О

С

Ё

К

Ш

Е

И

О

Н

Б

О

Л

Р

К

А

С

В

Ь

А

К

А

О

Л

И

К

А

Я

1. У порога плачет,
Коготки прячет.

Тихо в комнату войдет

Замурлычет, запоет.


2. Я - лучший сторож дома,

И с детства всем знакома.

3. Длинноухий и серый,

Пусть упрям — какое дело?


4. Я похож на зайца очень.
Но не заяц, между прочим.

5.Пятачком в земле копаюсь,

В грязной луже искупаюс

3) Кроссворд

-Третий ряд будет разгадывать кроссворд

1. Среди двора стоит копна:

Спереди вилы, сзади метла.

2. Четыре ноги,

Пятый хвост,

Шестая грива.

3.С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык,

Доится, а не корова,

Лыко дерёт, а лаптей не плетёт.

4.Заворчал живой звонок

Лёг у двери поперёк

Проверка СЛАЙДЫ

-Проверку начнём с третьего ряда.

3 ряд.

- Назовите ключевое слова кроссворда. (кошка)

2 ряд

-Кто же эти животные в филворде?

-Как их назвать одним словом? (домашние)

-Какие знания вам пригодились, чтобы написать отгадки? (написания словарных слов надо запомнить, это непроверяемая орфограмма, а написание слов с безударной гласной проверить) СЛАЙДЫ

1 ряд

-Назовите диких животных, (белка, медведь, заяц, лягушка)

домашних животных (попугай, канарейка, хомячок, корова, курица, овца) На доске

-Молодцы!

  1. Сообщение темы и цели урока.

- Как вы думаете, с какой целью человек разводит домашних животных? Зачем кормит их, строит им жилища? (Домашние животные приносят пользу человеку)

-Какую?

- А почему человек дома разводит таких животных, как канарейка, попугаи? У кого из вас есть такие животные?


(Они радуют глаз, создают хорошее настроение человеку, украшают жильё и т.д.)

-Действительно, очень приятно просыпаться не под звон будильника, а под пение канарейки. Когда на душе “кошки скребут”, или у человека плохое настроение, достаточно в течение 10-15 минут понаблюдать за рыбками в аквариуме – настроение улучшится. А ещё, чтобы дети росли добрыми, заботливыми,

внимательными, родители часто в семьях заводят морских свинок, канареек, хомячков.

-Кто может назвать тему нашего урока? СЛАЙД ТЕМА УРОКА


- Сегодня будем говорить о животных, которые живут рядом с нами: о тех, кого люди содержат дома или тех, кого можно содержать в школьном живом уголке.

-Какую поставим цель?

(научимся ухаживать за некоторыми из этих животных)

  1. Работа по теме урока (решение учебной задачи)

- Чтобы завести живой уголок нужно знать и соблюдать определенные условия: кто из животных подходит, как за ним ухаживать, какие у зверюшек особенности, чем их кормить, как с ними играть и самое главное, нужно знать в каком домике питомцу вашему будет уютно и комфортно.


-Конечно же, не у всех есть животные. Кому-то не позволяют жилищные условия, или ещё по какой-нибудь причине, поэтому иногда в школах создаются живые уголки, где созданы все условия для содержания животных. Дети могут прийти туда, чтобы посмотреть, пообщаться с животными.


-Вот сегодня наши ребята, у которых есть домашний живой уголок, поделятся своими советами, как завести и ухаживать за младшим другом.


-Чтобы узнать, о каких животных живого уголка пойдёт речь, отгадайте загадку:

Вот стеклянный дом,

Воды полон он.

Хозяева молчат,

На гостей в окно глядят. (Аквариум с рыбками)


-Своё знакомство с животными живого уголка мы начнем с аквариумных рыбок.

-Обычно свой первый аквариум ребята устраивают так: поймают в пруду карасиков, возьмут стеклянную банку, положат туда песок, посадят растения, пустят улиток – аквариум готов. Но вот беда: оставят такой аквариум на солнце, вода нагреется – и погибнут карасики. Или положат карасикам так много хлебных крошек, что вода помутнеет и испортится. Поэтому, когда будете заводить рыб, всегда помните, что аквариум их дом. Рыбам в нём должно быть так хорошо, как и в пруду, в речке, в озере. Надо точно знать, каких рыб, чем кормить, каких улиток нельзя пускать в аквариум.

1)Беседа, работа по учебнику

Слайд РЫБКИ

– Существует много разновидностей аквариумных рыбок. Посмотрите, как они красивы! Родина большинства аквариумных рыбок – жаркие страны. Поэтому у нас они могут жить только в теплых помещениях, т.е. в аквариуме.

-Давайте откроем учебник на с.80, рассмотрим и прочитаем названия аквариумных рыбок.

2)Сообщения детей «Аквариумные рыбки»

Бобылева Вера

1.Макроподы обычно бывают длиной 5—6 см. Тело у них с яркими поперечными полосками. Родина этих рыбок — Китай.


Меченосец. Эту тропическую рыбку знают абсолютно все, кто держит аквариум. Она привлекает внимание очень яркой окраской. Родина этой красивой рыбки — воды Мексики, Гватемалы, Гондураса. В Европу эти рыбки были завезены еще в 1909 г. Самки меченосцев достигают в длину 12 см, а самцы — только 8 см. Своим названием эти рыбы обязаны «мечу» на нижнем крае хвостового плавника у самцов.

Меченосцы очень популярны в нашей стране, и это не удивительно, ведь их яркая красная окраска, рождение живых мальков, простота в содержании и кормлении привлекают внимание буквально всех, от мала до велика. Меченосцы миролюбивы и легко уживаются со всеми обитателями аквариума.


Кремер Эдвард

2.Гурами — рыбка, украшенная блестящими пятнышками, напоминающими жемчужины. Длина тела до 11 см. Спереди на брюшке две длинные нити, которые служат органом осязания. (Осязание — способность чувствовать тепло, холод при прикосновении к предметам.) Родина этих рыбок — Юго-Восточная Азия.


3.Данио рерио — изящные проворные рыбки, украшенные продольными полосками. Обычно держатся стайкой. Длина около 4 см. Родина — Индия.


Абрамова А.

4.Гуппи — самые распространенные аквариумные рыбки. Длина самцов 2—3 см, самок — 3—4 см. Самцы ярче, наряднее самок. Гуппи — живородящие рыбки. Родина их - Южная Америка.


5.Сомики обычно держатся у дна. Длина тела от 4 до 8 см. Родина — Южная Америка.

Сомик тарракатум. Эти рыбки живут в красивейшей реке мира — Амазонке, а также на экзотическом острове Мартиника. Все тело рыбок покрыто темными пятнами и разводами. У самок нижняя часть тела белая, у взрослых самцов — серо-фиолетовая. По характеру эти рыбки миролюбивы, их можно смело пускать в свой аквариум. За ними очень интересно наблюдать. Они любят жить стайками, выбирают в аквариуме слабо освещенные места, обожают укрытия и целыми днями роются в грунте, разыскивая остатки корма.

Сомики предпочитают просторные аквариумы с температурой воды +20...+24 °С. Этих рыбок часто называют санитарами, потому что они очищают дно аквариума, доставая корм из самых труднодоступных мест.


-Как содержать Гуппи вам расскажет Алексанян Алёна

Стр. 82

Очень интересна рыбка гуппи. Она не откладывает икру, как все другие рыбки, примерно раз в месяц у нее рождаются живые мальки. Как только брюшко у рыбки станет широким, толстым. Ее отсаживают в отдельную банку, иначе взрослые рыбки могут поесть родившихся мальков. Как только мальки появляются, самку пересаживают обратно в аквариум. А через недельку-другую в аквариум пересаживают и подросших мальков.

-А зачем нужны приспособления, которые расположены над аквариумами на с. 82?



V. Первичное закрепление

3)Самостоятельная работа с проверкой по эталону

-Поработаем в тетради на печатной основе. На с.55 выполним задание №1.

Вы должны узнать рыбок по силуэтам и соединить рыбок и их название стрелками.

Изместьев Илья и Бутенавичус Дима выполнить эту работу будут с помощью учебника.

ПРОВЕРКА СЛАЙД















VI. Физкульминутка

Дружно встали –

Раз, два, три!

Мы теперь богатыри!

(Руки в стороны) Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

(Поворот направо)

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

(Поворот налево) Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

(Поворот направо)

Через левое плечо.

(Поворот налево)

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо. Получается на славу!

-Давайте обобщим наши знания о рыбках.

1. Приобретать надо только мальков: они быстрее и лучше, чем взрослые рыбы, приспосабливаются к новым условиям.

2. Во время роста можно следить, как рыбки относятся друг к другу.

3. Соблюдать чистоту и порядок в аквариуме.

4. Кормление 2 раза в день, остатки корма желательно убирать.

- Кроме аквариумных рыбок, дома можно содержать и других животных.

-Продолжим разговор о животных живого уголка.

VII. Продолжение работы по теме урока

4) Сообщения учеников «Птицы» «Звери»


1)Это птичка с красивым желтым оперением. Ее родина – далекие Канарские острова. Людям очень нравится мой волшебный голос. (канарейка)



Колбина К.

Канарейка — одна из немногих полностью одомашненных птиц. Канарейки были привезены с Канарских островов, которые находятся в Атлантическом океане, за что и получили свое название. Это маленькие птички, звонко и красиво поющие. Выведены породы канареек с разной окраской оперения, но чаще всего встречаются желтые.


2) Вот потеха так потеха

Для больших и для ребят:

Вон сидит на ветке эхо –

Повторяет все подряд. (попугай)

Алексанян Алёна

Попугайчики — очень красивые птицы. Они легко переносят неволю и живут в клетке по несколько десятков лет. Всего известно более 300 видов попугаев. Волнистые попугайчики — распространенные обитатели домашних и школьных живых уголков. Их родина — Австралия. Волнистыми они названы потому, что на голове, спине и крыльях у них темный волнистый рисунок. У взрослого попугайчика-самца основание клюва синее, у самки — коричневого или телесного

цвета. Волнистые попугайчики могут научиться говорить. Попугаи любознательны, сообразительны, хорошо приручаются.


Правила ухода за волнистыми попугайчиками

1. Клетка попугая должна быть с горизонтальными прутьями, чтобы по ним можно было лазить.

2. Клетка не должна находиться рядом с телевизором и нагревательными приборами, стоять на сквозняке или под прямыми солнечными лучами.

3. В клетке должны находиться посуда с питьевой водой, кормом и ванночкой. Корм и воду надо менять каждое утро.

4. К корму нужно добавлять хорошо промытую зелень, ломтик яблока или груши.

5. Попугайчика нужно каждый день выпускать полетать.

6. Зимой воздух в помещении нужно поддерживать влажным.

7. Каждый день птичке нужно приносить ивовую веточку.


3)И в море не купаются,

И нет у них щетинки,

Но все же называются

Они …. (морские свинки)


Иванова Л.

Морские свинки — это маленькие, очень симпатичные грызуны, завезенные к нам из Америки. Они неприхотливы в еде, быстро размножаются, но очень подвержены всевозможным заболеваниям: плохо переносят сырость, сквозняк, легко простужаются. Содержать их надо в светлом сухом помещении, но в специальной клетке, которую необходимо убирать каждый день. Кормят их морковью, свеклой, сеном, овсом, отрубями. В пищу обязательно добавляют соль. Каждый день в клетку нужно ставить чистую воду.


4)Я устраиваюсь ловко:

У меня с собой кладовка.

Где кладовка? За щекой!

Вот я хитренький какой! (хомяк)

Бородаенко С.

Сирийские хомячки — толстенькие веселые зверьки величиной с крупную мышь, с большими глазами и яркой пушистой шубкой. Они не кусаются, не грызут мебель, им можно позволять свободно бегать по комнате. Дом для них можно устроить в старом аквариуме. Ухаживать за ними очень легко.

VIII. Включение нового знания в систему знаний.

5)Работа по учебнику

1)Учебник, с.81, задание 2 СЛАЙД животные

Самопроверка

Тесты С.29, №73-76

Проверка

73. Б

74. В

75. Г.

76.Б

Проверка СЛАЙД

-На какие группы можно разделить животных живого уголка, о которых мы говорили сегодня на уроке?

(Рыбы, птицы, звери)

- Скажите пожалуйста, у кого-нибудь возникло желание завести домашнего любимца.

-Мы недавно закончили на литературном чтении раздел «О братьях наших меньших». Какими качествами должен обладать человек, который хочет дома иметь живой уголок?

(ответственность, трудолюбие, любовь к животным)

-Я хочу закончить наш урок из произведения (С. Экзюпери «Маленький принц») «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Люди заводят множество домашних любимцев. Однако первое, о чем мы должны помнить, заводя животное, что мы берем на себя полную ответственность за него. Нельзя только играть и развлекаться с ним, надо ежедневно ухаживать за своим питомцем. Для каждого животного существуют свои правила ухода, и, прежде чем завести себе «друга», нужно узнать все его повадки. Характер. Правила ухода и кормления. Ну и конечно же надо хорошо подумать, а готовы ли вы взять на себя такую ответственность.

- А у нас тоже получился живой уголок, благодаря вашим рисункам.

XI. Рефлексия

— Оцените свои достижения на уроке с помощь лесенки. Выберите себе свою ступеньку знаний.

X. Подведение итогов урока

— О чем мы говорили сегодня на уроке?

— Чему вы научились? Какие выводы сделали?

— Все ли задачи урока мы выполнили?

XI.Домашнее задание

1. Рабочая тетрадь: № 3, 4 (с. 31).

2. Подготовить сообщение о своем питомце.


Тест по теме «Животные живого уголка»

Фамилия _______________________________________

1. Найди зверя, который обитает в живом уголке.

а) суслик

б) полёвка

в) морская свинка

2. Найди птицу, которая обитает в живом уголке.

а) ласточка

б) канарейка

в) дятел

3. Найди рыбу, которая обитает в живом уголке.

а) макропод

б) сом

в) щука
























Пиложение1

Тест по теме «Животные живого уголка»

Фамилия _______________________________________

1. Найди зверя, который обитает в живом уголке.

а) суслик

б) полёвка

в) морская свинка

2. Найди птицу, которая обитает в живом уголке.

а) ласточка

б) канарейка

в) дятел

3. Найди рыбу, которая обитает в живом уголке.

а) макропод

б) сом

в) щука




Тест по теме «Животные живого уголка»

Фамилия _______________________________________

1. Найди зверя, который обитает в живом уголке.

а) суслик

б) полёвка

в) морская свинка

2. Найди птицу, которая обитает в живом уголке.

а) ласточка

б) канарейка

в) дятел

3. Найди рыбу, которая обитает в живом уголке.

а) макропод

б) сом

в) щука















Приложение 2

ПАМЯТКА


  1. Изучи повадки, выбранного тобой домашнего питомца, из литературы или проконсультируйся в зоомагазине.

  2. Познакомься с его особенностями проживания.

  3. Изучи правила ухода за ним:

- кормление,

- развлечение,

- питание.

4. Люби своего младшего друга, и он тебе ответит взаимностью.



ПАМЯТКА


1.Изучи повадки, выбранного тобой домашнего питомца, из литературы или проконсультируйся в зоомагазине.

2. Познакомься с его особенностями проживания.

3. Изучи правила ухода за ним:

- кормление,

- развлечение,

- питание.

4. Люби своего младшего друга, и он тебе ответит взаимностью.

ПАМЯТКА


1.Изучи повадки, выбранного тобой домашнего питомца, из литературы или проконсультируйся в зоомагазине.

2. Познакомься с его особенностями проживания.

3. Изучи правила ухода за ним:

- кормление,

- развлечение,

- питание.

4. Люби своего младшего друга, и он тебе ответит взаимностью.



Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас