СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира "Зона арктических пустынь. Арктика" 4 класс "Начальная школа 21 века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - исследование по изучению природной зоны "Арктика" в 4 классе.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира "Зона арктических пустынь. Арктика" 4 класс "Начальная школа 21 века"»

Окружающий мир 4 класс УМК «Начальная школа 21 века»



Тема урока: «Природная зона Арктическая пустыня»

Тип урока: Урок изучения нового материала. Урок-исследование.

Цель и задачи: формировать умение характеризовать природные зоны по плану, определять существенные признаки природных зон и сравнивать их.

- формировать у учащихся понятие "Арктика", "Ледяная зона", умение находить и показывать ее на карте;

– учить сравнивать, анализировать, обобщать, расширять кругозор детей.

Оборудование: презентация Microsoft PowerPoint (Климат, растения Арктики, животные Арктики, человек и Артика), карта природные зоны России, контурная карта.

Учебник: Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир 4 класс, 2 часть», М.:- Вентана-Граф, -2016 г.

Ход урока.





  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний


Мы отправляемся с Вами туда, где царство холода, снега и льда.

Отправимся в путешествие с севера на юг по природным зонам России. Наш

путь сегодня лежит в Арктику или в зону арктических пустынь.




Мы отправляемся с Вами туда, где царство холода, снега и льда.

Отправимся в путешествие с севера на юг по природным зонам России. Наш

путь сегодня лежит в Арктику или в зону арктических пустынь.

Игра "Найди лишний географический объект" Объясни почему.

А) Лена, Волга, Байкал, Енисей;

Б) Обь, Байкал, Онежское, Каспийское;

В) Кавказ, Альпы, Баренцево, Урал;

Г) Каспийское, Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый.

3. Сообщение темы урока.

С сегодняшнего урока мы начинаем подробно изучать природные зоны России.

Сегодня мы совершим сказочное путешествие. Наш путь лежит в царство холода, снега и льда. Послушайте удивительное описание этого царства.

«Стенами чертогов были вьюги, окнами и дверями буйные ветры. Сто с лишним зал тянулись здесь одна за другой так, как наметала их вьюга. Все они освещались северным сиянием, и самая большая простиралась на много-много миль. Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах! Холодно, пустынно, грандиозно!

Северное сияние вспыхивало и горело так правильно, что можно было точно рассчитать, в какую минуту свет усилится, в какую померкнет. Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замерзшее озеро».





- Кто вспомнит, из какого произведения этот отрывок и что за край здесь описывается. («Снежная королева из сказки Г.Х.Андерсена “Снежная королева”.)

Жила она в ледяной зоне, которая как называлась?

Арктическая пустыня.

-И тема нашего урока (дети хором отвечают)

Зона Арктических пустынь.

  1. Работа по теме урока:

Древние землепроходцы, двигаясь на север, вышли на берега Студёного моря, по которому плавают льды даже летом. Зимой Студёное море покрывалось могучими льдами. Студёное море оказалось очень богатым рыбой, морским зверьём, птицей, и люди стали селиться на его суровых берегах, и стали называть этих людей поморами.

Студёное море мы сейчас называем Северным Ледовитым океаном. Русские поморы уже 400 лет назад ходили по океану за сотни и тысячи километров к далёким островам Новой Земли и даже до Шпицбергена.

(показ по карте)

Северный Ледовитый океан вместе с островами в нём называется Крайним севером. Отдельные части океана между островами люди назвали позже морями, присвоив им имена (чаще первооткрывателей)

  • Белое море - за светлые летние ночи.

  • Баренцево - по имени капитана Баренца.

  • Лаптевых - офицеров кораблей русской экспедиции.

  • Чукотское по имени народа чукчей, живущих на его брегах.

  • Северный Ледовитый океан и острова в нём называют ещё Арктикой.

Арктос (греч.) - страна белых медведей, а созвездие Ковша над ней назвали созвездием Большой Медведицы.

Северный Ледовитый океан – самый холодный океан в мире. Большая часть поверхности океана и его островов в течение всего года покрыта многолетними льдами толщиной до 5 метров. Лишь кое-где на островах льда нет, но и здесь земля промерзает на много метров в глубину. Почва на таких островах не образуется. Это зона АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ, или ЛЕДЯНАЯ ЗОНА. Она занимает острова Северного Ледовитого океана и северную часть полуострова Таймыр. (Показ на карте).




Природа этой зоны очень сурова. Зимой в Арктике ПОЛЯРНАЯ НОЧЬ. С середины октября и до февраля солнца совсем не видно. Дуют сильные ветры, неделями метет пурга, температура воздуха нередко понижается до

- 60◦С. Полярной ночью здесь можно наблюдать одно из удивительных явлений природы – СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ. Очевидцы говорят, что полярное сияние похоже на причудливый занавес, который колышется в темном небе. Занавес разделен на светящиеся разноцветные полосы, сияющие чистыми цветами радуги.

Летом в Арктике ПОЛЯРНЫЙ ДЕНЬ. В течение нескольких месяцев круглые сутки светло. Но солнце поднимается невысоко над горизонтом, и температура редко бывает выше 3-4◦С. Поэтому даже за долгий полярный день вековые льды не успевают растаять.

Природные условия Крайнего Севера

5. Работа с текстом учебника.

- Найдите в тексте ответ на вопрос по плану:

  • особенности положения Солнца:

  • смена дня и ночи;

  • времена года.

Здесь можно наблюдать удивительное явление Северное сияние.

6. Видеоролик об удивительном явлении.

Вывод : В Арктике холодные суровые зимы с полярными ночами, короткое холодное лето с полярными днями без ночей. Океан покрыт могучими льдами и снегами, не тающими в период короткого лета.

Живая природа Арктики.

- Посмотрите на природу Крайнего Севера и какие и скажите, какие из известных вам растений могут здесь расти?

- Почему?

- Из растений на скалистых островах могут расти редкие травы, мхи, лишайники, кустарников и деревьев нет, так как слишком холодно, нет почвы.

Из трав на Крайнем Севере растут полярные маки, камнеломки, ветреницы. В защищённых местах можно увидеть редкие, стелющиеся и прижимающиеся к земле кустарники. Такая форма позволяет хоть немного перехватить тепла от земли при её обогреве Солнцем, а зимой укрыться от стужи под снегом.

Из животных зимой в Ледовитом океане почти никого нельзя увидеть - холод, метели, полярные ночи вынуждают их откочёвывать к югу.

Летом же океан преображается - льды отступают от берегов. В водах океана появляется много рыб (Камбала, треска, сельдь, морской окунь).

Рыбой кормятся тюлени - морские животные, отлично плавают и ныряют. От сильного холода их спасает слой жира под кожей и шкура с короткой шерстью. Размеры тюленей до 1.5-2м., а вес 250- 300 кг. Детенышей (бельков) вскармливают молоком. Тюлени могут долго находиться на суше, так как дышат воздухом.

Морж - крупное морское животное длиной до 3-4 м. и весом до 800-1000кг. Имеют клыки длиной 40-50 см. из очень прочной кости. Клыками морж выкапывает со дна раковины и моллюсков. Клыки - оружие защиты, они же помогают выбраться на сушу. Кожа у моржей достигает 3-4 см толщины. Ласты помогают хорошо плавать и передвигаться по суше. Зрение у моржа неважное, но отличное обоняние. Детёныши, устав плавать или почуяв опасность, забираются на спину к матери. Мать даже при смертельной опасности не бросает детёныша.

Белый медведь - крупное красивое животное до 800 кг. Весом, прекрасно плавает. Может часами плыть в ледяной воде. Лапы длинные и покрыты шерстью. Свою добычу - моржей, тюленей - чует за много километров по запаху, приносимому ветром. Мясо убитых животных прячет в снег и держится рядом, пока мясо не закончится. Белый медведь занесён в красную книгу.

Птицы  - весной и летом на острова Крайнего Севера прилетают и вьют гнёзда массы перелётных птиц, но это морские птицы: частики, тупики, гагары, кайры, чайки. Все они питаются рыбой, которую ловят в океане. Эти птицы хорошо плавают даже под водой, кроме этого они хорошие ныряльщики. Гнёзда они делают самые простые - из камешков - в расщелинах скал и даже просто на камнях, потому что гнёзда делать не из чего. Тупики крепким клювом выбивают в глиняных островах длинные норы, где гнездятся и прячутся. При наступлении зимы, когда океан замерзает у берегов и птицам трудно найти открытую воду и пищу в ней, они улетают на юг.

Вывод : На Крайнем Севере растёт очень скудная растительность из трав и мха, хорошо приспособившаяся к суровым условиям. Животный мир Арктики очень удивителен и неповторим. Все животные добывают себе пищу в океане и тесно связаны с ним.

7.Итог урока:

- С какой природной зоной познакомились на уроке?



Работа со схемой:

Арктика - царство льда.

Географическое положение

Северный Ледовитый океан

северные моря

острова

Освещённость

полярный день и полярная ночь

северное сияние

Растительный и животный мир.

-лишайники, мхи, полярный мак, водоросли,

рачки, рыбы, чайки, гагарки, тупики,

моржи, тюлени, белые медведи.

Деятельность человека.

Научные станции, рыбный промысел, охота,

Северный морской путь.





- Сравни природные условия своей местности с природными условиями Арктики.

- Какие растения и животные характерны для арктической зоны?

- Почему люди с давних пор осваивают Арктику?

- Какие меры принимают люди, защищая природу северного края?



8. Домашнее задание

Подготовить сообщение об Арктике.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!