СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе по теме "Красная книга Тувы"

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира 2 класс»

Урок окружающего мира во 2 классе


САВКО ОКСАНА ВЛАДИМИРОВНА

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №7» им Л.С. Новиковой

г. Кызыла Республики Тыва


Тема. Красная книга Тывы.

Цель урока:

  • рассказать о существовании Красной книги, содержащей сведения о редких, исчезающих растениях, животных нашей республики;

  • раскрыть основные причины сокращения численности этих видов, меры, необходимые для их охраны;

  • учить осуществлять поиск информации в справочниках, словарях, анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать свое мнение;

  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  1. Красная книга Тывы.

  2. Презентации – «Животные и растения из Красной книги». Мультимедиа.

  3. Выставка рисунков редких растений и животных.

  4. Карточки представителей Красной книги для групповой работы, буклеты для индивидуальной работы.

  5. Компьютер, проектор.

 Ход урока

  1. Организационный момент. (слайд 1)

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения, интересной работы на занятии кружка.
- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните беспокойство, обиду и злость. Вдохните в себя свежесть морозного утра, теплоту солнечных лучей, красоту окружающего мира.

2.Сообщение темы урока.
- Ребята, посмотрите на стенд. Как прекрасен этот мир! Не правда ли, прекрасны творения природы на этих фотографиях! Ими б только восхищаться, поражаясь как щедра на выдумки природа.
- Отгадайте загадку и скажите, о чём мы будем сегодня говорить.(слайд 2)

Открыть свои тайны любому готова,
Но ты от нее не услышишь и слова.

Как охраняются звери,

Как охраняются змеи,
Как охраняются даже цветы

Из книги этой узнаешь и ты. Дети: Красная книга.

- Сегодня на занятии мы познакомимся с животными и растениями, занесенными в Красную книгу Тывы.

3. Обобщение изученного материала

1) Вступительная беседа. (Слайд 3)

«Что такое Тыва,
Это степи омытые солнцем,
Горных речек разлив 
И дремучих лесов океан, 
Синеватые дали
И гор многоцветные кольца, 
Зной песков раскаленных 

И снежная стужа Саян …»

А. Емельянов

Тува представляет собой горную страну с чередованием высоких хребтов и глубоких котловин. Климат резко континентальный — зима морозная, безветренная, в котловинах малоснежная. Лето умеренно тёплое в горах и жаркое в котловинах. Примерно 82 % ее территории - это горы. В горах много минеральных источников – аржаанов.  Природа Тувы очень разнообразна: от песчаных пустынь и гор до тундры и тайги. Животный и растительный мир поражает своим разнообразием, северный олень и снежный барс здесь живут рядом с верблюдом и красным волком. Здесь наряду с лиственными и кедровыми лесами широко распространены степи и даже пустыни, высокогорные луга и тайга. Своеобразные природные условия Тувы определили богатство ее растительного и животного мира. Территория республики является уникальным уголком не только в России, а и во всем мире и входит в число 200 наиболее уникальных уголков мира.
2) Из истории Красной книги.

- В нашей республике насчитывается много видов растений и животных. Некоторые из них нуждаются в особой охране и защите. Это представители Красной книги. А знаете ли вы что такое Красная книга?

 -Ученые мира создали Международный союз охраны природы, которые стали изучать, каким растениям и животным надо помочь в первую очередь. Составили списки растений, которые исчезли или находятся под угрозой, издали в виде книги и назвали ее Красная книга.

- Ответьте, пожалуйста, почему так называется эта книга? 

- Эта книга называется так потому, что красный цвет – действительно означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность, в данном случае предостерегает людей о возможных тяжёлых последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов растений и животных.

Красная книга была учреждена Международным союзом охраны природы в 1966 году. В неё заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите. (слайд 4)

«Красная книга Тувы. Растения» под редакцией Краснобородова И.М. была издана в 1999 году. В нее занесены 126 видов растений, мхов, грибов и лишайников, среди которых есть исчезающие и редкие виды, а также виды, которым угрожает опасность исчезновения.

«Красная книга Тувы. Животные» под редакцией Путинцева Л.К. утверждена постановлением Правительства Республики Тыва и издана в 2002 году. В эту книгу внесено 112 видов животных.

4.Выполнение практических заданий «По страницам Красной книги» (слайды 5-9)

Работа над таблицей.

- Ребята, у вас на партах есть буклеты. Сейчас мы поработаем с таблицей. Вам нужно записать данные о представителях разных групп в таблицу.

Группа

Численность в Туве

Занесены в Красную книгу

Примеры из Красной книги

птицы



364 вида



50 видов

Журавль-красавка

Степной орел

Горный гусь

Монгольский жаворонок



млекопитающие



86 видов



21вид

Красный волк

Кот манул

Снежный барс

Горный баран - архар



рыбы


40 видов


6 видов

таймень

стерлядь

Озерный хариус


Насеко

мые


малоизучены


30 видов

Голубянка Давида

Павлиний глаз малый

Кузнечик Бей-Биенко


Растения



1800 видов



126 видов

Венерин башмачок

Ирис тигровый

Лилия карликовая



Презентации учеников.

(Ученики подготовили сообщения и презентации)

Башмачок настоящий «Венерин башмачок»

Очень редкое растение, довольно крупное, с крепким стеблем и толстым ползучим корневищем, которое изредка встречается по сырым лесам и оврагам. Его цветок – ловушка для насекомых, заставляет их, себя опылять, но многие насекомые так и остаются, навсегда прилипая к цветку, а те, кто посильнее, выбираются, уставшие, и на некоторое время теряют способность двигаться. А страдает растение из-за своего красивого цветка.

Снежный барс.

Снежный барс (ирбис) отличается мягким, пышным и шелковистым мехом, а также впечатляющим длинным хвостом. Зверь имеет пеструю окраску, которая отлично помогает ему маскироваться среди скал и камней. Раньше снежные барсы не представляли редкости, охота на них разрешалась и поощрялась, они считались вредными хищниками, а их шкуры высоко ценились. Такое отношение к этим животным привело к их повсеместному истреблению.

Тарбаган.

  Вид рода сурков. Длина тела до 57 см, длина хвоста до 10 см. Окраска верха песчано-жёлтая с чёрной или тёмно-бурой рябью. Брюхо темнее и рыжее боков. Чёрный или чёрно-бурый верх головы. Щёки, уши светлые.  Тарбаган распространён в предгорных и горных степях и на альпийских лугах Тувы (Монгун-Тайга, Цаган-Тологой) , Забайкалья, Монголии.  Живет колониями. Роет зимовочные (с одной камерой) и временные норы. В горах в одной норе залегают в спячку до 20 зверьков. Совершает кормовые миграции при выгорании растительности. Запасов на зиму не делает. Питается зеленью, луковицами, побегами травянистых растений. Активен днём. Приносит 1 выводок в году от 2 до 5 детенышей. В прошлом - массовый вид. Промышлялся ради шкурки. В настоящее время во многих местах истреблён, охраняется.

Манул.

Это дикая кошка. Размеры ее невелики. Длина тела до 60 сантиметров, хвоста до 30 сантиметров, весит он 3-4 килограмма. Животное очень пушистое. Скорости и ловкости у манула недостаточно. Уходя от преследования, кот стремится, как можно быстрее нырнуть в укрытие. Если это ему не удается, то он пускает в ход когти, лапы и зубы.

Лилия карликовая.

Многолетнее травянистое луковичное растение 20-50 см высотой. Луковица белая, округлая, одетая серой пленчатой оболочкой. Стебель цилиндрический, голый. Листья очередные, линейные, 6-10 см дл. Цветки с легким ароматом, ярко-красные. Известно одно местонахождение в Тыве в Каа-Хемском кожууне с. Бояровка. Растет на юге средней и Восточной Сибири, в Монголии, северной части Китая и на полуострове Корея. Размножается семенным путем. Цветет с конца второй - начала третьей декады июня. Цветение продолжается до середины второй декады июля и в целом длится 25-30 дней. Семена созревают к концу августа. Хозяйственное освоение территории, сбор цветущих растений на букеты ограничивает семенное размножение. Из-за этого лилия карликовая включена в Красную книгу Тувы как редкое и исчезающее растение.

Ирис тигровый.

Растение 10-25 см в высоту, стебель с одним красновато-фиолетовым с фиолетовыми жилками цветком. Обитает на каменистых, щебнистых или песчаных степных склонах и на осыпях, поднимается до выоты 2000 м над уровнем моря. Встречается редко, в основном единичными особями. Листья зимой остаются зелеными. Семена завязываются слабо. Вегетативно происходит только разрастание растения с образованием новых побегов. Растет в Туве на южных склонах Западного Саяна, Западный Тану-Ола, встречается на Алтае, в Забайкалье, Монголии и Китае. Распашка земель, зимний выпас скота приводят к вымиранию этого вида. Сокращает свою численность.

Серый журавль.

Это крупная птица, высота около 115 см, размах крыльев 180—200 смг. Оперение большей части тела синевато-серое, что позволяет птице маскироваться от врагов среди лесистой местности. Спина и подхвостье несколько темнее, а крылья и брюхо более светлые. Окончания крыльев чёрные. Передняя часть головы, подбородок, верхняя часть шеи и уздечка чёрные либо тёмно-серые. Затылок синевато-серый. По бокам головы имеется белая широкая полоса, начинающаяся под глазами и далее уходящая вниз вдоль шеи. Клюв светлый. Ноги чёрные. У молодых журавлей перья на голове и шее серые с рыжими окончаниями. В Туве сохранился в труднодоступных местах: на некоторых озерах Тоджинской котловины, по рекам Нарын и Эрзин, по реке Тес-Хем. Численность популяции серого журавля медленно сокращается. Основной причиной уменьшения численности серого журавля считается уменьшение площади территорий, пригодных для гнездовий. Особенно остро эта проблема стоит в Европе, европейской части России и Средней Азии, где осушаются и высыхают болота.

Игра «Узнай меня»

Нужно рассмотреть рисунки, представителей Красной книги Тывы обвести красным карандашом.


Игра «Узнай меня»

Обведи красным карандашом представителя Красной книги Тывы.


Работа в группах.

В конвертах карточки с животными и растениями. Выбрать представителей Красной книги Тывы.

1 группа – млекопитающие, 2 группа – птицы, 3 группа – насекомые. 4 группа – рыбы, 5 группа – растения.

- Оцените свою работу. Если сегодняшнее занятие понравилось и было полезным для вас – закрасьте солнышко, не понравилось – закрасьте тучку.






6. Заключительная беседа. Правила поведения в природе.

Причины исчезновения растений и животных.(слайд 10)

  • хозяйственное освоение территории, применение ядохимикатов;

  • вырубка лесов, разрушение мест обитания;

  • климатические условия;

  • выпас скота, чрезмерная ловля рыбы;

  • отстрел птиц и животных;

  • браконьерство (незаконная охота и ловля рыбы);

  • сбор цветущих растений на букеты.

Меры охраны редких и исчезающих видов.(слайд 11, 12)

  • Разъяснительная работа среди населения;

  • Создание заповедников и заказников; (в Тыве – Азас, Убсунурская котловина)

  • Усиление контроля за незаконной охотой и ловлей рыбы;

  • Выявление мест обитания и распространения видов, ограничение вырубки лесов и освоения территорий человеком в этих местах.

Правила поведения в природе. (слайд 13)

Правило 1. Не шумите на природе! Не берите с собой на экскурсию магнитофоны и барабаны!

Правило 2. Не ловите бабочек, стрекоз, жуков!

Правило 3. Не ломайте ветки деревьев и кустарников!

Правило 4. Убирайте за собой мусор! Не оставляйте его на природе!

Правило 5. Берегите почву!

Правило 6. Берегите прекрасный мир растений!

Правило 7. При сборе трав, плодов и грибов бережно относитесь к тому, на чем они росли!

Правило 8. Не ловите детенышей диких животных и не уносите их домой!

7. Итог урока.

  • Что нового вы узнали для себя, работая на уроке?

  • Что бы вы посоветовали своим сверстникам?

Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою 
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней!
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.

8. Домашнее задание.

- Дополнить таблицу своими примерами из Красной книги Тывы. Рассказать своим родным о животных и растениях из Красной книги Тывы. Подготовить сообщение о представителе Красной книги (по желанию).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!