Урок окружающего мира, 3 класс
Программа «Школа 2100»
Глава III. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Тема: АКВАРИУМ-МАЛЕНЬКАЯ ИСКУССТВЕННАЯ ЭКОСИСТЕМА.
Цель: закрепить знания о компонентах экосистемы на примере экосистемы аквариума
Задачи:
Познакомить учащихся с типичными представителями растительного и животного мира аквариума, их ролью в экосистеме;
2. Развивать логическое мышление учащихся через установление причинно– следственных связей, речь, представление, воображение, фантазию, интерес к предмету окружающего мира друг и другим наукам;
3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к природе.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Познавательные УУД: развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД: развивать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре.
Личностные УУД: развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД: развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Ход урока
1.Орг.момент. Мотивация.
У : Вновь увидеть всех я рада.
Ваши знанья – мне в награду.
Снова новое откроем,
Мненья выскажем, поспорим.
2. Актуализация знаний.
А) Блиц –опрос
- А сейчас проведем блиц-опрос, для систематизации знаний
Уч-ль :Что такое экосистема ?
/Это единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных профессий способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ./
Уч-ль :Организмы каких профессий должны присутствовать в экосистеме?
/производители, потребители, разрушители./
Уч-ль :Какие бывают экосистемы ?
/Природные и искусственные/
Уч-ль :Что такое искусственная экосистема?
/Экосистема, созданная человеком./
Уч-ль :С какой экосистемой познакомились на прошлом уроке?
/Экосистема поля./
Уч-ль: Чем экосистема поля отличается от других экосистем?
/выращивают культурные растения, используют минеральные удобрения и ядохимикаты, каждый год вспахивают поле, избавляются от сорняков/
- Ребята, сегодня нам предстоит интересная, но очень серьезная работа. Мы попытаемся создать искусственную экологическую систему. - А какую, попробуйте отгадать!
Б) Тест с расшифровкой «Экосистема поля»
Уч-ль :Я предлагаю поработать впарах.
Проверим, как вы усвоили материал прошлого урока. Перед вами листы с тестами «Экосистема поля». В каждом задании вам необходимо выбрать букву, которая соответствует правильному ответу. Таких заданий 8. Буквы ответов нужно сложить последовательно. Если выбор ответов будет правильным, вы получите ключевое слово в новой теме нашего урока.
Тест «Экосистема поля»
Поле – это…
а) искусственная экосистема ;
б) природная экосистема
2.Особенности экосистемы поля в том, что она ……
и ) часто возникает на месте озера ;
к) нуждается в уходе человека;
л) круговорот замкнут.
3.Если человек перестанет ухаживать за культурными растениями, то поле….
а) превратится в болото ;
б) превратится в лес ;
в) превратится в луг.
4.Культурные растения – это ….
а) подсолнечник, рис, капуста, кукуруза ;
б) одуванчик, вьюнок, осот, лопух.
5.Василёк, пижма, пастушья сумка, лебеда – это …..
п) яркие цветы ;
р) сорняки ;
с) культурные растения.
6. Биологическая борьба с вредителями – это способ защиты с использованием:
и) живых помощников ;
к) ядохимикатов.
7.Какие преимущества имеет биологическая борьба с вредителями урожая по сравнению с применением ядохимикатов :
с) приносит быстрый результат ;
т) дешевле ;
у) не вредит человеку.
8. Любая экосистема состоит из…
л)гидросферы, литосферы, атмосферы ;
м)вода, воздух, горные породы, почва, три профессии живых организмов.
Уч-ль : Какое слово получилось ? АКВАРИУМ
4.Сообщение темы и учебных задач.
Постановка проблемы :
Уч-ль: Что такое «аквариум»?
/Сосуд с водой и обитателями. /
А может быть аквариум экосистемой?
Уч-ль :Если это экосистема, то какая ? /искусственная/
Почему ? /её создал человек/
А что можно сказать о её размерах ? /она маленькая/
Сформулируйте тему урока.
«Аквариум – маленькая искусственная экосистема» 1-й слайд
- Какие цели поставим на этот урок?
5. Вспоминаем то, что знаем
А есть у кого-нибудь дома аквариум? Что вы можете нам рассказать?
У наших героев, Лены и Миши, недавно появился аквариум. Давайте заглянем к ним в гости и послушаем их диалог. Он помещён в учебнике на с.74.Слайд
За Лену читает …Вика, за Мишу - Сережа
Лена : Почему мне приходится постоянно продувать воздух и часто менять воду в моём аквариуме? Она мутнеет, а стёкла покрывается налётом.
Миша :Аквариум – это маленькая искусственная экосистема. Она подчиняется законам природы. Ты забыла поселить в нём одного из важнейших обитателей экосистемы.
Уч-ль : Легко ли создать искусственную экосистему? /Да. Нет./
А что нужно для существования экосистемы?
/Чтобы круговорот был замкнут/
А ещё ? /Нужно, чтобы были производители, потребители, разрушители/
2-й слайд:
* Замкнутый круговорот веществ
* Производители – потребители – разрушители
6.Совместное открытие нового :
Уч-ль : Получилось ли у Лены создать искусственную экосистему? /Нет/
Какие проблемы у неё возникли? /Часто приходилось менять воду, она мутнела, стёкла в налёте/
Давайте поможем Лене разрешить эти проблемы, т.е. попытаемся в течение урока создать искусственную экосистему – АКВАРИУМ.
7. Работа по учебнику с.75-77
- Откройте учебники с.75, прочитаем текст, ведя диалог с автором текста, составим план.
/чтение текста с вопросами/
8. Работа в рабочей тетради с.35
- На сколько частей разделим текст? Как озаглавим 1 часть? 2 часть? 3 часть?
- Чему мы учились сейчас? /выделять главное, существенное/
/ориентироваться на развороте учебника, задавать и находить ответы на вопросы, оформлять свои мысли в устной форме/
ФИЗ. МИН.
Рыбка : Рыбка плавает в водице, Рыбка спинку изогнула,
Рыбке весело играть. Крошку хлебную взяла.
Рыбка, рыбка, озорница, Рыбка хвостиком вильнула
Мы хотим тебя поймать ! И скорее уплыла !
9. Первичное закрепление изученного материала.
А) Части экосистемы аквариума
- Давайте узнаем, как устроен аквариум?
Для этого выполним задание рабочая тетрадь с.35. Рассмотрите иллюстрацию.
- На какие две группы мы можем разбить составляющие экосистему аквариума? Слайд
Неживые части экосистемы: Профессии живых организмов:
грунт 3. производители - растения
вода 4,5. потребители – рыбы и рачки
6,7. разрушители – улитки и микробы
- запишите недостающие слова
- Итак, что должно быть в аквариуме? /на ватмане появляются части аквариума
Б) Заполнение таблицы:
Уч-ль :. Так почему же аквариум называют искусственной экосистемой?
/Экосистема- т.к. есть единство живых и неживых организмов, а искусственная –
т.к. создана человеком/
Уч-ль :А вот почему в аквариуме должны быть организмы разных профессий- понять это вам поможет таблица в рабочей тетради с. 35. Поработайте в парах - восстановите связи разных профессий экосистемы аквариума :
Профессии живых организмов | Дают другим организмам | Получают от других организмов |
Производители | Кислород, органические вещества | Углекислый газ, минеральные вещества |
Потребители | Углекислый газ, органические вещества | Кислород, органические вещества |
Разрушители | Углекислый газ, минеральные вещества | Кислород, органические вещества |
- Так почему же нужно, чтобы в аквариуме были организмы разных профессий? /Только так может поддерживаться круговорот веществ/
Б) Работа в тетради с.36 №4
Уч-ль: Исправим ошибки в №4, допущенные художником?
- Какую ошибку допустил хозяин 1-го аквариума?/В аквариуме мало растений/
- А во 2-ом аквариуме?/В нём очень много рыбок. Часть их надо отсадить в другой аквариум или купить аквариум большего размера/
10. Итог и самооценка
Уч-ль : Какие цели и задачи мы ставили вначале урока? Добились?
Посмотрите на модель нашего аквариума на доске. Удалось ли нам смоделировать экосистему аквариума? /Нет, т.к. нет потребителей – рыбок/
- Исправим эту ситуацию. Дорисуйте рыбку соответствующего цвета.
Зелёная рыбка | Всё удалось, я доволен собой |
Жёлттарыбка | Не всё получилось, но в целом я доволен собой |
Краснаярыбка | Многое не получилось, я не очень доволен собой |
- Вижу, что в целом вы довольны собой, многое на уроке получилось, я разделяю вашу самооценку.
Домашнее задание + социальная значимость :
- Каждому из вас я подарю вот такую рыбку. Дома вы запишите на ней основные правила аквариумиста. Наиболее важные и полные правила, мы поместим рядом с нашим аквариумом и будем использовать их, чтобы наши обитатели чувствовали себя отлично.