Пояснительная записка
Современная школа должна обеспечить право учащегося на образование, на развитие, в том числе на развитие резервных возможностей организма без ущерба его здоровью. Учебный процесс необходимо организовать так, чтобы, с одной стороны, успешно решались образовательные и воспитательные задачи, а с другой — не наносился вред здоровью учащихся, обеспечивались нормальный процесс роста и развития организма, расширение его адаптивных возможностей.
Обязательным условием является соблюдение индивидуального ортопедического режима для каждого обучающегося с двигательной патологией. В соответствие рекомендациями врача-ортопеда, инструктора ЛФК определяются правила посадки и передвижения ребенка с использованием технических средств реабилитации, рефлекс-запрещающие позиции (поза, который взрослый придает ребенку для снижения активности патологических рефлексов и нормализации мышечного тонуса), обеспечивающие максимально комфортное положение ребенка в пространстве и возможность осуществления движений. При проведении урока лежа на клиновидной подставке, осуществляется необходимая разгрузка позвоночника. В связи с этим возникает необходимость в постоянном контроле учителя за правильным положением тела. Такой контроль нужен особенно в начале школьного обучения в специализированном классе, то есть до того времени, пока дети не привыкнут сами следить за положением корпуса. В ходе занятия может наблюдаться непреднамеренное смещение корпуса относительно оптимального положения. С этим надо бороться. Однако нельзя не учитывать возникающую из-за однообразного положения тела усталость и естественную потребность в его периодическом изменении. Такое изменение допускается с учетом характера проводимых занятий. Так, например, при чтении лежа детям целесообразно лежать на груди; при этом под грудь подкладывается клиновидная подставка. А если, например, проводится беседа, содержание которой не надо записывать, дети могут лежать на спине. При этом клиновидная подставка перемещается на край выше и кладется под голову и верхнюю часть спины (в виде подушки). Занятие исходного положения в начале урока и изменение положения в ходе занятия производятся по указанию учителя. Дети быстро привыкают к их выполнению. Кроме того, педагог обеспечивает проведение физкультминуток в уроке. При планировании учебного материала учитель учитывает этот элемент урока. Во время физминутки дети выполняют комплекс корригирующих упражнений. Очень важно отметить в силу загруженности детей во вторую половину дня комплексом лечебных процедур и мероприятий – важно чтобы учитель стремился добиться усвоения учащимися основного программного материала непосредственно на уроке.
Полезное действие на организм оказывает изменение рабочей позы ребенка во время урока. Многие исследователи предлагают урок проводить в системе «динамической смены поз», то есть организованно переводить учащихся из одной рабочей позы в другую. Продолжительность работы может быть стоя от 3до 7 минут и смена поз происходит в течение урока 2-3 раза. При этом не столько важна продолжительность стояния, сколько сам факт смены положения детского тела.
Здоровьесберегающий урок – это такая форма организации процесса обучения, которая позволяет соблюсти соответствие содержания, объёма учебного материала и методов и форм учебной деятельности возрастным и индивидуальным возможностям и способностям учащихся, сохраняя их умственную и физическую работоспособность, формирует культуру здоровья, способствует реализации цели обучения, развития и воспитания здоровой личности, т.е. это физиологически обоснованный современный урок. Число видов преподавания за урок должно быть не менее трех (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т. д.), их чередование – через 10-15 минут.
Виды учебной деятельности (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др.) должны чередоваться. Норма – 1-7 видов за урок.
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности в норме составляет 7-10 минут.
Плотность урока. Количество времени, затраченного школьниками на учебную работу должно быть не менее 60 % и не более 75-80 %. (т.е. от 24 до 32 мин.).
Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке : на 15-20 минуте по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3 повторениями каждого упражнения.
Работа по здоровьесбережению на уроках должна проводиться систематически и целенаправленно, что является важным условием успешной работы по охране и укреплению здоровья детей.
Технологическая карта урока
Учитель: Копытова Оксана Владимировна
Класс: 3
Название урока: «Разнообразие диких животных родного края. Бережное отношение человека к животным»
Цель урока: формирование представления о разнообразии животных родного края.
Задачи:
1. Образовательные: познакомить учащихся с представителями животного мира родного края, проблемами охраны, посредством разнообразных мыслительных операций в ходе групповой работы учиться логично и аргументировано отвечать на проблемные вопросы;
расширять кругозор учащихся.
2. Развивающие: совершенствовать навыки связной речи, воображение, память, мышление, внимание, развитие познавательной активности, мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, аналогии, сопоставления; развивать в детях чувство уверенности в своих возможностях.
3. Воспитательные: воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознание своей значимости в решении экологических проблем; воспитание аккуратности, усидчивости, любознательности и пытливости в процессе учения; чувства взаимопомощи, взаимовыручки.
Технологии: использование ИКТ; здоровьесберегающие: организация учебно-предметной среды, соответствующей нормам сохранения здоровья, обеспечение здоровьесберегающего пространства урока.
Тип урока: усвоение нового материала.
Межпредметные связи: математика, русский язык, литературное чтение, изобразительное искусство.
УУД: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные.
Планируемые результаты (УУД):
Коммуникативные универсальные действия:
- научатся слышать, слушать и понимать речь учителя, одноклассников;
- научатся осознанно строить речевое высказывание;
- использовать речь для регуляции своих действий.
Познавательные:
- научатся отвечать на вопросы учителя и учащихся.
Личностные:
- научатся осмысленно действовать при решении учебных задач, увязывать их с реальными жизненными целями и ситуациями;
- научатся видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи.
Регулятивные:
- научатся определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- научатся проговаривать последовательность действий на уроке;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- соотносить изучаемый материал с собственным опытом.
Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, рабочие листы.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | Задачи здоровье-сберегающих технологий |
1.Организационный момент 1 мин | - Доброе утро, солнце! - Доброе утро, небо! - Доброе утро, всем нам! | Все поднимают руки, затем опускают. Аналогичное движение. Все разводят руки в сторо-ны, затем опус-кают. | Личностные: осозна-ние себя как ученика. Коммуникативные: умение слушать и слышать. Регулятивные: управление своим настроением. | Комфортное начало урока обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся |
2. Само-определение к деятель-ности 3 мин | - Выполните тестовое задание. (Слайд 1) - Установите соответствие между названием группы и животными - Время на выполнение тестового задания 2 минуты. Бабочка, пчела, стрекоза, муравей | Рыбы | Дрозд, снегирь, синица, клёст | Звери | Карп, окунь, плотва | Птицы | Лягушка, жаба, тритон | Насекомые | Змея, ящерица, черепаха | Пресмыкающиеся | Лось, белка, заяц, ёж | Земноводные | Физминутка: широко открыть глаза и, не напрягая мышц, «похлопать» часто ресницами (20с). | Дети самостоя-тельно выпол-няют тест. Фронтальная проверка. | Познавательные: обобщать и класси-фицировать, на основе анализа объектов делать выводы. Регулятивные: оце-нивать учебные дейс-твия в соответствии с поставленной задачей. Личностные: формирование мотивации к обучению и целе-направленной поз-навательной дея-тельности. | Предупредить зрительное утомление. |
3. Акту-ализа-ция зна-ний 3 мин | - На какие группы делят всех животных на планете? - Сегодня на уроке будем говорить о разнообразии животного мира нашего края. (Слайд 2) Загадки. Кто по ёлкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? Есть на речках лесорубы В серебристо-бурых шубах. Из деревьев, веток, глины Строят прочные плотины.
Из иголок колобок. Кто свернулся здесь в клубок? Не поймёшь, где хвост, где носик, На спине продукты носит. В общем, сразу не поймёшь. Кто же это всё же? | Вывод: Всех животных на планете делят на группы: насекомые, птицы, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, звери. Отгадывают загадки. | Коммуникативные: умение слушать и слышать. Личностные: формирование мотивации к обучению и целе-направленной познавательной деятельности. | Активизировать работу на уроке, чтобы учащиеся более успешно усваивали мате-риал, активно работали на уроке. |
4. Ор-ганиза-ция поз-навате-льной деятель-ности 5 мин | В Подмосковье обитают бабочки, пчёлы, шмели, кузнечики, саранча, жужелица, муравьи, мухи, стрекозы, жуки. В Московской области много пернатых – это дятел, синица, дрозд, глухарь, сорока, клёст, снегирь, соловей. На прудах, реках, болотах водятся белый аист, серая цапля, утки. Стриж, сизый голубь, скворец, грач, ворона, воробей, ласточка приспособились жить рядом с человеком. Самый крупный и опасный хищник Московской области – беркут. Его рацион состоит из мелких зверей, птиц, пресмыкающихся и рыб. Часто пара беркутов охотится вместе, один гонит добычу, а другой налетает. В Московской области обитают ящерицы, змеи, жабы, лягушки. В водоёмах водятся плотва, краснопёрка, лещ, карп, карась, толстолобик, сом. Из – за нарушения правил рыболовства и загрязнения окружающей среды этот список постоянно сокращается. Для сохранения редких видов рыб на территории Московской области созданы рыболовные хозяйства, которые занимаются разведением этих видов. (Слайды 3,4,5) | Дети рассмат-ривают картин-ки и называют представителей животных. | Коммуникативные: умение слушать и слышать. Регулятивные: самоконтроль | |
5. Пер-вичное закреп-ление. 10 мин | На территории области обитают заяц, белка, кабан, лось, лисица, барсук, ёж. (Слайд 6) Выполните задания в Рабочем листе № 1.
Физминутка: Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, А вот этот пальчик – я, Вот и вся моя семья! (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.) | Работа в парах. Взаимопровер-ка. | Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и резуль-татов деятельности, построение логич-еской цепи рассуж-дений. Регулятивные: само-контроль, самооценка, коррекция. | Создаётся определённый эмоциональный настрой, при котором ребёнок не боится выс-казывать свои мысли о чём-то незнакомом, неизвестном. Успешнее овла-девают малоз-накомыми дейс-твиями и знани-ями именно при сотрудничестве со сверстника-ми. К детям при-ходит понима-ние своей зна-чимости: «мои знания, умения необходимы группе для ус-пешного выпол-нения задания». При этом у ре-бёнка вырабаты-ваются навыки общения и сот-рудничества, что, бесспорно, является залогом дальнейшего ус-пешного обуче-ния. Только сот-рудничая в груп-пе, ребёнок учится оцени-вать объективно собственную работу и работу своих сверстни-ков. Упражнения для мышц рук |
6. Вклю-чение в систему знаний 12 мин | Посмотрите видеофрагмент. (Слайд 7) Ответьте на вопрос: Каких животных можно встретить в Национальном парке "Лосиный остров"? Национальный парк "Лосиный остров" - это природный музей, где представлено всё многообразие растительного и животного мира Подмосковья. Был создан в 1983 году. Но история этого места начинается с XIV века. Изначально парк был местом царской охоты. Название Лосиный Остров было дано одной из подмосковных лесных дач. Дачей в ста-рину называли место для охоты на лосей. В 1805 г. Лосиный остров причислили к заповедным лесам и установили строгий режим охраны. В наше время Национальный парк посеща-ют тысячи людей. Поэтому, чтобы сохра-нить природу,необходимо соблюдать особые правила поведения. (Слайд 8) Физминутка: ходьба на месте, не отрывая носков от пола
Выполните задания в Рабочем листе № 2. В Московской области встречаются 12 видов животных, которые занесены в "Красную книгу России". Это гигантская вечерница и выхухоль, чёрный аист и хищники — сокол - сапсан, кречет, балобан, орёл - беркут, орлан - белохвост, скопа, змееяд, бабочки - аполлон и махаон. С 1978 животный мир Москвы и Московской области находится под охраной. В 1924 введён День птиц, в его проведении активно участвуют школьники, которые изготовляют и развешивают скворечники, кормушки. (Слайд 9) Дыхательная гимнастика (медленный вдох и выдох) | | Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и резуль-татов деятельности, построение логичес-кой цепи рассуж-дений. Регулятивные: само-контроль, самооценка, коррекция. | Смена позы. (Дети смотрять видеофрагмент, лежа на спин-ках, лицом к экрану)
Для снятия мы-шечного нап-ряжения Обеспечивает развитие мыш-ления. Отрабо-тать соответст-вующие умения и навыки. Помогает рас-слабиться, ус-покоиться, спра-виться с вол-нением. |
7. Само-стояте-льная работа 2 мин | Интерактивное задание. (Слайд 10) - Соберите картинку | | Регулятивные: самоконтроль, самооценка, коррекция. | |
8. Реф-лексия 3 мин | - Дополните фразы: (Слайд 11) Животный мир Московской области .....(разнообразен). Для сохранения редких видов рыб на территории Московской области созданы ……(рыболовные хозяйства, которые занимаются разведением этих видов). В Московской области встречаются 12 видов животных, которые занесены в …….("Красную книгу России"). Чтобы сохранить природу, необходимо соблюдать особые …(правила поведения).
| | Коммуникативные: умение с достаточ-ной полнотой и точ-ностью выражать свои мысли. Познавательные: умение структуриро-вать знания. Личностные: смыслообразование Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. | Обеспечивает развитие мыш-ления. Отрабо-тать соответст-вующие умения и навыки. |
9. Дома-шнее задание 1 мин | Д/З: (по выбору) (Слайд 12) Сочините загадки о животных Московской области. Составьте кроссворд «Животные Московской области»
| | Регулятивные УУД: уметь слушать в соответствии с целевой установкой | Домашнее зада-ние – выбор творческого ха-рактера, осно-ванный на инди-видуальных способностях ребёнка. |
Рабочий лист № 1
Подберите слова, которые отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ?
Волк ________________________________________________________
Белка ________________________________________________________
Лиса _________________________________________________________
Заяц _________________________________________________________
Ёж __________________________________________________________
Составьте слова. И вы узнаете, какие животные обитают в Московской области.
ушкаляг _________________ ___, твапло _______________________,
рокасо _____________________, бочбака ______________________,
кусбар _____________________, мезя _________________________
Прочитайте текст. Ответьте на вопрос.
Заяц-беляк очень осторожное животное. Даже в безвыходной ситуации он действует быстро и разумно.
При необходимости может бегать со скоростью до 65 км/ч. Сколько километров пробежит заяц за 2 часа?
___________________________________________________________________________________________________
Выполните задание. Помогите белочке добраться до дупла.
Запишите, сколько орехов собрала белочка? _______
Прочитайте текст. Найдите предложение, которое может являться условием задачи. Поставьте вопрос и решите задачу.
Синица очень прожорлива. Она ест в течение дня непрерывно. Летающий помощник питается различными насекомыми. Свои запасы синица складывает в укромном месте – дупле. Она уничтожает за сутки 360 гусениц - вредителей.
______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
Рабочий лист № 2
Рассмотрите рисунки.
Определите и отметьте в таблице + расположение парка, используя стороны горизонта.
Прочитайте.
Помните, на территории парка нельзя:
1. Разводить костры (кроме специально отведенных и оборудованных мест), устанавливать палатки, заезжать на машинах.
2. Рубить деревья, повреждать кустарники и почву, оставлять за собой мусор.
3. Собирать растения, грибы, отлавливать или беспокоить диких животных, выгуливать собак;.
4. Охотиться.
5. Ловить рыбу (кроме специально отведенных мест).
6. проводить любые массовые, спортивные, зрелищные и другие развлекательные мероприятия.
7. Повреждать стенды, указатели, информационные щиты.
Нарисуйте схему к одному правилу поведения в парке.