СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира 3 класс "Разнообразие животных родного края".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока  "Разнообразие животных родного края". 3 класс.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира 3 класс "Разнообразие животных родного края".»

Пояснительная записка

Современная школа должна обеспечить право учащегося на образование, на развитие, в том числе на развитие резервных возможностей организма без ущерба его здоровью. Учебный процесс необходимо организовать так, чтобы, с одной стороны, успешно решались образовательные и воспитательные задачи, а с другой — не наносился вред здоровью учащихся, обеспечивались нормальный процесс роста и развития организма, расширение его адаптивных возможностей.

Обязательным условием является соблюдение индивидуального ортопедического режима для каждого обучающегося с двигательной патологией. В соответствие рекомендациями врача-ортопеда, инструктора ЛФК определяются правила посадки и передвижения ребенка с использованием технических средств реабилитации, рефлекс-запрещающие позиции (поза, который взрослый придает ребенку для снижения активности патологических рефлексов и нормализации мышечного тонуса), обеспечивающие максимально комфортное положение ребенка в пространстве и возможность осуществления движений. При проведении урока лежа на клиновидной подставке, осуществляется необходимая разгрузка позвоночника. В связи с этим возникает необходимость в постоянном контроле учителя за правильным положением тела. Такой контроль нужен особенно в начале школьного обучения в специализированном классе, то есть до того времени, пока дети не привыкнут сами следить за положением корпуса. В ходе занятия может наблюдаться непреднамеренное смещение корпуса относительно оптимального положения. С этим надо бороться. Однако нельзя не учитывать возникающую из-за однообразного положения тела усталость и естественную потребность в его периодическом изменении. Такое изменение допускается с учетом характера проводимых занятий. Так, например, при чтении лежа детям целесообразно лежать на груди; при этом под грудь подкладывается клиновидная подставка. А если, например, проводится беседа, содержание которой не надо записывать, дети могут лежать на спине. При этом клиновидная подставка перемещается на край выше и кладется под голову и верхнюю часть спины (в виде подушки). Занятие исходного положения в начале урока и изменение положения в ходе занятия производятся по указанию учителя. Дети быстро привыкают к их выполнению. Кроме того, педагог обеспечивает проведение физкультминуток в уроке. При планировании учебного материала учитель учитывает этот элемент урока. Во время физминутки дети выполняют комплекс корригирующих упражнений. Очень важно отметить в силу загруженности детей во вторую половину дня комплексом лечебных процедур и мероприятий – важно чтобы учитель стремился добиться усвоения учащимися основного программного материала непосредственно на уроке.

Полезное действие на организм оказывает изменение рабочей позы ребенка во время урока. Многие исследователи предлагают урок проводить в системе «динамической смены поз», то есть организованно переводить учащихся из одной рабочей позы в другую. Продолжительность работы может быть стоя от 3до 7 минут и смена поз происходит в течение урока 2-3 раза. При этом не столько важна продолжительность стояния, сколько сам факт смены положения детского тела.

Здоровьесберегающий урок – это такая форма организации процесса обучения, которая позволяет соблюсти соответствие содержания, объёма учебного материала и методов и форм учебной деятельности возрастным и индивидуальным возможностям и способностям учащихся, сохраняя их умственную и физическую работоспособность, формирует культуру здоровья, способствует реализации цели обучения, развития и воспитания здоровой личности, т.е. это физиологически обоснованный современный урок. Число видов преподавания за урок должно быть не менее трех (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т. д.), их чередование – через 10-15 минут.

Виды учебной деятельности (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др.) должны чередоваться. Норма – 1-7 видов за урок.
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности в норме составляет 7-10 минут.

Плотность урока. Количество времени, затрачен­ного школьниками на учебную работу должно быть не менее 60 % и не более 75-80 %. (т.е. от 24 до 32 мин.).

Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке : на 15-20 минуте по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3 повторениями каждого упражнения.

Работа по здоровьесбережению на уроках должна проводиться систематически и целенаправленно, что является важным условием успешной работы по охране и укреплению здоровья детей.



















Технологическая карта урока

Учитель: Копытова Оксана Владимировна

Класс: 3

Название урока: «Разнообразие диких животных родного края. Бережное отношение человека к животным»

Цель урока: формирование представления о разнообразии животных родного края.

Задачи:

1. Образовательные: познакомить учащихся с представителями животного мира родного края, проблемами охраны, посредством разнообразных мыслительных операций в ходе групповой работы учиться логично и аргументировано отвечать на проблемные вопросы;

расширять кругозор учащихся.

2. Развивающие: совершенствовать навыки связной речи, воображение, память, мышление, внимание, развитие познавательной активности, мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, аналогии, сопоставления; развивать в детях чувство уверенности в своих возможностях.

3. Воспитательные: воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознание своей значимости в решении экологических проблем; воспитание аккуратности, усидчивости, любознательности и пытливости в процессе учения; чувства взаимопомощи, взаимовыручки.

Технологии: использование ИКТ; здоровьесберегающие: организация учебно-предметной среды, соответствующей нормам сохранения здоровья, обеспечение здоровьесберегающего пространства урока.

Тип урока: усвоение нового материала.

Межпредметные связи: математика, русский язык, литературное чтение, изобразительное искусство.

УУД: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные.

Планируемые результаты (УУД):

Коммуникативные универсальные действия:

- научатся слышать, слушать и понимать речь учителя, одноклассников;

- научатся осознанно строить речевое высказывание;

- использовать речь для регуляции своих действий.

Познавательные:

- научатся отвечать на вопросы учителя и учащихся.

Личностные:

- научатся осмысленно действовать при решении учебных задач, увязывать их с реальными жизненными целями и ситуациями;

- научатся видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи.

Регулятивные:

- научатся определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- научатся проговаривать последовательность действий на уроке;

- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

- соотносить изучаемый материал с собственным опытом.

Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, рабочие листы.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Задачи здоровье-сберегающих технологий

1.Организационный момент


1 мин

- Доброе утро, солнце!

- Доброе утро, небо!

- Доброе утро, всем нам!

Все поднимают руки, затем опускают. Аналогичное движение. Все разводят руки в сторо-ны, затем опус-кают.

Личностные: осозна-ние себя как ученика. Коммуникативные: умение слушать и слышать. Регулятивные: управление своим настроением.

Комфортное начало урока обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся

2. Само-определение к деятель-ности


3 мин

- Выполните тестовое задание. (Слайд 1)
- Установите соответствие между названием группы и животными
- Время на выполнение тестового задания 2 минуты.

Бабочка, пчела, стрекоза, муравей

Рыбы

Дрозд, снегирь, синица, клёст

Звери

Карп, окунь, плотва

Птицы

Лягушка, жаба, тритон

Насекомые

Змея, ящерица, черепаха

Пресмыкающиеся

Лось, белка, заяц, ёж

Земноводные


Физминутка: широко открыть глаза и, не напрягая мышц, «похлопать» часто ресницами (20с).

Дети самостоя-тельно выпол-няют тест.

Фронтальная проверка.


Познавательные: обобщать и класси-фицировать, на основе анализа объектов делать выводы. Регулятивные: оце-нивать учебные дейс-твия в соответствии с поставленной задачей. Личностные: формирование мотивации к обучению и целе-направленной поз-навательной дея-тельности.




















Предупредить зрительное утомление.

3. Акту-ализа-ция зна-ний


3 мин

- На какие группы делят всех животных на планете?

- Сегодня на уроке будем говорить о разнообразии животного мира нашего края. (Слайд 2)


Загадки.

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?


Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.



Из иголок колобок.
Кто свернулся здесь в клубок?
Не поймёшь, где хвост, где носик,
На спине продукты носит.
В общем, сразу не поймёшь.
Кто же это всё же?

Вывод: Всех животных на планете делят на группы: насекомые, птицы, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, звери.

Отгадывают загадки.

Коммуникативные: умение слушать и слышать. Личностные: формирование мотивации к обучению и целе-направленной познавательной деятельности.








Активизировать работу на уроке, чтобы учащиеся более успешно усваивали мате-риал, активно работали на уроке.

4. Ор-ганиза-ция поз-навате-льной деятель-ности


5 мин

В Подмосковье обитают бабочки, пчёлы, шмели, кузнечики, саранча, жужелица, муравьи, мухи, стрекозы, жуки.

В Московской области много пернатых – это дятел, синица, дрозд, глухарь, сорока, клёст, снегирь, соловей.
На прудах, реках, болотах водятся белый аист, серая цапля, утки.
Стриж, сизый голубь, скворец, грач, ворона, воробей, ласточка приспособились жить рядом с человеком.
Самый крупный и опасный хищник Московской области – беркут. Его рацион состоит из мелких зверей, птиц, пресмыкающихся и рыб. Часто пара беркутов охотится вместе, один гонит добычу, а другой налетает.

В Московской области обитают ящерицы, змеи, жабы, лягушки.
В водоёмах водятся плотва, краснопёрка, лещ, карп, карась, толстолобик, сом.
Из – за нарушения правил рыболовства и загрязнения окружающей среды этот список постоянно сокращается.
Для сохранения редких видов рыб на территории Московской области созданы рыболовные хозяйства, которые занимаются разведением этих видов. (Слайды 3,4,5)

Дети рассмат-ривают картин-ки и называют представителей животных.

Коммуникативные: умение слушать и слышать.

Регулятивные: самоконтроль





























5. Пер-вичное закреп-ление.


10 мин

На территории области обитают заяц, белка, кабан, лось, лисица, барсук, ёж. (Слайд 6)


Выполните задания в Рабочем листе № 1.










































Физминутка:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья! (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.)






Работа в парах. Взаимопровер-ка.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и резуль-татов деятельности, построение логич-еской цепи рассуж-дений. Регулятивные: само-контроль, самооценка, коррекция.





Создаётся определённый эмоциональный настрой, при котором ребёнок не боится выс-казывать свои мысли о чём-то незнакомом, неизвестном.

Успешнее овла-девают малоз-накомыми дейс-твиями и знани-ями именно при сотрудничестве со сверстника-ми. К детям при-ходит понима-ние своей зна-чимости: «мои знания, умения необходимы группе для ус-пешного выпол-нения задания». При этом у ре-бёнка вырабаты-ваются навыки общения и сот-рудничества, что, бесспорно, является залогом дальнейшего ус-пешного обуче-ния. Только сот-рудничая в груп-пе, ребёнок учится оцени-вать объективно собственную работу и работу своих сверстни-ков.


Упражнения для мышц рук


6. Вклю-чение в систему знаний


12 мин

Посмотрите видеофрагмент. (Слайд 7)

Ответьте на вопрос:
Каких животных можно встретить в Национальном парке "Лосиный остров"?

Национальный парк "Лосиный остров" - это природный музей, где представлено всё многообразие растительного и животного мира Подмосковья. Был создан в 1983 году.
Но история этого места начинается с XIV века. Изначально парк был местом царской охоты.
Название Лосиный Остров было дано одной из подмосковных лесных дач. Дачей в ста-рину называли место для охоты на лосей.
В 1805 г. Лосиный остров причислили
к заповедным лесам и установили строгий режим охраны.
В наше время Национальный парк посеща-ют тысячи людей. Поэтому, чтобы сохра-нить природу,необходимо соблюдать
особые правила поведения. (Слайд 8)


Физминутка: ходьба на месте, не отрывая носков от пола


Выполните задания в Рабочем листе № 2.

В Московской области встречаются 12 видов животных, которые занесены в "Красную книгу России".
Это гигантская вечерница и выхухоль, чёрный аист и хищники — сокол - сапсан, кречет, балобан, орёл - беркут, орлан - белохвост, скопа, змееяд, бабочки - аполлон и махаон.
С 1978 животный мир Москвы и Московской области находит­ся под охраной.
В 1924 введён День птиц, в его проведении активно участвуют школьни­ки, которые изготовляют и развешивают скворечники, кормушки.

(Слайд 9)

Дыхательная гимнастика (медленный вдох и выдох)


Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и резуль-татов деятельности, построение логичес-кой цепи рассуж-дений. Регулятивные: само-контроль, самооценка, коррекция.

Смена позы. (Дети смотрять видеофрагмент, лежа на спин-ках, лицом к экрану)


















Для снятия мы-шечного нап-ряжения


Обеспечивает развитие мыш-ления. Отрабо-тать соответст-вующие умения и навыки.












Помогает рас-слабиться, ус-покоиться, спра-виться с вол-нением.

7. Само-стояте-льная работа

2 мин

Интерактивное задание. (Слайд 10)

- Соберите картинку


Регулятивные: самоконтроль, самооценка, коррекция.


8. Реф-лексия


3 мин

- Дополните фразы: (Слайд 11)

Животный мир Московской области .....(разнообразен).
Для сохранения редких видов рыб на территории Московской области созданы ……(рыболовные хозяйства, которые занимаются разведением этих видов).
В Московской области встречаются 12 видов животных, которые занесены в …….("Красную книгу России").
Чтобы сохранить природу, необходимо соблюдать особые …(правила поведения).


Коммуникативные:

умение с достаточ-ной полнотой и точ-ностью выражать свои мысли.

Познавательные:

умение структуриро-вать знания.

Личностные:

смыслообразование

Регулятивные:

оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Обеспечивает развитие мыш-ления. Отрабо-тать соответст-вующие умения и навыки.


9. Дома-шнее задание


1 мин

Д/З: (по выбору) (Слайд 12)

Сочините загадки о животных Московской области.

Составьте кроссворд «Животные Московской области»


Регулятивные УУД: уметь слушать в соответствии с целевой установкой

Домашнее зада-ние – выбор творческого ха-рактера, осно-ванный на инди-видуальных способностях ребёнка.








Рабочий лист № 1



  1. Подберите слова, которые отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ?



Волк ________________________________________________________

Белка ________________________________________________________

Лиса _________________________________________________________

Заяц _________________________________________________________

Ёж __________________________________________________________



  1. Составьте слова. И вы узнаете, какие животные обитают в Московской области.

ушкаляг _________________ ___, твапло _______________________,

рокасо _____________________, бочбака ______________________,

кусбар _____________________, мезя _________________________



  1. Прочитайте текст. Ответьте на вопрос.

Заяц-беляк очень осторожное животное. Даже в безвыходной ситуации он действует быстро и разумно.

При необходимости может бегать со скоростью до 65 км/ч. Сколько километров пробежит заяц за 2 часа?

___________________________________________________________________________________________________


  1. Выполните задание. Помогите белочке добраться до дупла.





Запишите, сколько орехов собрала белочка? _______



  1. Прочитайте текст. Найдите предложение, которое может являться условием задачи. Поставьте вопрос и решите задачу.

Синица очень прожорлива. Она ест в течение дня непрерывно. Летающий помощник питается различными насекомыми. Свои запасы синица складывает в укромном месте – дупле. Она уничтожает за сутки 360 гусениц - вредителей.

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________






















Рабочий лист № 2



  1. Рассмотрите рисунки.






Определите и отметьте в таблице + расположение парка, используя стороны горизонта.

С

СВ

В

ЮВ

Ю

ЮЗ

З

СЗ











  1. Прочитайте.

Помните, на территории парка нельзя:

1. Разводить костры (кроме специально отведенных и оборудованных мест), устанавливать палатки, заезжать на машинах.

2. Рубить деревья, повреждать кустарники и почву, оставлять за собой мусор.

3. Собирать растения, грибы, отлавливать или беспокоить диких животных, выгуливать собак;.

4. Охотиться.

5. Ловить рыбу (кроме специально отведенных мест).

6. проводить любые массовые, спортивные, зрелищные и другие развлекательные мероприятия.

7. Повреждать стенды, указатели, информационные щиты.



Нарисуйте схему к одному правилу поведения в парке.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!