СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока "Окружающий мир" по теме "Самый большой орган чувств".

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира»

Предмет: окружающий мир

Класс: 4

Тема урока: «Самый большой орган чувств».

Цели урока: узнать о функции кожи, о её строении и работе.

Планируемые результаты

  • предметные: знать термин «кожа»; строение кожи (эпидермис, меланин, дерма, подкожный слой).

  • личностные: формирование положительной мотивации к учению, уважительного отношения к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.

Оборудование: учебник окружающего мира (С.А.Федотова, 4 класс, 2 часть), презентация.


Этап урока. Методы и приёмы.

Хро

номет

раж

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Организационный момент

≈2

Приветствие учителя.

Приветствовать учителя, настраиваться на работу.

Р: настраиваться на работу.

Проверка домашнего задания

≈3

Ребята, сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Доскажи словечко». Я начинаю предложение, вы заканчиваете.

– Человек относится к миру …. (живой природы)

– Каждая система органов необходима для …. (для жизни и деятельности организма)

– Все живые клетки человеческого организма … (дышат, питаются, растут, размножаются, погибают)

– При размножении клетки … (делятся)

– Деление клеток способствуют … (росту человека)

– Клетки любого человеческого организма, соединённые между собой межклеточным веществом, образуют …(ткань)

– Я знаю следующие виды ткани … (жировую, нервную, мышечная, костная)


Отвечать на поставленные вопросы.


Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р: целеполагание.

Постановка учебной задачи и её решение

















Формулировка темы и цели урока.

≈10

- Посмотрите на своих одноклассников. Из каких частей состоит тело человека? (голова, туловище, руки, ноги)

- А теперь потрогайте части своего тела: голову, грудь, ноги и колени, руки и локти.

- Что вы прощупываете? Во всех ли частях тела есть кости?

- А теперь встаньте, согните и разогните руки, ноги, наклонитесь вперёд, назад, вправо, влево.

- Что можно сказать о подвижности тела и его костей?

- Какой вывод можно сделать? (отдельные кости скелета соединены между собой подвижно, поэтому человек может выполнять различные движения всеми частями тела, мы можем свободно и устойчиво стоять, сидеть, висеть на руках и ногах, прыгать и бегать).

- Хорошо, мы знаем, что все части тела у нас подвижны, а что же связывает части тела в одно целое? (кости и кожа)

- А какое значение кожи? (кожа равномерно покрывает всё тело и защищает…)

- Но кожа, это не просто оболочка нашего тела, а сложный орган со многими функциями.

- И кто же догадался какую тему мы сегодня будем рассматривать? (Самый большой орган чувств). СЛАЙД 1

- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? Определим цель (узнать о значении кожи).

Выполнять физические движения, отвечать на вопросы.



















Определять тему и цель урока.

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения.


Решение частных задач


Практич.: практические задания, ответы на вопросы.










Практич.: слово учителя.




























Практич.: практич.задания.






























Физминутка

≈20

Рассмотрите внимательно вашу кожу, пальцы рук, потяните и потрогайте.

- Что вы можете сказать о коже? (эластичная, прочная)

- А теперь обратите внимание на сгибы рук, ног, пальцев. – Для чего нужны эти складки?

-А сейчас мы познакомимся со строением кожи. Рассмотрите схематичный рисунок в учебнике на с. 14.

- Из скольких слоев состоит наша кожа? (Из трех слоев).

- Назовите их. (Эпидермис, дерма и подкожный слой)





СЛАЙД 2, СЛАЙД 3



- 1-й слой – эпидермис - это поверхностный слой кожи. Это именно та часть кожи, которую мы можем видеть.

- Посмотрите на свои ладони. Вы ничего не чувствуете? Нет?

- Однако в этот момент, в нижнем слое эпидермиса идёт активная работа - формируются новые клетки. Созревая, они двигаются к наружному слою эпидермиса.

- Одновременно с их движением старые клетки поднимаются на поверхность кожи и погибают.

- А та кожа, которую мы видим - это состарившиеся клетки эпидермиса. Эпидермис постоянно создаёт новые клетки. В этом процессе 100 клеток участвуют каждые 95.

- А как вы думаете, что же делают остальные клетки?

- Сравните цвет кожи своей руки с цветом кожи своего соседа. Одинаковы ли они?




СЛАЙД 4

- Ребята, остальные клетки вырабатывают вещество, носящее название - меланин. Меланин придаёт коже цвет. Чем больше меланина, тем темнее кожа.

- Подумайте, кто лучше защищен от воздействия солнечных лучей: люди со светлой кожей или со смуглой? (Люди с более темной кожей)


- Как вы думаете, какое свойство кожи нам помогло выполнить физминутку?

(Эластичность, способность растягиваться)


- 2-й слой-дерма. СЛАЙД 3

- Когда вы, например, прикасаетесь к зеркалу или стеклу пальцами, что остаётся? (пятно)

- Это пятно жира, который выделяет кожа. Жир покрывает кожу и делает её более мягкой. Жир вырабатывают жировые железы, а потовые железы выделяют пот.

- Дерма содержит нервные окончания, сальные и потовые железы. нервные окончания сообщают информацию о предмете, с которым соприкасается его кожа. Кровеносные сосуды приносят кислород и питательные вещества к клеткам кожи и уносят углекислый газ и ненужные остатки питательных веществ.

- Что означает термин «поры»?

- Куда мы можем обратиться, чтобы дать более точное определение? (К словарю).

- Где у нас находится словарь? (В конце учебника)

- На какой странице? (стр.158)

- … прочитай определение. (Поры – протоки потовых и сальных желез, выходящие на поверхность кожи. Крохотные дырочки в эпидермисе кожи можно увидеть на лице человека невооруженным глазом).

- Какую функцию выполняют сальные и потовые железы? (Сальные железы вырабатывают кожное сало. Потовые железы выделяют пот. Пот выходит через поры и смешивается с кожным салом, образуя немного липкую защитную пленку. Это делает кожу водонепроницаемой)

- А теперь посмотрите на свою кожу ещё раз, вы видите на коже волоски, которые покрывают всю нашу кожу.

- Зачем они человеку?

-Волоски на коже защищают кожу от одежды, если бы их не было, одежда стирала бы жир, выделяемый кожей и кожа бы пересыхала.

- Мы с вами узнали 2 слоя кожа, но есть и 3-й слой, он самый глубокий – подкожный слой.

- Прочитайте последний абзац на с.16

- Какое значение для организма имеет подкожный слой?

(Жир помогает сохранить тепло, смягчить удары и помогает поддерживать постоянную температуру тела)


Выполнять практические задания, отвечать на вопросы.














Слушать учителя.
















Слушать учителя, выполнять практические задания, отвечать на вопросы.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем.

П: дополняют и расширяют знания.

Р: осмысляют учебный материал.

П.: выполнение действий по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.


Итог урока. Рефлексия


≈5

-А сейчас проверим, как вы усвоили тему урока. Проведем тест. Нужно выбрать только один ответ, записав на листочек букву правильного варианта.

1)Из скольких слоев состоит кожа?

а) 5 о)3 г)2

2) Кожа-это…

ц) наружный покров человека; б) внутренний орган; в) это обертка человека

3) можно ли кожу назвать органом дыхания?

а) нет д) да г) не знаю

4) Благодаря чему кожа всегда мягкая?

ж) потовым железам т) порам м) сальным железам

5) Пот выделяется, когда человеку…

з) холодно и) просто так л) жарко

6) Кожу надо мыть…

о) по мере необходимости р) 1 раз – вечером е) можно и не мыть

7)Может ли человек обойтись без кожи?

н) конечно ы) нет ю) может быть


-Посмотрите на буквы, которые вы выписали, какое слово можно из них составить? (МОЛОДЦЫ)

-У кого получилось слово «молодцы», справился с тестом, у кого не получилось не беда, значит, необходимо ещё раз повторить внимательно данную тему дома.

-Давайте похлопаем себе, ведь вы работали очень хорошо.


Отвечать на вопросы учителя, анализировать свою работу на уроке.

Р: понимание причин успехов в учебе, осуществляют итоговый контроль по результатам работы.