СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: "Природные зоны. Степь". Тип урока: комбинированный. Форма проведения урока: урок-путешествие. На данном уроке используются различные формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира»

Класс: 4 «А»

Учитель: Пятицкая Т.Б.

Тема: Природные зоны. Степь.

Цель: сформировать у обучающихся представление о природной зоне степей.

Задачи: 1.Познакомить обучающихся с географическим положением зоны степей, её

особенностями, животным и растительным миром, ролью человека в жизни

человека в жизни степи.

2.Развивать умение работать с картой, рассуждать, делать выводы.

3.воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения урока: урок – путешествие.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения, используемые учителем: словесный, наглядный, метод проблемного обучения.

Оборудование: ПК, экран, проектор, мультимедийная презентация, карточки для работы групп, дополнительная литература для работы групп.

Ход урока:

I.Организационное начало урока.

1.Учитель. Представьте, что если бы сотне художников, живущим в разных концах страны, предложили нарисовать портрет России, то получились бы совсем разные картины. И если все портреты собрать на одной выставке, мы удивимся: сколько лиц у нашей страны, как не похожи они одно на другое! Как вы думаете, почему у художников получились бы такие разные, непохожие друг на друга, портреты России?

(Дети высказывают свои предположения: на одной мы увидели бы суровую тундру, на другой – пышный лес, а на третьей – пустыню, томящуюся от зноя. Потому что наша Родина необъятна).

2.Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим изучать природные зоны нашей Родины.

II.Актуализация знаний обучающихся.

1.Проверка домашнего задания.

Учитель: Нас сегодня ждет дорога,

И узнать нам надо много.

Так возьмемся скорей за работу,

Чтобы времени зря не терять.

О том, как потрудились дома,

Поспешите рассказать.

Учитель: Послушайте и скажите о какой природной зоне и идёт речь?

- До самого горизонта расстилалась холмистая равнина, покрытая снегом. На ней не было видно ни деревца, ни кустика. Тишина и безлюдье кругом. Лишь вдали виднелось стадо оленей, да и снег скрипел под полозьями нарт. (Тундра)

- Снег и лёд покрывают территорию на протяжении всего года. Зимой  здесь солнце совсем не показывается над горизонтом. В это время наблюдается  интереснейшее явление. По небу то проносятся огромные волны красного, зелёного цветов, то появляются пылающие длинные ленты уходят  в небесную бездну. Здесь люди постоянно не живут. Имеются метеостанции, где работают научные экспедиции. (Арктическая пустыня)

- В этой зоне хорошо выражены четыре времени года. Здесь много водоёмов: ручьёв, рек, озёр. Она занимает большую часть территории России. В природе этой зоны немало красивейших уголков, которые доставляют нам эмоциональное наслаждение. Во все времена люди восхищались этой красотой, воспевали в песнях, стихах, живописи. (Лесная зона)



2.Определение темы урока

Учитель. Отгадайте кроссворд:

1. Кустарничек с красными ягодами и округлыми листьями, которые не опадают на зиму; растет в тундре и лесной зоне, в нашей местности растет в Соколовском бору. ( брусника)

2. Вроде сосны, и вроде ёлок,

А зимою без иголок. (Лиственница)

3. Хозяин лесной

Просыпается весной.

А зимой под снежный вой

Спит в избушке снеговой. ( медведь)

4. В народе это дерево часто называют «сладким». Во время цветения к нему летят пчёлы, и мед будет самый душистый (липа)

5. Лиственное дерево со стволом черного или серого цвета, его легко узнать по небольшим темным шишечкам. ( ольха)

Учитель. Прочтите ключевое слово. Сформулируйте тему урока.

Правильно. Тема урока: Степь. Сегодня вы узнаете об особенностях этой природной зоны.

Скажите, чем особенна она для нас?

Обуч-ся. Степь – это природная зона, в которой живём мы, это наша малая Родина.

III. Изучение нового материала.

1.Учитель. Верно. « Ах, ты степь широкая. Ах, ты степь привольная….» - поется в русской песне. Закройте глаза и представьте картину: куда ни посмотришь - кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг. Возникает вопрос: Какие растения и животные приспособились к жизни в степи? Какова роль человека в жизни степи ? Вспомним план изучения природной зоны.

Обуч – ся. 1.Географическое положение зоны степей.

2.Климатические условия степи.

3.Растения степи.

4.Животные степи.

5.Занятия людей в степи.

2.Учитель. А теперь заполним таблицу «Да – Нет». Если вы согласны с утверждением, ставите галочку в графе «ДА» напротив утверждения, а если не согласны – в графе «Нет».





Утверждение

Да

Нет

Зона степей расположена южнее зоны лесов.



В степной зоне холодное, дождливое лето.



Почвы в зоне степей очень плодородные.



Птицы степи гнёзда устраивают на деревьях.



Тюльпаны цветут в разгар лета.



Дрофа – одна из самых мелких птиц нашей страны.



Для растений степи характерны стелющиеся корни, листья – колючки.



Животные в степи в основном – крупного размера.



Растения не приспособлены к жизни в степи



3.Учитель: Итак, мы с вами отправляемся в экспедицию в зону степей. Нам нужно проверить наши предположения и вооружиться новыми знаниями. Чтобы проверить, насколько наши предположения верны, зону степей будем изучать, разбившись на группы исследователей природы: ботаников, зоологов, экологов. Первая группа ученых будет изучать растительный мир, вторая группа – животный мир, третья группа – экологические проблемы степной зоны. У вас на спинке стула прикреплена табличка с названием вашей научной специальности, возьмите ее и сядьте за столы согдасно жеребьёвке. (Ребята садятся по группам )

(На столах для каждой группы разложены карточки с заданиями и нужными материалами для выполнения заданий.)





Карточка для первой группы учащихся - ботаников:

Тип источника информации

Цель

Результат

(+/-)

учебник (с.23-25),

атлас «От земли до неба»,

энциклопедия «Я познаю мир»,

гербарий,

текст «Степь»

Найти ответы на вопросы и подготовить сообщение.

1.Общая особенность растений.



2.Приспосабливаемость к природным условиям на примере разных растений.

(Корень, стебель, листья)

3.Какие растения растут в степи?

4.Какие растения растут на территории нашего края?


Рекомендация: ответ начать со слов: « Проанализировав материалы литературы, гербарные образцы растений наша группа ботаников пришла к выводу ………»

Карточка для второй группы обучающихся - зоологов:

Тип источника информации

Цель

Результат

(+/-)

учебник (с.23-25),

атлас «От земли до неба»,

энциклопедия «Я познаю мир»,

гербарий,

текст «Степь»

Найти ответы на вопросы и подготовить сообщение.

1.Отличительная черта степных животных.

2. Способы приспособления к жизни в степи на примере различных животных (размер, форма, окрас).

3.Какие животные обитают в степи?(насекомые, птицы, хищники)

4.Где устраивают гнёзда птицы?


Рекомендация: ответ начать со слов: « Проанализировав материалы литературы, карточки с изображением животных, наша группа зоологов пришла к выводу: красив и разнообразен животный мир степи…….»

Карточка для третьей группы детей - экологов:

Тип источника информации

Цель

Результат

(+/-)

учебник (с.23-25),

атлас «От земли до неба»,

энциклопедия «Я познаю мир»,

гербарий,

текст «Степь»

Найти ответы на вопросы и подготовить сообщение.

  1. Экологические проблемы степной зоны, возникшие по вине человека.

  2. Растения и животные, занесённые в Красную книгу.

3.Что делают люди, чтобы сохранить природу степи?


Рекомендация: ответ начать со слов: «Проанализировав материалы литературы, карточки с изображением растений и животных, наша группа экологов пришла к выводу……..»

4.Учитель. Посмотрите на карту. Что вы можете рассказать о зоне степей?

Обуч – ся. Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Её территория прерывается лесостепями, по площади это небольшая зона. Расположена она в умеренном поясе, но ближе к северному тропику. Большая часть расположена на Восточно-Европейской равнине, и небольшая часть на Западно - Сибирской равнине.

5.Учитель. Солнце в степи поднимается выше, лето в степи длинное и жаркое. Чем дальше на восток, тем жарче и суше лето. Туда не доходит влажный воздух с Атлантического океана. От зноя высыхают ручьи и речки, трескается земля. Горячие ветры - суховеи, перерастают в пыльные бури. Дожди здесь бывают редко, ливневого характера. Степь в этот период сухая. Зима короткая. Для этого сурового времени года характерны снежные метели - бураны. Очень красива степь весной.

Теперь вы имеете представление, где расположена эта природная зона, где мы сейчас находимся.

Работая в группах, вы должны представить отчет по теме, которая у вас прописана в карточке. Для того чтобы работать плодотворно, вам нужно распределить материал так, чтобы каждый подготовил ответ на один вопрос. Чтобы ответить на вопросы используйте материалы, которые вам предоставили для работы. Ответ на вопрос должен содержать 2- 3 предложения. Затем объединив ответы, вы получите текст доклада.

(Работа в группах по карточкам. Выступление групп.)

Примерный рассказ первой группы учащихся - ботаников.

Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни в степи по –разному: например у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, напоминающие перевёрнутую чалму, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остаётся луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Так же приспособились ирисы и таволга. У таволги на корнях клубневидные утолщения, там откладываются запасные питательные вещества, их даже можно употреблять в пищу (показ рисунков, гербария). Совсем по – другому приспособились ковыль и типчак (показ гербария) . Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Внизу у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги. Корни уходят глубоко в землю.

Примерный рассказ второй группы учащихся - зоологов.

В степях нет деревьев, но есть травянистый покров, поэтому в траве живёт множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель (показ карточек). Раз есть насекомые, значит, есть и много разных птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль – красавка (показ рисунков). Птицы степи устраивают гнёзда прямо на земле. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землёй, к которой они делают норы, чтобы прятаться от хищников. В степи живут суслики, хомяки, мыши – полёвки (показ рисунков). В норах они делают себе запасы на зиму. И конечно, в степи есть хищники: степной орёл, степной хорёк (показ рисунков), степная гадюка, которая питается грызунами. Окрас у степных животных часто под цвет растительности

Іv. Физкультминутка

-Представьте себе, что вы - растения степи. Ранняя весна (дети показывают, как они быстро растут). Жарко, солнце так и жжёт землю (дети – растения показывают, как им плохо). Подул ветер – всё сильнее и сильнее, и началась пыльная буря (дети изображают бурю). Вдруг всё стихло (все садятся на свои места).

Примерный рассказ третьей группы учащихся – экологов.

Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина – в распашке степных земель. Люди превратили степи в поля (Картина на полях Черноземья). Ещё одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв. В Красную книгу занесены следующие животные степи: степной орёл, журавль – красавка, дрофа, кузнечик степная дыбка, растение пион тонколистный (рисунки). Есть ещё одна проблема – это браконьерство. Чтобы гнёзда, построенные на полях, не были разорены во время полевых работ, учёные создают специальные питомники. Например, яйца дроф собирают и помещают в инкубаторы, а птенцов, когда они подрастут, выпускают в степь. Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить её распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.

Учитель: Большое спасибо за вашу работу! Выступления наших экспертов были очень содержательными. Какие из ваших предположений подтвердились, а какие – нет?

(Ответы обучающихся)

Вернёмся к нашей таблице «Да – Нет». Согласны ли вы с вашими первоначальными ответами. Оправдались ли ваши предположения о деревьях и животных зоны степей?

V. Закрепление изученного материала.

Учитель. Наше путешествие подходит к концу. Мы путешествовали с вами по бескрайним просторам степей, познакомились с растительным и животным миром. Предлагаю вам дополнить текст недостающими словами.

VІ. Подведение итога урока.

1. Учитель: Что нового вы узнали о зоне степей? Чему вы сегодня учились на уроке?

2.Выставление оценок.

VII.Домашнее задание.

Составить рассказ о степи.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!