МБОУ « Масловопристанская средняя общеобразовательная школа
Шебекинского района Белгородской области»
Урок окружающего мира в 1 «А» классе
Учитель начальных классов:
Маслова Алла Ивановна
Тема урока : Кто такие птицы? Птицы Белгородской области.
Дидактическая цель: создать условия для ознакомления с многообразием птиц, их общими и отличительными особенностями, формировать понятие дикие, домашние, перелетные, оседлые птицы; способствовать развитию монологической речи, наблюдательности, внимания, аналитических умений.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся определять понятия дикие, домашние, перелетные, оседлые птицы, выделять общие и отличительные особенности птиц.
Метапредметные:
Регулятивные: планирование – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем; осуществление учебных действий – выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; выделять общие и отличительные особенности птиц; знакомиться с многообразием птиц, иметь целостный взгляд на мир.
Коммуникативные: вести диалог в соответствии с грамматическими и синтаксически нормами родного языка.
Личностные: проявляют готовность и способность к саморазвитию, проявлять самостоятельность и ответственность за свой выбор.
Оборудование:
иллюстрации, раздаточный дидактический материал
презентация «Птицы Белгородской области»
рабочая тетрадь
компьютер
проектор
карта Белгородской области
Ход урока
I. Организационно – мотивационный этап.
- Здравствуйте, ребята. Мы снова сегодня отправляемся в мир живой природы. И пусть наше путешествие будет увлекательным. Пожелаем себе удачи!
II. Целеполагание.
- Ребята,внимательно послушайте загадки и попробуйте их отгадать.
(По мере отгадывания загадок на слайде появляются картинки с ответами)
В лесу, под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд, приятель!»
И ставит подпись … (дятел)
Всех прилётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперёд по пашне вскачь.
А зовётся птица ... (грач)
Не ворона, не синица, —
Как зовётся эта птица?
Примостилась на суку —
Раздалось в лесу «ку-ку». (кукушка)
Вот пернатый городской,
Всюду жмется к людям.
Мы голодною зимой
С ним делиться будем,
Просит серый озорник:
"Дайте хлеба крошку!
Я устал, чирик-чирик,
И замерз немножко!" (воробей)
Я вчера гулял в пургу,
Видел веточку в снегу,
А на ветке красный шарик.
Кто же он, живой фонарик? (снегирь)
Мерзнет желтенькая пташка,
Накорми ее, бедняжку.
Дай и семечек, и сала,
Чтоб зимой ей легче стало. (синичка)
- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?( о птицах)
-По каким общим признакам мы определили, что это птицы?
(летают, поют, несут яйца, вьют гнёзда)
-Выдвините предположение и обоснуйте его, какая тема нашего урока?
(ответы детей и чтение в учебнике темы урока)
- Посмотрите внимательно на доску и скажите, что необычного вы увидели?
(карта Белгородской области)
-Значит мы будем изучать птиц не только нашей страны , но и нашего края
Мы будем говорить и о птицах нашего края, нашей области.
- А что же это за область?
Ответы детей.
- Вы абсолютно правы, мы здесь живем.
Белгородская область - регион Российской Федерации, расположен в юго-западной части России на 500—700 км к югу от Москвы, на границе с Украиной. И сегодня мы поговорим о птицах, живущих у нас. В нашей области их насчитывается около 279 видов.
III. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.
1. Беседа «Виды птиц»
Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Птицы - наиболее многочисленный класс позвоночных. Он представлен преимущественно мелкими и средними по размеру певчими птицами: соловьи, малиновки, кукушки, иволги, синицы (демонстрация слайдов)
Кроме того, водится водоплавающая дичь: утки, гуси, кулики, бекасы.
Очень редко встречаются дрофа, аист, лебедь, журавль.
В лесах встречаются хищные птицы из семейства соколиных и отряда совиных.
Наиболее типичные обитатели открытых пространств - перепела и серые куропатки.
Из отряда воробьиных повсеместно распространены: воробьи, жаворонки, овсянки и очень красивые птицы с ярким золотисто-зелёным оперением - щурки.
На территории Белгородской области создан заказник общей площадью 10 тыс. га, расположенный между сёлами Нагольное, Клименково, Всесвятка, Лозовое, Ивановка. (показ на карте)
2. Работа в группах.
- У вас на партах лежат два листа бумаги (синий и желтый). Вам нужно, посоветовавшись в группах, разделить предложенных птиц, живущих в нашей области, на две группы и приклеить их названия на соответствующий лист бумаги.
(дятел, сорока, голубь, кукушка, утка, синица, петух, дрозд, воробей, курица, соловей)
Проверка результатов работы, деление на домашних птиц и диких.
- Таким образом, птицы могут быть дикими и домашними.
(Дети могут отнести голубя, как к домашним, так и к диким птицам)
- Голубь – символ мира и любви. Многие из них не боятся людей. А где вы видели такую ситуацию?
Ответы детей.
- Так случается в жизни птиц, что приходит период и птицы на время покидают свою родину. Почему это происходит и когда?
(осенью, улетают в тёплые края)
-Ребята, как называются птицы, которые улетают от нас на юг?( перелётные)
Перелетными, называют таких птиц, которые улетают в теплые края по самой главной причине: им нечего есть. Они не боятся холодной зимы, они боятся только голода. И там на чужбине птицы не забывают свою Родину, и как доказательство тому ни одна птица не свила гнездо на чужбине. Чуть потеплеет птицы летят на Родину , вьют гнёзда, высиживают яйца , заботятся о потомстве дома. Вот, что значит даже для животных родной край, РОДИНА.
Каких перелетных птиц вы знаете?
Ответы детей.
- А как называются птицы, которые остаются у нас зимовать?
Оседлые – это птицы, которые придерживаются определённой небольшой территории и за пределы её не перемещаются.
3. Работа в парах.
- Распределите птиц, в две группы. Детям выдаются карточки с написанными названиями птиц.
перелетные оседлые
снегирь ворона
ласточка воробей
цапля галка
грач
- А как вы думаете, к какой группе относится сова?
Ответы детей.
- Совы бывают разными, их около двухсот видов. В основном совы – оседлые птицы, но вот ушастая сова – перелетная.
- Подумайте какой группе птиц нужна наша помощь и почему?
(Зимующим птицам. Им надо сделать кормушки и покормить птиц)
Группам раздаются стихотворения . Хорошо читающие дети выразительно читают стихотворения )
Зимний разговор через форточку
— Я маленький воробей,
Я гибну, дети, спасите...
Я летом всегда подавал сигнал.
Чтоб сторож ворон с огорода гнал. Пожалуйста, помогите.
— Сюда, воробей, сюда —
Вот тебе, друг, еда,
Благодарим за работу!
— Я дятел, пестрый такой.
Я гибну, дети спасите.
Все лето я клювом столбы долбил: Тьму вредных букашек поистребил. Пожалуйста, помогите!
— Сюда, наш дятел, сюда!
Вот тебе, друг, еда.
Благодарим за работу!
— Я иволга, иволга я,
Я гибну, дети, спасите...
Ведь это я в прошедшем году —
Чуть сумерки — пела в ближнем саду. Пожалуйста, помогите.
— Сюда, певунья, сюда — Вот и тебе еда,
Благодарим за работу!
(Пер. с нем. К. Орешина
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА
Цель: смена вида деятельности
«Мозговая гимнастика» (комплекс упражнений, направленный на улучшение мозговой деятельности).
«Качания головой». Упражнение стимулирует мыслительные процессы.
У.: - Встали, поставили ноги на ширину плеч. Расправим плечи. Дышим глубоко. Вдох-выдох. Голову уроните вперед, позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. (30 секунд).
«Ленивые восьмёрки». Упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания.
У. - Вытянутой правой рукой нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости восьмерки (три раза). Затем левой рукой, а потом обеими руками вместе (руки в замке).
IV. Применение знаний и способов действий. Практическая работа на компьютере «Птичьи разговоры».
- Вам нужно стрелочками соединить название птиц и их пение. (дети поочерёдно подходят к компьютеру и находят пары. На экране класс следит за правильным решением)
Гуси крякают
Соловьи кричат
Журавли гогочут
Утки свистят
Вороны ухают
Ласточки воркуют
Голуби каркают
Синицы щебечут
Совы пищат
-Что объединяет всех этих птиц
(они живут в нашей местности)
V. Рефлексия
Цель: реализация рефлексивного алгоритма «Я»
- На ваших партах лежат цветные карточки. Поднимите ту, которая охарактеризует вашу работу на уроке.
Зелёная- мне было интересно и я теперь многое знаю
Желтая – есть у меня ещё непонятные вопросы
Синяя – многое не понял
И пусть зелёный цвет нам даст новую путёвку в мир живой природы России и нашей Белгородчины.
Спасибо за урок!