Окружающий мир
3 класс
урок по теме
«Дорожные знаки и дорожная разметка»
Тема: «Дорожные знаки и дорожная разметка»
Цели: знакомить учащихся с правилами дорожного движения: перехода улицы, игры во дворе;
учить понимать сигналы светофора,
знакомить с дорожными знаками: пешеходный переход, автобусная остановка, велосипедная дорожка, дорогу переходят дети;
формировать навыки поведения на улице;
расширить знания учащихся по безопасности движения;
воспитывать интерес и уважение к общему закону дорог и улиц;
развивать внимание, активность, дисциплинированность, ответственность
Задачи:
1. Проанализировать причину дорожно-транспортных происшествий.
2. Повторить правила поведения на дороге.
УУД:
Познавательные:
- создать содержательные и организованные условия для развития умения анализировать, сравнивать, выделять главное;
- формировать умения формулировать ответ на вопросы учителя
Регулятивные:
- обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;
- содействовать развитию осуществлять самоконтроль, самооценку
Коммуникативные:
- обеспечить развитие диалогической и монологической речи
Личностные:
- помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности
Формы и методы обучения:
- фронтальная, индивидуальная
-словесный, наглядный, практический
Оборудование: дорожные знаки, плакаты с опасными ситуациями на дорогах, рисунки детей.
Ход урока.
I.Организация класса
Начинается урок
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять
Много нового узнать.
Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и интересного урока.
Вводная беседа.
- Еще в Древнем Риме строили дороги, которые имели мощное каменное покрытие. Считается, что от латинского "стратум" - настил, и произошли современные названия итальянской дороги - страда, английской - стрит, немецкой - штрассе. В Римской империи насчитывалось 372 дороги с каменным покрытием общей протяженностью более 60 тыс. км. Они соединяли Рим с его многочисленными провинциями. Не случайно именно в те далекие времена родилось изречение: «Дорога - это жизнь». Сейчас это выражение приходится изменять: «Дорога – это опасность». В чем же опасность?
Ответы детей
Учитель
Чтобы я тебя повез,
Не давай ты мне овес.
Напои меня бензином
И проверь мотор и шины.
И тогда, поднявши пыль,
Побежит…
Дети: автомобиль
Ученик
Сколько этих улиц стало,
Трудно даже сосчитать,
И тогда мало – помалу
Дорогу стали намечать.
Ученик
Мчат по улицам машины:
Грузовые и такси.
И тогда люди спросили:
Как же улицу пройти?
И чтоб пешехода не сбило такси.
Учитель - Что сделано для того, чтобы подобных случаев не было?
Дети: (ПДД, светофоры, дорожные знаки, пешеходные переходы, «лежачие полицейские»)
- Ребята, мы с вами вспомнили о светофоре, о регулировщике, а что же ещё помогает водителям и пешеходам? (дорожные знаки)
- А знаете ли вы, что попытки ввести правила езды по улицам и дорогам делались ещё во времена безраздельного господства конных экипажей.
В России правила дорожного движения на лошадях были введены Петром 1, 3 января 1683 года (слайд 8). Указ предупреждал извозчиков, что бы они ездили осторожно, не давили пеших людей. В 1812г были введены правила, которые установили правостороннее движение, ограничение скорости, требование технической исправности экипажей, введение номерных знаков для экипажей.
- Вот так выглядели дорожные знаки раньше (ДОРОЖНАЯ АЗБУКА).
А как же они выглядят сейчас? ( На доске дорожные знаки)
Актуализация опорных знаний.
- Что вы знаете о дорожных знаках?
- Что вы хотели бы узнать?
Сообщение темы, целей урока.
- Какова тема урока? («Дорожные знаки)
Целеполагание
-Зачем нужно соблюдать правила дорожного движения?
-Как вы думаете, есть ли в мире документы, которые помогают соблюдать правила дорожного движения?
-Действительно, такой документ есть. Сегодня на уроке мы поговорим о правилах дорожного движения и о дорожных знаках.. Мы с вами должны подружиться с ними, быть им другом.
-Попробуйте сформулировать цели урока.
Запись на доске:
УЗНАЕМ…
ПОЗНАКОМИМСЯ…
НАУЧИМСЯ…
Изучение нового материала.
Работа в группе: рассмотреть дорожные знаки, определить, что в них общего, сделать вывод, для чего предназначена эта группа.
Представление работы. Сравнение полученных результатов.
Физминутка.
- Какое самое главное качество необходимо всем нам при движении по улицам? (Внимание).
- Предлагаю проверить, насколько вы внимательны.
Игра на внимание «Светофор»
-А сейчас, ребята, я предлагаю поиграть. Я буду показывать сигналы светофора. Если красный – вы стоите на месте, желтый – хлопаете в ладоши, зеленый – ходьба на месте. И так, внимание!
Учитель показывает карточки с цветами сигналов светофора в произвольном порядке.
- Бывают чрезвычайные ситуации, когда светофор не работает по какой-нибудь причине. Кто помогает соблюдать правила движения? (Регулировщик)
-Ребята, давайте вместе с вами повторим значение дорожных знаков.
Я хочу спросить про знак,
Нарисован знак вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то. («Осторожно, дети»)
Этот знак все люди чтут,
В шутку «зеброю» зовут.
Каждый из ребят поймет:
Там, где знак, там – переход! («Пешеходный переход»)
Если знак висит такой,
Пешеход на месте стой! («Движение пешеходов запрещено»)
А полоску если снять,
Разрешается шагать!
И, учтите, что при этом
Знак окрашен, синим цветом! («Пешеходная дорожка»)
Вот на синем-синем фоне
Белый мчит велосипед.
Пешеходы тоже ходят,
Если тротуара нет! («Велосипедная дорожка»)
Если ты собрался с другом
В зоопарк или кино,
Подружиться с этим знаком
Вам придётся всё равно.
Доберётесь быстро, ловко! Знак… («Автобусная остановка»)
С тротуара вниз ведёт
Под дорогу длинный вход
Нет ни двери, ни ворот –
То подземный… (переход)
Что нам делать и как быть,
Если нужно позвонить?
Должен знать и ты, и он,
В этом месте… (телефон)
Учитель: Какие вы знаете средства передвижения?
Дети: Автомобили, трамваи, троллейбусы, мотоциклы, велосипеды, такси, мопеды.
Учитель: В 1986 году весь мир отметил столетие автомобиля. «Автомобиль»-слово не русское. В переводе с греческого оно означает «самодвижущийся». Почему «само»? Чтобы ехать на автомобиле, не требуется ни педали крутить, как на велосипеде, ни лошадь запрягать. (Показ рисунка.)
Ученик: Самый первый автомобиль вместо бензина заправлялся…дровами и назывался «омнибус». Водителя называли шафером, что в переводе с французского языка означает «истопник», или «кочегар».
Ученик: Пройдет много лет, пока люди создадут новые виды городского транспорта. На улицы выйдут автобусы и автомобили, трамваи и троллейбусы, побегут под землей поезда метрополитена. Грузы повезут на больших и маленьких грузовиках. У горожан появятся велосипеды, мотоциклы и легковые автомобили.
Грузовые автомобили предназначаются для перевозки грузов и подразделяются по грузоподъёмности. (Показ рисунка.)
Пассажирский транспорт, включает в себя легковые автомобили, трамваи, троллейбусы, автобусы. (Показ рисунка.)
III. Закрепление. Игра «Запрещается – разрешается».
Учитель: Автомобили мы видим каждый день на улицах. И не просто видим, мы ездим на них, переходим через дороги, по которым они мчатся.
Число несчастных случаев на дорогах, к сожалению, растет. Чаще всех под колеса автомобилей попадают дети.
Чтобы избежать беды, надо соблюдать правила безопасного поведения на улицах. Сейчас проверим, как вы их помните.
Поиграем в игру «Запрещается – разрешается». Правила игры совсем просты.
Например, я говорю: «Играть на дороге , а вы кричите: «Запрещается!»
Думаем, вспоминаем, быстро отвечаем!
- Перебегать улицу перед быстро идущим транспортом…
- Идти толпой по тротуару…
- Велосипедистам цепляться за машины…
- Помогать старикам и старушкам переходить дорогу…
- Обходить стоящий у тротуара транспорт спереди…
- Идти по тротуару слева…
- Дергать девочек за косички…
- И ничего смешного нет: хоть это и не правила движения, но зато правило уважения.
- Выбегать на проезжую часть…
- Уважать правила движения…
IV. Итог урока.
Учитель: О чем мы с вами говорили на занятии?
Дети: О правилах дорожного движения и дорожных знаков.
Учитель: Что надо помнить, когда выходишь на дорогу?
Дети: Соблюдать дисциплину на дороге, быть очень внимательным.
Учитель: А сейчас мы проведем небольшой тест «Проверь себя».
Если ты согласен, в клеточках справа напиши «Да» или «+», если не согласен, - «нет» или « - ».
№ п/п | Задания | Ответы |
1. | Одно из самых опасных мест для пешеходов – перекресток. | |
2. | На тротуаре рядом с проезжей частью можно играть с мячом. | |
3. | Если опаздываешь на урок, нужно быстро перебежать дорогу. | |
4. | Нужно дождаться, когда автобус отъедет подальше от остановки. Только тогда переходить дорогу. | |
5. | Двигайся по тротуару, придерживаясь правой стороны. | |
6. | На желтый сигнал светофора нужно стоять. | |
V. Заполнение листов самооценки.
Тренажер
Рефлексия. «Дорисуй смайлика».
Всё получилось – улыбка.
Были затруднения – серьёзное лицо.
Не понравилось, не получилось – грустное лицо.