СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира по теме "Мир древности: далекий и близкий."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира по УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира по теме "Мир древности: далекий и близкий."»

10


Урок окружающего мира в 4 классе по теме

«Мир древности: далекий и близкий».

Белянкина Галина Алексеевна, учитель

начальных классов, МАОУСШ п. Парфино

Цель: Посредством организации групповой деятельности создать представление об истории Древнего мира.

Задачи:

​  формировать первоначальное представление учащихся о странах Древнего мира;

​  познакомить с особенностями данной исторической эпохи, выявить достопримечательности: культуру, религию, археологические находки Древнего Египта, древней Греции и Древнего Рима.

​  развивать умение учащихся работать с учебником;

​  развивать речь учащихся, способность выдвигать гипотезы, приводить аргументы;

​  продолжить работу по формированию толерантного отношения учащихся друг к другу при работе в группе;

​  развивать познавательную активность, интерес к предмету.

Обучающийся умеет:

- обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия;

- готовить сообщения и презентовать их в классе.


Содержание:

Технология: Деятельностный метод, Людмила Георгиевна Петерсон

Демонстративный материал:

1. Эпохи истории человечества – карточки.

Первобытная история

Новое время

Средние века


История Древнего мира

Новейшее время

2. Слова на карточках: охота, земледелие, рыболовство, скотоводство, собирательство, орудия труда из камня, глиняная посуда.

3. Таблица:


Древний Египет

Древняя Греция

Древний Рим

Письменность




Сооружения




4. Сигнальные карточки для физминутки:

5. Электронная презентация.

Раздаточный материал:

1. Изображение:

2. Карточки с заданиями для групповой работы:

1 карточка: Древний Египет

Заполните таблицу. Выпишите названия богов и их значения.

Название бога

Является покровителем


Изображение











2 карточка: кроссворд Древняя Греция

1.Сердце Афин.

2. Самый знаменитый храм.

3. Название города, где проходили олимпийские игры в Древней Греции.


3 карточка: кроссворд Древний Рим

1. Храм всех богов.

2. Амфитеатр, служил для гладиаторских боев и других зрелищ, вмещал около 50 тысяч зрителей.

3. Город, который был погребен под слоем пепла при извержении вулкана Везувий?

4. Карточки для рефлексии «Светофор» : зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор (электронная презентация), карточки с заданиями для групповой работы, индивидуальные рабочие листы (для проверочной работы), учебник, карточки для рефлексии «Светофор» Ход урока:

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

Истории славной великие даты

Мы будем по жизни нести.

Почувствуем сердцем, что было когда-то,

Представим себе вековые пути!

- Как вы думаете, о чем будет идти речь сегодня на уроке? История – это дорога времени, по которой мы начали путь на прошлом уроке. Мы продолжим путешествие по истории и узнаем, куда поведём нас дорога истории).

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель на доске демонстрирует карточки:

Средние века



Новое время




Первобытная история



Новейшее время



История Древнего мира



- Посмотрите внимательно на записи. О чем они говорят? (Это эпохи истории человечества).

- Давайте построим их в хронологической последовательности. Какая из этих эпох будет самой первой? Следующая? И т.д. (Первобытная история - История Древнего мира - Средние века - Новое время - Новейшее время).

- Одну из этих эпох мы проходили на прошлом уроке. Выделите её. (Первобытная история).

III. Постановка учебной задачи.

- Если на прошлом уроке мы изучали «историю первобытного общества», то предположите, о какой эпохе истории пойдет речь сегодня на уроке? (За эпохой «Первобытная история» следует история Древнего мира).

- Назовите тему урока. (История Древнего мира).

- Мы продолжим изучать эпохи истории человечества и отправляемся в историю Древнего мира.

История Древнего мира





- Когда мы произносим слово «Первобытная история», то какие слова у вас ассоциируются с этим словом? (охота, земледелие, рыболовство, скотоводство, собирательство, простейшие орудия труда из камня, глиняная посуда…)

Учитель фиксирует ответы детей на доске - выставляет карточки со словами.

- Охота, земледелие, рыболовство, скотоводство, собирательство, простейшие орудия труда из камня, глиняная посуда. Как это все можно назвать одним словом? (Особенности первобытной истории.)

- А вы мне сказали, что тема нашего урока история Древнего мира. Если мы посмотрим на особенности первобытной истории, то при изучении новой темы на что мы должны обратить внимание? (Узнать особенности Древнего мира.)

- При изучении Древнего мира, мы будем исследовать особенности (достопримечательности) Древнего мира. Значит, какая цель нашего урока? (Выделить особенности истории Древнего мира).

- Откройте учебник и найдите, какие государства входили в Древний мир?

Работа с учебником.

(Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим.)

Учитель демонстрирует изображение (Слайд 1).

- Рассмотрите картинки (презентация): на одной письмо, а на другой – пирамиды, сооружения (постройки).

- Попробуем определить задачи урока. (Познакомимся с письменностью и достопримечательностями Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима.)

- Результаты нашего исследования будем записывать в таблицу:



Древний Египет

Древняя Греция

Древний Рим

Письменность




Сооружения




IV. «Открытие» нового знания.

Знакомство с терминами: Иероглифы, пирамиды.

Учитель демонстрирует изображение (Слайд 2).

- Писали египтяне особыми знаками. Ребята вам из древности прислали письмо, давайте попробуем расшифровать и понять, что же в них написано.






Работа с учебником.

- Откройте стр. 8 учебника. Расшифруйте письмо.

Работа с египетскими иероглифами в парах. (200 воинов идут домой).

- Как называется данный вид письма. (Иероглифы.)

- Что такое иероглифы. ( Иероглифы – это особые знаки (знаки-рисунки) египетского письма.)

- Оказывается, египтяне и числа записывали при помощи иероглифов.

Учитель раздает на парты карточки с изображением:

- Прочитайте записанное число.

Дети выполняют задание в парах и дают ответ.

(Число 2934).

- Нарисуйте понравившийся вам иероглиф. (Дети выполняют задание на листочках.)

- Как вы считаете, легко в Древнем Египте было научиться писать детям? (Нелегко было научиться писать в Древнем Египте.)

- Подумайте, в чем трудность такого письма? (Письмо похоже на рисунки. Нужно было выучить и запомнить много иероглифов.)

- Действительно в Древнем Египте нужно было выучить 700 иероглифов. Они были очень похожи на рисунки и передавали целое слово.

Учитель проводит физминутку:

- Если я поднимаю карточку с цифрой 1 - вы должны поднять руки вверх.

Если с цифрой 10 – попрыгать на одной ножке.

Учитель предлагает детям поработать с учебником.

- Прочитайте, о письменности в Древней Греции.

- Назовите характерные особенности письменности Древней Греции. (Буквы. Появились буквы для обозначения гласных звуков.)

- Подведем итог. В чем состоит различие письменности между государствами Древнего мира? ( В Древнем Египте писали иероглифами, в Древней Греции появились гласные буквы).

Учитель заполняет таблицу:


Древний Египет

Древняя Греция

Древний Рим

Письменность

иероглифы

появились гласные буквы


Сооружения




- Продолжим заниматься исследованием особенностей Древнего мира.

Переходим к выполнению второй задачи урока.

Помогите мне рассказать про сооружения.

Для ее решения необходимо уточнить, что вы понимаете под словом пирамиды и храмы.

Учитель предлагает детям поработать с учебником и найти ответ на вопрос.

(Пирамиды – это гробницы царей Египта. Храмы – жилища богов.)

V. Первичное закрепление.

Учитель предлагает детям поработать в группах с учебником и заполнить предложенные таблицы.

- Выполните предложенные вам задания по группам. Заполните таблицу и подготовьте сообщение о государстве.


1 группа: о Древнем Египте

Древний Египет

Заполните таблицу. Выпишите названия богов и их значения.

Название бога

Является покровителем


Изображение











2 группа: Разгадать кроссворд

Древняя Греция

1.Сердце Афин. (Акрополь)

2. Самый знаменитый храм. (Парфенон)

3. Название города, где проходили олимпийские игры в Древней Греции. (Олимпия)


3 группа: Разгадать кроссворд

Древний Рим

1. Храм всех богов. (Пантеон)

2. Амфитеатр, служил для гладиаторских боев и других зрелищ, вмещал около 50 тысяч зрителей. (Колизей)

3. Город, который был погребен под слоем пепла при извержении вулкана Везувий?

(Помпей)

Проверка выполнения задания. Оценивание работы.

VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Учитель предлагает поиграть. Ролевая игра.

- Представьте, что вы работаете в туристической фирме. Пригласите людей посетить вашу страну. (Учащиеся в группах выполняют задание.)

(Выступление детей с представлением своего государства.)

Учитель проводит физминутку

- Проголосуем, кто куда поедет.

Если вы поедете в Древнюю Грецию, то похлопайте в ладошки;

в Древний Египет – поднимайте руки вверх и махайте руками.

В Древнюю Грецию – прыгайте и хлопайте в ладоши.

(Дети выполняют задание).


VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

- Предлагаю вам выполнить проверочную работу. Ответы записать на отдельных листочках.

1.«Люди этой древней цивилизации верили в загробную жизнь. Правителями называли фараонами. Везде стоят пирамиды». (Древний Египет)

2. Особые знаки письма у египтян. (иероглифы)

2. Родина олимпийских игр. (Греция)

3. Храм всех богов. (Пантеон)

4. Столица Греции. (Афина).

5. Амфитеатр в Древнем Риме, который служил для гладиаторских боёв. (Колизей)

6. Высокая гора на севере Греции. (Олимп)

7. Вулкан, погубивший город. (Помпеи)

Учитель демонстрирует проверку ответов (Слайд3.)

(Самостоятельная проверка знаний и оценивание).

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

- Назовите тему урока? (История Древнего мира).

- Какая была цель урока? (Выделить особенности истории Древнего мира).

- Была ли достигнута цель урока?

- Вам понравилось быть исследователями древних миров?

- Какое открытие вы сегодня сделали для себя?

– Какие получили результаты? Оцените свою работу на уроке с помощью карточки «Светофор».

- Что нужно сделать еще?

- Домашнее задание: перечитать материал учебника, придумайте и нарисуйте «визитную карточку» одной из древних стран.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!