Дата Окружающий мир № ______ 4 класс
Тема. Мир древности: далекий и близкий.
Тип урока: знакомство с новым материалом.
Цели и задачи урока: познакомить учащихся с древними Египтом, Грецией и Римом.
Образовательные:
сформировать представления о древнем Египте, древнем Риме, древней Греции;
познакомить с интересными фактами из жизни этих древних государств;
учиться работать с картой, с дополнительной литературой;
применять в работе ранее полученные знания;
учиться рассуждать и делать выводы.
Воспитательные:
воспитывать интерес к изучаемому предмету;
воспитывать, доверие, доброжелательность, взаимоуважение, чувство ответственности;
научиться работать в группе и управлять своей деятельностью.
Развивающие:
развивать познавательную активность;
развивать речь учащихся, умение делать выводы, анализировать, логически мыслить;
развивать память и творческую активность.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомятся с историей возникновения и развития древних государств, их особенностями.
Метапредметные:
Познавательные. Получат возможность исследовать необходимую информацию для выполнения учебных заданий с использованием различных источников, осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
Регулятивные. Понимать учебную задачу урока, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, обобщать собственные представления; слушать собеседника, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные. Осуществлять сотрудничество в малой группе, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии, вступать в речевое общение.
Личностные: принимать другие мнения, уважительно относиться к ним, проявлять желание больше узнать, понимать необходимость знаний об истории Древнего мира.
Оборудование: презентация, учебник, дополнительная литература, кроссворды, карточки для работы в группах.
Ход урока.
Организационный момент.
- Давайте сядем в круг, посмотрите, что это у меня? (Свеча)
- А что она нам дает? (Свет и тепло).
- Ассоциируется ли у вас слово свет с каким-нибудь другим? (Да со словом – знания.)
- Ребята, подумайте и скажите, почему мы сегодняшний урок начали со свечи? (Мы сегодня будем получать знания, т.е свет)
- Конечно, вы совершенно правы. Ну что настроились на работу? Тогда занимайте свои места за партами и мы начнем наше путешествие по знаниям.
Проверка домашнего задания.
Определение темы и цели урока.
Чтобы историю узнать,
Не только книги нужно читать,
А с учителем дружить,
И все знания ворошить.
- Итак, давайте поворошим наши знания, проверим домашнее задание. Но прежде скажите какой блок мы начали изучать на уроках окружающего мира. (блок история).
- А чтобы узнать о чем пойдет речь сегодня на уроке, каждой паре нужно решить задание. У вас на парте есть карточки, пододвиньте их к себе и начинайте работу.
- Подгруппы, расскажите чем вы занимались.(1п- мы перечисляли занятия древнего человека, 2п – а мы описывали древнего человека, 3п – мы отгадывали кроссворд о древнем человеке).
- Молодцы! К какому же времени относятся результаты ваших работ? (Они относятся к древнему миру)
- А раз вы выполняли такую работу, как вы думаете о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Мы будем продолжать говорить о древнем мире).
- Зачем, как вы думаете? ( Чтобы узнать как жил человек, чем занимался какие открытия делали люди).
- Все верно! Сегодня мы познакомимся с эпохами Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима. Узнаем о некоторых достижениях людей в это время.1 сл
Работа с новым материалом.
Знакомство с эпохой Древнего Египта.
- Начинаем наш путь.
Презентация
2 сл. Вот это прекрасная река Нил. Мы начинаем разговор о ней, так как примерно 5 тысяч лет назад на берегах Нила возникло Египетское царство. Дожди в этой местности очень редки. Например, дети, прожив 10-12 лет не видели дождя.
3 сл. Ежегодно Нил разливался (выходил из берегов). В воде много черного ила, он оседал на песках, на нем хорошо росла пшеница, ячмень. Египет в переводе означает «черная земля».
- Чем еще прославилась цивилизация Древнего Египта нам расскажет Елизавета.
Древний Египет очень знаменит на весь мир в первую очередь постройками.
4 сл. Храм Карнак
5сл. Храм Луксор.
6 сл. Пирамиды Хеопса.
Храмы строили в честь богов, а пирамиды были гробницами царей Египта – фараонов. Египтяне считали, что миром управляют боги.
7 сл. Бог солнца – Ра (человек с головой птицы)
Бог воды и разлива Нила Себек (человек с головой крокодила)
Бог мудрости ТОТ (человек с головой птицы ибиса)
Дары Тота это счет времени – месяцы и годы, а также арифметический счет и письмо. У Египтян много священных животных – лев, бык, кошка, коршун, крокодил, скорпион и другие.
- Итак, ребята, посмотрите на ленту времени, вот в какое время существовала цивилизация Древнего Египта, одна из самых древних, жила почти 3000 лет. Оставила потомкам в наследие:
-памятники архитектуры
-научные знания
-знания в сельском хозяйстве
-водный транспорт
Знакомство с эпохой Древней Греции. (презентация)
- Много позже, чем Древний Египет возникла цивилизация Древней Греции. Об этой эпохе нам подготовила сообщение Катерина
-в пору Древней Греции появились города, которые никого не могут оставить равнодушными.
8 сл. Один из этих городов является Афины, а сердцем Афин – Акрополь. Высокий холм с обрывистыми склонами, на нем расположен архитектурный ансамбль.
9сл. Самый знаменитый храм Акрополя – Парфенон, высота 18 с половиной метров.
10сл. На севере Греции есть гора Олимп, на вершине ее Древние греки поселили главных богов
Зевс – громовержец,
Посейдон – бог моря,
Аид – бог подземного царства,
Афродита – богиня любви и красоты, а также многие другие.
- Давайте, посмотрим на ленту времени когда же существовала цивилизация Древней Греции.
- Древняя Греция – основа Европейской Культуры. Именно здесь развивается поэзия, открытия в науке и технике, театр, первые школы
Древние греки были удивительно талантливыми, веселыми и жизнерадостными людьми. Они любили музыку, спорт и танцы. Давайте окунемся в культуру Древней Греции и станцуем национальный танец – Сиртаки.
Физкультминутка.
Знакомство с эпохой Древнего Рима. (презентация)
- Продолжим наш разговор и заслушаем сообщение Марии о Древнем Риме.
-год основания Древнего Рима считают 753 до нашей эры. Римляне создали могущественное государство, завоеваниями огромных территорий.
В современном городе Риме сохранилось немало построек. Например, Колизей 11 сл.
12 сл. Римский форум – центр общественной жизни города. Кроме этого храм Пантеон – храм всех богов.
13 сл Как выглядели другие города можно узнать побывав в Помпеях.
14сл. В древности этот город был погребен под толстым слоем пепла при извержении вулкана Везувий.
15 сл. Есть картина, которую написал Карл Брюллов – наш русский художник , она называется «Последний день Помпеи»
- Культура Древнего Рима продолжала традиции Древней Греции, поэтому и время возникновения примерно то же, боги в этих культурах одни и те же только различаются названием. Но все таки Древний Рим оставил свой след, отличался он
-религиозной сдержанностью
- суровостью
- практичностью, что нашло отражение в градостроительстве (впервые появляются коммуникации, водопроводы, мостовые) и военном искусстве.
Закрепление материала.
- Итак, посмотрите на доску у нас появились 3 эпохи:
Древний Египет – водный транспорт, сельское хозяйство, архитектура;
Древняя Греция – прародительница искусств;
Древний Рим – военное дело, комфорт в быту.
- Чтобы дать краткую характеристику каждой из этих эпох, я предлагаю составить синквейн.
Выберите карточку с эпохой, каждая пара составляет для своей эпохи.
16 сл – здесь представлена схема составления синквейна. В таблице представлены примеры слов. Краткое предложение вы придумываете сами.
Самостоятельная работа.
- Заслушаем ответы, что у вас получилось.
- Молодцы, я вижу что вы поняли основные черты каждой эпохи.
VI. Итог урока.
- Ребята, с каким материалом мы сегодня познакомились на уроке?
- Большую информацию о той или иной эпохе вы можете найти в нашей библиотеке в следующих книгах. ………………………………
- В старших классах на уроках истории вы также будете знакомиться с данными цивилизациями.
Рефлексия
Оценивание.
- Спасибо за внимание.