СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира по теме "Пётр Великий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира по теме "Пётр Великий"

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира по теме "Пётр Великий"»

Пётр Великий.

Цели: сформировать представления о времени правления Петра Великого, его реформах;

Развивать воображение, устную речь, умение общаться и делать выводы.


Ход урока.

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Петр Первый зовет к себе

В град прекрасный на Неве.

- Сегодня на уроке познакомимся с царем Петром, узнаем, что нового появилось в жизни страны в его правление. Тема урока «Петр Великий».

II. Проверка домашнего задания

  • Расскажите, какие опасности угрожали России в начале XVII века.

  • Что такое народное ополчение?

  • Что сделали для защиты отечества Кузьма Минин и Дмитрии Пожарский?

  • В каком году род Романовых был избран на царский престол?

III. Работа по теме

1. Работа над новой темой. Беседа

- О каком городе написал свое стихотворение А.С. Пушкин?

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел. Пред ним широко

Река неслася, бедный челн

По ней стремился одиноко.

По мшистым, топким берегам

Чернели избы здесь и там,

Приют убогого чухонца;

И лес, неведомый лучам

В тумане спрятанного солнца,

Кругом шумел. И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе. (Санкт-Петербург.)

- А что вы знаете о Петре I?

2. Работа по учебнику.
С. 94-97

  • Прочитайте текст.

  • Что нового вы узнали о Петре I? (Царь Петр ввел новый календарь.)

- Какие еще преобразования произошли при Петре I? (Вышла первоя газета, появились первый музей и первая библиотека)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение изучения материала

1. Рассказ учителя.

- Какой город на Неве построил Петр I? (Санкт-Петербург.)

- Как по-другому называли этот город? (Петроград, Ленинград.)
После первых побед государь Петр Романов заложил на берегах Невы крепость, которую и назвал Санкт-Петербургом, что означает «Святого Петра крепость». Только не подумайте, что царь назвал город в смою честь: город носит имя ангела-хранителя царя - святого апостола Петра. Знаете, почему он назвал город на европейский манер? В отличие от древней Москвы, Петр решил заложить европейскую столицу России и самим названием подчеркнул, что этот город евро­пейский.

В первую очередь на Заячьем острове была построена Петропавловская крепость. Дата ее основания - 16 мая 1703 года - считается днем рождения города. Адмиралтейство - вторая крепость на берегах Невы Перекрестный огонь пушек Петропавловской крепости и Адмиралтейства мог потопить любое вражеское судно, которое вознамерилось бы войти в Неву. Но очень скоро устье Невы было защищено морской кре­постью - Кронштадтом. Со стены Петропавловской крепости бьет пушка. Пушка стреляла и при Петре - на вечерней и утренней заре, отмечая подъем и спуск флага. А еще извещала людей о наводнении. А позднее с середины прошлого века - ввели полуденный выстрел и узнавали по нему время.

В центре крепости стоит собор во имя святых апостолов Петра и Павла - усыпальница державных правителей России. Петропавловский собор увенчан высоким шпилем, на верхушке которого помещен флюгер в виде ангела. В 1722 году в Петербурге - напротив Летнего сада, на Фонтанке - заработала верфь, где начали строить суда для частных лиц. В дни праздников разрисовывали паруса, лодки красили в различные цвета и устраивали парад. А когда над Невой расцветали фейерверки зрелище бывало просто сказочное.

Город строили тысячи и тысячи мужчин, которых сгоняли со всей России, а еще пленные шведы. Места здесь болотистые, сырые. Люди порой работали, стоя по пояс в воде. Они умирали сотнями и тысячами, здесь их и хоронили. Царь Петр работал вместе со всеми. И, конечно, считал, что если он может так работать, то другие и подавно должны. Для него важно было только благо и польза целого народа.

Вслед за государем сюда стали переселяться и вельможи, и купцы, и промышленные люди. Царь же всячески поощрял это. Всякий мог со­вершенно свободно выбирать себе любое место для постройки дома. В новом городе основана была также лавра, и в нее, в конце царствования Петра, перенесены были из Владимира мощи Св. Александра Невскою. Петр сам правил кораблем, на котором они были привезены в лавру.

Особенно же Петр старался возвысить свой город в торговом отношении. Велика была радость его, когда в Петербург подошел при нем первый иностранный корабль. Он сам отправился на встречу ему, сам привел его в пристань, царь был первым покупателем товаров на нем.

К концу царствования Петра в Петербургской пристани развевались торговые флаги уже всех европейских народов, а в самом городе насчитывалось уже до 40 тысяч жителей. Таким образом, благодаря могучей воле Петра при море вырос новый русский город.

2. Работа по учебнику.

С. 98-100

  • Прочитайте текст.

  • Легко ли было построить город на Неве? (Было очень сложна болотистая местность, необжитые края.)

  • Почему город имеет такое необычное название? (Петр решил заложить европейскую столицу.)

VI. Закрепление изученного

  • Какое прозвание получил Петр I в истории России? (Петр Великий.)

  • Во сколько лет был провозглашен Петр царем? (В 10 лет.)

  • Какое любимое увлечение было у Петра? («Военные потехи».)

  • Как назывался его полк? (Потешный.)

  • Из кого набирался этот полк? (Из сверстников юного царя.)

  • Что дала Петру I эта игра? (Игра переросла в серьезное увлечение Петра военными науками.)

VII. Итог урока.

- Почему Пётр I получил прозвище «Великий»?

Домашнее задание.

С. 94 – 100, с. 100 задания



С. 101 – 104, с. 104 задания




2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!