1.Организационный момент Встали дружно. Повернулись и друг другу улыбнулись. Настроенье, каково? - Во! Все такого мнения? Все без исключения? 2. Мотивационный этап Прочитайте девиз, записанный на доске: Морским судам быть! - Как вы понимаете смысл? - Какие ещё девизы вы знаете? -Как думаете, кому принадлежат эти слова? 3. Актуализация знаний - Каждый человек имеет свою биографию. Любая страна тоже имеет свою биографию. Только мы в этом случае употребляем другое слово – история. Предлагаю вам вспомнить некоторые страницы из истории нашей страны. Узнайте историческую личность и расскажите о его роли в истории страны. задание «История в лицах». -Я вам раздала карточки с описанием исторической личности, вам нужно правильно определить, о ком идет речь. (Приложение 1) - Давайте проверим, правильно ли вы справились с заданием. Сверьтесь с образцом на доске. - Молодцы, правильно определили исторические личности. - А с какой целью мы выполняли данную работу? - Для чего мы должны знать этих известных людей в истории? - Оцените свою работу на данном этапе урока в маршрутном листе в колонке «История в лицах». (Приложение 2) 5 баллов – правильно определили все исторические личности 4 балла – правильно определили четыре 3 балла – правильно определили три 2 балла – правильно определили два 1 балл – правильно определили одну 0 баллов – не справился с заданием Переходим к следующему заданию «Объясни понятие». Данное задание вы будете выполнять индивидуально. Это проверка домашнего задания (Приложение 3) - У вас на партах карточки со словами (левый столбик) и их толкование(правый столбик). Ваша задача, соединить стрелочкой слова с их значением. 1) Патриарх Гермоген 2) Кузьма Минин 3) Дмитрий Михайлович Пожарский 4) народное ополчение 5) 4ноября 1612 г. - Давайте сверим вашу работу с образцом на доске. Оцените свою работу в маршрутном листе. 5 баллов – правильно определили все пять понятий 4 балла – правильно определили четыре понятия 3 балла – правильно определили три понятия 2 балла – правильно определили два понятия 1 балл – правильно определили одно понятие. - Ребята, для чего мы выполняли данное задание? 4. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся На доске зашифрованы слова. -По какому принципу они зашифрованы? Днскй, Нвскй, Птр. - Отгадайте их. -Какой из этих исторических персонажей вам не знаком? Почему? В одном голландском городке, на верфи, где строили морские корабли, однажды появился новый плотник. Вместе со всеми он строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжёлые брёвна. Когда строгий мастер окликал его: ”Эй, плотник Питер, иди сюда!”, он торопливо подбегал и почтительно выслушивал приказание. После работы он долго шагал по городу, стараясь увидеть как можно больше интересного. - Кто же это? (Предположения детей) С удивлением узнали впоследствии жители города, что молодой плотник Пётр Михайлов - на самом деле русский царь Пётр I, отправившийся в заграничное путешествие. Не из праздного любопытства поехал за границу молодой царь. ”Я - ученик и нуждаюсь в учителях ”,- вырезал он на своей личной печати. А учиться, в самом деле, нужно было многому. - Как вы думаете, какова тема нашего урока? - Давайте определим задачи урока, используя ключевые слова-глаголы. Узнать о … Перечислить… 5. Старославянская физминутка. - Прежде чем приступим к работе, давайте немного отдохнем. - Три столетия прошло с того времени, когда жил Петр. Язык времени сильно отличался от современного языка. В физминутке, которую мы разучим, встречаются устаревшие слова. Выполним зарядку по - старославянски. Подсказки вы увидите на экране. (Показ слайда «Перевод со старославянского») Разведите в стороны десницу и шульцу – соедините их. Поднимите рамена – опустите. Потрясите дланями. Погрозите перстами. Вытяните выю. Наклоните главу – опустите. Погладьте себя по ланитам. (десница – правая рука, шульца – левая рука, рамена – плечи, длани – ладони, персты – пальцы, выя - шея, глава – голова, ланиты – щеки). 6. Работа по теме урока - Внимательно посмотрите на слайды, вы видите предметы, которые так или иначе связаны с именем русского царя Петра I. - Ваша задача, рассматривая предмет постараться предположить, как он связан с Петром I, а затем обратиться к достоверному источнику, и утвердится в своем мнении либо опровергнуть его. Предметы: корона, цифра 10, солдатики, книга. Предметы: елка, газета, Кунтскамера, борода, корабль, Санкт – Петербург. 7. Работа в группах Начинаем работу в группах. Давайте вспомним правила работы в группе - Работать будем по следующему плану: (план на доске) Работа с учебником по группам: 1 группа – стр. 94 3 группа – стр. 97 2 группа – стр. 95-96 4 группа – стр. 98 - Каждая группа будет работать по своей теме -Кроме того, на каждую группу дан план действий. Весь план действий вы должны выполнять строго по инструкции. С ним вы ознакомитесь самостоятельно. План действий: 1. Прочитайте текст в учебнике (с.101 - 104) . 2. Прочитайте задания вашей группы. 3. Дайте ответы на них. 4.. Выберите в группе того, кто будет выступать. 5. Сообщение о результатах работы группы. Обсуждение полученной информации. Корона, цифра 10: Петр родился 30 мая 1672 года. В 4 года он остался без отца, и свое детство провел с матушкой Натальей Кирилловной в подмосковном селе Преображенском. Петр I стал царем в 1682 году, когда ему было всего 10 лет. Царями России были провозглашены сразу два мальчика: Петр и его брат Иван, которому было 16 лет. Иван был очень болезненным, Петр слишком юным, поэтому государственными делами заправляла старшая сестра Софья. Она сама хотела стать царицей, но по закону того времени в России женщина не могла наследовать престол. Пётр Алексеевич был внуком Михаила Романова, того самого, которого в тысяча шестьсот тринадцатом году Земский собор избрал царём и который стал родоначальником династии Романовых. Книга: Петр был любознательным, одаренным и деятельным мальчиком. Он проявлял большой интерес к религии и наукам: математике, географии, иностранным языкам, с особенным увлечением обучался военной премудрости. Солдатик: Одно из любимых увлечений – военные игры. Из своих сверстников юный царь образовывал «потешные» полки. На них были настоящие зелёные мундиры. Полки имели свои знамёна. На реке Яузе была построена «потешная крепость» – там юных солдат учили осаде и штурму крепостей. Со временем детская забава переросла в серьезное увлечение Петра военными науками. Сколько себя помнил царь Петр – его всегда интересовали корабли. На прудах в Преображенском впервые оттолкнулся Петр от берега на маленькой лодочке. Потом нашли в сарае ботик – маленькое парусное судно. Его отремонтировали. Петр учился ставить мачту, поднимать и убирать паруса. Прошло время, царевич Пётр повзрослел, и детские потехи переросли в серьёзное увлечение военной наукой. Его потешные войска превратились в лучшие Семеновский и Преображенский полки, а сверстники стали самыми первыми полководцами, которые были для Петра всегда верной опорой. - В то время Россия переживала трудный момент своей истории: она очень сильно отставала в своем развитии от стран Европы. Между приближенными царя – боярами и дворянами – постоянно шла борьба за власть, крестьяне поднимались на восстания… - Деятельному и энергичному Петру I не по душе были многие порядки и обычаи русской старины. Много нового появилось в России при Петре I. Новый Календарь: Отменил действующий в России календарь и ввёл Юлианский календарь. По этому календарю Новый год праздновался не осенью, а зимой, в ночь на 1 января. - Пётр I открыл новые школы, посылал учиться за границу, упростил алфавит, ввёл арабские цифры, открыл заводы и фабрики, выпустил первую печатную газету - «Ведомости». Слово “учиться” стало важным в петровских преобразованиях. В Москве одна за другой открывались школы – навигацкая, инженерная, артиллерийская, медицинская. Большинство дворянских сынков бегали от учебы, Петр издал указ запретить жениться, пока не получат образование. Петр I был основателем первого русского музея – Кунсткамеры, где посетителям показывали разные интересные диковинки, собранные со всего света. Пётр I ввёл арабские цифры, которыми мы пользуемся сейчас. Потому, что раньше цифры обозначали буквами, а это было трудно и неудобно. Для печатания учебной литературы и законодательных актов были созданы новые типографии в Москве и Петербурге. Чтобы вывести Россию из отсталости, Пётр стал строить заводы и фабрики. За 25 лет Пётр создал более 200 заводов и фабрик. На этих заводах изготовляли оружие, боеприпасы, ткани, кожи, получали железо. Пётр не разрешал привозить из-за границы те товары, которые выпускались в России. ВЫВОД: Что в России развивалось при Петре Первом? (образование, промышленность) - Как вы думаете, всем ли нравились преобразования Петра I? Пётр заставил бояр сбривать бороду для того, чтобы русские люди были похожи на европейцев, а не на стариков. Кроме того, царь питал неприязнь к традиционной русской одежде - длинным платьям с широкими рукавами. Он считал, что она стесняла движения и мешала работать. Вскоре вышел царский указ: отныне надлежало носить вместо русского платья кафтаны. В 1703 г. в Москве вышел первый лист печатных русских «Ведомостей» — это была первая русская газета. Полное ее название «Ведомости, о военных и иных делах, достойных значения и памяти, случившихся в Московском Государстве и в иных окрестных странах». Вот что было написано в первом ее номере (отрывок): «На Москве вновь ныне пушек медных, гаубиц и мортир вылито 400. Те пушки ядром по 24, по 18 и по 12 фунтов. Повелением его величества московские школы умножаются, и 45 человек слушают философию. В математической штурманской школе более 300 человек учится и добре науку приемлют. В Москве, ноября с 24 числа по 24 декабря родилось мужеского и женского полу 386 человек. Из Персии пишут: индейский царь послал в дарах великому государю нашему слона и иных вещей не мало. Из Казани пишут: на реке Соку нашли много нефти и медной руды». - Какие еще важные изменения произошли в стране? «Морским судам быть!» У России была слабая армия, и совсем не было морского флота. Царь Пётр Алексеевич приглашает мастеров из Англии и Голландии. В короткие сроки строят корабли, создают флот. Часто и сам царь, как простой плотник, работает на их постройке. Также Пётр I создаёт регулярную армию. Теперь служивые люди не расходятся по домам после сражений, а служат в армии долгие годы. Пётр I понимал, что для России очень важно иметь выход в Чёрное и Балтийское моря. Но подходы к Чёрному морю принадлежали Турции и Крымскому ханству, а к Балтийскому морю — Швеции. Пётр I начинает войну со Швецией. Эта война длилась 21 год, с 1700 по 1721 год. Она получила название «Северная война». Были в ней и поражения, и победы русской армии. Важным моментом стала битва между русской и шведской армиями под Полтавой в тысяча семьсот девятом году. Шведская армия была разбита. А через пять лет и флот шведов на Балтийском море был разгромлен молодой российской флотилией. В результате этих побед Россия получила выход в Балтийское море, а из него — в Атлантический океан. В ходе Северной войны были отвоёваны некоторые земли у Балтийского моря. Для того, чтобы закрепить свой успех, царь Пётр приказал заложить город недалеко от того места, где река Нева втекает в Балтийское море. ВЫВОД: Укрепление армии. Создание флота. Выход к морю. Град Петра - Строился город долго - ведь техники не было, всё делалось почти вручную. 16 мая 1703 года, в устье Невы был заложен чудесный град Петров — Санкт-Петербург. Строительство города началось с сооружения Петропавловской крепости. Пётр сам выбрал место для её закладки. На работы сгоняли ежегодно более 40000 человек со всей России. Они работали и день, и ночь. Осушали болота, рыли канавы, делали насыпи. Не хватало леса, кирпича, камня. Рабочие страдали от голода и болезней. Иногда по полгода не видели хлеба. От тяжёлых условий люди умирали, на их место привозили новых. При Петре было начато строительство Петропавловского собора с золочёным шпилем. Собор долгое время считался самым высоким зданием России. Новый город строился по чёткому плану. Прокладывались прямые улицы с ровными рядами домов. Петербург украшали многие известные зодчие. Горожане и гости любовались прекрасными дворцами знати, домами зажиточных людей, чудесными парками. На берегу Невы было возведено здание Адмиралтейства и рядом верфь для строительства судов. 8.Выступления групп Каждая группа выступает со своим сообщением. - Давайте оценим работу в группе. Возьмите лист самооценки и оцените свою работу в группе, свой личный вклад 3 балла – работал в группе активно 1 балла – не всегда включался в работу 0 баллов – совсем не работал, не принимал участие 8.Закрепление изученного. 1. Почему Петра 1 назвали Великим? Перечислите, какие преобразования сделал Петр1. 2. Составьте блок-схему с "лучиками" 9.Итог урока - Подводим итог урока в маршрутном листе. Посчитайте баллы и переведите их в отметку. 11 – 10 баллов – 5 9 – 8 баллов – 4 7-5 баллов – 3 10. Рефлексия - Вспомните девиз Петра1. Если вы считаете, что урок был вам полезен, пустите свои кораблики в плавание - 10. Домашнее задание Обязательно: c.94-98 – читать отвечать на вопросы. |