Тема: « Пётр Великий».
Цели: сформировать представления учащихся о времени правления
Петра 1, его реформах;
развивать воображение учащихся, устную речь, умение
обобщать и делать выводы;
воспитывать патриотизм, любовь к истории.
Оборудование: мультимедийное оборудование, портрет Петра 1,
карточки со словами, индивидуальные тексты,
презентация ученицы « Медный всадник».
Ход урока.
1. О. н. у.
-Ребята, посмотрите друг на друга, подарите улыбку и пожелайте удачи друг другу и мне. Без взаимопонимания и поддержки нам будет очень трудно, т. к. мы с вами отправляемся в историческое путешествие.
2. Проверка домашнего задания.
Прежде чем отправляться в путешествие, мы должны повторить то, что уже знаем. (2 человека по карточкам)
- Какие опасности угрожали России в начале 17 века?
- Что такое народное ополчение?
- Что сделали для защиты отечества Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский?
- В каком году род Романовых был избран на царский престол?
3. Постановка проблемной ситуации.
-Посмотрите на течение «реки времени», что с ним произошло? Как называется следующий прямой участок « реки времени»?
Сегодня мы должны ответить:
Почему « река времени» сделала поворот, какие события определили начало нового времени в истории нашей страны?
4. Объяснение новой темы.
Групповая работа
- Возьмите листочки и запишите слова – ассоциации, которые пришли вам на ум при слове Санкт – Петербург. ( одна группа выбирает из написанных слов)
- Выстраивая ассоциативные ряды, вы все включили в них имя Петра1.
-Вот о личности этого царя я и хочу с вами поговорить ( портрет Петра 1), тема « Пётр Великий».
-Русский народ любил давать прозвища своим правителям. Приведите примеры таких прозвищ?
- Как вы думаете, почему Петра 1 люди назвали Великим?
- Послушайте, как сказал о Петре 1 А. С. Пушкин в своей поэме « Медный всадник».
«…. О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?...»
- Как Пушкин называет Петра 1? Кто такой властелин? Обратиться к словарю.
- Как вы думаете, в каком возрасте формируются данные качества?
Задания для групп.
- Перед вами на столах лежат тексты. Прочитайте в группе каждый свой текст, подчеркните главное и расскажите всему классу.
- Посмотрите, сколько всего мы уже узнали о Петре 1. Он любил заниматься военным делом, был и плотником, и токарем, сам работал, и в то же время был русским царём.
- Как можно назвать такого человека?
5. Физминутка.
Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
- Петра 1 называют царём – реформатором, царём преобразователем. Как вы думаете почему?
- А что такое реформа? (словарь)
Реформа- преобразование, изменение, переустройство чего – нибудь,
преобразование в какой- нибудь области, государственной
и политической жизни, не касающиеся основ существую-
щего социального строя.
6. Работа по учебнику.
- Откройте учебник на стр. 95 – 96 .Прочитайте текст про себя и найдите: Какие новшества ввёл Пётр 1?
-Посмотрите, сколько всего сделал для России Пётр 1. Можно ли такого человека назвать великим?
-После первых военных побед Пётр 1 заложил на берегах Невы город, который назвал Санкт – Петербургом, что означает город Святого Петра. Он был назван на европейский манер. В отличие от Древней Москвы, Пётр 1 решил заложить европейскую столицу и самим названием подчеркнул, что город европейский. Днём рождения города считается 16 мая 1703 года.
Стихотворение о Санкт –Петербурге.
- Можно говорить бесконечно об этом городе. Есть много достопримечательностей у него, но сегодня мы познакомимся только с некоторыми из них.
- Сухарева Алиса приготовила презентацию на тему : памятник « Медный всадник». ( выступление ребёнка)
- О домике Петра 1 и Петропавловской крепости девочки подготовили сообщения.
Вернуться к проблемному вопросу и ответить на него.
7. Рефлексия.
Тетрадь с. 33 № 2. ( проверка на интерактивной доске)
-Почему Петра 1 назвали Великим?
- Много труда и сил положил Пётр 1, чтобы создать русский флот. У вас на партах лежат корабли.
- Закрасьте паруса так, если вам на уроке было интересно и комфортно, то в жёлтый цвет;
-если было не достаточно информации, то в зелёный;
- а если было трудно, то в синий.
8. Домашнее задание.
По выбору: Каким человеком был Пётр 1? – сочинение.
Тетрадь с. 35 № 4.