Конспект урока окружающего мира по теме «РЫБЫ»
Цели урока:
- познакомить учащихся с представителями класса рыб;
- познакомить с особенностями строения рыб в связи с жизнью в воде;
- дать представление о растительноядных, хищных и всеядных животных.
Оборудование к уроку: учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, цветные карандаши, аквариум с рыбками.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания, актуализация знаний.
Работа с тестами (по вариантам) по темам: Разнообразие животных. Насекомые.
Вариант 1.
1.Найди лишнее:
Насекомые Рыбы Птицы Червяки
Пресмыкающиеся Земноводные Звери
2.К насекомым относятся…
а)животные, у которых четыре крылышка;
б)животные маленького размера;
в)шестиногие животные.
3.Тело насекомого поделено …
а)на 2 части: голова и брюшко; б)на 2 части: голова и грудь;
в)на 3 части: голова, грудь и брюшко; г)на 3 части: голова, усики, брюшко;
д)на 4 части.
4.На какие группы делятся насекомые по способу питания?
растительноядные
5.Подчеркни насекомых, которые относятся к растительноядным:
стрекоза, шмель, муравей, бабочка, комар, тля, божья коровка.
6.Подчеркни «лишнее» животное: белка, лягушка, лиса, волк, заяц, мышь.
Вариант 2.
1.Найди лишнее:
Насекомые Рыбы Птицы Моллюски
Пресмыкающиеся Земноводные Звери
2.К насекомым относятся…
а)животные, у которых есть хвостик;
б)животные, у которых шесть или восемь ног;
в)животные, у которых шесть ног и пара усиков.
3.Тело насекомого поделено…
а)на 6 частей; б)на 2 части: грудь и брюшко;
в)на 3 части: голова, грудь и брюшко; г)на 2 части: голова и брюшко;
д)на 3 части: ноги, усики, брюшко.
4.На какие группы делятся насекомые по способу питания?
растительноядные
5.Подчеркни насекомых, которые относятся к хищникам: божья коровка, тля, бабочка, стрекоза, комар, шмель.
6. Подчеркни лишнее животное: муравей, пчела, рак, муха, комар, таракан.
III.Сообщение темы урока.
На слайде 1:рак, утка, лягушка, бобер, кит
Что объединяет все эти картинки? (их жизнь связана с водой, обитают в воде или на воде)
Кого здесь не хватает? (рыб)
О ком пойдёт речь на нашем уроке? (о рыбах)
Слайд 2.
Сегодня на уроке мы будем говорить о рыбах.
IV. Работа по учебнику.
У вас на столах лежат листочки с вопросами, на которые мы с вами сегодня постараемся ответить.
Прочитайте первый вопрос.
-Чем покрыто тело рыбы и из каких частей состоит?
Чтобы найти ответ на этот вопрос, я предлагаю вам поработать в парах. Откройте учебники на стр. 12 и прочитайте текст параграфа.
(Ответы детей)
Слайд 3.
Посмотрите, у каждого на столе лежит закладка с изображением рыбок. Если вы смогли найти ответ на первый вопрос, раскрасьте первую рыбку любым цветом.
ФИЗМИНУТКА.
Если я буду называть насекомое, махайте крылышками, если рыбку, крутите плавниками, если зверя, то наклоняйтесь из стороны в сторону.
Прочитайте второй вопрос.
Как дышат рыбы? Почему они могут жить только в воде?
Ответ на это вопрос содержится в учебнике на стр. 13.
Ответы детей. Слайд 4.
Оцените свою работу и раскрасьте рыбку, если вы разобрались в том, как дышат рыбы.
Прочитайте третий вопрос.
Как и чем питаются рыбы.
Для ответа на это вопрос, договоритесь с соседом по парте, каким источником информации кто из вас будет пользоваться: кто статьёй хрестоматии с. 75, кто статьёй из учебника с. 13-14.
Далее, поделитесь полученной информацией с соседом по парте и заполните табличку, которая находится под вопросом №3.
Растительноядные | | |
| | карп |
| щука | |
Оцените свою работу и раскрасьте рыбку, если вы ответили на этот вопрос.
Проверка. Слайд 5.
Ребята, а как вы думаете, акула – это рыба? Ответы детей.
Об акулах нам расскажет Петрова Соня. Слайд 6.
IV. Этот удивительный мир
Как вы думаете, умеют ли рыбы разговаривать?
В народе говорят «нем как рыба». Это не совсем верно: рыбы издают различные звуки - пищат, хрипят, цокают, верещат. Учёные узнали об этом с помощью специальных устройств, которые позволяют слышать в воде. Самой « болтливой» рыбой считается морской петух. Он издаёт резкие звуки, похожие на ворчание или храп.
V. Итог урока
Учащиеся отвечают на вопросы:
1) Что позволяет рыбе плавать в разные стороны?
2) Почему рыбу трудно держать в руках?
Раскрасьте ещё одну рыбку, если вы смогли ответить на оба вопроса.
VI. Рефлексия.
Представьте, что сейчас к нам в гости пришли ребята из другого второго класса, которые ещё не познакомились с темой «Рыбы» Поднимите своих рыбок те, кто смог бы ребятам рассказать ответы на все три вопроса, поставленные перед вами в течение всего урока. Поднимите рыбки те, кто смог бы дать разъяснения по двум вопросам. Поднимите рыбки те, кто смог бы дать ответ только на один вопрос.
VI. Домашнее задание
Учебник: страницы 12-14, хрестоматия: страница 73-74, пересказ.
А на память об уроке у вас останутся ваши закладки с изображением рыбок.
Слайд 7.