МБОУ «СОШ № 35» г. Братска
Учитель: Чернова Наталья Алексеевна
ПЛАН УРОКА
по окружающему миру в 3-ем классе
по программе «Перспективная начальная школа»
ТЕМА: «Значение леса»
ТИП УРОКА: Урок открытия новых знаний
Цели:
- Выяснить с обучающимися значение леса для природы и жизни человека; расширить знания о мероприятиях по охране леса и о правилах поведения в природе (в частности, в лесу);
- Воспитывать любовь к окружающей природе в целом и к природе родного края в частности, чувство ответственности за сохранность природы родного края;
- Развивать познавательный интерес и речь учащихся;
- Продолжать формировать организационную деятельность в учебном сотрудничестве – умение договариваться.
Основные понятия: - значение леса для природы;
- значение леса в жизни человека;
- охрана леса.
Техническое обеспечение: ПК учителя, мультимедиапроектор, экран.
Программное обеспечение: CD: «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007» с изменениями и дополнениями
Оборудование и наглядные пособия: учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, учебники по литературному чтению, карточки для индивидуального опроса, плакаты.
Ход урока:
1. Орг. момент. Самоопределение к деятельности—1 минута. Создание эмоционального настроя. Введение в тему урока и постановка проблемной ситуации.
- У нас сегодня гости, повернитесь к ним, улыбнитесь, поприветствуйте.
Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдёт интересно и увлекательно, хорошее настроение не покинет нас на уроке, и вы подниметесь на следующую ступеньку в познании окружающего мира.
Активизируем свои мыслительные способности:
- разотрём ушные раковины;
- разотрём ладошки.
2. Актуализация знаний—5 минут.
Учитель: - Послушайте и скажите, о чём я сейчас прочитаю.
«Это деревья, кусты и травы. Это боры и рощи, ельники и дубравы. Поляны, опушки, просеки. Пни, валежины, сухостоины. Грибы, мхи, лишайники. Звери и птицы. Их следы на снегу, на песке, на грязи. Медвежьи задиры, заячьи погрызы, лосиные заломы. Бобровые ручьи, журавлиные болота, утиные озёра. Запахи, шорохи, голоса. Даже солнечные зайчики и эхо! Это дрова, смола, доски. Орехи, ягоды, грибы. Здоровье, радость, загадки...» (Н.Сладков) (о лесе.)
- А все ли слова вам понятны были? Как вы понимаете слово «Валежины»? (Валежник). Верно, а Сладков из назвал «Валежинами».
-«Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю» - по Толковому словарю Ожегова.
- А о каких задирах здесь идёт речь? (Медвежьи задиры- когда он задирает что – либо, н- р мох, кору на деревьях)
- А «лосиные заломы» как понимаете? (Лось заламывает, ветки деревьев)
Учитель: - Действительно, «из всего этого, как из кубиков, сложен лес: огромный, зелёный, заманчивый. Наш лес… И должны мы за это быть благодарны лесу, должны его знать, чтобы охранять и беречь.» (Н.Сладков)
- Сегодня мы снова отправляемся в лес, откроем его тайны и посмотрим на жизнь его обитателей, побываем в роли исследователей природы, её защитников.
- Какие знания нам могут пригодиться для изучения новой темы? (Мы уже изучили тему «Лес и его обитатели», посмотрели презентации о них, слушали сообщения ребят, вспомнили свои наблюдения за природой во время экскурсий, выходов за грибами, ягодами.)
- А чего же мы тогда ещё не знаем о нём? (Какое он имеет значение для природы и для нас.)
- Тогда как мы обозначим тему сегодняшнего урока? (Значение лесов)
(Слайд №1)
- А чтобы урок прошёл плодотворно, давайте дадим себе установку.
(Слайд №2)
Учитель:
- А какие поставим для себя цели? (Узнать значение леса для человека и для всей природы)
- А должны ли мы знать как вести себя в лесу? (Да.)
- Значит, следующая цель у нас как будет звучать? (Обозначить для себя правила поведения в лесу )(Слайд №3)
- Наш край очень богат лесом. Большинство лесов в Сибири образует тайга. Можно сказать, что мы живём в тайге. Лес прекрасен в любое время года. Поэты, писатели, художники и музыканты описывают, и воспевают его красоту. (Слайды №4 - 5)
- Послушайте отрывок из произведения Сергея Погореловского в исполнении Кристины.(Слайд №6)
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
- Ребята, можем ли мы назвать лес своим зелёным другом?
- Тогда проверим, как же вы знаете своего друга! Я предлагаю вам графический диктант.
3. Проверка домашнего задания.
1). Графический диктант (Слайд №7)
Учитель: Я вам читаю утверждения. А вы, если с ними согласны, выкладываете синий квадрат, если нет – красный.
«ДА» - синий квадрат
«НЕТ» - красный квадрат
- Самый верхний ярус леса образован деревьями (ДА)
- Средний ярус – это мхи и лишайники (НЕТ)
- На дереве обитают кроты и землеройки. (НЕТ)
- Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные. (ДА)
- Жуки-короеды приносят вред лесному сообществу (НЕТ).
- Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу. (НЕТ)
- Все животные леса делятся на 4 группы по типу питания. (ДА)
- Плоды всех кустарников человек употребляет в пищу. (НЕТ)
- Проверьте по слайду, так ли у вас получилось? (Слайд №8)
- Кто получил «5», «4» и т.д? Какой вопрос у вас вызвал затруднение? Как вы думаете, почему?
- Учёные-экологи называют лес природным сообществом. Вспомните, что это означает? ( Все обитатели леса тесно связаны между собой, они живут совместно, как бы сообща.) (Слайд №9) –свою презентацию на время закрываю)
- И о том, как такие разные животные и растения могут уживаться в одном лесу, нам подробнее расскажут группы, проводившие дома исследования по этому вопросу. Ещё у нас будет работать небольшая группа, мы назовём их художниками, они на основе всего услышанного создадут свой проект к концу урока.
2). Защита проектов в группах. (Демонстрация детских презентаций)
1) Выступление первой группы. (2минуты)
Лес можно сравнить с многоэтажным домом. На каждом «этаже» живут свои растения и животные.
Самым светлым будет «чердак», находящийся в кронах высоких деревьев. Здесь наверху листья всегда смотрят на солнце верхней стороной. Свежая зелень привлекает насекомых.
Под самой крышей леса живут сотни гусениц - будущих бабочек, много майских жуков. На этой пронизанной солнцем и ветром высоте многие певчие птицы растят птенцов, белки прячут среди листвы гнезда.
Деревья образуют два яруса. (Верхний ярус состоит из высоких, светолюбивых пород деревьев таких как: дуб, сосна, ель, тополь,
Ниже располагаются теневыносливые деревья яблоня, рябина, черемуха.
Этажом ниже уже не так светло. Здесь растут кустарники.
Кустарники тоже делятся на два яруса. (Кустарники и кустарнички.).
К этому этажу можно отнести такие растения, как лещина, калина, бересклет.
Кустарничковый – ярус кустарников, молодого подроста.
Здесь встречается смородина, шиповник, черника.
На нижних «этажах» леса располагаются мхи и лишайники, травы и грибы,.
По научному лесные «этажи» называют ярусами.
Микроитог: Итак, мы можем сказать, что растения и животные в лесу расселяются «поэтажно». Одни поднимаются на «чердак», другие спускаются в «подвал», то есть под землю. А от чего это зависит? С растениями понятно - теневыносливые ниже, светолюбивые выше, а животные? Оказывается, зависит это от того, как эти животные приспособились к жизни на своем «этаже»: как они передвигаются, чем питаются, как защищаются от врагов.
Учитель: Спасибо вам, ребята, за ваши исследования. А теперь послушаем вторую группу.
2)Вторая исследовательская группа расскажет нам о животных.
1.Весь лес – от верхушек до земли - заселён животными. Давайте попробуем «Расселить животных леса по их «квартирам».
2.На деревьях обитают птицы (сойки, дрозды, дятлы, иволги и др.). Здесь они вьют свои гнёзда и находят себе корм.
3.Наземную жизнь ведут мыши, зайцы, лисы, зубры, лоси, косули, олени, кабаны, волки.
4.В почве тоже кипит жизнь – жуки-кожееды, личинки насекомых, дождевые черви и много других насекомых.
5.Пищевые цепи в лесу переплетены в сложную пищевую сеть.
6.Среди млекопитающих пищевую цепь составляют растительноядные мышевидные грызуны и зайцы, а также копытные, за счет которых существуют хищники: ласка, горностай, куница, лиса, волк.
Учитель:
Итак, подведём итог. Чем же ещё является лес? (Лес – место обитания крупных и мелких животных, безобидных и хищников. Всё в лесу взаимосвязано. ) (Возвращаюсь к слайду №9)
3) Третьей группе было задание прочитать и проанализировать рассказ
В. А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».
Ученик читает рассказ:
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки закончили обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
- Зачем ты берёшь с собой мусор? - сказала Оля. - Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!
- Стыдно перед соловушкой, - тихо ответила Лида.
- Чьё поведение в лесу вы считаете правильным?
(Правильно поступила Лида, собрав весь мусор. Если все будут поступать, как Оля, то лес превратится в свалку.) (Слайд №10)
Учитель:
- А какие ещё правила поведения в лесу вы бы предложили? (ответы учащихся)
- А о чём вам говорят эти знаки? (Слайд №11)
- Ребята, а можете ли вы предположить, почему в лесу нельзя бросать стёкла? - В подтверждение ваших слов зачитайте последний абзац на с.73.(Учебник)
- Подведём итог: А для чего же нам надо соблюдать все эти правила?
(Высказывания детей) (Слайд №12) –читают дети; (Слайд №13) - читает учитель.
- А прежде, чем продолжить наш разговор о проблемах леса, немного отдохнём.
4. Физминутка
Выросли деревья в поле. (руки вверх)
Хорошо расти на воле! (руки в стороны)
Каждое старается –
К небу, к солнцу тянется. (тянемся кверху)
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки. (наклоны в стороны с вытянутыми вверх руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (наклоны всем корпусом)
Вправо-влево, взад-вперёд
Так деревья ветер гнёт. ( повороты туловища)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет?
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (руки опустили, голову вверх)
- Ну, что ж отдохнули, продолжим решение наших проблем.
- Подумайте и скажите, а для чего же нам надо беречь лес? Ведь его вокруг так много! Нет ли здесь противоречия? То, чего много, зачем беречь?
(высказывания детей)
5.Работа по теме урока.
Учитель: - Итак, давайте попробуем разобраться в такой важной для всего человечества проблеме, как значение леса и необходимости его охраны.
Находить эти знания вы будете самостоятельно из источников, которые будут вам предложены.
1 – я группа работает с произведением С. Никулиной «Русский лес»
Нет ничего милее бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет, накормит русский лес.
А будет жажда мучить, то мне лесовичок
Средь зарослей колючих покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться – и видно всё до дна.
Течёт вода – водица, вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы,
Душистая малина на кустиках густых.
Ищу грибов поляну я, не жалея ног,
А если и устану – присяду на пенёк.
Лес очень любит пеших, для них совсем он свой.
Здесь где – то бродит леший с зелёной бородой.
Жизнь кажется иною, и сердце не болит,
Когда над головою, как вечность, лес шумит.
Учитель: Прочитайте нам стихотворение, а потом мы выслушаем вас.
- Что же вы узнали из стихотворения о лесе? Какую он приносит пользу человеку? Давайте подведём итог ваших исследований.
(Лес — источник ягод, грибов, лекарственных растений. Лес даёт нам и орехи. Лес — необходимая среда для их произрастания. Эти дары природы существенно пополняют наш стол, обогащают его витаминами.)
(Слайд № 14)
2 –я группа работает с текстом.
Четвёртая часть лесных запасов планеты находится в нашей стране. Все леса страны объявлены национальным достоянием. Основное богатство тайги – это древесина. Лучший материал для строительства даёт сосна. Из неё также изготовляют смолу, канифоль, дёготь. Древесина лиственницы используется для изготовления шпал и подводных сооружений. Из коры лиственницы производят спирт и краски. Еловая и пихтовая древесина используется в бумажной промышленности. Делают из неё и замечательные музыкальные инструменты. Знаменитые скрипки мира изготовлены из ели. Из древесины кедра делают карандашную оправу, мебель, из хвои – витаминные добавки к корму домашних животных.
Учитель: А что же вы почерпнули из своего источника? Какую лес приносит пользу человеку? ( Слайд №15)
( Сосна идёт на строительство, а ещё из неё делают смолу канифоль и дёготь. Из лиственницы производят подводные сооружения и шпалы, а из её коры – спирт и краску. Древесина ели и пихты используется в бумажной промышленности, а также из неё делают музыкальные инструменты. А вот знаменитые скрипки мира изготавливаются из ели. Мебель, карандашную оправу делают из древесины кедра, а из хвои кедра – витаминные добавки к корму домашних животных.)
3 – я группа работает с информацией учебника с. 69 – 70.
Изучите внимательно текст, заполните в карточках пропуски и затем прочитаете его, и мы узнаем, какое значение лес имеет для природы. (Прежде всего надо сказать, что лес это источник жизни всего живого на земле, его называют лёгкими Земли. Лес – основной производитель кислорода и потребитель углекислого газа. (Слайд №16)
Лес влияет на жизнь всех других природных сообществ. Он снижает скорость ветра и прикрывает собой соседние поля и луга. А лесные птицы защищают их от насекомых – вредителей. Лес хранит в себе большие запасы воды. Весной снег в лесах тает медленно. И талые воды постепенно пополняют ближайшие водоёмы. Всё в природе неразрывно связано. И лес – это одна из его важнейших экологических систем.) (Слайд №17)
Учитель: Итак, подведём итог. Какое же значение имеет лес для всего живого? (Слайд №18)
2) Разговор об экологических проблемах леса.
- А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?
- Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?
1.Послушайте стихотворение Н. Некрасова и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь:
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слёз.
Сколько тут было кудрявых берёз!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой.
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал - и вон убежал.
(В стихотворении говорится о вырубке леса.) ( Слайд №19)
- Раньше лес вырубался по мере надобности при помощи топора. А сейчас после работы лесорубов птицы и звери остаются без дома. Гибель растений ведёт к разрыву цепей питания. В результате вырубки лесов гибнут насекомые, птицы, звери.
2.Другая экологическая проблема раскрывается в стихотворении «Береги природу!».
Ты видел, в лебедей стреляли?
Ты видел, как они упали?
Скажи, а если б птицы знали
И если б только понимали,
Что их полёт прощальный будет,
Их на заре подстрелят люди,
Скажи, они бы не летали?
( Здесь говорится о незаконной охоте - браконьерстве). (Слайд №20)
Итог: Назовите экологические проблемы леса. (Слайд №21) Как человек их должен решать? (Слайд №22)
- Не зря в народе говорят… (Слайд №23)
-Давайте же…(Слайд №24)
3) Решение экологических задач. (Если останется время)
- Продолжаем заниматься исследовательской работой. Я для вас подготовила 3 экологические задачи. Решите их. Аргументируйте свой выбор.
ЗАДАЧА 1. Можно ли шуметь в лесу, включая магнитофон, разжигая костры?
Да, можно. В лесу ты никому не мешаешь.
Нет, нельзя. Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнёзда, зверей – искать укромные места.
ЗАДАЧА 2. Можно ли весной брать с собой в лес собаку?
Если у тебя есть собака, не бери её с собой в лес весной. Она легко может поймать плохо летающих птенцов.
Собаку можно выгуливать в лесу в любое время года, чтобы она не мешала людям.
ЗАДАЧА 3. Не будет ли природе вреда, если ты, собирая орехи, сломаешь несколько веток орешника или сорвёшь всего три-четыре цветка?
Нет, природе не будет хуже. Природные богатства неисчерпаемы.
Да, природе будет нанесён вред! Каждая попусту сломанная ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесённая природе.
(дети работают в группах)
- Какой вывод вы сделаете для себя?
4) Участие класса, каждого в охране природы.
- Ребята, какое участие наш класс принимал в охране природы?
Какие добрые дела вы можете назвать?
1. Акция «Сбор корма для животных приюта «Дружок»».
2. Зимой изготовили и повесили кормушки для птиц.
3. Собирали макулатуру.
- А вы, ребята, использовали как – нибудь бросовый лесной материал? (делали поделки на уроках технологии)
6.Итог урока.
Защита проекта группой художников
- Давайте посмотрим, как группа художников через рисунки выразила своё отношение к природе. Пожалуйста, представитель группы Морозова Аня покажи и расскажи, что у тебя получилось.
Вывод. Будем друзьями природе. Будем выполнять все правила.
- Каждая попусту сломанная ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесённая природе. Уважайте законы природы!
7. Рефлексия.
(На слайде№25) Выставление оценок за урок.
8. Домашнее задание:
- Я предлагаю вам дома выполнить проект «Заповедники нашего края». Разбейтесь на группы, выберите любое задание и подготовьте к следующему уроку.
Тренинг. (Если будет время)
- А теперь, давайте скажем хором слова благодарности родной природе, солнцу, которое щедро дарит нам своё тепло; голубому небу, в неоглядную высь которого смотрим мы с замиранием сердца; цветам, которые делают нашу жизнь яркой и праздничной. Хором: «Спасибо!»
- Мы просим нас простить за сорванную травинку, поломанный куст, покалеченное дерево. Хором: «Простите!»
Дорогая планета Земля! Прости нас за ошибки. Мы обещаем сохранить твою красоту!
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет.
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду её никому не дадим!
Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, лесами,
Такая планета нужна нам с вами.
- Спасибо за урок!