СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО «РЕКЕ ВРЕМЕНИ» РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ".

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке ученики познакомятся с новым направлением курса "окружающий мир"-обществознанием.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО «РЕКЕ ВРЕМЕНИ» РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ".»

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Тема: Введение. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО «РЕКЕ ВРЕМЕНИ» РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ

Цели:

  1. Ознакомить учеников с новым направлением курса «Окружающий мир» – обществознанием.

  2. С помощью учебной модели «Река времени российской истории» начать формировать представление об истории нашей страны.

  3. Формировать у детей интерес к содержанию предмета.



Цели деятельности педагога

Создать условия для формирования представлений об изучаемом предмете; знакомства с учебником и формами работы с ним; развития интереса к истории своего государства

Тин урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые образовательные результаты

Предметные: научатся: ориентироваться в учебнике; различать условные обозначения; получат возможность научиться: ориентироваться на ленте времени.

Личностные УУД: самостоятельно определяют и высказывают самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Метапредметные У УД:

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для реше­ния учебной задачи в один шаг.

Коммуникативные: доносят свою позицию до других: высказывают свою точку зрения и пытаются ее обосновать, приводя аргументы

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Образовательные ресурсы

Бердинских. В. А. Родная страна : книга для чтения по истории для 3-4 классов / В. А. Бердинских, М. Л. Берлинских. - М. : Баласс, 2011.

Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 3 класс («Мое Отечество») : учебник : в 2 ч. Ч. 2 / А. А. Вахрушев [и др]. -М. : Баласс : Школьный дом, 2012.

Данилов, Д. Д. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Мое Отечество») для 3 класса / Д. Д. Данилов, С. С. Кузне­цова, Е. В. Сизова. - М. : Баласс : Школьный дом, 2012.

Сизова, Е. В. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» («Мое Отечество») для 3 класса / Е. В. Си­зова, Н. В. Харитонова. - М. : Баласс, 2012.

Сизова, Е. В. Окружающий мир («Мое Отечество»), 3 класс : методические рекомендации для учителя / Е. В. Сизова, Д. Д. Дани­лов, М. Е. Турчина. - М. : Баласс, 2012.

Презентация «Путешествие по реке времени»

Таблица «Лента времени»., «Римские цифры»

Карточки с названием времен.


Организационная структура урока.


' Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты,

задания и упражнения

Деятельность учителя

»

Деятельность учащихся

Формы совзаи- модейт ствия

Универсальные учебные действия

Промежу­точный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Мотива­ция к учеб­ной деятель­ности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка уча­щихся к усвое­нию изучаемого материала

Создает условия для воз­никновения у учеников внутренней потребности включения в учебную дея­тельность. Уточняет тема­тические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их фор­мулировать

Фрон­тальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; по­ложительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сори­ентированы на участие в делах школьника; правильно идентифи­цируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения


II. Актуа­лизация знаний

Беседа по теме «Мое Отечество»

– У вас в руках новая удивительная книга. Посмотрите, что написано на её обложке? («Окружающий мир».)

– Книги с таким названием вам уже встречались? (Да, мы с первого класса знакомы с предметом окружающий мир. На уроках окружающего мира мы научились путешествовать по карте мира, проводить наблюдения за природой, делать опыты и т.д.)

Слайд 1.2,3,4,5

Выдает карточки с названиями периодов в российской истории, просит сделать предположения о чем пойдет разговор.

Слайд 6,7
















Составим план урока.

План (примерный)

  1. О чём мы будем говорить на уроках?

  2. Чему мы научимся?

  3. По каким правилам будем играть

Отвечают на вопросы учителя, размышляют, делают собственные вы­воды по обсуждаемой теме








Делятся на пять групп и выдвигают свои предположения. Представители от каждой группы высказывают предположения: считать время, изучать прошлое, объяснять новые слова (государство, власть и др.), изучать разные страны, отличать, как жили люди в разные времена и т.д. От проблемы урока провести стрелки, под которыми ключевыми словами записать основные версии (как верные, так и ошибочные).


Фрон­тальная

Личностные: имеют желание учиться; положительно отзыва­ются о школе; стремятся хорошо учиться.

Познавательные: в устной фор­ме высказываются о новом изу­чаемом предмете; осуществляют поиск существенной информации (из рассказов учителя, родителей, собственного жизненного опыта, фильмов).

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг

Устные ответы



1

2

3

4

5

6

7

III. Изуче­ние нового материала.


На пороге нового путешествия (содержание курса).

– Давайте проверим ваши предположения. Откройте с. 6–7. Что вы увидели? Прочитайте название иллюстрации. (На рисунке изображена река времени российской истории. Это похоже на игровое поле, на карту для путешествия.)

– Правильно. Прочитайте текст на с. 6. Ответьте на вопрос, что мы будем изучать во время путешествия?

Обратимся к основному вопросу урока, записанному на доске. Чьи версии уже подтвердились

– Давайте проверим, готовы ли вы изучать данный материал – хватает ли у вас жизненного опыта. Попробуйте выполнить задание на с. 7 внизу









– Молодцы, вы уже немного знаете о прошлом нашей страны. Как вы думаете, вы уже достаточно знаете? (Нет.) А вам хочется узнать о прошлом больше? (Да.) Тогда следующее испытание. Знаете ли вы, в каком веке мы с вами живём сегодня?

Слайд 9, 10, 11.

Покажите его на реке времени (ученики называют и показывают XXI век). Что вы можете сказать о ребятах, которые стоят в правом нижнем углу рисунка?

-Верно, это Илюша, ваш ровесник, и его младшая сестра Анюта. Вместе с нами они отправятся в увлекательное путешествие в прошлое по реке времени российской истории.

2. Чему мы научимся? (Цели)

– У нас осталось ещё много версий, которые надо проверить. Прочитайте текст на с. 7. Ответьте на вопрос, зачем мы будем путешествовать?

Читают текст (самостоятельно про себя или по предложению по цепочке), делают вывод по тексту: будем знакомиться с прошлым и настоящим нашей страны России.















Ученики работают в парах, вспоминают, какие им известны поступки их предков, которыми можно гордиться. Скорее всего, качественных ответов будет немного, но именно на это и следует сделать акцент учителю. Трудность задания послужит мотивацией к её преодолению, то есть к изучению курса.


Мальчик и девочка в современной одежде, значит, они живут в наше время. Ребята смотрят в подзорную трубу в начало реки времени, в прошлое.











Ученики читают текст (самостоятельно про себя или по предложению по цепочке), находят версии, которые подтверждаются текстом.








1. Индивидуальная, фронтальная.­

Личностные: осознают свои воз

­можности в учении;сравнивают

свои знания с тем, что им пред¬

стоит узнать в процессе изучения

курса.

Регулятивные: самостоятельно

формулируют промежуточные цели урока после предварительного обсуждения.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из статьи

учебника;дополняют и расширяют

имеющиеся знания и представления

о смысле получения образования.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга,

строят понятные речевые выска¬

зывания; доносят свою позицию

до других: оформляют свои мысли в yтной речи с учетом своего жизненного опыта


Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск существенной информации (из материалов учеб¬ника, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради.

1. Устные

Ответы.



– Обратите внимание на то, что первые буквы вопросов отмечены синим и красным цветом. Как вы думаете, чем похожи между собой вопросы синего цвета?

Делают вывод, что вопросы, отмеченные синим цветом, помогают выяснить, насколько хорошо ученики разбираются в фактах, понятиях, которые их окружают. Иначе говоря, эти вопросы направлены на формирование целостной картины мира учеников

Фронтальная беседа







– А теперь ещё раз внимательно прочитайте вопрос, отмеченный красным цветом. Чем он отличается от всех предыдущих?

Необходимо обратить внимание учеников на то, что главным в этом вопросе является словосочетание «своё отношение». Значит, на такие вопросы у каждого должен быть свой ответ, его нельзя будет найти в учебнике.














. По каким правилам будем играть? (Технология)

– В каждой игре должны быть правила. В нашу игру-путешествие мы тоже будем играть по правилам. Откройте с. 8. Что, кроме текста, вы увидели на странице? (Реку времени, Анюту и Илюшу на берегу, два рисунка, условные знаки на полях и в тексте (важно, чтобы дети их увидели).)


– Что делают Илюша с Анютой? (Отправляются в путешествие по реке времени.)

– Для чего в книге рисунки? (Рассматривать, сравнивать и т.д.)

– Для чего условные знаки в тексте и на полях?


























Ученики по цепочке читают фрагмент «Как мы будем учиться?», с. 3–4. Учитель помогает им понять правила, акцентирует внимание на условных знаках.







Слайд 12-16






































1

2

3

4

5

6

7

IV. Первич­ное осмыс­ление и за­крепление


На каждой парте лежат карточки с названиями периодов. Вам нужно с помощью реки времени расположить карточки в правильном хронологическом порядке.

Слайд 17 .

С помощью с. 6–7 учебника ученики должны восстановить подписи, правильно расположить картинки, отложить лишнее. Задание можно выполнять по группам или всем классом – кто что заметит.


Групповая

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск существенной информации (из материалов учеб­ника, рассказа учителя, по воспро­изведению в памяти).

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради


V. Итоги

урока.

Рефлексия

Обобщение по­лученных на уро­ке сведений

Проводит беседу по во­просам:

- Что такое лента времени? На какие исторические пе­риоды разделена «река времени» в учебнике? В какой исторический пе­риод мы с вами живем? Слайд 18.

  1. Отвечают на вопросы.

  2. Определяют свое эмо­циональное состояние на уроке

Фрон­тальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют ре­зультаты уровня усвоения изучае­мого материала

Оценива­ние уча­щихся за работу на уроке






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!