ЗАНЯТИЕ КРУЖКА «ЮНЫЙ НАТУРАЛИСТ» №3
ТЕМА: Природные зоны. Растения и животные степной полосы.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Показать разнообразие растительного и животного мира степей. Пронаблюдать за изменением жизни растений и животных в данных климатических условиях.
ХОД ЗАНЯТИЙ:
1) Дети рассматривают карту природных зон на карте. Вспоминают название и расположение природных зон и находят зону степей.
В степях, как и в зоне лесов, чётко выражены все четыре времени года. Зима в западной части степей довольно мягкая и непродолжительная, с частыми оттепелями. На востоке морозы достигают до -20 и ниже. Часто дуют сильные ветры, а потому нередки морозы. Осадков выпадает мало, поэтому толщина снегового покрова невелика. Весна короткая, быстро тает снег и просыхает почва. Лето в степях солнечное, жаркое и намного продолжительнее, чем в зоне лесов. Как и зимой летом часто дуют сильные ветры. Они сухие и жаркие. Это суховеи. В степях нередки засухи. Осень тёплая и сухая. Лишь в конце начинаются дожди. Суховеи поднимают в воздух верхние высохшие слои почвы и уносят её. Такие ветры называются пыльными бурями. В степях есть полезные ископаемые. Добывают природный газ. В некоторых солёных озёрах добывают поваренную соль.
Маленькое количество осадков и длинный сухой период сильно мешают росту высоких деревьев, поэтому лесов здесь почти нет. Они встречаются лишь около ручьёв, рек. В степях в основном растут травянистые растения.
2) Дети рассматривают слайды.
Ковыль волосатик. Крупное растение, достигающее 70-80 см высоты. Характерная его особенность – голые волосовидные ости, вследствие чего растение и получило своё название. Это кормовое растение невысокого качества.
Ковыль Лессинга. Оно немного меньше. Ости его перистые, покрытые короткими волосками.
Шалфей луговой. Радует глаз густой сине-фиолетовой окраской своих цветков. Цветки довольно крупные и собраны в рыхлое метельчатое соцветие. Форма цветков своеобразная – они имеют двугубый венчик.
Пион тонколистый. Декоративное растение северной степи. Цветки его очень хороши – крупные, нарядные, тёмно-малиновые. Диаметр достигает 7 см. Его осталось очень мало.
Сон-трава. Или прострел. Крупные фиолетовые цветки напоминают по форме колокольчик, а по величине раза в два больше напёрстка.
Горицвет. У него крупные золотисто-желтые цветки, похожие по форме на звезду со многими лучами. Оно относится к числу лекарственных растений.
Бобовник или низкий миндаль. Имеет небольшую высоту – значительно меньше человеческого роста. Цветёт он весной, до появления листвы. Летом на ветвях среди листьев можно видеть оригинальные плоды растения, имеющую яйцевидно-округлую форму и покрытые жесткими волосками.
Пролеска сибирская. Или голубой подснежник. Пролеска образует густые заросли. Стебельков растения с васильковосиними цветами необычайно много. Каждый стебелёк несёт всего два-три цветка, но как они хороши!
Ветреница лесная. Цветки крупные, белые. Они напоминают по форме розочку с пятью лепестками.
Терн или колючая слива. Кустарник не очень высокий, он редко бывает веше человеческого роста. Это – близкий родственник обычной садовой сливы. Плоды терна довольно мелкие, шаровидные, как у вишни. Вкус их сравнительно кислый, сильно вяжущий. Терн очень - колючий кустарник.
Степная вишня. Кустарник ещё более низкий, чем терн. Строение цветков растения почти такое же, как и у обычной садовой вишни, но только размеры их гораздо мельче. Плоды светло-красные, не более 1 см в диаметре, в зрелом состоянии довольно сладкие, съедобные.
3) Для закрепления темы растения степной полосы дети разгадывают кроссворд:
1. У этого растения крупные золотисто- жёлтые цветки, похожие на звезду.(горицвет)
2. Кустарник небольшой высоты, имеет оригинальные плоды яйцевидной формы. (бобовник)
3. Или голубой подснежник. Образует густые заросли, очень красивые васильковосиние цветки.(пролеска)
4. Травянистое растение имеет волосовидные ости, кормовое растение. (ковыль)
5. Цветки этого растения имеют форму двугубого венчика. (шалфей)
6. Невысокий кустарник, но очень колючий, родственник садовой сливе (тёрн)
7. Декоративное растение, с крупными тёмно-малиновыми цветками. (пион)
4) Постоянно живущих крупных животных в степях мало. Почему? И всё же, здесь встречаются сайгаки. Эти животные питаются растительной пищей, имеют длинные ноги и быстро бегают. Поскольку в степях преобладают травянистые растения, то и большинство животных живут среди травы либо в почве. Это змеи, ящерицы, насекомые, пауки. Саранча – опасный вредитель растений. Это насекомое живёт стаями. Движущаяся стая съедает на своём пути все растения полностью. В степях много хомяков, сусликов, мышей. Эти животные питаются зерном хлебных растений, норы устраивают в земле, где спасаются от дневной жары. Много в степи и птиц: дрофа, орёл, хохлатый жаворонок, розовый скворец. Животные и растения тесно связаны между собой.
Ребята смотрят слайды, слушают доклады друг друга о животных степей.
5) Разгадывают кроссворд:
1. Это животное имеет свойство – отбрасывать хвост (ящерица)
2. Птица степи. Самцы имеют яркий окрас, а самочки скромнее (тетерев)
3.Самая большая птица степи (дрофа)
4. Небольшой хищник степи, охотится на мелких грызунов. (манул)
5. Близкий родственник белок (суслик)
6. Хищник степей. Так же как и волк . ведут ночной образ жизни. (шакал)
6) Подводится итог занятия с помощью тестов.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
УЧИТЕЛЯ ЕЛИСЕЕВСКОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
ФЕДОСЕНКО ИРИНЫ ВАЛЕРЬЕВНЫ.
1985 году поступила в Канское педагогическое училище Красноярского края и у 1987 году окончила полный курс названного училища по специальности учитель начальных классов.
В связи с переходом школы на новые программы обучения прошла краткосрочные курсы «Переход на программы 1-4, вариативные программы и учебники», проводимые ИПКРО в с. Ирбейское с 10 января по 14.01.2000г.
Обучение в Красноярском институте повышения квалификации работников образования по курсу «Современная обязательная программа «Начальная школа XXI век»»
с18 октября по 30 октября 2004г.
Самообразовательная работа над темой
Проведение уроков в современной школе. Система «Учитель – ученик, ученик – учитель»
Цель:
Изучить систему преподавания по программе Н.Ф.Виноградовой
2. Ознакомиться с опытом работы Виноградовской системы.
3. Изучить способы применения компьютерных технологий на уроках в начальной школе.
Задачи:
Освоить новую форму организации урока в нач.школе
Изучить способы применения Виноградовской программы в системе современного образования сельской школы.
Углубить и разнообразить формы работы с детьми в начальной школе по усваению образовательного стандарта.
Изучаю опыт коллег в работе с детьми
- Посещаю уроки, проводимые по интересующей теме
- Участвую во всех МО района
- Принимаю участие в МО учителей Елисеевской школы.
- открытый урок (на район) природоведения Прилук Н.М. Елисеевская школа
- Презентация «Преемственность детского сада и начального звена» Новикова И.В.
- Презентация открытого урока природоведения Богдан Е.И. Елисеевская школа
- Мастер класс начальная школа (учитель Ирбейского района)
-Мастер класс воспитателя Ирбейского района
2005год. Давала открытый урок ( на районное МО учителей нач.классов) с применением компьютера
2006 год. Выступала на РМО по теме «Способы, методы и формы работы с детьми в начальной школе на современном уроке», знакомила учителей со своей методической копилкой.
2006 год. Выступала на районной конференции по теме «Преподавание по системе Виноградовой
2007 год. Принимала участие на районной конференции по теме «Преподавание НРК в начальной школе»
Принимала (с другими учителями школы) участие во внешкольном мероприятии «Участники дорожного движения» с. Ирбейское.
Постоянно слежу за опытом учителей района, края и стараюсь применять их удачные результаты в своей работе
Учусь на заочном отделении института КГПИ им. Астафьева. Факультет информатики.
Изучаю литературу:
УМК по системе Н.Ф.Виноградовой «Школа XXI в.»
Программы (образовательных программ)
Учительский журнал «Беседы с учителем»
Учительская газета «Первое сентября»
Журнал «Завуч школы»