СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира "Соседи по планете-насекомые" 2 класс УМК "ПНШ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок во 2 классе УМК "ПНШ". Построен в соответствии с требованиями ФГОС. Включает конспект урока, мультимедийную презентацию, аудиофайлы, пример оформления доски, сообщение ученика "Развитие бабочки".

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира "Соседи по планете-насекомые" 2 класс УМК "ПНШ"»

Деятельность педагога

Деятельность детей

УУД

  1. Организационный момент

Задача: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

Сегодня на уроке окружающего мира мы с нашими друзьями Мишей и Машей Ивановыми продолжим изучать таинственный и удивительный мир природы. А эпиграфом урока будут слова

Наблюдай и восхищайся, изучай и береги!


ЛичностныеУУД

-самоопределение

2. Актуализация знаний Задача: актуализировать ранее изученные сведения по теме «Животные»

Давайте вспомним

-какую тему мы изучаем

-назовите классы животных и их отличительные признаки

- задайте вопрос соседу по подготовленной дома карточке «Кто лишний»

-оцените сигналом работу напарника
























Животные.


Найди лишнее животное






















Познавательные

-установление причинно-следственных связей


3.Постановка цели урока. Задача: сформулировать и согласовать цели урока.


Сегодня мы продолжим изучать наших соседей по планете - животных и будем с вами не просто учениками, а будем энтомологами.

- Что же такое энтомология? Как узнать значение слова.

- Кем же мы сегодня будем?


-Сформулируйте тему урока.

-Как найти тему урока в учебнике.

-Откройте учебник.


- Ребята, подумайте, какова цель нашего урока

Если бы всех животных суши собрать вместе…

то большую часть заняли бы насекомые. Их в мире более миллиона видов, что интересно, каждый год ученые находят новые.

Какой основополагающий вопрос в связи с этим возьмем для работы учеными.

Чтобы достичь цели урока и ответить на основной вопрос необходимо составить план изучения насекомых.

Посмотрите, какой план составили Маша и Миша. Согласны ли вы с ним.



Принимаем данный план работы.







Какими методами будем добывать знания.



По словарику.

Энтомология-наука о насекомых

Учеными, изучающими насекомых.


Соседи по планете - Насекомые .

По оглавлению.


Углубить знания о представителях класса Насекомых.





-Почему насекомых так много



1.Строение .

2.Среда обитания.

3.Питание.

4.Размножение


Нужно добавить пункт Значение насекомых.


5.Значение.




Читать, наблюдать, сравнивать спрашивать у тех, кто знает.


Познавательные УУД

-поиск информации

Регулятивные УУД

-принятие и удержание цели

- постановка учебных задач

-планирование

Коммуникативные

-осознанное построение речевого высказывания

4. Открытие нового знания Задача: организовать уточнение и согласование темы урока, организовать открытие новых знаний

СТРОЕНИЕ.

- по первому пункту мы должны выявить общие признаки насекомых.

Для этого изучите в группах внешний вид насекомых.

-назовите признаки насекомых, есть ли дополнения у других энтомологов


Проверим верность предположения по учебнику.

Что можно сказать.


Мир насекомых удивительно разнообразен. Давайте запечатлим представителей этого класса.


Ф/мин «Веселый фотограф»

(муз. «В мире животных»)



Что общего в строении всех этих насекомых.


















СРЕДА ОБИТАНИЯ

Рассмотрите рисунок в учебнике.

-Где могут жить насекомые.

-расскажите, как они приспособились к разным средам.

Насекомые очень хорошо могут приспосабливаться к любой среде. Они живут в мире повсюду, за исключением морских глубин.





Как называются жилища насекомых.


А знаете ли вы, как осы строят свои гнезда.

Послушайте.

Аудиозапись «Оса».

Что интересного вы узнали о жилище ос.


Насекомые –существа удивительные.

Вот, например в пчелином улье каждая пчела имеет свою "профессию". Главная пчела-матка откладывает яйца и никогда не выходит из улья.

Рабочие пчелы* собирают в кармашки на задних лапках пыльцу с цветов.

За яйцами и личинками пчел ухаживают пчелы-няньки.* Есть в пчелиной семье пчелы-уборщицы,* следящие за чистотой в улье и выбрасывающие из него мусор. Но есть и трутни* – это пчелы, которые ничего не делают, только едят мед. Когда в улье становится мало меда, пчелы выгоняют трутней-бездельников.

Вот так и живет пчелиная семья.

Кто теперь сможет объяснить, каких людей называют трутнями?


Какую среду освоили пчелы и осы.


В каких средах могут жить насекомые.

ПИТАНИЕ

Подумайте:как кусачки, губка и шприц связаны с питанием насекомых.

Челюсти кузнечика, которыми он откусывает траву, действуют как кусачки.

Самка комара хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и высасывает кровь.

Ротовые органы мухи впитывают жидкость, как губка.

А вот чем питаются насекомые – узнаем из учебника.

-Откройте следующую страницу в учебнике. Прочитайте текст о том, как питаются насекомые.

ТЕТРАДЬ №7 Проверка по образцу.

Оцените свою работу с помощью сигнала.


-Итак сделайте вывод. На какие группы можно разделить насекомых по типу питания?
















РАЗМНОЖЕНИЕ Отгадайте загадку

Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым?

Послушайте, как происходит развитие бабочки.

( Бабочки: яичко, гусеница, куколка, из которой выходит бабочка.)

Прежде чем перейти к последнему пункту проверим, все ли изученное вы запомнили.


Ф/мин «Ай, ай, ай»

-к насекомым относится паук -

-все насекомые умеют летать-

-божья коровка – хищное насекомое +

-все насекомые откладывают яички+

-в Вологодской области насекомых нет -

ЗНАЧЕНИЕ-дискуссия

Так кто же они друзья или враги.

Хрестоматия. С.72 Самостоятельно.

Что произойдет, если насекомые исчезнут.

59 видов насекомых внесено в Красную книгу Вологодской области и нуждается в охране. Что мы можем сделать для своих соседей -насекомых.

Если вам по душе красота земная

Берегите её, устали не зная.

Ни к чему обижать бабочку на ветке

Веселее в лесу от её расцветки.

Не пугайте жуков с длинными усами

И поверьте, что жуки вас не тронут сами.

И пчела просто так тоже не пристанет

Ведь ни жалить, ни кусать зря никто не станет.

Бабочка, кузнечик, муравей и птица

Не всегда от нас могут защититься.

Если будут нами уничтожены они,

На планете с вами мы останемся одни.


РАБОТА В ГРУППАХ


-голова, грудь, брюшко с насечками

- 6 ног - это органы передвижения.

-усики



Наши выводы совпали.





Изображают насекомых.



6 ног, части тела и усики.






















В почве, воде и воздухе.


Медведка в почве –роющие конечности.

Жук- плавунец в воде– тело имеет обтекаемую форму,его ноги превратились в «вёсла».

Водомерка –жировая капелька на кончиках ног.

У муравьев – муравейник, у пчел – ульи, у ос – гнезда.











Показывают.







Тех, кто сам ничего не делает, а пользуется результатами чужого труда.




Воздух.

Почва, вода, воздух.















Чтение по абзацам







Растительноядные, хищники, всеядные.




















Бабочка .

Сообщение ученика.















РАБОТА ПО РЯДАМ

Привести примеры

-пользы насекомых

-вреда насекомых



Не рвать цветы, не топтать их, не ловить, рассказывать всем ребятам о пользе насекомых.








Познавательные

-извлечение необходимой информации

-анализ

-сравнение

-обобщение



Коммуникативные УУД

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью




















































Регулятивные

-планирование

-самоконтроль


Коммуникативные

-работа в парах


Личностные УУД

-осознание ответственности за общее дело








Познавательное УУД.

-построение логической цепи рассуждений





V.Итог урока Задача: способствовать формированию рефлексии

- Выполнили ли мы план урока?

-Можем ли теперь ответить на основополагаюший вопрос.



Оцените работу на уроке с позиции

Я ЗНАЮ…\Я МОГУ… Я ХОЧУ…


Поблагодарим друг друга за работу апплодисментами.


-Домой я предлагаю вам, ребята, задание по выбору


Учебник, с. 9-11, ответить на вопросы.

Приготовить мини – доклад о насекомом нашего края.

Составить и выполнить свое задание по теме урока.


Закончить урок я бы хотела вновь обращением к вам, ребята:

Наблюдайте и восхищайтесь природой, изучайте и берегите ее!

Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте же на век мы все объединимся.

Давайте наши души сохраним.

Тогда мы на Земле и сами сохранимся!


Урок окончен.


Да. Изучили все пункты плана.

Насекомых много, т.к.

-они приспособились к разным средам обитания,

-используют разнообразную пищу

-необходимы природе и человеку






















Регулятивные УУД

-взаимооценка, самооценка

Личностные УУД

-адекватное понимание причин успеха/неуспеха в уч. деятельности



























Технологическая карта урока

Учитель

Ипшман Елена Валериевна

Предмет

Окружающий мир

Класс

2 д

Тема урока

«Соседи по планете - насекомые»

УМК

УМК «Перспективная начальная школа»,

Цель, задачи урока

Цель: углубление знаний о представителях класса Насекомые

Задачи:

  • Образовательные:

  • Формировать у учащихся понятия отличительных особенностей

строения насекомых.

  • Познакомить учащихся с классификацией насекомых по способу

питания.

Дать представления о группах насекомых по среде обитания.

Познакомить с размножением насекомых.

Обобщить знания о роли насекомых в природе и для человека.

  • Развивающие:

  • Формировать способности наблюдать, мыслить, делать выводы.

  • Формировать умение пользоваться разными источниками

информации.

Формировать личностную позицию каждого учащегося, умение

работать в группе, навык конструктивного общения;

положительные качества личности .

Воспитательные:

Воспитывать ценностное отношение к природе.

Способствовать воспитанию положительного эмоционального

отношения к процессу познания, чувства взаимопомощи и

товарищества

Оборудование

О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов «Окружающий мир». Учебник. 2 кл

О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов «Окружающий мир». Хрестоматия. 2 кл

Мультимедийная презентация

аудиозапись рассказа «Оса», аудиозапись «В мире животных»

демонстрационный материал «Насекомые»

план работы ,сигнальные карточки

кусачки, шприц, губка





МОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» г.Вологды



КОНСПЕКТ

урока окружающего мира

«Соседи по планете - насекомые»

2 класс





















Анализ урока:

Урок проведен в соответствии с УМК «Перспективная начальная школа». Учебник «Окружающий мир» (О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов).

Цель данного урока: углубить знания о насекомых, формировать ценностное отношение к природе.

На данном уроке использована мультимедийная презентация, что позволило:

  • разнообразить формы предъявления информации на уроке;

  • сделать её привлекательной и доступной для усвоения обучающимися;

  • увеличить информативность и эффективность подачи материала;

  • повысить интерес и мотивацию учащихся к теме «Насекомые»;

Использовались формы организации работы детей:

    • индивидуальная работа проводится при работе с хрестоматией при чтении и анализе научно - познавательного текста, закреплении изученного (в тетради)

    • групповая работа - при обобщении субъективного опыта обучающихся (признаки насекомых, значение), работа в парах при проверке д/з

    • фронтальная работа - беседа, связанная с осмыслением, восприятием содержания и анализа научно – популярных текстов, применяется на этапе введения в тему урока, целеполагания; изучения н/м

    • дифференцированная работа - сообщение ученика, дифференцированные домашние задания.

Организация взаимопроверки и взаимоконтроля приучает учащихся объективно оценивать результат деятельности партнера и свои возможности и достижения.








Организация учебной деятельности с учётом личностно - ориентированной технологии обучения

На уроке созданы условия для реализации основных принципов ЛОО. Это выражено в следующем:

  • создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе обучающихся и учителя;

  • поощрение стремления ученика находить свой вариант ответа или решении проблемного вопроса, анализировать способы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

  • создание педагогических ситуаций межгруппового и внутригруппового общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;

  • создание условий для актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся;

  • создание обстановки для естественного самовыражения ученика, развития коммуникативных навыков.

Организация учебной деятельности с учётом здоровьесберегающей технологии обучения:

Учебная деятельность, организованная на уроке, способствует сохранению здоровья детей, а именно:

• своевременная подготовка к уроку и его мобилизующее начало;

• групповая работа, создающая ситуацию, когда более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища;

• объединение в группы по желанию учащихся, т. е. с учетом психологической совместимости;

• смена видов деятельности учащихся;

• дифференцированный выбор домашнего задания;

• выполнение упражнений для снятия усталости мышечного напряжения.

Организация учебной деятельности с элементами системно – деятельностного подхода позволяет стимулировать учащихся на самостоятельную постановку учебной проблемы и путей её разрешения.

Надпредметным компонентом результата деятельности учащихся на уроке является приобщение их к процессу творчества, открытия для себя нового, осознание чувства сопричастности к общему успеху.

Воспитательная сторона урока представлена формированием представлений о роли насекомых в природе и жизни человека, восптанием основ эколологической культуры, Формирование базовых ценностей:

● природа, ● наука● социальная солидарность,

































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!