Проект урока.
Учитель: Милькова Ирина Валентиновна
Урок - окружающий мир.
Тема урока: «Тайны матушки-зимы»
2 класс
1. Система целей урока.
Общая дидактическая цель – познакомить обучающихся с
особенностями зимнего времени года.
Триединая дидактическая цель.
Образовательный аспект:
Способствовать умению раскрывать и распознавать признаки зимней
природы.
Развивающий аспект.
Создание условий:
1)для формирования и развития у учащихся положительных мотивов
учебно-познавательной деятельности;
2)для развития памяти, внимания, любознательности, образного
мышления;
3)для развития умений видеть и обобщать.
Воспитательный аспект.
1)Способствовать воспитанию чувства прекрасного, бережного
отношения и любви к природе.
2)Формирование адекватной самооценки учащихся.
2.Тип урока: изучение нового материала.
3.Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная, групповая, индивидуальная.
4.Методы обучения:
словесный, наглядный, частично поисковый.
5.Средства обучения:
наглядные, карточки для индивидуальной и групповой работы,
видеозапись, презентация.
6.Система контроля:
Самоконтроль, контроль учителя.
7.Структура урока.
1)Мотивационный момент.
2)Эмоциональный настрой.
3)Подготовка к восприятию новой темы.
4)Целевой момент.
5)Открытие нового.
6)Обобщение знаний.
7)Итог.
8)Рефлексия.
Открытый урок по окружающему миру во 2-м классе на тему:
«Тайны матушки – зимы »
Учитель: Милькова Ирина Валентиновна.
Цели и задачи:
Обучающие.
Обучать раскрывать и распознавать признаки зимней природы.
Учить видеть сравнения , определять настроение.
Развивающие.
Развивать внимание, память, образное мышление и любознательность, умение анализировать и обобщать.
Воспитательные.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Деятельные.
-тренировать способность к определению новых понятий;
-формировать систему ценностей, направленную на максимальный личный вклад в совместную учебную деятельность;
-формирование адекватной самооценки.
Оборудование.
1.Видеокассета с м\ф. 12 месяцев.
2.Картины с зимней природой.
3.Табличкиа с темой урока.
4.Таблички с тайнами зимы.(снег, метель и вьюга, зимний узор, лед, зимние забавы, елка)
5.Белый конверт. (отрывки из рассказов о снеге)
6.Зимний узор(рисунок)
7.Голубой конверт.(фигура со словом лед)
8. Сигнальная карточка (для игры «Зимнее словечко»
9. Снежинки для самооценки.
10.Табличка со словом МЕТАФОРА.
11.Снежинки разных форм. (слайд)
12.Снегопад. (слайд)
13.Метель и вьюга.(слайд)
14.Зимние узоры на окне.(слайд)
15.Узоры на одежде, посуде.(слайд)
16.Танец снежинок.(слайд)
17.Ледяные фигуры.(слайд)
18.Зимние забавы.(слайд)
19.Птицы зимой.(слайд)
20.Новогодняя елка.(слайд)
21.Плакаты с лозунгами.(слайд)
22.Голубой фон для рефлексии.
23.Цветные карандаши.
Ход урока.
Мотивационный.
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
«Доброе утро».
Всем доброе утро. Желаю вам хорошего, доброго настроения в течение всего дня.
-Тихонечко садитесь.
Эмоциональный настрой.
-Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте тепло. Пусть на уроке вам будет тепло и уютно. А теперь за работу.
3. Подготовка к восприятию темы урока.
-Посмотрите отрывок из одной очень доброй, знакомой вам сказки и постарайтесь определить тему нашего урока .( отрывок из сказки « 12 месяцев»
-Как называется сказка? (12 месяцев)
-Почему она так называется? (Основные персонажи-12 месяцев)
-А как мы в жизни по- другому называем 12 месяцев? (Год)
-На какие четыре части делится год? (Времена года: зима, весна, лето, осень.)
-Вспомните, что увидели в отрывке, посмотрите за окно, и скажите о каком времени года мы с вами поведем речь?(Зиме.)
-Совершенно верно сегодня мы отправимся в гости к зиме.
-Каким еще ласковыми словами можно назвать зиму? (Зимушка)
(чтение учителем отрывка из стихотворения А.С.Пушкина.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл- и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
-Зима действительно приходит тихо ,таинственно как в сказке, за одну ночь построит свой серебряный дворец, покроет снегом дома и деревья, замостит лужи, озера и реки.
У каждого человека есть своя тайна. У зимней природы тоже они есть.
-А сейчас давайте вместе попробуем сформулировать тему нашего урока.
«Тайны матушки- зимы»
3.Целевой.
-Ребята зима во многом отличается от других времен года.
-Как вы думаете чем мы сегодня займемся?
-Найдем эти отличия.
(раскроем признаки зимы)
4.Основная часть. Открытие нового.
-Чтобы узнать первую тайну, отгадайте загадку.
Бел, как мел,
С неба прилетел
Зиму пролежал,
В землю убежал.
-Снег это первый признак зимы.
-Давайте рассмотрим зимние пейзажи, и ощутим всю прелесть зимних красот.
Слайд (картины зимней природы)
-Какая основная краска преобладает на каждой из картин? (белая)
-С чем это связано? ( снег)
-Д ля чего нужен снег?(чем больше снега зимой, тем больше влаги весной попадет в почву и вырастет хороший урожай, снег сохраняет тепло земли, защищает корни растений.)
-Попробуйте подобрать родственные слова к слову снег.
(снежок, снежинка, снегопад, снежный…)
-Зимнюю красоту замечаем не только мы с вами, очень красиво об этом пишут писатели и поэты.
-Наш класс поделен на четыре группы, у каждой есть на столе конверты разного цвета.
-Возьмите белый конверт, и раздайте каждому по листочку ,на них отрывки из рассказов и стихов знакомых вам писателей и поэтов.
-Прочитайте и найдите, как они пишут о снеге, подчеркните синим карандашом.
(дети читают отрывки)
-С чем сравнивается снег?
- Такое сравнение называется метафорой?
(слайд)
-Из чего же состоит снег?(снежинок)
-А вы рассматривали снежинку?
-Посмотрите на экран, какое разнообразие.
(Слайд снежинки)
-Как образуются снежинки?
-
Ученые дали им интересные названия.
( звезда, столбик, игла, пушинка, еж, запонка, снежинка оледенелая, снежинка круповидная)
И хотя не найдешь ни одной одинаковой снежинки, но каждая снежинка имеет 6 лучиков.
-Когда снежинки слипаются они образуют снежные хлопья, как называется такое явление?
(СНЕГОПАД)
-Совершенно верно.
(слайд снегопад)
-Что вы испытываете когда идет снег?(радость, легкость восхищение)
-Да, когда падает снег каждый человек испытывает чувство легкости, восхищения и радости.
-Можем ли мы сказать что снег первая тайна зимушки-зимы.?
(Да)
( табличка со словом СНЕГ СНЕЖИНКА СНЕГОПАД
вывешивается на доску.)
-Но всегда ли зима приносит радость?( нет)
-Почему?
(слайды с вьюгой и метелью)
Вечер, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела.
-Мы не очень радуемся такой погоде, когда на улице метет метель или кружит вьюга, но как вы думаете мы должны отнести это к зимней тайне?
-Я думаю вы со мной согласитесь т.к. такое бывает только зимой.
-ВЬЮГУ И МЕТЕЛЬ можно тоже отнести к тайне зимы.
-Когда за окном стоит лютый мороз, а дома тепло и уют наверное каждый из вас наблюдал красивейшую картину, которая нарисована без кисти и красок.
-Догадались? (узоры на окнах)
Художник невидимка
По городу идет:
Всем щеки нарумянит
Всех за нос ущипнет.
А ночью он, пока я спал,
Пришел с волшебной кистью
И на окне нарисовал
Сверкающие листья.
-Такую картину можно наблюдать и в автобусе.
-Конечно же. Ни на одной картине художника мы не увидим такие красивые серебристые узоры, какие создала сама природа.
- А знаете ли вы, как появляется узор?
(теплый влажный воздух соприкасается с холодным стеклом и получаются кристаллики, они и образуют рисунок)
-В каждом узоре можно увидеть, что- то интересное, сказочное.
-У вас на столе находится сказочный зимний узор.
-Посмотрите внимательно и посовещавшись в своей группе расскажите нам, что вы увидели в своем сказочном узоре?
-Где еще мы можем встретиться с узорами зимы?
слайды (показ узоров на одежде, посуде, ковре, нос.платке…)
-Мы можем без сомнения поместить на доску еще одну тайну.
ЗИМНИЕ УЗОРЫ
4.Физкультминутка.
Мы заглянем в зимний лес.
Сколько здесь вокруг чудес.
Справа сосенка стоит,
Слева ель на нас глядит.
Вихри снега вьются, вьются,
Но нам в руки не даются.
Распушились снегири,
Словно яблочки они.
Красота в лесу, покой.
Ну а нам пора домой.
-Отдохнули и отправляемся дальше в поиски следующей тайны.
-У вас на столе есть голубой конверт, пока я его к вам несла ,моя фигура рассыпалась. Из осколков вы должны собрать ее и прочитать на ней следующую тайну. (дети собирают , получается слово лед)
-Каковы же свойства льда?
-Где его используют?
(слайд ледяных фигур)
-Поднимите руки те, кто был в гостях у Деда Мороза?
-А где он живет? (Великий Устюг)
-Вот именно там и можно встретить множество ледовых фигур. Ими любуются дети и взрослые.(Показ ледяных фигур)
-Чтобы сделать такую красоту нужно приложить старание и фантазию.
-Делают их на улице в лютый мороз, каждый элемент фигуры оттачивают так, чтобы придать ей форму и не расколоть лед.
-Давайте с вами договоримся, если мы где либо встретим такую красоту, не будем ее ломать, пусть ледяное чудо радует нас до весны.
-И эту тайну тоже запомним.
ЛЕД
-А сами чем любите заниматься зимой?
(горку, снеговика, каток…)
-Да ни одно детство человека не прошло без этого.
-Посмотрите на экран.
Слайд зимние забавы.
-Какое удовольствие- кататься с горы или кувыркаться в белом пушистом снегу!
-Лепить снежную бабу, строить крепость.
- Эту радость не с чем не сравнишь.
Вот мы и подошли к следующей тайне.
-Что же это за тайна?
ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ.
-Зимой происходит много чудес, не смотря на эти чудеса, кому то приходиться трудно.
-Догадались?
-Да, это наши меньшие братья: собаки, кошки, птицы.(слайды с птицами)
-Чем же мы можем помочь им?
(покормить бездомных собак и кошек, сделать кормушки для птиц…)
Зимой поставь кормушку им,
Синицам дай ты сала;
Пшено едят все воробьи,
Подсыпь, как станет мало.
Они вознаградят труды,
Среди зеленой той листвы
Их песенку услышишь ты.
-Как вы любите свой дом, село, так и птицы любят свой лес, и не улетают из него даже в сильные морозы.
-Скоро наступит веселый праздник.
- Вы знаете какой?
(Новый год)
-А что же является символом этого праздника?
(елка)
-Конечно же такой праздник не проходит без красавицы елочки.
Слайд с новогодней елкой.
-Как вы думаете какую елку лучше нарядить?
(искусственную)
-Почему?
-Если каждый человек будет рубить себе елочку ,то у нас исчезнут все леса.
-А если исчезнут леса ,значит исчезнут и жители леса.
5.Обобщение знаний.
-Мы должны гордиться и радоваться, что живем в таком чудесном сказочном месте, как наше село. Любить и охранять природу родного края.
-Наше село красиво в любое время года и у каждого времени года есть свои тайны и секреты.
-В народе много о зиме сложено пословиц и поговорок.
Игра «Составь пословиц»
-Давайте еще раз прочитаем все тайны зимы которые мы с вами раскрыли.
-Скажите, что нового и интересного на уроке вы узнали?
-А сейчас чтобы обобщить наши знания о зиме, поиграем в игру.
6.Контроль.
- Игра «З ИМНЕЕ СЛОВЕЧКО»
(У вас на столе есть сигнальные карточки я буду называть слова, если вы услышите зимнее слово, то поднимаете карточку)
ГОЛОЛЕДИЦА,ЛИСТОПАД, СНЕГОПАД, МЕТЕЛЬ, ОТТЕПЕЛЬ, ДОЖДЬ, МОРОЗ,ЦВЕТЕНИЕ ЧЕРЕМУХИ, ГРОЗА,ИЗМОРОЗЬ,КУПАНИЕ, СНЕГИРЬ,СОСУЛЬКА, СНЕЖИНКА.
Гуляет русская зима.
Остановить ее, попробуй!
Махнет рукой- бела земля,
Махнет другой- растут сугробы.
Белит деревья и дома,
Морозит устали не зная.
Гуляет, русская зима
Морозная не злая!
7.Рефлексия.
-Вот эти снежинки , помогут вам оценить работу на уроке. Если вы считаете, что поработали хорошо, придайте ей улыбку, если вы не очень довольны собой, то сделайте ее серьезной.
-А сейчас давайте прикрепим наши снежинки вот на этот голубой фон.
-Посмотрите, какой замечательный веселый снегопад у нас получился.
Слайд со снегопадом и музыкой.
-Спасибо за урок.