СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира в 3 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира 3 классе

Тема: Болото и его обитатели.

 

Цели урока:

1.Обучающие:

- сформировать представление о природном сообществе и экосистеме;

- закрепить понятие о значении благоприятных природных условий для жизни организмов;

- показать отличия между естественными и искусственными природными сообществами;

2.Развивающие:

- научить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно следственные связи; способствовать развитию воображения;

- научить формулировать цели урока, пользоваться предметным языком, грамотно выражать свои мысли;

- развивать поисково-информационные умения: работать с учебниками;

- развивать учебно-организационные умения: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;

- способствовать развитию коммуникативности

3.Воспитательные:

- формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;

- формировать культуру общения, устойчивое положительное отношение к доброте, как ценностному отношению к живому миру;

- развивать привычку дисциплинированного поведения, прививать умение поступать по совести;

- формировать ценность сопереживания успехам и неудачам товарищей;

- прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 3 классе»

Урок окружающего мира 3 классе

Тема: Болото и его обитатели.



Цели урока:

1.Обучающие:

- сформировать представление о природном сообществе и экосистеме;

- закрепить понятие о значении благоприятных природных условий для жизни организмов;

- показать отличия между естественными и искусственными природными сообществами;

2.Развивающие:

- научить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно следственные связи; способствовать развитию воображения;

- научить формулировать цели урока, пользоваться предметным языком, грамотно выражать свои мысли;

- развивать поисково-информационные умения: работать с учебниками;

- развивать учебно-организационные умения: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;

- способствовать развитию коммуникативности

3.Воспитательные:

- формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;

- формировать культуру общения, устойчивое положительное отношение к доброте, как ценностному отношению к живому миру;

- развивать привычку дисциплинированного поведения, прививать умение поступать по совести;

- формировать ценность сопереживания успехам и неудачам товарищей;

- прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле



Познавательные УУД:

- познакомить с болотом как с природным сообществом;

- обобщить и систематизировать знания о болоте;

- сравнивать свои возможности;

- учить, искать и выделять нужную информацию в тексте;

- учить устанавливать причинно-следственные связи на основе микроисследований;

- описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;

- использовать словарь учебника

Личностные УУД:

- работать над развитием учебных и познавательных мотивов;

- работать над формированием рефлексивного отношения к учебе;

Регулятивные УУД:

- учить ставить цели предстоящей работы;

- учить различать учебные задания разного типа;

- учить контролировать свои учебные действия, обнаруживать и исправлять ошибки, осуществлять контроль;

- учить оценивать себя и своих товарищей

Коммуникативные УУД:

- совершенствовать умение работать в паре, в группе;

- учить осуществлять учебное сотрудничество;

- учиться работать в роли консультантов, оказывать взаимопомощь по ходу выполнения задания

Ход урока

1. Орг. момент:

- Добрый день, юные мыслители. Я рада видеть ваши умные и добрые лица. Прошу вас присесть.

2. Актуализация знаний обучающихся:

- Назовите большую тему, которую мы изучаем.

3. Повторение пройденного:

- Что же такое природное сообщество?

- Какие природные сообщества мы знаем?

4. Проверка домашнего задания

А) Выполните тест, который покажет, как усвоена тема:

Тест по теме «Природное сообщество – озеро» 3 класс ПНШ

1.Озера располагаются:

а) на вершине горы;

б) на равнине;

в)в углублениях суши

2. На озерах растут растения:

а) пшеница, вьюнок, подорожник;

б) кувшинка, элодея, рогоз, ряска

3. Животный мир озер:

а) плотва дафнии, окунь, рак, щука;

б) крот, сойка, жук-олень

4. Цепи питания – это:

а) цепочка превращений, которая начинается одним и тем же веществом;

б) цепь из поедающих друг друга живых организмов;

в) золотая цепь

5. К искусственным водоемам относятся:

а) ручьи, ключ, озеро;

б) реки, моря, океаны;

в) пруды, водохранилища, каналы

ПРОВЕРКА (СЛАЙД№1) (В Б А Б В)



- Вы, ребята, с чем-то не согласны?

- Ребята, а во что превращается бессточный водоем: озеро или пруд?



(Предположения детей)



6. Отгадывание загадки:

Все обходят это место

Здесь земля, как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги.



(СЛАЙД №2)



7. Постановка проблемного вопроса:

- Определите тему нашего урока

- Что вы хотели узнать по теме «Болото»?



Вывешивается план работы на уроке:

1). Природное сообщество – болото

2). Растительный мир болот

3). Животный мир болот

4).Цепи питания



8. Заполнение листа самооценки на начало урока

- Достаточно ли у вас знаний и представлений по этой теме?



9. Знакомство с лексическим значением слова «болото» по словарю Ожегова:

Болото – широко распространенное в нашей стране природное сообщество.

Болота и заболоченные места занимают в России очень большую территорию, примерно 2 миллиона квадратных метров. (СЛАЙД №3).



- Ребята, покажите на карте территорию, которую занимают болота.

- Как вы думаете, как образуются болота?



10. Работа по хрестоматии с.105-106. Чтение текста «Откуда берутся болота?»

- Так как же образуются болота? Есть ли болота в нашем крае?

- Что же вы расскажете по слайдам о растительности болот? (СЛАЙД №4)

- На болоте мы можем увидеть все этажи растений: деревья, кустарники, травы, грибы, мхи.

- Какие деревья встречаются на болотах?

- Почему на болотах бедная растительность?



В болотистой почве мало бактерий, образующих перегной, поэтому здесь нет большого разнообразия растений. На бедной питательными веществами болотистой почве свеже-зеленым ковром раскинулось удивительное растение. Что это за растение, мы попытаемся узнать, отгадав загадку (СЛАЙД О МХЕ №5)



11. Отгадывание загадки:

Мягок, а не пух, зелен, а не трава.



- Что же вы знаете о мхе?



Практическая работа:

- Рассмотрите мох сфагнум, используйте лупу

(СЛАЙД №6)





Сообщение о мхе Беляковой Лианы:



- Это одно из самых древних растений, вместо корней у них небольшие выросты, которыми они прикрепляются к почве. То, что кажется нам листьями, у мха на самом деле его веточки, на которых располагаются чешуйки-листья. Мхи не цветут, размножаются спорами. Круглый год мхи зеленые. Когда наступает засуха, мох-сфагнум становится белым. Но стоит пройти дождю – опять зеленеет. Мох может обходиться без воды несколько лет. Даже мох из гербария можно иногда оживить, напоив его водой.



- Как вы думаете, где можно использовать мох?



(Применяется в строительстве. В деревнях при закладке бревенчатых домов, между бревнами его закладывают для утепления жилища. Во время войны врачи использовали мох вместо бинтов и ваты. Мох вытягивал гной из ран, обеззараживал их. Так были спасены многие советские солдаты. Превращается в торф, а торф – это топливо).



Учитель:



- Среди мха встречаются тонкие стебельки пушицы с белыми клочками «ваты» наверху. (СЛАЙД №7 пушица)



На болотах встречаются стрелолист, осока, багульник, вереск, аир болотный, валериана, череда. Все это лекарственные растения. (СЛАЙД №8, №9)



- Но самое удивительное растение болота – это росянка.



- Исследуем слово «росянка». Что вы увидели? (СЛАЙД №10 + видео)



Сообщение Куприяновой Алины о росянке:



- Росянка и пузырчатка – удивительные хищные растения. У росянки листья покрыты волосками. На волосках капельки жидкости, похожие на мелкие капельки, росинки. Отсюда и название растения. Сядет насекомое на лист и приклеится. Лист закрывается. Насекомое переваривается, остается твердый хитиновый покров и крылышки. Так росянка питается.



- Как вы думаете, почему только на болотах попадается вид растений – хищников?



(В природе все разумно: в воде мало нужных растениям веществ – их вымывает и уносит вода. Вот росянка и добирает их из организмов насекомых.)



- Назовите ягоды, которые растут на болоте? (Слайд №11)

- Какие особенности этих растений?



(Это кустарники низкорослые, корни стелются по поверхности, в глубь не идут. Листья особой формы, чаще узкие, жесткие.)



- Почему кустарники плохо растут на болоте?



(Из-за большой влажности, неустойчивой опоры)



- На болоте много ягодных кустарников. Назовите их. Но главная ягода болот – клюква.

- А вот про чернику в народе сложили поговорку: «В доме, в котором едят чернику, врачу делать нечего».

- Как понимаете эту поговорку?



На болотах лакомятся сладкими ягодами белые куропатки, сочными частями растений – косули.



- А какие еще животные могут обитать в природном сообществе – болото?



(На болотах живут немногие животные, а лишь такие, которые чувствуют хорошо себя среди кочек, болотных трав, трясин. Болото для них и надежное укрытие, и место, где можно кормиться и водить потомство. Среди обитателей болот встречаются земноводные: ужи, тритоны, лягушки, водяные крысы, бобры и другие. Много насекомых. Обитают птицы.)



- Подумайте, много ли подходящей пищи для животных в этом сообществе?



(Растений много, но они грубые, невкусные, да еще и ходить трудно. Изредка сюда заходят лоси. Им не страшны топкие места, так как у них длинные ноги. Лоси любят водоросли, могут нырять за ними.)



- Посмотрите, каких животных много водится на болоте?

- Каких птиц можно увидеть здесь?

- Что общего во внешнем виде этих птиц?



(У всех длинные ноги – так удобнее ходить по болоту. Длинные клювы – помогают им доставать пищу из воды. Все они летают, а утки еще и плавают.)



- Много и других интересных птиц.



Сообщение о кулике (Клёмин Вадим) (СЛАЙД №12)

Сообщение о выпи (Столярова Дарья)



12. Составление цепей питания (СЛАЙД №13)

Даны слова : комар, росянка, уж, цветущее растение, лягушка, цапля.



13. Итог урока.

- Что полезного для человека дает болото? (СЛАЙД №14)



14. Листок самооценки заполните.



15. Дом. задание: уч. стр. 83-85, тетрадь №30



16. Притча

Откуда берутся болота (притча для детей и взрослых)

Заметило озеро, что мало-помалу превращается в пруд, и взмолилось:

- Люди! Люди, очистите меня поскорее!

Но люди отмахнулись:

- Ничего, нам и пруда хватит!

Увидел пруд, что он начал становиться болотом, и попросил:

- Помогите, пока не поздно!

Опять не послушали его люди.

И вскоре, действительно, бывшее озеро-пруд превратилось в болото.

Теперь люди ходили вокруг него, увязали, (некоторые тонули) и возмущались:

- И откуда только болота берутся?