Урок окружающего мира в 3 классе
(Программа «Планета знаний»)
Тема урока: Герб – символ города.
ТЦУ: Познакомить учащихся с одним из символов города – гербом; объяснить, что изображается на гербах российских городов; дать краткие сведения из истории появления гербов; развивать у учащихся интерес к истории нашей Родины; воспитывать внимательность, активность.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Интересней нет предмета,
Вы, друзья, поймите это!
Всё, что в жизни окружает,
Он понять нам помогает.
2. Проверка домашнего задания.
Учитель:
- На прошлом уроке вы узнали о том, что в древнерусских городах Кремль являлся центральной частью города. Здесь строили самые красивые терема и соборы. Кремль был самым безопасным и укреплённым местом в городе при нападении врагов.
Сегодня вы выступите в роли экскурсоводов и поделитесь своими знаниями об истории Московского Кремля, Псковского кремля и Новгородского кремля.
(Выступление учащихся по теме сопровождается фотографиями и иллюстрациями с изображением кремля)
3. Сообщение темы и целей урока.
Учитель:
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с историей России и узнаем, какой символ есть у российских городов и о чем он может нам рассказать.
4. Актуализация знаний.
Учитель:
- Знакомо ли вам слово «герб»?
Что оно означает? С какой целью создавались гербы государств и городов?
На эти вопросы мы постараемся сегодня ответить.
(слайд 1)
5. Работа по теме урока: изучение нового материала (слайд 2)
Учитель:
- Герб – это символ, отличительный знак. Слово происходит от немецкого «наследство». Появление гербов имеет давнюю историю. Всё начиналось с простой метки, которую ставили мастера на своих изделиях.
Знаки отличия можно было встретить на печатях, монетах, оружии, на воинских знамёнах (слайд 3)
Гербы появились в Западной Европе ещё во времена рыцарей. Рыцаря, закованного в доспехи, можно было узнать по символу на щите. Герб был знаком рода, к которому принадлежал рыцарь (слайд 4)
Геральдика – наука, изучающая гербы. Геральдика возникла из обычая оглашать перед началом турнира изображение герба рыцаря в доказательство его прав на участие в состязании. Основателями геральдики были герольды (глашатаи). Понятия “герольд” и “геральдика” тесно связаны между собой (слайд 5)
Герб имел определённую форму и цвет (слайд 6)
Основа герба – щит:
. треугольный – варяжский, норманский;
. овальный – итальянский;
. квадратный с округлостью внизу – испанский;
. четырёхугольный с заострением внизу – французский;
. фигурный – немецкий.
Большое значение имел цвет герба (слайд 7)
. красный – «мужество», «страсть»;
. голубой – «величие, красота, ясность»;
. зелёный – «изобилие, свобода, надежда»;
. пурпурный – «власть»;
. чёрный – «печаль, скромность», «постоянство».
Очень часто на гербах изображались фигуры животных (слайд 8)
. лев – отвага, сила, гнев, великодушие;
. журавль – бдительность и осторожность;
. лилия – расцвет и успех;
. единорог – непобедимость;
. гриф – неустрашимость и свирепость;
. кошка – независимость;
. волк – злость, жадность;
. кабан – бесстрашие.
Учитель:
- Российский император Пётр I повелел, чтобы у каждого российского города был свой герб. Разработкой гербов занималось специальное государственное учреждение – Герольдмейстерская контора.
Какому городу принадлежит этот герб? (слайд 9)
Учитель:
- На гербе города Москвы изображен всадник, поражающий копьём дракона. Этого всадника зовут Георгий Победоносец. С его именем связана интересная легенда. Её нам расскажет первый «историк» (Выступление учащегося).
Остальные «историки» расскажут нам о гербах старинных русских городов Тулы, Тамбова, Ярославля.
1 ученик
- Изображение на гербе города Тулы поможет узнать о главном занятии горожан (слайд 10)
На гербе изображено оружие. Ещё в 1632 году здесь был построен чугунолитейный завод, производивший пушки. А спустя 80 лет, в 1712 году, Пётр I повелел построить в Туле первый государственный оружейный завод.
2 ученик
- Красив герб города Тамбова (слайд 11) Создатели герба хотели отразить красоту тамбовских просторов. Голубой цвет означает чистое небо, зелёный – землю, дающую хороший урожай. Улей в гербе означает, что жители издревле занимались сбором мёда диких пчел. Ну а пчела – это символ трудолюбия.
3 ученик
- Герб Ярославля представляет собой помещенного в золотом щите черного восстающего медведя, держащего левой лапой на левом плече серебряную секиру с червленым (красным) древком (слайд 12)
Учитель:
- Вспомните легенду о возникновении города Ярославля, и вам сразу станет ясно, почему на гербе города изображен медведь.
Учитель:
- Есть герб и у столицы нашей республики – города Уфы (слайд 13)
4 ученик
На гербе Уфы изображена бегущая куница, символизирующая изобилие этих зверьков в лесах Башкортостана. Но этот герб не всегда являлся символом города Уфа. Некоторое время на гербе Уфы была изображена лошадь, бегущая по зелёному лугу.
Учитель:
- Каждому жителю нашего района знакомо это изображение (слайд 14)
Это герб Белокатайского района.
5 ученик
На гербе в зеленом поле тамга башкирского рода Катай, из которой возникает серебряная с золотыми рогами лосиная голова, символизирующая животное рода бала-катай - лось («мышы»); в оконечности герба кроме того три малые серебряные сосны без корней.
Учитель:
- Перед вами гербы города Екатеринбургам и Челябинска (слайд 15) Постарайтесь определить, что символизирует изображение на гербах этих городов.
(ответы учащихся)
6. Итог урока (слайд 16)
- Что изучает наука геральдика?
- Для чего городу нужен герб?
- Что ещё вы хотели бы узнать о гербах?
- Что обычно изображают на гербах?
- Что изображено на гербе столицы Башкортостана?
Учитель:
- Герб каждого города интересен и неповторим. Если вы хотите узнать больше о гербах, вам помогут в этом справочники и энциклопедии.
Спасибо за урок!
7. Домашнее задание: составление герба своей семьи.