СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира в 3 классе "Герб-символ города"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира на тему "Герб-символ города" будет полезен учителям, работающим по УМК "Планета знаний".

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 3 классе "Герб-символ города"»

Урок окружающего мира в 3 классе

(Программа «Планета знаний»)

Тема урока: Герб – символ города.

ТЦУ: Познакомить учащихся с одним из символов города – гербом; объяснить, что изображается на гербах российских городов; дать краткие сведения из истории появления гербов; развивать у учащихся интерес к истории нашей Родины; воспитывать внимательность, активность.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Интересней нет предмета,

Вы, друзья, поймите это!

Всё, что в жизни окружает,

Он понять нам помогает.

2. Проверка домашнего задания.

Учитель:

- На прошлом уроке вы узнали о том, что в древнерусских городах Кремль являлся центральной частью города. Здесь строили самые красивые терема и соборы. Кремль был самым безопасным и укреплённым местом в городе при нападении врагов.

Сегодня вы выступите в роли экскурсоводов и поделитесь своими знаниями об истории Московского Кремля, Псковского кремля и Новгородского кремля.

(Выступление учащихся по теме сопровождается фотографиями и иллюстрациями с изображением кремля)

3. Сообщение темы и целей урока.

Учитель:

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с историей России и узнаем, какой символ есть у российских городов и о чем он может нам рассказать.

4. Актуализация знаний.

Учитель:

- Знакомо ли вам слово «герб»?

Что оно означает? С какой целью создавались гербы государств и городов?

На эти вопросы мы постараемся сегодня ответить.

(слайд 1)

5. Работа по теме урока: изучение нового материала (слайд 2)

Учитель:

- Герб – это символ, отличительный знак. Слово происходит от немецкого «наследство». Появление гербов имеет давнюю историю. Всё начиналось с простой метки, которую ставили мастера на своих изделиях.

Знаки отличия можно было встретить на печатях, монетах, оружии, на воинских знамёнах (слайд 3)

Гербы появились в Западной Европе ещё во времена рыцарей. Рыцаря, закованного в доспехи, можно было узнать по символу на щите. Герб был знаком рода, к которому принадлежал рыцарь (слайд 4)

Геральдика – наука, изучающая гербы. Геральдика возникла из обычая оглашать перед началом турнира изображение герба рыцаря в доказательство его прав на участие в состязании. Основателями геральдики были герольды (глашатаи). Понятия “герольд” и “геральдика” тесно связаны между собой (слайд 5)

Герб имел определённую форму и цвет (слайд 6)

Основа герба – щит:
    . треугольный – варяжский, норманский;
    . овальный – итальянский;
    . квадратный с округлостью внизу – испанский;
    . четырёхугольный с заострением внизу – французский;
    . фигурный – немецкий.

Большое значение имел цвет герба (слайд 7)

. красный     – «мужество», «страсть»;
     . голубой      – «величие, красота, ясность»;
    . зелёный     – «изобилие, свобода, надежда»;
    . пурпурный  – «власть»;
    . чёрный       – «печаль, скромность», «постоянство».

Очень часто на гербах изображались фигуры животных (слайд 8)

. лев – отвага, сила, гнев, великодушие;
    . журавль – бдительность и осторожность;
    . лилия – расцвет и успех;
    . единорог – непобедимость;
    . гриф – неустрашимость и свирепость;
    . кошка – независимость;
    . волк – злость, жадность;
    . кабан – бесстрашие.

Учитель:

- Российский император Пётр I повелел, чтобы у каждого российского города был свой герб. Разработкой гербов занималось специальное государственное учреждение – Герольдмейстерская контора.

Какому городу принадлежит этот герб? (слайд 9)

Учитель:

- На гербе города Москвы изображен всадник, поражающий копьём дракона. Этого всадника зовут Георгий Победоносец. С его именем связана интересная легенда. Её нам расскажет первый «историк» (Выступление учащегося).

Остальные «историки» расскажут нам о гербах старинных русских городов Тулы, Тамбова, Ярославля.

1 ученик

- Изображение на гербе города Тулы поможет узнать о главном занятии горожан (слайд 10)

На гербе изображено оружие. Ещё в 1632 году здесь был построен чугунолитейный завод, производивший пушки. А спустя 80 лет, в 1712 году, Пётр I повелел построить в Туле первый государственный оружейный завод.

2 ученик

- Красив герб города Тамбова (слайд 11) Создатели герба хотели отразить красоту тамбовских просторов. Голубой цвет означает чистое небо, зелёный – землю, дающую хороший урожай. Улей в гербе означает, что жители издревле занимались сбором мёда диких пчел. Ну а пчела – это символ трудолюбия.

3 ученик

- Герб Ярославля представляет собой помещенного в золотом щите черного восстающего медведя, держащего левой лапой на левом плече серебряную секиру с червленым (красным) древком (слайд 12)

Учитель:

- Вспомните легенду о возникновении города Ярославля, и вам сразу станет ясно, почему на гербе города изображен медведь.

Учитель:

- Есть герб и у столицы нашей республики – города Уфы (слайд 13)

4 ученик

На гербе Уфы изображена бегущая куница, символизирующая изобилие этих зверьков в лесах Башкортостана. Но этот герб не всегда являлся символом города Уфа. Некоторое время на гербе Уфы была изображена лошадь, бегущая по зелёному лугу.

Учитель:

- Каждому жителю нашего района знакомо это изображение (слайд 14)

Это герб Белокатайского района.

5 ученик

На гербе в зеленом поле тамга башкирского рода Катай, из которой возникает серебряная с золотыми рогами лосиная голова, символизирующая животное рода бала-катай - лось («мышы»); в оконечности герба кроме того три малые серебряные сосны без корней.

Учитель:

- Перед вами гербы города Екатеринбургам и Челябинска (слайд 15) Постарайтесь определить, что символизирует изображение на гербах этих городов.

(ответы учащихся)

6. Итог урока (слайд 16)

- Что изучает наука геральдика?

- Для чего городу нужен герб?

- Что ещё вы хотели бы узнать о гербах?

- Что обычно изображают на гербах?

- Что изображено на гербе столицы Башкортостана?

Учитель:

- Герб каждого города интересен и неповторим. Если вы хотите узнать больше о гербах, вам помогут в этом справочники и энциклопедии.

Спасибо за урок!

7. Домашнее задание: составление герба своей семьи.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!