Урок окружающего мира в 3 «В» классе
Учитель: Семенова Ю. А.
Дата: 21.02.2017
Тема: Полезные ископаемые. Практическая работа №9 «Определение полезных ископаемых»
Цели:
- изучить свойства каменного угля, торфа, нефти и природного газа.
- развивать внимание, восприятие, познавательный интерес, речь.
- развивать умение работать в группах.
- прививать чувство бережного отношения к природе.
Формируемые УУД:
Личностные: проявлять учебную и коммуникативную активность;
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия;
- оценивать совместно с учителем результат своих действий.
Познавательные:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;
- пользоваться знаковыми символическими средствами;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- изучить свойства нефти и каменного угля, торфа;
- познакомить со способами добычи полезных ископаемых.
Коммуникативные:
- принимать участие в работе парами, группами;
- делать выводы, приходить к общему решению в спорных вопросах и проблемных ситуациях.
Технологии:
- здоровьесберегающие;
- развивающее обучение;
- сотрудничество.
Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютерная презентация, коллекция минералов, физическая карта РФ и РБ, приборы для опытов, индивидуальные таблицы для записи выводов по результатам опытов.
Ход урока:
1.Организационный момент (создание психологического комфорта)
- Добрый день, ребята и взрослые. Я желаю вам узнать на уроке что-то новое, увидеть удивительное в природе.
- Все готовы к уроку? Настроились на работу?
- Улыбнитесь соседу справа, улыбнитесь соседу слева. Начинаем наш урок.
2.Актуализация знаний, проверка домашнего задания.
А) Тест.
1. Выбери верное утверждение:
А)Полезные ископаемые – это все, что находится в земле.
Б)Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин и поверхности земли.
В)Полезные ископаемые – это все, что служит человеку.
2. Горные породы, из которых получают металлы, называются:
А) Гранит
Б)Рубин
В) Руда
3. Металлы – это:
А) Соль, агат, базальт
Б) Медь, алюминий, железо, олово
В) Известняк, глина, песок.
4. Из железной руды получают:
А) Чугун, сталь
Б) Алюминий, гранит
В) Бриллиант, малахит.
5. Крупнейшие месторождения железной руды:
А) Москва, Тула
Б) Уфа, Рязань
В) Магнитогорск, Курск
6. Условное обозначение месторождения железной руды:
А) 
Б) 
В) 
б) Творческое домашнее задание:
- Какие пословицы, поговорки, высказывания, вы подготовили, в которых качества горных пород характеризовали бы качества человека.
3. Постановка проблемы.
- Такие ценные полезные ископаемые – руды металлов. Без металла человек станет беспомощным, беззащитным.
- А в каких полезных ископаемых спрятаны тепло и свет, без которых человек тоже не может существовать?
4. Сообщение темы урока. Сл. 1.
- О чем сегодня на уроке будем говорить?
- Урок посвятим изучению особой группы полезных ископаемых - горючих.
5. Работа по изучению новой темы:
1)Беседа.
-Для самых разных нужд человека необходимо топливо. Какие виды топлива вы знаете? (дрова, уголь, торф, газ )
- Как вы думаете, чем раньше отапливались дома? (дровами, древесиной )
-Почему сейчас не отапливают древесиной? (истреблялись леса, дрова не могли выделять нужное количество теплоты … )
2)Работа с учебником.
- Чтение 1-3 абзацев (стр. 109 - 110 )
- Что заменило дрова? (каменный уголь, бурый уголь, торф )
- Почему все они родственны? (все образовались из остатков растений )
-Да, они образовались из остатков растений, которые образовали слои, спрессовались и без доступа воздуха обугливались, а не сгнивали. Но главное чудо в другом, ведь эти растения законсервировали в себе свет и тепло солнца, которые пришли на Землю миллионы лет тому назад. Когда мы зажигаем уголь, мы видим свет Солнца и чувствуем его тепло, спрятанное в угле миллионы лет тому назад. И неважно, где мы греемся, у печки или батареи отопления. Вот так и получается, что «уголь – солнечные консервы, чудо – консервы».
3) Демонстрация полезных ископаемых, их исследование.
Работа в группах, у каждого ученика таблица для записи результатов исследований:
Каменный уголь Торф Нефть Газ
А) Исследование свойств каменного угля. Сл.2,3,4.
-Отгадайте загадку и найдите ископаемое, которое начнем исследовать:
Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
- Что это? Рассмотрите.
- Заполните таблицу.
- внешний вид блестит
- состояние твердый
-цвет черный
- запах не имеет
- легче или тяжелее воды тяжелее воды
- хрупкость хрупкий
- горючесть хорошо горит
Исследование каменного угля
Топливо
Для электростанций Выплавки чугуна, стали Для получения жидкого топлива
нагревают воду пар (поезда, станки …) (каменноугольной смолы)
вращает турбины и бензин, керосин, краски,
вырабатывается лекарства, пластмасса
электроэнергия
Исследование торфа. Сл. 6,7,8.
- Отгадайте загадку и найдите следующее ископаемое для исследования:
-Росли на болоте растения,
А теперь это топливо и удобрение.
Исследование нефти. Сл. 9,10,11,12.
-Бегут по дорогам автомашины, рокочут тракторы на полях, летят самолеты в воздухе, по железной дороге мчатся тепловозы, плавно рассекая воды, плывут корабли. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение эти машины? (нефть)
-Запасы угля и торфа не бесконечны. С 19 века человек стал добывать этот поистине удивительный продукт. О нефти многое сможете рассказать вы сами. Расскажите.
Исследование природного газа. Сл. 13,14,15,16.
На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает от спички.
- Что это? (природный газ)
- Кто нам расскажет об этом?
- Заполнение таблицы.
6.Физминутка.
7.Работа с физической картой РФ.
-Посмотрите на карту России. Какими значками обозначены месторождения каменного угля, нефти, торфа, природного газа? Запомним самые крупные месторождения:
-угольные бассейны: Кузбасс, Печора
- природного газа:
-нефтяные месторождения: Волго-Уральское, Западно – Сибирское
-Нефть занимает особое место в экономике, потому что очень широко применяется в промышленности. Ее называют « черным золотом», « кровью экономики», так как от цен на нефть зависит развитие экономик всех стран в мире. Наша страна по запасам нефти занимает 1 место в мире, но они не бесконечны. Чтобы сохранить запасы для будущих поколений, надо более разумно их использовать.
8.Закрепление. Проверочная работа в группах. Сл. 17.
-Выберите из предложенного списка свойств полезных ископаемых свойства горючих полезных ископаемых:
- 1 вариант – свойства нефти
- 2 вариант – свойства каменного угля
- 3 вариант – свойства торфа
- 4 вариант – свойства природного газа
1) горючее 6) сыпучее 11) бесцветный
2) твердое 7) хрупкое 12) легче воды
3) жидкость 8) коричневого цвета 13) газообразное
4) имеет запах 9) черного цвета 14) тяжелее воды
5) маслянистый 10) легкий 15) не имеет запаха
- Давайте проверим, что у вас получилось? Сравните свои ответы с эталоном.
9. Рефлексия.
- Оцените свою работу с помощью следующих предложений.
- Я повторил …
- Я запомнил …
- Я узнал …
- Я удивился …
- Я горжусь …
10. Подведение итогов.
- О чем мы говорили сегодня на уроке?
- Все ли учебные задачи мы выполнили?
11. Домашнее задание: составить кроссворд на тему: «Полезные ископаемые».