Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Субтропики» (урок проводился в год проведения олимпиады в Сочи)
Учитель: Огнева Светлана Викторовна
Тип урока: изучение нового материала.
Цели: познакомить с климатическими условиями природной зоны субтропики; сформировать представление об особенностях животного и растительного мира.
Оборудование: карта природных зон, заготовка для справочника, фотографии, открытки, олимпийский факел, карточки природных зон России, карточки с условными обозначениями.
Ход урока
I. Организационно-мотивационный момент.
-Здравствуйте, я рада вновь встретиться с вами. Урок окружающего мира.
-Ребята, каким бы вы хотели видеть наш урок? (интересным, необычным, забавным и др.) Именно таким он и будет, потому что мы в течение урока проверим домашнее задание в необычной форме, работая по группам; изучим новую тему, составим проект, и каждая группа будет участвовать в защите своего этапа проекта.
Давайте будем работать так, чтобы комар носа не подточил!
(условные обозначения на доске)
II. Актуализация знаний.
-У вас на партах карточки голубого цвета, в них разные задания, с которыми вы сможете справиться. А также у каждой группы есть набор карточек по разным природным зонам.
-Давайте договоримся, сигналом готовности группы будет поднятая (эмблема).
На доске карточки с изображением природных зон, названия зон.
-Помним правила работы в группах: слышать друг друга, умение договариваться.
1 группа.
Определите, в какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи:
а) голубика → лемминг → белая сова, песец;
б) лишайник ягель → олень → волк.
Соотнесите названия зоны с карточкой на доске.
2 группа.
Вставьте пропущенные названия зон:
а) ... - это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники;
б) ... - это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова, зона вечных снегов и льда.
Соотнесите название природной зоны с карточкой на доске.
3 группа.
Разгадайте кроссворд и соотнесите название природной зоны с карточкой на доске.
Вопросы к кроссворду:
1. Кустарничек с красными ягодами и округлыми листьями, которые не опадают на зиму; растет в тундре и лесной зоне.
2. Вроде сосны, вроде елок,
А зимою без иголок.
3. Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под снежный вой
Спит в избушке снеговой.
4. В народе это дерево часто называют "сладким". Во время цветения к нему летят пчелы, и мед потом будет самый душистый.
5. Лиственное дерево со стволом черного или серого цвета, его легко узнать по небольшим темным шишечкам на ветках.
Ключевое слово: название природной зоны.
4 группа.
Изучите ребус и соотнесите название природной зоны с карточкой на доске.
-Вижу, группы готовы отвечать, слушаем ... группу.
(Дети идут к доске с карточкой природной зоны, прикрепляют её название.)
-Молодцы, вы оперативно справились с заданием.
Итог: какую закономерность вы видите в расположении природных зон? (зоны расположены с севера на юг).
III. Новые знания. (видео "природные зоны" +музыка)
Подул с Арктики северный ветер.
Ему не страшны все преграды на свете.
По тундре прошел, сквозь тайгу и леса,
В степях погулял и в пустыне слегка,
Но путь он закончил на юге страны
В Сочи, куда взгляды всех людей устремлены,
Событие в России грядет историческое,
А природная здесь - суб... (тропическая).
-Ребята, вы уже догадались, какую природную зону мы сегодня будем исследовать? (субтропики)
-Тема нашего урока - субтропики.
-Обратимся к помощнице - карте. Если посмотреть на карту, мы увидим, что зона субтропиков протянулась узкой полосой по побережью Черного моря. В расположении зоны кроется секрет её удивительного климата. С одной стороны - Кавказские горы, а с другой - Чёрное море. Солнце поднимается здесь высоко над горизонтом. Даже зимой лучи его так сильно нагревают поверхность земли, что температура воздуха у побережья остается выше нуля. С поверхности моря испаряется много воды, водяной пар поднимается вверх и переносится ветрами на склоны гор. Здесь он охлаждается и превращается в мощные облака, из которых выпадают обильные осадки. Тепло и влага создают благоприятные условия для развития пышной растительности.
-Ребята, а вы обратили внимание, что у нас на уроке факел олимпийского огня? Как его можно связать с нашей темой? (22 зимние олимпийские игры в Сочи)
-Да, Сочи находится на территории субтропиков. Олимпийский огонь долго путешествовал по природным зонам нашего государства, даже побывал в нашем городе и 7 февраля он достигнет именно субтропической зоны, и наш огонь зажжёт в нас желание познать новое, удивительное, занимательное.
IV. Работа в группах.
-А теперь в работу вновь включаются наши группы. Вы будете исследовать, проектировать и решать проблемы.
Вы обдумайте рассказ,
Не заучивая фраз.
И задумайтесь о том,
Что рассказано, о чем,
Что зачем произошло
И к чему все привело?
1 группа "Зоологи".
2 группа "Ботаники".
3 группа "Экологи".
4 группа "Олимпийский комитет".
-Давайте же, не теряя ни одной минуты, начнем изучение субтропиков, а по итогам нашего исследования мы должны подготовить справочник. У вас на партах все для этого есть. Задания и карточки-помощницы в конвертах.
V. Выступление групп. (впечатления ребят, если кто-то был в Сочи)
-Слушайте внимательно, возможно, у вас будут дополнения.
Группы выступили.
VI. Итог урока. Рефлексия.
-Наш справочник готов. Я хочу, чтобы он остался у вас, как память о нашей встрече, и вы могли продолжить работы в нем.
-Ребята, кому понравился наш урок, кто был уверен в своих силах как наши олимпийцы, кто верил в свой успех, прикрепите искорки розового цвета над нашим факелом. Кто сомневался в своих силах - зеленого цвета. А кто ничего не понял - жёлтого. Пусть наши искорки достигнут главной чаши олимпийского огня.
Дети остаются стоять.
-Возьмёмся за руки и дотронемся до нашего факела, чтобы передать энергию нашего урока, тепло наших сердец, уверенность нашим олимпийцам, среди которых есть и наши земляки. Гости могут к нам присоединиться.