СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: " Степи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: « Зона степей. Степь и человек».     Учитель – Н.Н. Павленко. Цель: Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, её особенностями, животным и растительным миром, ролью человека. Развивать учебно-познавательные компетенции: добывание знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, наблюдать, рассуждать, делать выводы сравнивать, обобщать, находить общие и отличительные признаки растений; ценностно-смысловые компетенции: связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир; Информационные компетенции: работать с картой, атласом. Воспитывать бережное отношение к природе, значимость растений и животных для человека и нашей планеты.                   Ход урока: 1. Организационный момент. Добрый день, дорогие друзья! Прозвенел уже звонок, Начинаем наш урок! Постарайтесь всё понять, Ответы полные давать, И за работу получать Только лишь оценку пять! 2.Проверка д.з. по вопросам:

- Что  такое  природная зона? ( Пространства с похожими природными условиями, с характерным растит. и  жив. миром) Работа по ст.60-61 уч.

-   Какие природные зоны нашей страны мы изучили в этом учебном  году?

( Ледяная зона или зона арктических пустынь; тундра; зона лесов).

-  Что вы узнали о зоне лесов?  

-  Назовите растения зоны лесов? А какие животные этой зоны вам известны?

-  Назовите  животных  зоны лесов?

 

3.Актуализация знаний. Работа по рядам - С метеорологической станции пришли письма. Необходимо определить природную зону в которую было отправлено письмо. Соотнести название с образным выражением и расположить природную зону в порядке расположения с севера на юг. 1 ряд : Здесь тёмные хвойные леса на широких пространствах. Хозяин здесь бурый медведь. (Тайга) 2 ряд: Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается над горизонтом невысоко. Территория зоны не имеет коренного населения. (Арктика) 3 ряд: Деревья здесь не растут. Болотистая местность – прекрасное место для многочисленных комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Навещают этот край летом многочисленные птицы. Мхи и лишайники господствуют всюду. (Тундра) 4. Погружение в проблему. - Как море волнуются здесь травы и зерновые культуры. Лето здесь жаркое с сухими ветрами. Для задержания снега сажают здесь лесные полосы. Множество грызунов населяют эти края, спасаясь в норах от хитрых лисиц, орлов. (Степь) - Какая это природная зона? Где же она расположена?  

5. Формулирование темы урока. - Сформулируйте тему нашего урока.     

 

6. Постановка учебной задачи. -Да, ребята, сегодня на уроке мы будем изучать зону степей, её расположение, животный и растительный мир степей, влияние человека на природу степи. А поможет нам изучить эту тему - учебник, карта и дополнительный материал. 7. Формирование новых знаний. - Давайте составим план нашей работы.             Степь :  1) Климат.  2) Растительный мир.

 3) Животный мир.  4) Занятия населения.  5) Экологические проблемы.  

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 4 классе по теме: " Степи"»



Окружающий мир в 4 классе УМК « Перспективная начальная школа» (10.11.16 г.)

Тема: « Зона степей. Степь и человек». Учитель – Н.Н. Павленко.
Цель: Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, её особенностями, животным и растительным миром, ролью человека.
Развивать учебно-познавательные компетенции: добывание знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, наблюдать, рассуждать, делать выводы сравнивать, обобщать, находить общие и отличительные признаки растений; ценностно-смысловые компетенции: связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир; Информационные компетенции: работать с картой, атласом.
Воспитывать бережное отношение к природе, значимость растений и животных для человека и нашей планеты.

Ход урока:
1. Организационный момент.
Добрый день, дорогие друзья!
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок!
Постарайтесь всё понять,
Ответы полные давать,
И за работу получать
Только лишь оценку пять!

2.Проверка д.з. по вопросам:

- Что такое природная зона? ( Пространства с похожими природными условиями, с характерным растит. и жив. миром) Работа по ст.60-61 уч.

- Какие природные зоны нашей страны мы изучили в этом учебном году?

( Ледяная зона или зона арктических пустынь; тундра; зона лесов).

- Что вы узнали о зоне лесов?

- Назовите растения зоны лесов? А какие животные этой зоны вам известны?

- Назовите животных зоны лесов?


3.Актуализация знаний.
Работа по рядам
- С метеорологической станции пришли письма. Необходимо определить природную зону в которую было отправлено письмо. Соотнести название с образным выражением и расположить природную зону в порядке расположения с севера на юг.
1 ряд : Здесь тёмные хвойные леса на широких пространствах. Хозяин здесь бурый медведь. (Тайга)
2 ряд: Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается над горизонтом невысоко. Территория зоны не имеет коренного населения. (Арктика)
3 ряд: Деревья здесь не растут. Болотистая местность – прекрасное место для многочисленных комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Навещают этот край летом многочисленные птицы. Мхи и лишайники господствуют всюду. (Тундра)
4. Погружение в проблему.
- Как море волнуются здесь травы и зерновые культуры. Лето здесь жаркое с сухими ветрами. Для задержания снега сажают здесь лесные полосы. Множество грызунов населяют эти края, спасаясь в норах от хитрых лисиц, орлов. (Степь)
- Какая это природная зона? Где же она расположена?

5. Формулирование темы урока.
- Сформулируйте тему нашего урока.


6. Постановка учебной задачи.
-Да, ребята, сегодня на уроке мы будем изучать зону степей, её расположение, животный и растительный мир степей, влияние человека на природу степи. А поможет нам изучить эту тему - учебник, карта и дополнительный материал.

7. Формирование новых знаний.
- Давайте составим план нашей работы.
Степь :
1) Климат.
2) Растительный мир.

3) Животный мир.
4) Занятия населения.
5) Экологические проблемы.

А) Вопросы: - Почему на Земле разные природные зоны? Отчего это зависит?

(От климата. Климат зависит от распределения тепла на земле, растительность и животный мир зависят от климата. В Северных районах солнечные лучи падают наклонно. Они скользят по поверхности Земли и слабо её нагревают. Чем южнее, тем более прямее падают солнечные лучи на Землю, тем сильнее они нагревают земную поверхность.).

ФИЗМИНУТКА.
Б) Работа с учебником стр.95- 103 .


Постарайтесь рассказать о климате степей. (Степи расположены южнее зоны лесов. В зоне степей жарко, т.к. солнечные лучи падают прямее и земля получает больше тепла).


8. Включение в систему знаний. «Открытие» новых знаний учащимися – рассуждения, сравнения, выводы.

- Конечно, ребята, зона степей расположена в умеренном поясе. Южнее зоны лесов тепла ещё больше, но осадков выпадает меньше. Из-за недостатка влаги деревьям здесь труднее расти. Леса всё чаще чередуются с безлесными участками, а затем и вовсе исчезают. Так постепенно лесная зона сменяется зоной степей. В степной зоне лето продолжительное, засушливое. В июле

+ 22 - + 25 градусов, жара может достигать до 40 градусов. Погода сухая, солнечная. Часто дуют сухие горячие ветры суховеи. Иногда суховеи переходят в пыльные бури.
Дожди имеют ливневый характер. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется. Зима короткая и тёплая, но бывают холода до -20, -30 градусов.
Весной степь оживает, покрывается ковром тюльпанов и ирисов. Закройте глаза и представьте такую картину: куда ни посмотришь – кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг. Вот такая зона степей.

9. - Молодцы. А теперь давайте посмотрим на картинку (стр.101) и с вами вместе разберёмся, а чем же занимается в степи люди, которые там живут?( земледелием). В степи очень плодородные почвы . Такие почвы называют чернозём. В связи с этим, степи являются самым благоприятным для земледелия районом, так как культурные растения здесь могут развиваться до девяти месяцев в году. Выращивают здесь зерновые и технические культуры. Неудобные для пашни земли в степях используются как пастбища для скота.

Население степей ( монголы, буряты, татары и другие) живут возле рек, лесов, где строят большие города. Но, перегоняя пастбище с места на место пастухи со своими семьями образ жизни кочевников. Их временное жилище — юрта.

- Почему? (Там плодородные земли)
- Что же они выращивают?
- Чем ещё занимаются? Почему? (много растительности для скота)
- Но в связи с этим в зоне степи возникают экологические проблемы.

- Чтобы сберечь природу степей надо ограничить распашку земель, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники).
- Большое спасибо, уважаемые экологи, вы познакомили нас с проблемами, возникшими в степи по вине человека, и предложили пути их решения.

- А в какой зоне мы с вами живём?

10. Работа в тетради .
- Предлагаю вам составить и записать цепи питания, сложившиеся в степи:
Растения - хомяки - степная гадюка
Растения- насекомые- серая куропатка - степной орёл
Проверка.
10. Рефлексия деятельности.
- Мы путешествовали с вами по бескрайним просторам степей. Познакомились с растительным и животным миром.
- А теперь проверим, как вы усвоили природную зону степей.
- Отгадайте загадки, назовите зону обитания:
Бегает среди камней,
Не угонишься за ней!
Ухватил за хвост, но, ах!
Удрала, а хвост в руках! (Ящерица, степь.)
Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий.
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге. (Лось, лесная зона.)
Мха копытами касаясь,
Ходит северный красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Северный олень, тундра.)
11. Выставление оценок.
12. Задание на дом :
-Подготовить доклады о растениях и животных степи.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!