Окружающий мир в 4 классе УМК « Перспективная начальная школа» (10.11.16 г.) Тема: « Зона степей. Степь и человек». Учитель – Н.Н. Павленко. Цель: Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, её особенностями, животным и растительным миром, ролью человека. Развивать учебно-познавательные компетенции: добывание знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, наблюдать, рассуждать, делать выводы сравнивать, обобщать, находить общие и отличительные признаки растений; ценностно-смысловые компетенции: связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир; Информационные компетенции: работать с картой, атласом. Воспитывать бережное отношение к природе, значимость растений и животных для человека и нашей планеты.
Ход урока: 1. Организационный момент. Добрый день, дорогие друзья! Прозвенел уже звонок, Начинаем наш урок! Постарайтесь всё понять, Ответы полные давать, И за работу получать Только лишь оценку пять!
2.Проверка д.з. по вопросам: - Что такое природная зона? ( Пространства с похожими природными условиями, с характерным растит. и жив. миром) Работа по ст.60-61 уч. - Какие природные зоны нашей страны мы изучили в этом учебном году? ( Ледяная зона или зона арктических пустынь; тундра; зона лесов). - Что вы узнали о зоне лесов? - Назовите растения зоны лесов? А какие животные этой зоны вам известны? - Назовите животных зоны лесов? 3.Актуализация знаний. Работа по рядам - С метеорологической станции пришли письма. Необходимо определить природную зону в которую было отправлено письмо. Соотнести название с образным выражением и расположить природную зону в порядке расположения с севера на юг. 1 ряд : Здесь тёмные хвойные леса на широких пространствах. Хозяин здесь бурый медведь. (Тайга) 2 ряд: Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается над горизонтом невысоко. Территория зоны не имеет коренного населения. (Арктика) 3 ряд: Деревья здесь не растут. Болотистая местность – прекрасное место для многочисленных комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Навещают этот край летом многочисленные птицы. Мхи и лишайники господствуют всюду. (Тундра) 4. Погружение в проблему. - Как море волнуются здесь травы и зерновые культуры. Лето здесь жаркое с сухими ветрами. Для задержания снега сажают здесь лесные полосы. Множество грызунов населяют эти края, спасаясь в норах от хитрых лисиц, орлов. (Степь) - Какая это природная зона? Где же она расположена?
5. Формулирование темы урока. - Сформулируйте тему нашего урока. 6. Постановка учебной задачи. -Да, ребята, сегодня на уроке мы будем изучать зону степей, её расположение, животный и растительный мир степей, влияние человека на природу степи. А поможет нам изучить эту тему - учебник, карта и дополнительный материал.
7. Формирование новых знаний. - Давайте составим план нашей работы. Степь : 1) Климат. 2) Растительный мир. 3) Животный мир. 4) Занятия населения. 5) Экологические проблемы.
А) Вопросы: - Почему на Земле разные природные зоны? Отчего это зависит? (От климата. Климат зависит от распределения тепла на земле, растительность и животный мир зависят от климата. В Северных районах солнечные лучи падают наклонно. Они скользят по поверхности Земли и слабо её нагревают. Чем южнее, тем более прямее падают солнечные лучи на Землю, тем сильнее они нагревают земную поверхность.). ФИЗМИНУТКА. Б) Работа с учебником стр.95- 103 . Постарайтесь рассказать о климате степей. (Степи расположены южнее зоны лесов. В зоне степей жарко, т.к. солнечные лучи падают прямее и земля получает больше тепла). 8. Включение в систему знаний. «Открытие» новых знаний учащимися – рассуждения, сравнения, выводы.
- Конечно, ребята, зона степей расположена в умеренном поясе. Южнее зоны лесов тепла ещё больше, но осадков выпадает меньше. Из-за недостатка влаги деревьям здесь труднее расти. Леса всё чаще чередуются с безлесными участками, а затем и вовсе исчезают. Так постепенно лесная зона сменяется зоной степей. В степной зоне лето продолжительное, засушливое. В июле + 22 - + 25 градусов, жара может достигать до 40 градусов. Погода сухая, солнечная. Часто дуют сухие горячие ветры суховеи. Иногда суховеи переходят в пыльные бури. Дожди имеют ливневый характер. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется. Зима короткая и тёплая, но бывают холода до -20, -30 градусов. Весной степь оживает, покрывается ковром тюльпанов и ирисов. Закройте глаза и представьте такую картину: куда ни посмотришь – кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг. Вот такая зона степей.
9. - Молодцы. А теперь давайте посмотрим на картинку (стр.101) и с вами вместе разберёмся, а чем же занимается в степи люди, которые там живут?( земледелием). В степи очень плодородные почвы . Такие почвы называют чернозём. В связи с этим, степи являются самым благоприятным для земледелия районом, так как культурные растения здесь могут развиваться до девяти месяцев в году. Выращивают здесь зерновые и технические культуры. Неудобные для пашни земли в степях используются как пастбища для скота.
Население степей ( монголы, буряты, татары и другие) живут возле рек, лесов, где строят большие города. Но, перегоняя пастбище с места на место пастухи со своими семьями образ жизни кочевников. Их временное жилище — юрта.
- Почему? (Там плодородные земли) - Что же они выращивают? - Чем ещё занимаются? Почему? (много растительности для скота) - Но в связи с этим в зоне степи возникают экологические проблемы. - Чтобы сберечь природу степей надо ограничить распашку земель, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники). - Большое спасибо, уважаемые экологи, вы познакомили нас с проблемами, возникшими в степи по вине человека, и предложили пути их решения.
- А в какой зоне мы с вами живём?
10. Работа в тетради . - Предлагаю вам составить и записать цепи питания, сложившиеся в степи: Растения - хомяки - степная гадюка Растения- насекомые- серая куропатка - степной орёл Проверка. 10. Рефлексия деятельности. - Мы путешествовали с вами по бескрайним просторам степей. Познакомились с растительным и животным миром. - А теперь проверим, как вы усвоили природную зону степей. - Отгадайте загадки, назовите зону обитания: Бегает среди камней, Не угонишься за ней! Ухватил за хвост, но, ах! Удрала, а хвост в руках! (Ящерица, степь.) Горбоносый, длинноногий, Великан ветвисторогий. Ест траву, кустов побеги, С ним тягаться трудно в беге. (Лось, лесная зона.) Мха копытами касаясь, Ходит северный красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. (Северный олень, тундра.) 11. Выставление оценок. 12. Задание на дом : -Подготовить доклады о растениях и животных степи. |