Учитель: Чочиева Анастасия Олеговна
Предмет, класс: Окружающий мир – 2 «Б» класс
УМК «Школа России», автор – Плешаков А. А.
Тема урока: « Путешествия. Посмотри вокруг»
Тип урока: ОНЗ (Открытие новых знаний)
Цель: сформировать представление о горизонте и линии горизонта; познакомить со сторонами горизонта (основными и промежуточными), учить обозначать их на схеме, дать представление об умении ориентироваться, то есть находить главные направления – север, юг, запад, восток;
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
Развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы.
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие осознания необходимости в изучении данной темы.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Умение находить и формировать проблему урока вместе с учителем.
Способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в учебнике.
Добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.
Развитие способностей к творческому мышлению.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.
Совместно договариваться о правилах работы в группе, в паре.
Умение слушать и понимать других.
Предметные:
Развитие познавательного интереса, воображения, творческой деятельности учащихся.
Формировать представление о горизонте и линии горизонта; познакомить со сторонами горизонта (основными и промежуточными).
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, аудиоколонки, карточки с заданиями для групповой работы, мяч, глобус.
Приложение: презентация в программе Power Point
Ход урока: I. Организационный момент
- Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости!
Я уверена, что сегодняшний урок принесет нам много нового, интересного и познавательного. Готовы трудиться? Отлично!
Чтоб природе другом стать,
тайны все её узнать.
Все загадки разгадать,
научитесь наблюдать.
Будем вместе развивать
у себя внимательность,
а поможет всё узнать
наша любознательность. Молодцы! Не забудем и про наш девиз « Хочу всё знать»! (слайд № 1)
Пожалуйста, садитесь!
2. Актуализация знаний
- Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны окружающего мира и отправимся в небольшое путешествие по нашей планете.
- Как называется наша планета, на которой мы живем? Давайте вспомним, что вы знаете о нашей планете? (высказ.детей) – имеет форму шара! ( Запишите 1) мои достижения)
- Уже в древности мудрецы размышляли об этом. (Слайд №3) Они думали, что Земля – плоский остров. Он лежит на спинах больших слонов, которые стоят на панцире огромной черепахи, плавающей в океане. Другие представляли себе Землю в форме половинки яблока, которая плоской частью лежит на трёх китах, плавающих в океане.
- Как вы думаете, правы ли были мудрецы?
- В том, что Земля имеет форму шара, люди убедились задолго до того, как поднялись в космос (Слайд №4)
.(Слайд №5,6) - Когда люди научились строить парусные корабли и стали плавать по морям, они заметили одну интересную особенность: когда мореплаватели встречали другой корабль, то вначале они видели лишь флаг на верхушке мачты, затем мачту корабля, а лишь потом и весь корабль. Но кто же из первых мореплавателей обнаружил этот факт?! А расскажет нам об этом Лера.
(Слайд №7) - Почти пять веков назад отважный капитан Фернан Магеллан снарядил пять судов. Они должны были выйти из порта и плыть постоянно в одном и том же направлении, чтобы вернуться в этот же порт. Долгие месяцы плыли корабли. Один из парусников разбился о скалы, другой вернулся домой с полпути, третий сожгли, четвёртый попал в плен. Погиб Магеллан. И только одно маленькое судно под названием «Виктория» вернулось обратно в порт только через три года. Это и стало доказательством шарообразной формы Земли. (запишите 2) путешественника)
(Слайд 8) - И вот в наши дни, когда люди запустили в космос космические корабли, космонавты своими глазами увидели, что Земля имеет форму шара. Скажите, пожалуйста, а у нашей планеты есть край, до которого мы с вами можем дойти?! Ответы детей ( нет )
Действительно шарообразная форма нашей планеты объясняет, почему людям никогда не удавалось добраться до края Земли. У нее нет края.
-Предлагаю провести небольшой опыт: у меня в руках мяч? На что он похож? - Представьте, что вы стоите на огромном- преогромном шаре. Вы не можете сразу увидеть всю его поверхность, а только ту часть, которая находится с вашей стороны, вокруг вас. |
Продолжите моё предложение-вывод: «Путешествуя по Земле, вы увидите новые поверхности суши и воды, но никогда … - Определить тему урока вам поможет ребус (работа в группах по отгадыванию ребуса) (слайд№ 9) – ребус отгадка «горизонт» - Знакомо ли вам это слово? Кто слышал его раньше? Тема нашего урока «Посмотри вокруг».
III. Постановка учебной задачи
(слайд №10) дети находят в учебнике тему урока, формулируют задачи!
IV.Формирование новых знаний
- (Слайд №11) - Отправляясь в путешествие, люди узнавали всё больше нового. Земную поверхность, которую они видели вокруг себя, люди стали называть горизонтом.
- Давайте с вами найдём определение в учебнике что же называют горизонтом? (запишем в 3) горизонт – это..)
- А что такое линия горизонта? (Слайд№12) (запишем 4) линия горизонта – это…)
- Как вы думаете, можно ли добраться до линии горизонта? (нет, земля имеет форму шара, а линия горизонта, только кажется «воображаемая») (Слайд №13) (запишем 5) Можно ли дойти до горизонта?)
-Ребят, а как вы думаете, линия горизонта изменяется при подъёме, например, на какую – ни будь возвышенность? (ответы детей) – Предлагаю провести небольшой эксперимент, у вас на столах есть листы бумаги, положите их на стул и встаньте, ну что? Как вы видите теперь пространство (немного дальше, оно расширилось) (слайд №14)
-Молодцы, а теперь покажите друг другу в парах линию горизонта на фотографиях в учебнике (слайд №15)
Физкультминутка Ну, а теперь отдохнем. (вызываю помощников). (слайд №16)
V. Получение новых знаний (продолжение) - Все чаще жители древних стран надолго уплывали от своей родины, отправляясь в далекие путешествия по Земле. Как же они находили дорогу домой? (высказ. детей) - Не заблудиться им помогало Солнце. Ведь оно каждое утро оно восходит с одной стороны, а, садится с противоположной.
-Подумайте, как будет называться та сторона, где солнце восходит, где заходит?
- Ещё в глубокой древности люди научились определять по Солнцу две стороны света – восток и запад, а со временем ещё две – север и юг.
- Это четыре основных направления, их называют стороны света или стороны горизонта.
-Как вы думаете, какая из сторон горизонта важнее?
- Давайте, послушаем сказку Сказка про Север, Юг, Запад, Восток. (инсценирование сказки) (слайд №17)
Я: - Как-то раз встретились Север, Юг, Запад и Восток, чтобы решить, кто из них важнее.
Север (Кирилл): - Я холодными ветрами управляю, льдами да снегами. Я - самый важный и самый главный! Я всех заморозить могу!
Юг (Соня Шелкова): - А вот и не всех. Меня ты не заморозишь - такой я тёплый. Я твои льды своими тёплыми ветрами растопить могу. Я – самый важный! Я тёплыми морями управляю.
Восток (Дариус) : - Откуда тепло исходит? От Солнца! А где оно встаёт? На востоке. Выходит, что самый главный из вас – я!
Запад (Настя): - Встаёт-то оно на востоке, да вот потом на закате ко мне на запад уходит. Значит, больше ему там нравится. Поэтому самый важный – я!
Я: - Но тут Солнце, которое за их спором с неба следило, улыбнулось и говорит:
Солнце (я): - Все вы одинаково хороши и важны – вы людям правильный путь находить помогаете!
-Ребята, делайте вывод: какая из сторон горизонта важнее? (ответы детей)
- А как расположены эти стороны горизонта, мы с вами узнаем по схеме!
– Предлагаю поработать в группе, на столах у вас лежат схемы, такие же, как и у меня, и еще разного цвета квадраты, как вы думаете, что они обозначают? (ответы детей)
- Пожалуйста приклейте квадраты в соответствии с их направлением и подпишите (слайд №18) работа детей.
(слайд №19) кроме основных 4 сторон есть ещё и промежуточные (раздаю карточки) как вы думаете, как они будут располагаться?
-Какие стороны горизонта мы знаете? (запишите 6))
-Зачем нужно их знать? (чтобы правильно определять свое местонахождение и найти путь домой)
А теперь давайте, немного поиграем «Стороны горизонта»: север – руки верх и вниз , юг – присели и встали, запад – наклон влево, восток – наклон вправо. (с, ю, ю, с, з, в, з, ю, с, с, ю, з, в, с) (слайд №20)
- Молодцы, давайте закрепим наши полученные знания о сторонах горизонта, для этого я выдаю вам вот такие листочки, на которых вы должны заполнить маршрут вместе с соседом под диктовку 1 кл – 1км.
Приготовились?! (от красной точки 3км на запад, 2 км на юг, 3 км на восток, 3 км на юг, 3 км на запад.) Что у вас получилось? (оценка 5) это говорит о том, что вы действительно хорошо и внимательно работали на уроке.
VI.. Подведение итогов урока
- Итак, наш урок подходит к концу, и я хотела бы ещё раз от вас услышать. Какая тема сегодня была на нашем уроке? Что нового и интересного вы узнали?
- Я рада, что вам понравился урок, вы все хорошо поработали, но я хотела бы чтобы вы оценили себя ещё и сами. Если вы заметили, то в нашем листе достижений, есть кораблик, закрасьте ему парус в такой цвет, на который вы оцениваете свою работу. 1. Отлично работал (а) и многому научился (ась) - красный. 2.Хорошо работал(а) на уроке - синий. 3.Надо еще постараться – зеленый. (слайд №21)
- А вот закончить урок мне хотелось бы таким вопросом:
- Вы капитан корабля. Ваш корабль находится в море. Берегов не видно. Тучи закрыли солнце. Быстро темнеет. Как определить курс корабля? Как вы будете ориентироваться?
- Вот на следующем уроке мы и узнаем, как ориентироваться на местности, зная стороны горизонта, по местным признакам и приборам. Следующий урок мы начнем с ответа на этот вопрос. Что для этого нужно иметь на корабле?
VIII. Домашнее задание. Подготовить сообщение о приборе, который помогает определить стороны горизонта. Оценки за урок.
Чочиева Анастасия Олеговна МАОУ СОШ с. Среднебелая 16.03.2016 г.