СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающий мир 2 класс "Про воду"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала с элементами практической (исследовательской) работы. Путем проведения простых опытов, учащиеся знакомятся с основными свойствами воды.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающий мир 2 класс "Про воду"»

Окружающий мир

тема "Про воду".

2-й класс

Цели:

• создать условия для определения учащимися свойств воды;

• научить пользоваться школьным лабораторным оборудованием;

• развивать познавательную активность учащихся;

• формировать исследовательские умения в практической деятельности развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

• воспитывать в учащихся бережное отношение к воде как ценному дару природы и источнику жизни;

• формировать умение принимать ответственное решение в самостоятельной работе и при совместной деятельности в парах и группе.


Планируемые результаты обучения:

Предметные: продолжить формирование представлений о воде, составе и свойствах воды;

установить взаимосвязь между водой и человеком;

формировать навыки проведения несложных опытов  в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование;

прививать экологическую культуру на основе знаний об охране воды.

Метапредметные:

Регулятивные

-выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

-планировать свое высказывание (выстраивать последовательность предложения для раскрытия темы)

-умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;

- прогнозирование – предвосхищение результата;

- развитие самостоятельной поисковой деятельности и творческих возможностей;

- осуществление пошагового продвижения от наблюдений к обобщению;

- умение анализировать и исправлять ошибки;

- осуществление контроля по результату.

Познавательные 

- умение выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез) и делать выводы в результате мыслительных операций;

- устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений.

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные 

-сотрудничество с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия;

- умение работать в группе с одноклассниками;

- формирование собственного мнения;

- использование речи для регуляции своего действия;

- умение аргументировать свою позицию, свой ответ;

- владение монологической и диалогической формами речи.

Личностные 

формирование навыков адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; развитие мотивов учебной деятельности формирование личностного смысла учения;

- формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Оборудование: учебник «Мир вокруг нас» А. А. Плешаков,  «Тесты к учебнику для 2 класса» А.А. Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д. Назарова; схемы: загрязнение воздуха, три состояния воды; диаграммы: состав воздуха, соотношение соленой и пресной воды на Земле; карточки со словами для составления предложения; фотографии с изображением красоты воды, запись на аудиокассете: шум ручья,  моря.

ХОД УРОКА

  1. Орг.момент

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем.

  1. Актуализация знаний

–О каком богатстве природы говорили на прошлом уроке?

Чистый воздух – одно из главных богатств природы. Может ли человек прожить без него?
(Человек не может прожить без воздуха и трех минут.)

Продолжите мое высказывания:

  • «Воздух нельзя увидеть, но можно почувствовать, если… (резко взмахнуть рукой, быстро побежать, если дует ветер, а ветер это движение воздуха.)

  • Какой самый важный газ воздуха человек использует для дыхания? Кислород.

  • Человек вдыхает… (кислород), а выдыхает … (углекислый газ)

  • Чтобы в нашей комнате был чистый свежий воздух, с большим количеством кислорода, что необходимо делать?

Чтоб здоровье было в норме

Надо воздух освежать.

И проветривать почаще,

Пыль почаще протирать.


III. Мотивация учебной деятельности

- А сегодня мы познакомимся еще с одним веществом, без которого не обойтись никому и никогда, и заменить его нечем. А вот, что об этом веществе сказал писатель Антуан де Сент-Экзюпери “

(Вода,) у тебя нет ни вкуса, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете”.

- А название этого ценного, незаменимого вещества “спряталось” в ребусе.

СЛАЙД №1

Это – вода. Как ты разгадал ребус? В О нарисовано ДА – получается вода.У кого из вас другой ответ? Сегодня мы будем говорить про воду.

(На доске карточка со словами Вода – это) А что вы о ней знаете?

Вода – это жидкость. Вода бывает горячая и холодная. В воде можно купаться, нырять.

Как много вы знаете, молодцы! А хотите узнать ещё больше о воде?

Итак, сегодня мы узнаем, почему воду относят к важнейшим природным богатствам, познакомимся с некоторыми её свойствами, научимся рассказывать о загрязнении и охране воды.

IV. Работа по теме урока.

- Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть всюду, только в разных количествах и состояниях.

Стихотворение о воде (читает подготовленный ученик)

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане,

и в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

в лес туманом заползает.

Ледником в горах зовётся, лентой серебристой вьётся.

Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда.

Без неё вам не умыться,

ни наесться, ни напиться!

Смею вам я доложить:

без воды нам не прожить!


- Что нового вы узнали о воде из стихотворения?

(Туман-это непрозрачный воздух, насыщенный водяными парами или ледяными кристалликами.Айсберг – это огромный осколок льда).

СЛАЙД №2

Знакомство с понятием “исследователь”

- Без воды нам не прожить. С этим не поспоришь. Перед нами сегодня откроется ещё одна страничка знаний. Предлагаю наш класс превратить на время в научный центр, а работать будут четыре исследовательские лаборатории. Вы – исследователи. Кто знает, кого называют исследователями?

Исследователи – это люди, которые хотят быть умными. Исследователи следят за чем-то непонятным и новым.

СЛАЙД №3

Исследователь – это человек, который занимается научной деятельностью.

Что будет предметом исследования?

Вода.

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ.

Решите, кто из вас будет озвучивать результат исследования, слушайте друг друга, советуйтесь, и тогда ваша лаборатория сделает правильный точный вывод.

СЛАЙД №4

План работы нашего исследования

Изучение вопроса о свойствах воды и ее превращениях.

Наблюдение за распространением воды в природе.

Изучение вопроса о значении воды для растений, животных, человека.

Обсуждение проблемы загрязнения и охраны воды.

- Какие у вас вопросы возникают, глядя на воду в колбе?

  1. Чем пахнет вода?

  2. Какого вода цвета?

  3. Какая вода на вкус?

  4. А если воду нагреть и заморозить?

  5. А если воду пролить?


- Я, как ваш научный руководитель, добавлю несколько вопросов.

  1. Что произойдёт, если в воду добавить сахар или соль?

  2. Что произойдёт, если в воду добавить сухую заварку или речной песок?

- Очень много задач надо решить, за дело.

V. Исследовательская деятельность учащихся.

ОПЫТ 1.

- Это – спиртовка. Я её зажгу. Налью в колбочку воды и вставлю в штатив. Оставим на время и ответим на вопрос:

Педположи, чем пахнет вода?

- Итак, давайте проверим эти предположения. Как настоящие исследователи, вы высказали предположение (гипотезу), а сейчас его проверим опытным путём.

ОПЫТ 2.

Поднесите колбу с водой носу.

Ттаблица.

ВОДА


ДА

НЕТ

запах



цвет



вкус



вода-пар-лёд



текучесть



растворитель



прозрачность



- Какой сделаем вывод?

- Вода ничем не пахнет.

- Верно, вода без запаха.

Предположи, какого вода цвета?


ОПЫТ 3

Что надо сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

- Рассмотреть воду в колбе.

-И что же вы увидели? Из каждой лаборатории ответьте, исследователи.

- Вода белая (результат исследования 1 лаборатории)

- У воды цвета нет (результат исследования 2 лаборатории)

- У воды цвета нет.

- Что налито в стаканах? (Показываю стаканы)

-( В правой руке стакан с молоком, в левой-с водой)

Чем отличаются эти жидкости?

-Жидкости разного цвета. Молоко белое, а вода…

- У воды цвета нет.

- Согласны, 1 лаборатория, что белая и бесцветная отличаются друг от друга?

  1. Вода -без цвета.

Когда вы пьёте воду, какой у неё вкус ?


ОПЫТ 4.

- Как ответить на этот вопрос, вы знаете сами. Действуйте.

- Ваши правильно сделанные выводы говорят о вашей наблюдательности.

- Верно.

  1. Вода без вкуса

- Пришло время вернуться к нашей спиртовке. Мы нагреваем воду в колбе.

Что наблюдаете? Чья лаборатория готова?

-( Вода, как в чайнике, кипит. Воды стало меньше. Из колбы поднимается пар)

- Всё это верно. А теперь обобщим всё сказанное.

Вывод: при закипании вода начинает испаряться, т.е. переходит в другое агрегатное состояние – газообразное.

- Егор, расскажи, какой эксперимент тебе удалось провести дома?

-Я дома налил воду в специальную формочку и поставил в морозильник.

И вот, что получилось. (Показывает результат)

(Исследователи каждой лаборатории рассматривают, держат в руках кусочки льда.)

- Какой сделаем вывод?

- Вода, если её заморозить, превращается в лёд.

- Перечислите, в каких агрегатных состояниях может находиться вода?

На доскевода→пар, вода→лёд

ОПЫТ 5.

- Представьте, мы по неосторожности пролили воду…

- Налейте немного воды в пластмассовую тарелочку. Что заметили? Вам слово, исследователи.

- (Вода разливается.Течёт вода).

- О каком свойстве мы говорим?

- Это свойство называется текучесть.

Высвечивается текучесть


В воду иногда попадают твёрдые вещества. Понаблюдаем…


ОПЫТ 6.

Алгоритм.

  1. В колбу с водой насыпьте:

  • 1 лаборатория – ложку сахарного песка;

  • 2 лаборатория - ложку сухой заварки;

  • 3 лаборатория - ложку речного песка.

  • 4 лаборатория – ложку соли

Ждём результатов ваших исследований.

- Слово 1 лаборатории. Покажите свою колбу и расскажите, что вы сделали после того, как всыпали ложку сахарного песка.

- После того, как насыпали сахар, мы помешали и увидели, что сахар пропал.

- То есть сахара в колбе нет?

- Нет, он там, только его не видно.

- Что произошло с сахаром?

- Сахар растворился.

- А какое ещё вещество ведёт себя как сахар? Оно есть у каждого на кухне.

- Соль тоже растворяется в воде.(4 лаборатория)

- Послушаем исследователей 2 лаборатории. Покажите вашу колбу.

- Мы насыпали сухую заварку. Она плавает.

- Может плохо размешали?

- Когда заваривает мама чай тоже плавают чаинки. Они видны в воде.

- Значит сухая заварка… Как сахар?

- Нет, заварка в воде не растворилась.

- Что скажет 3 лаборатория?

- Речной песок не растворился в воде.

Вывод: вода является растворителем для некоторых твёрдых веществ.

Высвечивается вода-растворитель.

- А что ещё заметили, увидев 3 колбы?

В одной колбе вода чистая, а в этих двух – грязная.

- Скорее прозрачная и мутная.

Высвечивается прозрачная

Возник ещё вопросКаким способом избавиться от мути?

- У нас дома есть фильтр.

- А как поможет фильтр?

- Фильтр задержит грязь, и вода станет снова чистой и прозрачной

- Давайте проверим.

ОПЫТ 7.

Алгоритм.

    1. Возьми воронку.

    2. Вложи в неё фильтр (промокашка).

    3. Через воронку пропусти мутную воду.

- Кто готов поделиться радостным открытием?

1 лаборатория. На воронке осталась грязь.

2 лаборатория. В колбе вода снова чистая.

3 лаборатория. Очистить воду можно фильтром.


VI. Итоговое обобщение.

- Ребята! Вы –настоящие исследователи! Вами проделана огромная работа – вы ставили опыты, наблюдали, совещались, высказывали предположение . И как результат- открытые нами свойства воды:

без запаха

без цвета.

без вкуса

вода→пар, вода→лёд

текучая

прозрачная

вода-растворитель

воду надо фильтровать

Физминутка

(Звучит запись «Закаляйся, если хочешь быть здоров»)

2. Распространение воды в природе.

  • Вода в природе в жидком состоянии – это море, река… Продолжите.

(Океан, лужа, ручей, родник, дождь).

  • Вода в природе в твердом состоянии – это…( лёд, град, снег, иней)

  • Вода в природе в газообразном состоянии – это…(туман, облако

Давайте перейдем к третьему вопросу.

3. Значение воды для растений, животных и человека.

Какого цвета больше на нашей планете, какой кажется земля? Голубой.

А почему?

Это вода. Действительно, голубой цвет – это вода.. Поэтому, мы можем сделать вывод, что воды на земном шаре очень много. Это все моря и океаны на нашей планете. Но кроме этого, и участки суши пронизаны множеством голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. Можно увидеть моря и озера — это все водные запасы Земли. Но в морях и океанах вода какая? (Соленая). А человеку необходима пресная вода, которая содержится в реках и озерах. А ее не так и много. Рассмотрим соотношение воды на диаграмме.

СЛАЙД №5

Загадка: Древен род его в природе,

Кличут озером в народе,

Волны моря плещут в нём,

Как всё это назовём? (озеро Байкал)

Вот он какой, Байкал! На карте озеро имеет форму молодого месяца. Таким он виден из космоса.

В озеро Байкал впадает 336 рек и речушек, а вытекает одна – Ангара.

 А ещё Байкал занимает первое место по глубине среди озёр земного шара, содержит 23 тыс. куб. км пресной воды - 20 % мировых запасов.
Байкал — великий памятник природы. Ему нет равного на земном шаре. Борьба за его охрану оставила неизгладимый след в истории природоохранительного движения.


Где мы используем воду?

С помощью рисунков расскажи, какое значение вода имеет для растений, животных и человека. (стр. 52). (Кроме хозяйственных нужд обратите внимание на гидроэлектростанции, перевозку грузов по рекам, отдых на воде и т. д. )

Животные и растения так же не могут жить без воды. А для некоторых из них вода является домом. Например: для рыб, дельфинов. Если бы не было воды, не было бы ничего живого.

СЛАЙД №6

(На доске карточка со словами Вода – это )

Значит, вода – это…

Вода – это жизнь.

(Учитель устанавливает карточку “жизнь”)


Тренировка в умении формулировать гипотезы (предположения).

Упражнение «Что будет, если…»


«Что будет, если вода станет солёной»;


«Что будет, если реки не будут выпадать осадки»

Что будет, если растают ледники в океане»

Зачем мы должны мыться, закаляться? Чтобы быть здоровым. Значит вода – это здоровье.

(Учитель устанавливает карточку “здоровье”)

По рекам, океанам ходят лодки и корабли. На реках строят гидроэлектростанции. Где получают электричество. Вода – друг и помощник человека. Она удобная дорога. (Учитель устанавливает карточку “помощник”)

Сделаем вывод по 3 вопросу: вода – это жизнь, здоровье, помощник человека.

СЛАЙД №7

V. Продолжение работы по теме урока.

Перейдем к четвертому вопросу.

4. Обсуждение проблемы загрязнения и охраны воды. Всем нужна вода. Поэтому нужно очень бережно относиться к ней. К сожалению, водным источникам тоже грозит беда. Отчего же? (Ответ детей)

Всему живому нужна вода, и особенно, чистая вода.

Давайте поговорим о том, отчего вода загрязняется и чем это грозит.

Рассмотрите фотографии на странице 53. Объясните, отчего загрязняется вода?

Фабрики и заводы загрязняют воду. Это наносит вред растениям, животным, человеку.

Как еще человек загрязняет воду? Бросает мусор, моет машины.

СЛАЙЛ №8

Упражнение «Проблемные вопросы»

Сформулируйте к рисунку на стр. 53 вопросы, которые начинаются словами «Почему?», «Как?», «Что будет если…?»

Давайте подумаем, что вы, дети можете сделать, чтобы вода была чистая. Уважаемые исследователи, вносите свои предложения.

(Учащиеся обсуждают этот вопрос в группах)

Не сбрасывать мусор в водоемы, учить этому других.

По возможности очищать берега близлежащих рек, озер.

Изготавливать таблички с призывами о бережном отношении к воде и ставить их на берегу.

Не уничтожать растения и обитателей водоемов.

Не вылавливать мальков. Сажать деревья около водоемов.

Помните, что запасы пресной воды на земле невелики, мы должны расходовать воду дома экономно. А что значит «экономно»? (ответы детей)

Надеюсь, вы так и будете поступать.

Подведем итог. Вывод в учебнике ученики читают самостоятельно. (стр. 55)

Что же нового вы узнали, какое открытие вы сделали для себя?

VI. Рефлексия учебной деятельности

Смогли ли мы достичь целей, поставленных в начале урока?

  • Я работаю с настроением (зеленый квадрат).

  • Я доволен собой (синий квадрат).

  • Я испытывал иногда трудности (красный квадрат).

VII. Итоговое обобщение.

СЛАЙД № 9

Вода – наше богатство, которая является чудесным даром природы. И хочется закончить призывом!

Природу не уродуй,

Природу не обидь

Родился человеком

Так надо им и быть!

Ребята! Вы – настоящие исследователи! Вами проделана огромная работа – вы ставили опыты, наблюдали, совещались, высказывали предположение.

VIII. Домашнее задание

Самостоятельно прочитать текст “Красота воды”. Рабочая тетрадь с. 36 №1