СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающий мир + технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок Открытия новых знаний во 2 классе

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающий мир + технология»

Каныгина Елена Владимировна-учитель начальных классов «МОУ МОрдовокарайская СОШ им . В.Н. Сидорина»

Предмет: Окружающий мир+ технология

Класс: 2

Программа : «Начальная школа 21 в.»

Тема: «Лесная аптека»

Автор учебника : Н.Ф.Виноградова

Цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний, а именно

формирование представлений о лекарственных растениях, их применении и правилами сбора.

Задачи:

I. Образовательные: формирование устойчивого интереса к книге – источнику знаний, умения работать самостоятельно с дополнительной литературой; расширение кругозора; привитие первоначальных умений собирать информацию из разных источников,

II. Воспитательныевоспитание доброго и бережного отношения  к миру природы, стремление заботиться о растениях и их сохранении; формирование представлений о необходимости сохранения окружающей природы своей малой родины.

III. Развивающие: развитие любознательности, культуры труда,

творческих и коммуникативных способностей ребенка, фантазии, воображения; личностных качеств ребенка – аккуратность, обязательность; привлечение к участию школьной жизни членов семьи.

УУД: личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Методы: словесный, наглядный, практический

Форма организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная, парная

Средства обучения: использование ИКТ (презентация)







Этапы урока

Сценарий урока

УУД

1.Самоопределение к деятельности


Дети, пусть вас гости не пугают,
Здесь нам стены помогают.
Все, кто здесь сидят – друзья,
И бояться их нельзя.
Мы волнуемся, конечно,
День сегодня необычный.
Но урок начать пора,
Всем ни пуха, ни пера.


(Проверяется готовность к уроку)



Как необъятна даль степная,

Как неоглядна ширь полей,

   Пою любовь к родному краю,

                                      К любимой родине моей.

         Здесь даже малая травинка,

           Полезной будет нам всегда,

           Земля, богатства раскрывая,

        Нам всё расскажет не тая.



–  Во множестве сказок люди отправляются за тридевять земель в тридесятое царство искать чудо чудное, диво дивное… А ведь чудес и вокруг полным -  полно! Вот одно из них у дороги, или  рядом с домом, или в рощице. Присмотрись повнимательнее, и тебе откроются чудеса.


самоопределение(Л)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности


    - Вот и мы, ребята, отправимся сегодня искать чудеса рядом с нами, да не простые чудеса. А какие мы с вами узнаем, если правильно распределим названия растений на две группы : роза, астра, одуванчик, ромашка, берёза, пион, тюльпан, нарцисс, шиповник, калина, рябина, крапива.

- Почему вы так распределили растения?

роза одуванчик

астра ромашка

пион берёза

тюльпан шиповник

нарцисс калина

рябина

крапива


-О каких чудесах мы будем сегодня говорить?

( О лекарственных растениях)

- Кто догадался, над какой темой будем работать сегодня?

Значит, тема нашего урока …«Лекарственные растения» или «Лесная аптека»


самоопределение (Л)

смыслообразование (Л)

целеполагание (П)

подведение под понятие (П)


3. Постанова учебной задачи


- А где мы берём лекарства? (ответы детей).

-А как вы думаете, почему лес называют “зеленой аптекой”, почему чудеса называют лекарственными?

- Почему врачи советуют чаще бывать в лесу, гулять по сосновому бору? (В лесу воздух чище, не слышно шума машин, можно послушать голоса леса, бора. Растения выделяют фитонциды (губители микробов). Недаром говорят, что в лесу воздух чище, легче дышится.)


-Ребята, а кому из вас бабушка говорила: «Пойду, сорву лекарство на грядке». Кто понял, о чём говорила бабушка?

- Теперь мы можем предположить, что это за лекарства. Хотите, с ними познакомиться?






планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

поиск и выделение необходимой информации (П)


4. Построение проекта выхода из затруднения.


                                 Рассказ – легенда.

     - Давным – давно жил дедушка Травень. Звали его так потому, что он знал и любил травы, цветы, деревья. А многие из трав помогали лечить людей. Но вот однажды позвал дедушка Травень ветер и повелел разнести семена и корешки лекарственных трав по всей земле, всем людям, чтобы каждый смог сам себе помочь. Когда это было – помнят только широкие степи, крутые горы да вековые леса, а травы и до сих пор живут рядом с человеком.

                «Зелёная аптека» рядом с нами.

- Ребята, а как вы думаете, в нашей местности есть лекарственные травы?

- Давайте совершим путешествие по лесу (заочное).


Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила,
Для всех умеющих их тайну разгадать…

1. – Белое платье, серёжки, как  слёзки,

  Так наряжаются только …(берёзки) (слайд)

–  Красавица – с этим никто спорить не будет. И дерево удивительное – можно весь свет обойти – нигде такого растения не встретишь. Издавна отвары из берёзовых почек исцеляли многие болезни. Они успокаивали боль, заживляли раны. А берёзовый веник в бане все хвори из больного человека выгонит.

     

.

  2.   - А знаете ли вы, ребята, какое дерево называют птичьей крепостью? Это боярышник. (слайд)

Сообщение ученика:

     У боярышника колючки крепче ястребиных когтей – длинные, острые. Крупной птице через ветки не пробраться.

Плоды боярышника содержат витамин С. Плоды и цветки применяют при болезнях сердца, бессоннице, головокружении. Из плодов боярышника варят варенье, а настой из плодов и вкусен, и целебен. Целебны не только плоды, но и цветы, и бутоны, и листья боярышника – все они используются для приготовления различных лекарств.

3.  - В кружевах листвы горят алые рубины,

                Отвести не могут взгляд дети от…   (рябины).

Сообщение ученика:

- В любое время года рябина хороша. То в белых  цветах, то в красных гроздьях ягод. Плоды рябины очень богаты витаминами С, Р. Они не засыхают, не гниют, даже мороз им не страшен. Их и свежими едят, и варенье варят. А ещё ягоды и листья давно используют в народной медицине как противовоспалительное и кровоостанавливающее средство. (слайд) 

4. – Зимний корм и витамины

                  Птицам – ягоды…    (калины) (слайд)

Калина считается символом красоты, благополучия и счастья. Но главное, что дарит кустарник - лекарства, которые готовят из горьковатой коры. Отвар коры обладает успокаивающим действием. Плоды калины влияют на деятельность сердца, помогают при кашле. Настой цветков, настой ягод, настой листьев применяют для полоскания горла при ангинах. Даже пережаренные косточки – семена используют в качестве заменителя кофе.

5. -  Чтоб спасти вас от кашля и хрипа,

Цвет свой лечебный дарит вам …   (липа). (слайд)

-У каждого времени года есть свой запах. У лета много запахов, но самый прекрасный – запах цветущей липы, прекрасного медоноса.

    Светло- жёлтый липовый мёд – вкусный, ароматный и лечебный. А липовый цвет – отличное средство против простудных заболеваний.


Физминутка.

− Вы, ребята, наверное, все видели пчёлок, как они жужжат над цветущим деревом липы. Пчёлки собирают с цветов нектар, который потом перерабатывают в мёд.

− А кто из животных очень любит мёд? Правильно, медведь. Он подходит к домику-улью, где живут пчёлки, а пчёлки его туда не пускают, прогоняют, жужжат – «Ж-ж-ж-ж-ж».

Медведь хочет забрать оттуда мёд, но пчёлки не дают.

Выбираем считалочкой медведя: Раз-два-три, медведем будешь ты.


Пчёлка-мама: Полетели пчёлки

собирать мёд с цветочков.

Мишка-медведь идёт,

Мёд у пчёлок унесёт.

Пчёлки, домой.

Слова пчёлок: Этот улей-домик наш,

Уходи, медведь, от нас:

-А какую ягоду любит медведь?

-Правильно, малину.

6. Сообщение ученицы:

Ты заболел, а аптека закрыта,

Банка с малиной мамой открыта.

Это варенье, оно же лекарство,

Быстро уходит болезни коварство.

Заваренные ягоды малины считаются хорошим потогонным и жаропонижающим средством при простудных заболеваниях, успокаивают боли в желудке, головные боли.

7. - У многих из вас растёт замечательный цветок. Его называют «ноготком»

Правильное название цветка «календула». В народной медицине календулу используют в виде настоя, им можно помазать даже и ссадины.

 8.  - Шиповник – прадедушка розы. Шиповник копилка витаминов С, В. Завари чай, пей на здоровье, да и прибавляй здоровья. А маслом ранки полечим, да горлышку дадим облегчение. (слайд)


9. Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок

Словно снег у них реснички и, как солнышко, глазок. (ромашка) (слайд)

  Ромашка незаменима при ожогах, ушибах. Настой ромашки используют для полоскания горла.

10. Золотой и молодой за неделю стал седой,
А денечка через два облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик бывший … (одуванчик) (слайд)

Листья одуванчика хороши в весенних салатах, из цветков варят варенье, а эликсир применяют при различных заболеваниях, если пить настой из корней одуванчика, то повысится аппетит.

11. У забора живет, никого не признает,
Не собака, а кусается и погладить не дает. (крапива)  (слайд)

– Ну кому не знакома эта жгучка? Лучше к ней не подходить. Но эта злюка даже очень полезна. Она и кровь может остановить, и простуженное горло вылечить, и насытить организм витаминами А, С, К. А весной из неё можно и борщ приготовить, и салат.

Дети заранее готовили сообщения ,используя различную литературу


поиск информации (П)

определение основной и второстепенной информации (П)


5.Первичное закрепление


Мы назвали только маленькую часть от всех лекарственных растений. Много полезного о лекарственных растениях вы можете узнать из книг, которые ждут вас в детской и школьной библиотеках, а чтобы увидеть, сколько лекарственных растений заготавливают, зайдите в любую аптеку и вам фармацевты расскажут много интересного о каждом растении.

-Кто из вас был в аптеке и что вы там видели?

Около 300 лет назад в России появились первые аптеки, где продавали лекарственные травы. И сейчас во всех концах России заготавливают ежегодно сотни тонн лекарственного сырья. Из всех лекарств, применяемых в мире, около третьей части составляют лекарства, получаемые из растений.

-Давайте сейчас попробуем собрать лечебный сбор из лекарственных растений. Назовите ценность этих растений.

( На столе лекарственные растения: липа, боярышник, шиповник, малина, мята, ромашка)

- Нужно заварить витаминный чай. Какие растения возьмём?

- Докажите правильность выбора.

- А при простуде какой чай заварим?

Работа с учебником. Рассмотреть таблицу на с.60-61, задать вопросы по содержанию

(Работа в парах)



аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)


выполнение пробного учебного действия (Р)

структурирование знаний (П)


анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П)

выдвижение гипотез и их обоснование (П)

выведение следствий (П)

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)


6. Самостоятельная работа с самопроверкой


-У вас на столе лежат картинки с растениями и написаны полезные свойства растений, найдите среди них лекарственные растения и соотнесите эти растения и полезные свойства. (дети проверяют как выполнил задание сосед по парте)

Урок у нас сегодня необычный. Сейчас мы с вами создадим свою полянку с лекарственными растениями. Будем работать в группах

1 ряд - берёзка. Техника - отрывная аппликация.

2 ряд- ромашка. Техника – цветок из полосок.

3 ряд- одуванчик. Техника- цветок из салфеток.

Вспомним правила безопасной работы с ножницами, клеем, степлером.

Дети выполняют работу, по завершении вывешивают поделки на доску.

Появляется надпись: «Береги природу!»



доказательство (П)




умение воспринимать информацию, самостоятельно организовать рабочее место (К)

7. Включение в систему знаний и повторение.


А как вы думаете, как правильно надо собирать лекарственные травы?

( Дети вспоминают лекарственные растения, составляют правила сбора лекарственных растений)

  1. Что собирать?

Человек должен научиться различать лекарственные растения от нелекарственных, знать, что у этого растения надо взять (корень, листья, соцветия)

  1. Когда собирать?

Лекарственные растения собирают тогда, когда в них максимальное содержание фармакологических активных веществ. Нельзя собирать во время дождя и когда роса на траве.

  1. Как собирать?

При сборе каждое растение нужно класть отдельно от другого. Использовать нож или ножницы для срезки растения.

  1. Где собирать?

Поляна, луг, болото, лес - место, подходящее для сбора. Вблизи дорог, шоссе собирать нельзя, т.к. в растениях накапливаются ядовитые вещества из выхлопных труб машин.

  1. Собирая сохранять!

При сборе лекарственных растений нужно взять столько, сколько вам надо, нельзя брать растения, занесённые в Красную книгу.





умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.(К)

умение концентрировать свое внимание, сосредоточиться, ориентироваться в своей системе знаний, делать выводы (Р)

8. Рефлексия.


- Вот и подошло к концу наше путешествие.

- Что вы запомнили о  «зелёных  лекарях»?

- Узнаете ли вы их теперь?


   - Дома расспросите родных о других «лекарях» у вашего дома, сада и поделитесь сведениями со всеми нами. А можно придумать и свою легенду о лекарственном растении.


Продолжите мои предложения:

- Сегодня на уроке…

Было интересно…

Мне показалось важным…

- Этот урок…

  • взволновал…

  • заставил задуматься…

  • навёл меня на размышления…

- Своей работой на уроке я…

  • доволен…

  • я недоволен, потому что…


умение обобщить и сделать вывод (П)


проявление познавательной инициативы (Л, П)

позитивная самооценка (Л)

осознание качества и

уровня усвоения.(Р)









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!