Урок русского языка 6 класс
Учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория
МОАУ СОШ С. БЕРЕЗОВКА, Ивановского района, Амурской области
Иванова Татьяна Геннадьевна
Предмет русский язык
Тип урока открытие новых знаний
Тема: «Не с именами существительными»
Цели урока
метапредметные: способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия; учить делать выводы и обобщения.
личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
Формы организации познавательной деятельности: парная, индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения:
по источнику знаний: словесные, практические, наглядные;
по уровню познавательной активности: частично - поисковый;
Оборудование: карточки для парной и/или групповой работы; презентация.
Этап самоопределения (мотивации)
Приветствие «Здравствуйте!»:
- Садитесь.
Всегда нам интересно новое открыть
И на своём уроке хозяевами быть.
Но не забудь о старом, новое узнав, -
Таков закон урока и его состав.
- Работать будем в рабочих листах(слайд 1)
____________________________________________________________
2. Актуализация знаний по теме «Имя существительное» (слайд 2)
- Дополните кластер «Имя существительное», вспомнив все изученное по данной теме, используйте материалы домашней работы.
Представьте результаты вашей работы.
Перед вами выражение:
Не умею, не могу, не хочу – три главных врага человека. (слайд 4)
-Как вы понимаете это выражение? Согласны ли вы с ним?
-А какая орфограмма нам встретилась в первой половине предложения? (Не с глаголами)
-Как пишется не с глаголами?
(слайд 5)
Дети формулируют проблему: Когда не с существительными пишется слитно, а когда раздельно?
- Среди вас есть те, кто может ответить на этот вопрос правильно? Почему? (не знаем правило)
- С чем вы столкнулись? (Мы столкнулись с затруднением.)
______________________________________________________________
3. Формулирование темы и цели урока
- Какие цели поставим перед собой? (узнать, как пишется НЕ с именами существительными; учиться …) (слайд 6)
- Сформулируйте тему урока (Не с существительными) (слайд 7)
_______________________________________________________________
4. Реализация плана проекта выхода из затруднения
(открытие нового знания):
- Чтобы решить эту проблему, я предлагаю вам задание (слайд 8)
На доску таблички: ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ
ОТРИЦАНИЕ
- Продолжим наблюдение. Посмотрите видео. (слайд 9)
- О каких особенных существительных идет речь в мультфильме?
(о словах, которые без НЕ не употребляются)
(слайд 10)
Табличка: без НЕ не употребляются
(Существительные с не пишутся слитно, если без НЕ не употребляются)
(слайд 11)
(Существительные пишутся слитно, если слово с НЕ можно заменить синонимом без НЕ или близким по значению)
Табличка: СИНОНИМ
(слайд 12)
- Сравните свой вывод с авторским на стр. 150
- Совпадают ли они?
-Значит, мы совершили верное открытие.
_____________________________________________________________
5. Первичное закрепление: (слайд 13)
(Ученики работают в течение 4 минут)
(слайд 14)
- Проверьте по эталону! (слайд 15)
- Объясните правописание не с существительными.
Ответ:
невнимательность пишется слитно, т.к. слово можно заменить синонимом без не – рассеянность.
Не внимательность пишется раздельно, т.к. есть противопоставление с союзом А.
_______________________________________________________________
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд 16)
6. Самостоятельная работа (применение алгоритма)
с самопроверкой по эталону (слайд 17)
- Чтобы закрепить полученные знания, потренироваться в применении правила, выполните самостоятельно следующее задание: распределите сочетания слов по двум столбикам в соответствии с характером написания не
(Я прохожу, 4-5 человекам поставить оценку за работу на полях)
- Проверьте по эталону! (слайд 18)
- Оцените свою деятельность по эталону.
7. Включение в систему знаний и повторение (работа в паре)
Задание: предлагаю вам побывать в роли учителя. Найдите неверное написание не с существительным, исправьте ошибки.
1 ученик выполняет задание у доски. Проверка. (слайд 19)
- У кого 1 ошибка? 2 ошибки?
- Кто не допустил ни одной ошибки? Какой вывод сделаем? (Мы хорошо умеем применять правило)
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (слайд 20)
нелепость
не месяц
неприязнь
не лень – напишите
невежество
не внимательность, а рассеянность
негодование
не книга
неряха
Небрежность
10 баллов – «5»,
8-9 баллов – «4»,
5-7 баллов – «3»,
менее 5- «2».
(слайд 21)
- Кто получил 5? 4? 3? Кто пока не справился с заданием?
(слайд 22)
- Какая цель стояла на уроке? (узнать, когда не с существительным пишется слитно, а когда раздельно?)
- Достигли ли вы цели? Были ли сегодня в деятельности?
- Самым лучшим результатом урока будет ваше безошибочное написание не с существительными.
Устная работа «Закончи предложение» (щелчок) (слайд 23)
Сегодня на уроке я узнал(а)….
Сегодня на уроке я научился(лась)…
Сегодня на уроке я понял(а), что…
Мне было интересно…..
Мне было трудно…
Своей работой я…
- Оцените свою работу на уроке по данным критериям (слайд 24)
(слайд 25)
- Вернёмся к началу нашего урока. «Не умею, не могу, не хочу»- какие мрачные, грустные слова. Давайте попробуем заменить ключевые слова на антонимичные. Что у нас получилось? Умею, могу, хочу – три главных приятеля для вас, ребята. (слайд 26)
- Пусть эти приятели будут с вами при выполнении домашнего задания.
9. Домашнее задание: (по выбору) (Слайд 27)