СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок ОНЗ «У Черного моря»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия нового знания

4

«У Черного моря»

Школа России. Плешаков А.А.

«Природа России»

Просмотр содержимого документа
«Урок ОНЗ «У Черного моря»»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС


1

Тип урока.

Урок открытия нового знания

2

Класс.

4

3

Тема

«У Черного моря»

4

Образовательная программа, автор.

Школа России. Плешаков А.А.

5

Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе.

«Природа России»

6

Формируемые УУД

Личностные

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; творческий подход к выполнению заданий; творческий подход к выполнению заданий

Регулятивные


-Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

-Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

Познавательные


- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей

-Добывать новые знания: извлекать информацию представленную в разных формах

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний

Коммуникативные

-Доносить свою информацию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи

-Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

-Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

7

Цель:

  • Ознакомить с климатическими условиями зоны субтропиков (понятие “субтропики” изучают в рамках программы 4 класса);

  • Формировать представление об особенностях животного и растительного мира Черноморского побережья Кавказа

Задачи урока:

  1. Познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью человека.

  2. Сформулировать правила поведения человека, отдыхающего у Чёрного моря.

  3. Развивать речь, умение наблюдать, умение работать в группах.

8

Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке

Основной дидактический метод

Частные методы и приемы

9

Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования


10

Описание методов оценивания, применяемых на уроке


11

Средства

  • Карта природных зон России;

  • фотографии (ландшафтные картины) природы Черноморского побережья Кавказа;

  • гербарий растений; апельсин, мандарин, лимон, лист лавра;

  • презентация учителя;

  • учебник Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для четвёртого класса четырёхлетней начальной школы. В 2 ч. Ч. 1./А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2014

  • фонограмма «Шум моря»;

  • светофоры для каждого уч-ся.

12

Описание возможных методических вариантов урока в зависимости от аудитории


13

Планируемые результаты


Личностные

- осваивать социальную роль обучающегося . осваивать мотивы учебной деятельности;

- проявлять целостный взгляд на мир, понимать разнообразие природы России;

- понимать ответственность за сохранение объектов природного наследия.


Предметные

- показывать на географической карте

природную зону;

-иметь представление о природной зоне субтропиков(неживая природа, растения , животные);

- моделировать цепь питания природной зоны;

-иметь представление об освоении природной зоны человеком.

Метапредметные

-определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения;

-извлекать информацию из карты, таблицы;

-устанавливать причинно- следственные связи;

- рассказывать о природной зоне по плану;

-готовить сообщения ;

-сравнивать природные зоны: определять сходство и различие.

Ход урока:


Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ресурсы,

оборудование

Время

Планируемый результат

I. Мотивация к учебной деятельности

Настроить учащихся на рабочий лад, определить понятия чему ребёнок хочет научиться, что он может и зачем ему это нужно.

Здравствуйте!

Быстренько проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

- Чему мы учимся на уроках окружающего мира?

- А для чего вам нужны эти знания?

- Похлопайте в ладоши, если вы готовы узнавать новое.








(высказывают своё мнение)


Хлопают в ладоши

Музыкальная фонограмма

2 мин.

Дети настроены на урок и готовы работать с учителем. Учащиеся мотивированы к учению.

II. Актуализация знаний и постановка проблемы

- Создание проблемной ситуации.

Пора отправляться в дорогу, но куда, отгадайте!

- Направо вода и налево вода
Плывут здесь суда и туда и сюда
Но если захочешь напиться, дружок,
Соленым окажется каждый глоток.

- Итак, мы отправляемся в путь, но не отдыхать, а  новую зону  России изучать.

-Сегодня мы будем изучать море России.

-Отгадайте, какое море самое южное и тёплое море?

-Сформулируйте тему урока.

-Как вы думаете, какие цели нашего урока?

- Как вы думаете, о какой природной зоне мы будем говорить?


Ответы детей.

















Ответы детей (Черное море)




Субтропический


3 мин

Дети учатся выявлять проблему

III. Выявление причины и места затруднения

1.Работа со словарем




- Субтропики ? Посмотрим его значения в толковом словаре. ( слайд 15)

- «Это территория под тропиками, области, лежащие к северу и к югу от тропиков, по климату приближающиеся к жаркому, тропическому поясу».











2 мин.

Дети задумаются что такое субтропик и где это находится?

IV. Построение проекта выхода из затруднений

Вызвать у учащихся интерес решения проблемы.


Рассматривание побережья Чёрного моря по карте природной зоны России с. 72-73 учебн.

- Внимательно посмотрите на эту карту, найдите субтропики, изучите условные обозначении.

- Что нам расскажет карта?

- Где в основном находится эта зона? (географическое расположение и климат - слайд 16-17).

(уч. стр.127-133)

- Узнаем больше о побережье Чёрного моря:

1гр.- ботаники узнают и расскажут о растительном мире; (127-132)

2гр. – зоологи- о своеобразии животного мира Черноморского побережья Кавказа и о обитателях Чёрного моря; (128-130)

3гр. –экологи – о экологических вопросах Черноморского побережья.(131-133)

(зона занимает очень маленькую территорию на побережье Черного моря, Кавказские горы, которые являются преградой для холодных северных ветров, поэтому там умеренно жаркое лето и теплая зима, много осадков)


6 мин.

Учащиеся логически мыслят. Бесконфликтно делятся на группы, умеют придать значимость каждому её члену.

V. Этап реализации построенного проекта




















«Ботаники»


-Разнообразен ли растительный мир этой зоны?

-Как человек использует благоприятные условия для выращивания плодовых растений?
























«Зоологи»


-Разнообразен ли животный мир этой зоны?
















«Экологи»


-Как влияет человек на экологию Черноморского побережья?
































«Ботаники»

Много на побережье декоративных растений. Богато представлены пальмы. Широко распространены магнолия, акация серебристая. Благоприятные условия – тепло и влага дают возможность расти высоким деревьям с крупными листьями, теплолюбивым деревьям.

Леса кавказских субтропиков сильно отличают от средней полосы страны, и имеют некоторые сходства с лесами влажных тропиков. Деревья густые и высокие, что обусловлено влажным климатом. Другая особенность субтропиков – присутствие в крупных вечнозеленых лиственных кустарников и даже небольших деревьев (самшит, лавровишня, бук, кипарис, тис). Здесь выращивают лимоны, апельсины, мандарины, виноград. Поздней осенью деревья покрываются золотыми и оранжевыми плодами. С одного мандаринового дерева собирают до тысячи плодов в год, отдельные апельсиновые деревья дают по 5 центнеров фруктов.)

«Зоологи»

Животный мир Черноморского побережья очень разнообразен.

Сообщения:1.Медузы..Дельфины.3.Цикада4.Мидии.

На склонах Главного Кавказского хребта расположен Кавказский государственный биосферный заповедник. Он был создан в 1924 году, чтобы взять под охрану природу горной части Западного Кавказа, восстановить численность ценных видов зверей и птиц, в первую очередь зубра, тура, серны, кавказского оленя.

Много интересных насекомых можно увидеть на Черноморском побережье: ос, комаров, стрекоз, бабочек, жуков и много других.

«Экологи»

Берег Чёрного моря – это место, куда приезжают отдыхать тысячи людей из всех уголков России. Но, к сожалению, и здесь возникли экологические проблемы: сточные воды и бытовой мусор загрязняют море. Человек бывает, безжалостен к природе: бросает бытовой мусор на побережье, обламывает ветки деревьев и кустарников, обрывает цветы, ловит жучков и бабочек, уничтожает медуз и крабов. Но некоторые люди вместо того, чтобы купаться осторожнее, предпочитают уничтожать медуз: выбрасывают их на берег, где они погибают под лучами солнца

В Красную книгу внесены редкие растения этих мест.

Иглица колхидская, самшит колхидский, тис ягодный. В районе Сочи есть уникальная тисо-самшитовая роща, которая находится под особой охраной. На страницы Красной книги попали некоторые животные, например дельфин черноморская афалина, жужелица кавказская. Для сохранения природы Черноморского побережья Кавказа в 1983 году создан Сочинский национальный парк. Он включает город-курорт Сочи и его окрестности, в основном горные леса.











































11 мин.






















































Уметь внимательно слушать учителя, вести с ним диалог.

Уметь слушать и уважать своих товарищей. Уметь воспроизводить материал. Уметь анализировать, выявлять лишнее и делать выводы.































VI.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач

-Какое замечательное место Черноморское побережье. Многие из вас летом отдыхали на Черноморском побережье. Прошу наших

«Туристов» рассказать об интересном отдыхе и представить проекты

« Подарки с юга»

Физкульминутка

Как на море две подружки,

Птицы чайки - хохотушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Лапками топали,

Крылышками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет!

Всем друзьям физкультпривет!

Уч-ся по слайдам рассказывают о своём путешествии и показывают сувениры с юга.

















6 мин

Уметь выступать перед группой людей.


VII

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Работа с гербарием

Ребята, сейчас поработаем с гербарием, а потом вы напишите по памяти названии гербарии. Посмотрите на гербарий.


Дети рассматривают гербарий.

Выполняют задание, затем проверяют по эталону.


8

мин

Ладить с товарищем по парте, совместно выполнять задания и оказывать помощь. Запоминают гербарии.



VIII

Этап включения в систему знаний и повторения

Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

-Что нового и интересного мы сегодня узнали?

-В какой зоне страны расположено Черноморское побережье?

Субтропики России это?

-Какие деревья часто встречаются на склонах гор субтропиков?

-Какие насекомые обитают на побережье Чёрного моря?

-Кто обитает в Чёрном море?

-Какой климат в субтропической зоне?


-Субтропической

-Небольшая зона у побережья Чёрного моря



-Бук, каштан, кипарис

-Саранча, богомол, цикада

-Медузы, дельфины, камбала

-Умерено жаркое лето и тёплая зима


3 мин

Дети выявляют и фиксируют границы применимости нового знания и учатся использовать его в системе изученных ранее знаний


IX

Этап рефлексии УД на уроке

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия

Великий А.С. Пушкин

писал:

Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.

Чем вам понравился урок?

Кому интересно было работать в группе?

Оцените свою деятельность на уроке с помощью рыбки.

Давайте вернёмся к тем вопросам, которые мы поставили для себя в начале урока.

-На все ли вопросы получили ответ?

-Я думаю, что когда наступит лето, многие из вас поедут к берегам Чёрного моря. И мне бы очень хотелось, чтобы отдыхая, вы помнили о памятках, составленных на сегодняшнем уроке. Чтобы отдыхая, вы берегли не только своё здоровье, но и здоровье окружающей вас природы.

Спасибо всем за урок.

















Ответы детей


4 мин

Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки