8
Конспект учебного занятия в 4 классе по курсу
«Основы православной культуры».
Тема: «Пасха».
Разработчик:
Фролова Г.Д., учитель ОРКСЭ
МБОУ СОШ № 15 с. Казинка
Шпаковского района
Ставропольского края
Цель: Создать условия для усвоения и ознакомления детей с историей празднования Светлого Христова Воскресенья, пасхальными традициями, обычаями, играми; пробудить интерес к старинным русским обрядам.
Задачи:
Личностные:
формировать собственный целостный взгляд на мир, чувство гордости за Родину и русский народ;
развить сопереживания к чувствам других людей;
Метапредметные:
учить слушать собеседника и признавать иную точку зрения;
учить осуществлять поиск и обработку информации.
Предметные:
формировать представление детей об истории празднования Светлого Христова Воскресенья, о пасхальных традициях, обычаях, играх;
развивать умение осознавать ценность человеческой личности.
Основные понятия: Воскресение. Спаситель. Великий пост. Светлое Христово Воскресение (Пасха).
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, магнитофон, карточки со словами.
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим разговор об Иисусе Христе. Но сначала вспомним, что мы уже знаем.
II. Актуализация ранее изученного (Слайд 2)
- Что означают слова воплощение, Богочеловек?
- Почему крест – орудие пытки и страданий Христа – стал символом любви к людям?
- Расскажите, что обозначает каждая символика креста.
III. Изучение нового материала
- Ребята, какие церковные праздники вы знаете? (Ответы). Сегодня мы поговорим о главном православном празднике. А о каком, вы должны мне будете сказать.
Сердца свободны от страстей…
Так чудодейственно влияют
Слова святые на людей!..
Христос воскрес!..
О миг священный!..
О чудо, выше всех чудес,
Какие были во вселенной!..
Христос воскрес!
Христос воскрес!
- Итак, кто даст ответ на вопрос: « Как этот праздник называется?»
( ответы детей)
(Слайд 3)
- Верно – это Пасха. Запишите тему урока в тетрадь.
IV.Подготовка к новой теме.
- А что вы знаете о Пасхе? (возможные ответы детей)
V. Работа над новой темой.
- Вы все верно сказали. Жизнь Христа не закончилось Его смертью. После распятия Христос вернулся к жизни – воскрес. Воскресенье – не только день недели, но и день возобновления жизни. И это происходит весной, когда дни уже длиннее, а ночи короче. Начинает просыпаться природа, рождаются насекомые, птицы.
Слово «Пасха» еврейское. Пасхой называют древний праздник, посвященный исходу израильтян из Египта. В христианской церкви слово «Пасха» получило особый смысл и стало обозначать « прехождение от смерти к жизни». Праздник Пасхи связан с событиями Воскресения Христова.
(Слайд 4) На третий день после погребения Христа, ранним утром в воскресенье Мария, Саломия, Мария Магдалина и Иоанн – ученик Христа пошли ко гробу, чтобы принести благовония, предназначенные для тела Иисуса. Подойдя, они увидели, что большой камень, заграждавший вход в гроб, отвален, гроб пуст, а на камне сидит Ангел. Женщины очень испугались. Ангел же сказал: «Не бойтесь, я знаю, что вы ищете: Иисуса распятого. Его нет здесь. Он воскрес, как сказал». Со страхом и радостью поспешили женщины возвестить всех об увиденном.
Пасха! В трубы золотые
Ангелы трубят с небес,
Будьте счастливы, все люди,
Радуйтесь! Христос воскрес
- А как вы думаете, почему праздник Пасхи приходится на разные весенние даты?
Чтение в учебнике раздела «Это интересно».
VI. Работа со словарем.
Что означают слова – воскресение, Пасха, Иисус? (возможные ответы детей)
- воскресение - день возобновления жизни;
- Пасха - « переход», « избавление», «освобождение»;
- Иисус - «Бог спасает», «Спаситель».
VII. Продолжение работы над новой темой.
А начали праздновать Пасху по установлению первого Вселенского собора с 325 года. В этот день отмечают воскресение Иисуса Христа, который своей смертью искупил людские грехи и, воскреснув, избавил людей от власти смерти.
На Руси этот праздник отмечается с X века очень широко.
-Как ваша семья готовится встретить Пасху? (Пекут или покупают куличи, красят яйца, наводят порядок дома).
(Слайд 5)
Празднику предшествует Великий Пост, который длится 40 дней.
-А что такое пост? (ответы детей)
Пост - это особое время в жизни верующих. Пост означает перемены в образе жизни.
(Слайд 6)
• Люди молятся и воздерживаются от пищи (мясо, яйца, молоко и все молочные продукты не употребляют в пищу)
• Стараются жить в тишине (нет развлечений)
• Носят скромную одежду
• Скромность в поведении.
(Слайд 7) -За неделю перед праздником верующие вспоминают события последних дней жизни Христа. Его смерти и Воскресения. Эта неделя называется Страстной. Это время особого строгого поста, молитв и посещения храмов. Страстная неделя (седмица) продолжается до Великой субботы. В Великую субботу прихожане идут в церковь на службу и освещения пасхальных куличей, пасхи и яиц. Люди идут в храм, чтобы встретить самый Великий праздник – праздник Воскресения Христова.
И в последнюю неделю верующие особенно готовятся.
Понедельник: чистят дом, моют окна, стирают бельё.
Вторник: готовят конопляное или льняное «молочко», чтобы поить больных людей.
Среда: талой водой обливают скот, чтобы уберечь от сглаза. Ночью ставят тесто на кулич с молитвой «Отче наш».
Четверг: молодые девушки стригли кончики волос, чтобы лучше росли. Пекли кулич, красили яйца, делали пасху.
Пятница: шли в храм.
(Слайд 8) Суббота: освещали куличи, яйца, пасху.
(Слайд 9) Задолго до полуночи в храмах начинается праздничное богослужение.
(Слайд 10) Оно звучит как гимн Светлому празднику. Многократно звучат слова «Христос Воскресе!» - «Воистину Воскресе!» Свершается Крестный ход вокруг церкви.
(Слайд 11) Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь - это шествие церкви навстречу воскресшему Спасителю. Верующие идут в ночи как мироносицы, которые первыми узнали о Воскресении Христа.
(Слайд 12) Верующие одеты в светлые одежды, держат в руках свечи, это символ духовной радости праздника. Всю ночь поют песни, которые заканчиваются «Христос воскресе!», а верующие отвечают «Воистину воскресе!».
Наступило воскресенье.
- Какое настроение у вас и почему? ( Радостное, весёлое)
- Как этот праздник отмечает ваша семья? Придя из церкви, накрывали праздничный стол. Начинался пир, т.к. почти два месяца православные христиане постились. После долгого строгого поста пасхальный стол не имел запретов. Как правило, в этот день не ходили по гостям, а предпочитали находиться в кругу семьи.
(Слайд 13) А вот следующая за Пасхой неделя называется Светлой. В эту неделю звонят в колокола, проходят торжественные богослужения с песнопениями, ходят друг к другу в гости, а так же, в большей степени, занимаются благотворительностью.
У Пасхи есть свои символы: кулич, пасха, яйцо и свои пасхальные традиции:
• Красить яйца
• Приготовление кулича, пасхи
• Поздравление (христосование)
• Радостное песнопение
• Веселье, игры.
(Слайд 14) Кулич – «праздничный» вид хлеба, который выпекается в особых случаях.
Печется он в память о том, что Иисус Христос, приходя к ученикам после Воскресения, Сам вкушал с ними пищу, апостолы во время трапезы не садились на среднее место за столом, оставляя пред ним часть хлеба, они верили, что сам Господь невидимо присутствует среди них. Творожная пасха – готовится из творога со сливками или сметаной, в виде пирамиды. Это символ пасхального веселья. Если правильно приготовить, то кулич не черствеет 40 дней. Он символизирует присутствие Бога в мире и в человеческой жизни. Красота и ароматность выражает заботу Господа о каждом христианине.
(Слайд 15) Пасхальное яйцо – крашеные яйца. Предание говорит, что их появление связано с Марией Магдалиной, пришедшей во дворец, рассказав императору Тиберио о воскресении Христа. В те времена было принято посещать императора, приносить что-нибудь в дар. Она протянула ему яйцо, т.к. была бедна. Выслушав её, император не поверил и сказал: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в твои слова». Яйцо сразу окрасилось в красный цвет. Это свидетельствует об истинности Христова Воскресения. Яйцо – символ возрождения природы и бесконечности жизни. И все христиане приветствуют друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни.
- Как ваша семья красит и украшает яйца?
Способов украшать яйца очень много. Их красили луковой шелухой или корой деревьев. Яйца, окрашенные в один цвет, называют крашенки.
(Слайд 16) Если на этом фоне были пятна, полоски, крапинки другого цвета – это были крапанки.
(Слайд 17) Ещё были писанки – яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами. Самые распространённые орнаменты на писанках : – солнечные знаки (круги, сочетания кругов, волнистые линии) - растительные мотивы ( цветы, листья, ветки, букеты, гирлянды) - бесконечные спирали, прямые и волнистые линии – символизируют движение. Деревенские умельцы готовили к Пасхе деревянные писанки. В кондитерских продавали шоколадные яйца. А известные ювелиры создавали произведения искусства из фарфора, хрусталя, серебра, золота, стекла, камня. Самые известные – яйца фирмы Фаберже.
VIII. Творческая работа учащихся.
Вот давайте и вы с вами попробуем раскрасить пасхальные яйца.
( раздаточный материал для самостоятельной работы)
В конце урока организовывается выставка работ учащихся.
Пришла весна – пора чудес
Журчит родник – Христос Воскрес!
Светлее в мире нет Словес-
Воистину Христос Воскрес.
Учитель. - Вы сходили в гости, поздравили с праздником и всё – праздник закончился?
И какой праздник без игр! (Проводятся игры)
(Слайд 18) Любимая игра – катание яиц. Устанавливается небольшая горка и начинают с неё катать яйца – у кого дальше укатится, тот и выиграл.
Игра «У кого дольше». По команде нужно раскрутить яйца, у кого дольше вращается, тот и победил.
(Слайд 19) Игра «У кого крепче». Яйца ударяются тупыми или острыми концами друг о друга, выигрывает тот, у кого яйцо не треснуло.
Были и другие забавы - подвижные игры (эстафета с яйцом). Неотъемлемой частью праздничных забав было катание на качелях.
На Пасху разрешается всем желающим звонить в колокола. Сейчас устраивают Пасхальные фестивали колокольного звона.
Детвора и молодежь водили хороводы, распевали праздничные песенки, устраивали веселые гуляния.
(Слайд 20) И закончить наш урок мне хочется стихотворением К.К.Романова «Хвала воскресшему»
Хвалите Господа с небес
И пойте непрестанно:
Исполнен мир его чудес
И славой несказанной.
Хвалите Господа с небес
Холмы, утёсы, горы!
Осанна! Смерти страх исчез,
Светлеют наши взоры.
Хвалите Господа с небес
И славьте, человеки!
Воскрес Христос! Христос воскрес!
И смерть попрал навеки!
IX. Подведение итога урока. (Закрепление полученных знаний)
-Назовите пасхальные традиции?
- Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни?
X. Домашнее предложение (на выбор):
1. Подготовиться к сочинению на одну из тем.
2. Подготовиться к выполнению задания: создайте небольшой сборник стихов, с помощью которых вы могли бы проиллюстрировать, что вы узнали о празднике Пасха.
3. Рассказать родителям о том, что вы сегодня узнали на уроке.