СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок орфографии в 10 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по подготовке учащихся к ЕГЭ. Повторение орфографии и работа по орфоэпии

Просмотр содержимого документа
«Урок орфографии в 10 классе»

Урок русского языка в 10 классе



Повторение по теме «Орфография»



Цели урока:

Образовательные:

  1. обобщение и расширение сведений о причастии, имен прилагательных и отглагольных прилагательных,

  2. повторение орфограмм, связанных с изучением причастий, имен прилагательных и отглагольных прилагательных;

  3. продолжение работы над подготовкой к ЕГЭ, формирование орфографической и грамматической зоркости.

Воспитательная:

  1. воспитание интереса к родному языку, любви к родному слову.

Развивающие:

1. развитие способностей строить связные высказывания;

2. развитие логического мышления;

3. расширение лексического запаса учащихся.

Оборудование: раздаточный материал (таблицы, тестовые задания, карточки с заданиями).

Тип урока: урок развивающего контроля.

Технологии:

  • здоровьесбережения,

  • поэтапного формирования универсальных учебных действий,

  • развития творческих способностей,

  • информационно-коммуникационные технологии,

  • развитие навыков обобщения и систематизации знаний.

Решаемые проблемы: как научиться использовать алгоритм проведения самопроверки и взаимопроверки?

Виды деятельности:

  • групповая работа;

  • коллективная работа;

  • самостоятельная работа;

  • выполнение задания по алгоритму при консультативной помощи с последующей взаимопроверкой;

  • коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания;

  • комментированное выставление оценок.



Ход урока:

1. Организационный момент

Многие ученые-лингвисты занимались проблемами правописания. Один из них – Лев Владимирович Щерба (советский языковед, академик АН ССР)

- Согласны ли вы со следующими утверждением академика Л.Щербы:

Писать безграмотно – это посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе;

…совершенно ясно, что если все будут писать по-разному, то мы перестанем понимать друг друга.



- Ответ обоснуйте.

Радует, что вы осознаете роль грамотной устной и письменной речи в жизни современного человека. Очевидно, что важно знать нормы орфографии. Человека, знающего орфографию, не допускающего ошибок при письме, называют грамотным.



  1. Орфоэпическая разминка

1. Задание 4 № 191

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

 

созЫв

Отзыв (посла)

добелА

оптОвый

тубдиспансЕр

2. 

создАвший

каталОг

начАв

тОрты

аэропортЫ

  1.  бАнты

начАть

досУг

пОняла

  1.  

укрАла

клАла

звонИт

прИняли

сливОвый (сок)

Безударные гласные в корне. Орфограмма №1. Безударные гласные, проверяемые ударением. (Найти проверочное слово, графически выделить орфограмму.

Залезать – лезет Зализать – лижет ( Как пример)

Вып_лить Вып_лоть

Ум_лять Ум_лять

Пол_скать Пол_скать

Пос_деть Пос_деть

Нав_вать Нав_вать

Оз_мь Оз_мь

3.2. Словарные слова. Орфограмма №2. Сегодня повторим наречие и его написание.

Врукопашную, врозь, вряд ли, всмятку, второпях, вслепую, вскользь, вскачь, вслух, втихомолку, втридорога, втроём, вчерне, въявь, извне, издавна, изнутри, изредка, издали, искоса.





Разминка «Не верь ушам своим». Рассуждать по алгоритму (слова на доске)

С первым луч…м, плащ с капюш…ном, тяж…лая реш…тка, лишь ш…пот и ш…рох камыш…вых зарослей, ч…рный пауч…к, мыш…нок смеш…н, ж…лтый ж…лудь, теч…т роднич…к, медвеж…нок неуклюж, сморч…к, суч…к, чащ…ба, корч…ванный лес, ноч…вка, светляч…к заж…г фонарик, сверч…к, свеж…, подж…г хворост, печ…ный картофель, тишь, ночь.







3.Анализ текста (повторение основных сведений по орфографии)

- Прочитайте текст, подумайте, какую проблему поднимает автор.

1 группа – выписывает из текста примеры слов с орфограммами в корне на разные случаи (безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением, чередующие гласные)

2 группа – правописание приставок

3 группа – правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

4 группа – слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи

Текст

Блюстители чистоты языка часто восстают против того вульгарного жаргона, который мало-помалу внедрился в разговорную речь некоторых кругов молодёжи.

Фуфло, потрясно, шмакодявка. В каждом этом слове мне чудится циническое отношение к людям, вещами и событиям.

С глубокой тоскою узнал я о литературной беседе, которую вела в библиотеке компания школьников, выбиравших интересную книгу:

- Возьми эту: ценная вещь.

- Эту не бери! Лабуда.

- Вот эта жутко мощная книжка!

Неужели тот, кто подслушает такой разговор, огорчится лишь лексикой этих детей, а не тем низменным уровнем их духовной культуры, которым определяется эта пошлая лексика?

Ведь вульгарные слова - порождение вульгарных поступков и мыслей.

И в каждом слове этого жаргона мне видится печать того душевного убожества, которое Герцен называл тупосердием.

Но можем ли мы так безапелляционно судить этот жаргон? Ведь у него есть немало защитников. Выслушаем их внимательно и беспристрастно.

В сущности, из-за чего вы волнуетесь? - говорят они нам. Во все времена мальчики любили и любят напускать на себя некоторую развязность и грубость, так как из-за своеобразной застенчивости им совестно обнаружить перед своими товарищами мягкие, задушевные, лирические, нежные чувства.

А во-вторых, не забудьте, что юным умам наша обычная, традиционная "взрослая" речь нередко кажется пресной и скучной. Им хочется каких-то новых, небывалых, причудливых, экзотических слов - таких, на которых не говорят ни учителя, ни родители, ни вообще "старики". Это бывает со всеми подростками, и нет ничего криминального в том, что они стремятся создать для себя язык своего клана - собственный молодежный язык.

Не стану оспаривать утверждения защитников. Пусть они правы. Но остаётся неразрешённым вопрос: почему же этот защищаемый ими жаргон почти сплошь состоит из пошлых слов, выражающих беспардонную грубость? Почему в нём нет ни мечтательности, ни доброты, ни изящества - никаких качеств, свойственных юным сердцам?

И можно ли отрицать, что в грубом языке чаще всего отражается психика грубых людей?

Главная злокачественность этого жаргона заключается в том, что он не только вызван обеднением чувств, но и сам, в свою очередь, ведёт к обеднению чувств. Попробуйте хоть неделю поговорить на этом вульгарном жаргоне, и у вас непременно появятся вульгарные замашки и мысли. (По К.Чуковскому)

- Какую проблему поднимает автор?

- Корней Иванович очень остро ставит проблему чистоты языка, утверждая: низменный уровень духовной культуры молодежи напрямую зависит от использования ею вульгарной лексики. В последнее время мы наблюдаем распространение грубой нецензурной речи не только среди взрослых, но и среди молодежи и подростков. Многие уже не могут объяснить свою мысль, не пренебрегая бранным выражением, и эта проблема стала будничной, привычной.

Проверка

  1. Вспомним слитное, дефисное и раздельное написание слов

Как нужно рассуждать, чтобы правильно написать наречия, союзы, производные предлоги, местоимения с предлогами и частицами, наречия с частицами (слитно, раздельно или через дефис)?



1. Задание 14 

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 

(И)ТАК, Константин утверждал, что эта поездка прибавила жизненных сил, я говорил ТО(ЖЕ) самое.

ЧТО(БЫ) быть счастливым, нужно стремиться к успеху и в ТО(ЖЕ) время необходимо учиться благородству по отношению к окружающим людям.

Вскоре птицы (СО)ВСЕМ замолкли, кроме одной, которая (НА)ПЕРЕКОР всем монотонно чирикала.

Незнакомец исчез за поворотом ТАК(ЖЕ) внезапно, как и появился, (ПО)ЭТОМУ рассмотреть его не удалось.

(НА)КОНЕЦ дождик перестал, но КОЕ(ГДЕ) ещё толпились тяжёлые громады отчасти рассеянных туч.

 

2. Задание 14 

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 

(ПО)ЧЕМУ, глядя на один портрет, мы (НА)ДОЛГО засматриваемся, любуясь изображением, и равнодушно скользим быстрым взглядом по другому?

Даже после смерти Баха в ТОМ(ЖЕ) магистрате его педагогическая деятельность, ТАК(ЖЕ), как и композиторская, не получила должной оценки.

Многие произведения Левитана проникнуты грустью, может быть, (ПО)ТОМУ, что природа в изображении художника КАК(БУДТО) находится в дисгармонии с жизнью человека.

КОЕ(ГДЕ) (В)ДАЛИ желтеет поспевающая рожь.

Они (КАК)БУДТО сговорились — прибыли в одно и ТО(ЖЕ) время.

3. Задание 14 

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 

Я тебя (НЕ)ВСТРЕВОЖУ (НИ)ЧУТЬ.

Рецензия является жанром литературной критики, но в ТО(ЖЕ)время ее считают и жанром библиографии, (ПО)СКОЛЬКУ она возникла из библиографического описания книги.

Доброта для души ТО(ЖЕ), что здоровье для тела, она ТАК(ЖЕ)необходима человеку.

Когда (НА)ВСТРЕЧУ гостям вышел старик, я (ТОТ)ЧАС узнал его.

Она была благодарна ему (ЗА)ТО, что он (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ часа следил за вещами.

4. Задание 14 

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 

(ИЗ)ДАЛЕКА, всё КАК(БЫ) пригибая на своём пути, покатился гром.

Цветущая сирень распространяла (ВО)КРУГ свой (НЕ)ПОВТОРИМЫЙ аромат.

Мы так часто ищем смысл жизни, забывая о близких людях, (ПО)ЭТОМУ ТАК(ЖЕ), как и смысла в жизни, не находим взаимопонимания.

Бывают любимые женщины, чьи глаза воздействуют на нас не(В)ПРЯМУЮ, а позже, КАК(ТО) неожиданно.

Меня ТО(ЖЕ) в этом деле ЧТО(ТО) тревожило.

5. Задание 14 № 170

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 

(ЧТО)БЫ вовремя приехать (НА)ВСТРЕЧУ, мы вышли пораньше.

(ПО)ПРИЧИНЕ затяжного (НЕ)НАСТЬЯ поход был отменён.

Мещёрский край ТАК(ЖЕ) скромен, как и картины Левитана, и есть в нём ТО(ЖЕ) величие и спокойствие, что и в картинах художника.

Мы взглянули (НА)ПРАВО, но дороги так и (НЕ)УВИДЕЛИ.

(В)СЛЕДСТВИЕ плохой погоды мы (ТО)ЖЕ остались в избе до вечера.

6. Задание 14 

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 

Солнце пронизывало в лесу всё (НА)СКВОЗЬ, кроме сосняка, да и тот КОЕ(ГДЕ) был изрезан золотом лучей.

Взглянешь на усыпанное звёздами небо и поймёшь, (ПО)ЧЕМУ природа КАК(ТО) по-особенному молчалива.

Не всё благополучно с речью в быту, (ОТ)КУДА она(ЗА)ЧАСТУЮ переносится на сцену.

Возраст города обычно определяется (ПО)ТОМУ, когда город(В)ПЕРВЫЕ упоминается в письменных источниках.

Он увидел лотки с цветами и отругал себя ЗА(ТО), что не догадался купить цветов (ЗА)РАНЕЕ.

7. Задание 14 

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 

(И)ТАК, подытожим всё сказанное: лес — наш целитель, наше богатство и, (НА)КОНЕЦ, лучший наряд земли.

Надо было дождаться Семёнова во ЧТО(БЫ) то ни стало, (ПО)ТОМУ что его приезд решал многое.

Небо хмурилось ТАК(ЖЕ), как и вчера, море штормило, (ПО)ЭТОМУ прогулку на катере пришлось отложить.

(В)ТЕЧЕНИЕ прошлого лета мне пришлось жить в старинной подмосковной усадьбе, (ПРИ)ТОМ она не была похожа на обычные усадьбы.

Ты ТО(ЖЕ) должен иметь это (В)ВИДУ.

8. Задание 14 

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. Пять заданий делаем вместе, а потом самостоятельно.

 

(В)СКОРЕ мы вышли на поляну, (И)ТАК обрадовались долгожданному отдыху, что тут же поспешили снять рюкзаки.

(ПО)ТОМУ, как говорил собеседник, было понятно, что он ТО(ЖЕ) волнуется.

На дворе от надвигающейся (ОТО)ВСЮДУ растительности стало КАК(БУДТО) теснее.

Иногда бродишь (В)СЛЕПУЮ по дому и тратишь (ПО)ПУСТУ время.

(ВО)ВРЕМЯ отпуска отец (ПО)МНОГУ работал.

9. Задание 14 

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 

(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ дня отец несколько раз вспоминал прошлую свою жизнь, но, ЧТО(БЫ) он ни рассказывал, всё было интересно.

(ЗА)ТЕМ холмом стоит моя деревня, и мне грустно (ОТ)ТОГО,что давно я там не был.

(И)ТАК, начнём с того, что я (НА)КОНЕЦ прибыл в родной город.

Хоть в шёлк одень (НЕ)РЯХУ, всё глядеть (НЕ)(НА)ЧТО.

(В)ТЕЧЕНИИ реки был резкий поворот, (ПО)ЭТОМУ нам пришлось переносить лодки посуху.

10. Задание 14 

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 

Эксперимент был проведён удачно, ПРИ(ЧЁМ) впервые, (ПО)ЭТОМУ все были очень довольны.

(В)НАЧАЛЕ сентября ночи становятся холодными, морозными, (ЗА)ТО дни стоят тёплые, безветренные.

Баржа двигалась (ПО)ПРЕЖНЕМУ вниз по течению, но (НА)СТОЛЬКО медленно, что казалась неподвижной.

Пелагея была человеком (НА)РЕДКОСТЬ открытым, добрым; (ЗА)ТО её и любили в деревне.

ГДЕ(ТО) на ЮГО(ВОСТОКЕ) шел бой.

11. Задание 14

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 

Я человек небогатый; дела мои расстроены, да и к ТОМУ(ЖЕ) мне наскучило кочевать с места на место (В)ТЕЧЕНИЕ целого года.

По некоторым мелочам, ПО(ТОМУ), например, как оба они (В)МЕСТЕ варили кофе, я мог заключить, что живут они мирно, благополучно и что они рады гостю.

(В)НАЧАЛЕ сентября ночи становятся холодными, морозными, (ЗА)ТО дни стоят тёплые, безветренные.

(В)СКОРЕ Степан привезёт почту, а ТАК(ЖЕ) продукты.

Лес (ВО)КРУГ (КАК)БУДТО притих в ожидании чего-то.

12. Задание 14 

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 

(ОТ)ТОГО места, где они распрощались с Бруком, их отделяли теперь по меньшей мере пять километров, (ПО)ЭТОМУ возвращаться назад не было уже никакого смысла.

И бледная поганка ТО(ЖЕ) нужна, (ПО)ЭТОМУ её создала природа.

ТУТ(ЖЕ) потребовалось просить малознакомых людей, ЧТО(БЫ) позвонили маме.

Хозяйка не могла понять, (ПО)ЧЕМУ я так долго, (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких минут, разглядываю фотографии на стене.

(В)ТЕЧЕНИЕ недели (ПО)СРЕДИ нашего двора шла бурная работа.

13. Задание 14 

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 

В ответ на веские доводы доктор согласился быть моим секундантом; я дал ему ТАК(ЖЕ) несколько наставлений (НА)СЧЁТ условий поединка.

(В)ТЕЧЕНИЕ суток М.В. Ломоносов наблюдал прохождение Венеры по солнечному диску и (В)ПОСЛЕДСТВИИ опубликовал свои выводы в специальной работе.

(В)СЛЕДСТВИЕ того что работа электрических потенциальных сил не зависит от формы пути единичного заряда, на каждом из параллельно соединённых проводников возникает одно и ТО(ЖЕ) напряжение.

Нет возможности рассмотреть на картине фигуру блудного сына, лица его почти не видно, но (В)СЛЕД за ним мы мысленно падаем на колени и ТАК(ЖЕ) переживаем встречу с отцом, как и вернувшийся сын.

(ПО)ОСЕННЕМУ лесу (НА)ВСТРЕЧУ мне шла девушка.

14. Задание 14 

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 

Петровы ТО(ЖЕ) отдыхали на Кавказе и (ПО)ЭТОМУ так хорошо знают эти места.

ПО(ТОМУ), как отец посмотрел на меня, я понял, что он ТО(ЖЕ) знает о происшествии.

Среди знакомого леса теряешься, словно все деревья и кусты ТОТ(ЧАС) скинули общую зелёную маску, (ТО)ЖЕ самое дерево выглядит совсем иначе.

НА(КОНЕЦ) стало темнеть, и я, (ТАК)ЖЕ как и мои товарищи, потерял надежду дойти сегодня до устья реки.

(ПО)ТОМУ , как волновался Михаил, стало понятно, что ему ТАК(ЖЕ) , как и мне, небезразлична судьба Марии.

15. Задание 14

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 

ЧТО(БЫ) воспитать щенка, необходимо много усилий, ЗА(ТО) сколько радости он вам доставит!

Младший сын ТАК(ЖЕ) любил книги, как и все в нашей семье, (ПО)ЭТОМУ у нас не возникло сомнения в том, что подарить ему в день рождения.

ЧТО(БЫ) рыба клевала ТАК(ЖЕ) хорошо, как вчера, я накопал свежих червей.

Я благодарю Вас, а ТАК(ЖЕ) Вашего секретаря ЗА(ТО), что мне дали возможность изучить этот проект.

(В)СКОРЕ в конце улицы ИЗ(ЗА) угла показался прохожий.

16. Задание 14 

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 

Рыжики можно собирать как осенью, так и (В)ТЕЧЕНИЕ всего лета: всё зависит (ОТ)ТОГО, какое лето.

(НА)КОНЕЦ мне удалось поймать (ТОТ)ЧАС, когда косые лучи солнца начинают пронизывать лес, словно золотые спицы.

Точно ТАК(ЖЕ), как детство человека кажется ему (В)ПОСЛЕДСТВИИ прекрасным, воспоминания о суровой заре человечества окрашены для нас в романтическую дымку.

Он владел языком ТАК(ЖЕ) легко, как люди владеют своим голосом, (ПО)ТОМУ что учился языку у простых людей.

У подножия сосны просвеченные (НА)СКВОЗЬ , хрупкие, нежные, (ИЗ)НУТРИ светятся ландыши.





5.Повторим правописание н-нн в разных частях речи

1) Правописание н-нн в прилагательных

Ан, ян, ин –енн, онн стеклянный, деревянный, оловянный, ветреный

2) «Правописание –Н/-НН в причастиях и отглагольных прилагательных».

(Задание выполняется при консультативной помощи учителя. Повторение происходит с опорой на таблицы 1, 2)

Учитель: Если перед Вами слово, которое произошло от глагола и отвечает на вопрос КАКОВ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?, то оно может быть причастием или отглагольным прилагательным. Очень важно это правильно определить, потому что в суффиксе отглагольных прилагательных пишется –Н-, а в суффиксе полных страдательных причастий пишется –НН-. Это можно сделать, ориентируясь лишь на грамматические признаки, так как при одном лексическом значении слово может переходить из разряда отглагольного прилагательного в разряд причастия (картошка жареная- отглагольное прилагательное, а картошка, жаренная на сковороде- причастие!)

Таблица 1

Образовано от глагола несовершенного вида (отвечает на вопрос что делать?)

соленый суп (что делать? - солить)

вязаный свитер (что делать? - вязать)

плетеный ремешок (что делать? - плести)

тушеная капуста (что делать? - тушить) Примечание: в сложном слове второй корень рассматривается отдельно от первого:

золототканый материал (ткать - что делать?)

  1. Образовано от глагола совершенного вида (отвечает вопрос что сделать?):

Решенное дело (что сделать? - решить)

купленное пальто (что сделать? - купить)

брошенная вещь (что сделать? - бросить).

ИсключениеРАНЕНЫЙ

2. В слове нет приставки или есть единственная приставка НЕ:

мороженая рыба (нет приставки),

несоленая еда (есть единственная приставка НЕ-).

Примечание: иногда за приставкой НЕ прячется вторая приставка, которая и влияет на правописание НН.

Например, неСкошенный.

2. В слове есть приставка (не считая приставки НЕ-):

покрашенный (есть приставка ПО-);

пересоленный (есть приставка ПЕРЕ-),

связанный (есть приставка С-).

3. Нет зависимого слова: вязаный свитер.

3. Есть зависимое слово (к нему можно заедать вопрос от причастия): вязанный (кем?) бабушкой свитер (бабушкой - зависимое слово).



4. Наличие в слове суффиксов -ОВА-, -ЕВА-:

мариноваННый, эрудироваННый, асфальтироваННый.

Исключение:

КОВАНЫЙ, ЖЕВАНЫЙ (в этих словах -ови -ев- входят в состав корня, а не суффикса).

Запомни слова-исключения:

НН пишется:

медленный, священный, желанный, жеманный, нечаянный, невиданный, неслыханный, негаданный, нежданный, слушанный, слышанный, смотренный, данный, доморощенный, деланный, чванный, чеканный.

Н пишется:

смышленый, раненый, названый брат (но: названная буква), посаженый отец (но: посаженные деревья).



3) Правописание –Н- и –НН- в кратких страдательных причастиях и кратких отглагольных прилагательных

Учитель: Часто вызывает затруднение правописание –Н- и –НН- в суффиксе кратких прилагательных и кратких страдательных причастий. Необходимо уметь их различать, так как в суффиксе кратких причастий всегда пишется одна буква –Н-, а в суффиксе кратких прилагательных –Н- или –НН-, в зависимости от того, сколько писалось в полной форме прилагательного.

Таблица 2

Краткие страдательные причастия всегда можно заменить глаголом в форме прошедшего времени:

деньги были изысканы к сроку (= изыскали),

семена рассеяны (= рассеяли),

ягоды подавлены (= подавили)

Краткие отглагольные прилагательные нельзя заменить глаголом, их можно только заменить полной формой прилагательного:

она была изысканна (изысканная), девочка рассеянна и невнимательна (рассеянная),

люди подавленны(подавленные).



  1. Повторение правописания –Н/-НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

Для выполнения данного задания используется материал, который обучающиеся группы самостоятельно готовили дома. Работа выполняется с опорой на таблицы 1, 2.

Пример задания: (под диктовку – по цепочке)

Балова...ый ребенок, замаскирова...ый вход, плете...ая корзина, измуче...ый вид, груж...ая дровами машина, груже...ая машина, нагруже...ая машина, неслыха...ые обстоятельства, ране...ый в руку солдат, гаше...ая известь, негаше...ая известь, назва...ый брат, моще...ая дорога, писа...ые акварелью картины, ране...ый боец, переплавле...ый металл,.

  1. Динамическая пауза (2 мин.)

Задание: при написании в слове  -Н- - хлопаем в ладоши, при написании -НН- - топаем ногами.

Квалифицированный специалист

Вязаная кофта

Вязанная спицами кофта

Священный союз

Выглаженное мной платье

Высушенные грибы

Потерянная книга

Операционный стол

Разбросанные вещи

Крашеный пол

Исклёванные ягоды

Песчаный берег

Клюквенный кисель

Тополиный пух

Выигранный матч

Фасованные продукты

  1. Закрепление

Работа по выполнению тестовых заданий.

Задание выполняется коллективно. Предлагается совместный разбор тестового задания, в котором встречаются задания на все виды разобранных орфограмм.

1. В каком слове пишется одна Н?

1) закопчен...ые стены

2) трава подстрижен...а

3) неждан...ый

4) слышан...ая мною история

2. В каком слове пишется одна Н?

1) свежезаморожен...ые овощи

2) швы отстрочен...ы

3) перевязан...ая рука

4) вязан...ые бабушкой носки

3. В каком слове пишется одна Н?

1) общепризнан...ое мнение

2) сушен...ые в печи грибы

3) стилизован...ый интерьер

4) морожен...ая рыба

4. В каком слове пишется одна Н?

1) обоснован...ый вывод

2) избалован...ый ребенок

3) площадь оцеплен...а

4) асфальтирован...ая улица

5. В каком слове пишется НН?

1) ранен...ый боец

2) кожан...ое кресло

3) юн...ый возраст

4) воспитан...ый человек

6. В каком предложении содержится слово с двумя НН?

1) Работа выполнен...а безупречно.

2) Задача решен...а правильно.

3) Девушка хорошо воспитан...а родителями.

4) Учительница строга и сдержан...а

7. В каком предложении содержится слово с двумя НН?

1) Участки застроен...ы.

2) У работников предприятия ненормирован...ый рабочий день.

3) Во двор въехала гружен...ая машина.

4) Поля засеян...ы пшеницей

8. В каком ряду есть «третье лишнее»?

1) куплен...ые книги, избалован...ый ребенок, сушен...ые на солнце яблоки

2) нехожен...ые тропы, незван...ые гости, трава скоше...а

3) подписан...ый договор, решен...ая задача, желан...ый ребенок

4) исключен...ый из школы, коротко стрижен...а, бешен...ая скорость

9. На месте каких цифр пишется НН?

В конце 19 века Александром Паншиным были сконструирова(1)ы невида(2)ые, удлине(3)ые коньки, которые и позволили ему победить фи(4)ского и норвежского скороходов.

а) 1,2; б) 2; в) 2,3; г) 3,4

10. На месте каких цифр пишется НН?

Может быть, коньки назва(1)ы коньками именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитком в виде лошади(4)ой головы.

а) 1,2; б) 2,3; в) 1, 2, 3; г) 3, 4

Ключ к тесту:

  1. 2

  2. 2

  3. 4

  4. 3

  5. 4

  6. 4

  7. 2

  8. 3

  9. В

  10. Б



  1. Комментированное выставление оценок.

  2. Рефлексия деятельности

Цель: подведение итогов урока.

- Достигли ли мы цели, которые были поставлены нами в начале урока?

- Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?

- Выберете любое начало фразы и продолжите ее (рефлексия):

  • Сегодня я узнал…

  • Было трудно…

  • Я понял, что…

  • Теперь я могу…

  • Я научился…

  • У меня получилось…

  • Я смог…

  1. Домашнее задание:

Самостоятельно подобрать примеры тестовых заданий (не менее 10) на орфограмму «-Н- и -НН- в различных частях речи».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!