Оркестр русских народных инструментов.
Слайд 1. Вход в класс под р.н.п. «Светит месяц» Учащимся предлагается сесть по группам при помощи выбора нот разного цвета(3 группы).
Слайд 2. Музыкальное приветствие.
Слайд 3. Здравствуйте ребята! Я рада видеть Вас на уроке. Надеюсь, наше занятие пройдёт интересно и будет наполнено музыкой, творчеством, поиском. Желаю всем получить новые знания и отличные оценки.
Сегодня, ребята я приглашаю вас вместе со мной и нашими гостями в очередное путешествие по удивительному миру музыки, чтобы расширить свои познания. Вы готовы?
А начну я с загадки, отгадав которую вы поймете, о чем же сегодня пойдет речь.
Бубен есть, трещотка, дудка,
Балалайка, гусли, домра,
Есть баян и вот гармошка,
Даже расписные ложки,
Все играют звонко, дружно,
Слушать их не надоест,
Отгадать ребята, нужно,
Что же это…. (ОРКЕСТР)
И так о чем же сегодня пойдет речь???
У: Правильно – об оркестре.
Ребята, а что же такое оркестр?
У: ОРКЕСТР – коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах.
Оркестры по своему составу, как вы знаете, бывают разные. О каком оркестре идет речь в моей загадке? ( об оркестре нар. инструментах)
А что же такое оркестр нар. инструментов?
Слайд 3. И тема нашего урока «Оркестр русских народных инструментов»
Слайд 4. Сегодня на уроке мы познакомимся с историей создания оркестра русских народных инструментов, а так же с русскими народными музыкальными инструментами, их тембровой окраской.
С глубокой древности до наших дней живут рядом с человеком музыкальные инструменты. Много веков подряд в деревнях пели песни и плясала под немудреные звуки самодельных инструментов.
К сожалению, история не сохранила имена народных умельцев, смастеривших первые музыкальные инструменты, но в те далёкие времена исполнителями на них были странствующие, бродячие актёры, которые потешали народ пением и плясками. Кто знает, как их называли? Слайд 5. ( скоморохи). Слайд 6. Издавна люди объединялись и исполняли музыку вместе на разных инструментах. Так стали появляться инструменты. И только в конце 19 века возник первый Оркестр русских народных инструментов под руководством балалаечника Василия Васильевича Андреева, который после успешных концертов в России и за рубежом получил название «Великорусского оркестра». Важно запомнить, что благодаря В.В. Андрееву народные инструменты сохранились, получили широкое распространение и существуют практически повсеместно.
Слайд 7. Все инструменты русского народного оркестра, как и симфонического, можно разделить на четыре группы, но
- Самый важный участник оркестра - дирижер. Оркестр исполняет музыку под его управлением. От взмахов палочки дирижера зависит слаженность игры оркестрантов, темп исполнения произведения, динамика.
У. -Какие инструменты расположены первыми?
Д. - Струнные инструменты.
У.- Почему они так называются?
Д. - Эти инструменты называются струнные, т.к. звук у них извлекают при помощи щипка за струны.
У. - За струнными инструментами расположены…?
Д. - клавишно-духовые инструменты
У. –Далее идут духовые инструменты. А им дали такое название почему?
Д. - Духовыми их называют потому, что звук извлекают путем выдувания из них воздуха.
У. - А какие инструменты зазвучат, если по ним ударишь или потрясешь их?
Д. – Это ударные инструменты.
У. - А теперь пришло время познакомиться с инструментами русского народного оркестра, но чтобы сделать это, вам нужно будет отгадать загадки.
Слушайте внимательно загадки
и дружно называйте отгадки!
Слайды 8-11
Ни один русский народный праздник не обходится без гармони
А какую задорную песенку каждый на празднике по куплетику может спеть? Подскажите мне…частушка. Слайд 12. Ребята, а вы знаете, что такое частушки? (Ответы детей).
Частушка- это веселая песенка, в которой много куплетов, появились частушки 200 лет назад, произошли они от шуточных прибауток и песен, плясовых и игровых припевок. Кто сочиняет частушки? исполняются они в оживленном темпе, характер частушки- озорной, насмешливый, шутливый.
А вы знаете частушки? А кто может их исполнить? Остальные ребята будут вам аккомпанировать на уже знакомых музыкальных инструментах.
- Вижу все вы музыканты, уникальные таланты вот для вас детвора музыкальная игра.
Слайд 13. Прослушайте музыкальный фрагмент в исполнении оркестра народных инструментов. Ваша задача – определить жанр музыки и солирующие инструменты. А я проверю, внимательные ли вы слушатели.
- Какой характер у музыки? (плясовая)
– Какие инструменты звучали? (балалайка, гармонь)
Молодцы, определили ведущие инструменты, именно они являются музыкальными символами России, ведь недаром говорят: балалайка и гармонь разжигают в нас огонь.
Ребята! Народные инструменты познакомили нас лишь с небольшой частью русской народной культуры. И чтобы проверить насколько вы были внимательны, я предлагаю вам несколько заданий по теме сегодняшнего урока. Работать будем в группах. Для каждой своё задание.
1 группа.
Слайд 14. Игра «Третий лишний» - Из ряда слов укажите слово, не соответствующее по какому-либо признаку, ответ должен быть полным: название лишнего слова и почему.
Балалайка, гусли, трещотки.
Ложки, бубен, баян.
Свирель, жалейка, гармонь.
Домра, ложки, балалайка.
Бубен, ложки, гусли.
Рожок, свистулька, трещотки.
Слайд 15. 2 группа должна разделить инструменты по группам.
Слайд 16. 3 группа разгадывает кроссворд.
1. Шумовой инструмент с кожаной перепонкой, натянутой на обруч с бубенчиками. бубен
– Трёхструнный щипковый инструмент. балалайка
2. Ударный инструмент, состоящий из связки деревянных пластинок. трещотка
3. На этом инструменте часто играли пастухи. рожок
4. Струнный инструмент, у которого 3 или 4 струны. домра
5. Инструмент, получивший название по имени древнерусского певца-сказителя. баян
6. Встряхивая ими, играющий извлекает серебристые звуки. бубенцы
7. Дудочка с голосом жалобного звучания. жалейка
– По вертикали получилось название оркестра «народный». Почему его так назвали?
Потому что в большинстве своем музыкальные инструменты были созданы русскими мастерами, имена которых до нас не дошли, и играли на них простые люди.
Эх, оркестр народный,
Раздольно – хороводный!
Если грянет плясовую –
Я со всеми затанцую,
Если песню грустную –
Грусть в душе почувствую!
То он плачет,
То хохочет –
С нами делает,
Что хочет.
Слайд 17.
Ребята, вот и закончился наш урок. У вас у каждого есть нота. А на доске нотный стан с разным настроением весёлым и грустным. Приклейте свою нотку на тот нотный стан, который соответствует вашему настроению. А я посмотрю, с каким настроением вы уходите с урока. Глядя на нотный стан видно, что у вас прекрасное настроение и урок удался.
Слайд 18
Очень часто за событиями,
И за сутолокой дней.
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Это очень важно – знать историю своей Родины. Помнить, любить и уважать традиции своего народа.
Слайд 19.
Ребята, вы все славно занимались, и я с радостью прощаюсь с вами до следующего учебного года. Хочу сказать спасибо вам. До свиданья!