СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок ОРКСЭ "Что такое светская этика?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный  урок  носит  осведомительный характер. Он  готовит  обучающихся  к  изучению новой учебной дисциплины.

Просмотр содержимого документа
«Урок ОРКСЭ "Что такое светская этика?"»

Урок №2

по учебнику «Основы светской этики»


ТЕМА: «Что такое светская этика».

Цели:

Дети:

Формируют первоначальные представления о светской этике;

Развивают самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.

Учитель:

Знакомит с понятиями: этика, мораль, нравственность, светская этика;

Развивает готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную.


Оборудование:

Учебник: «Основы светской этики», авт. А. Я. Данилюк,

издательство «Просвещение», 2012 год;

мультимедийное оборудование;

диск с музыкой: «Одинокий пастух»,

«Мир похож на цветной луг»

презентация к уроку;

таблички со словами: ЭТИКА, МОРАЛЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ, СВЕТСКАЯ ЭТИКА;

ватманский лист, цветные мелки, фломастеры.


Ход урока.

Организационный момент.

Звучит музыка «Одинокий пастух»

Учитель:

Цветёт над тихой речкой яблоня.

Сады, задумавшись, стоят.

Какая Родина нарядная,

Она сама, как дивный сад!


Играет речка перекатами,

В ней рыба вся из серебра,

Какая Родина богатая,

Не сосчитать её добра!


Бежит волна неторопливая,

Простор полей ласкает глаз.

Какая Родина счастливая,

И это счастье всё для вас!

(В. Боков)


Проверка домашнего задания.


Учитель:

- О чём беседовали с родными и друзьями?

Что нового узнали для себя?

Учащиеся рассказывают историю названий улиц города.



Работа над новым материалом.

Работа с цитатами.

Учитель:

- Как вы понимаете смысл этих цитат?



«Не рождается зло от добра и обратно. Различать их нам взгляд человеческий дан».

Омар Хайям.


«Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра».

Лев Николаевич Толстой.


Учитель:

- Догадайтесь, о чём мы будем говорить на нашем уроке.

Дети:

- О добре и зле.

Учитель:

-На уроках мы изучаем языки, литературу, математику, окружающий мир…

- Как вы думаете, какая наука изучает поступки людей с точки зрения представлений о доброте и зле?

Подсказку вы найдёте на обложке нашего учебника.

Дети;

-Этика.

Учитель:

- Что бы вы хотели узнать на этом уроке? Какую поставите цель?

Дети:

- Мы хотим узнать, что такое светская этика?

Что она предполагает?


Учитель:

- Давайте запишем тему урока:

Что такое светская этика.

- Основателем этой науки был древнегреческий философ Аристотель , который ввёл термин «ЭТИКА» в названия своих трудов. В Древней Греции все науки назывались философией. Слово «философия» состоит из греческих слов «фило» - любовь и «софия» - мудрость. Получается, философия – любовь к мудрости. Аристотель считал, что этика – часть философии.

Работа со словарём С. И. Ожегова.

- Давайте обратимся к словарю С. И. Ожегова. Как он объясняет слово «этика».

Дети:

Этика – это одна из форм идеологии – учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе.

Учитель:

- Итак, этика – это учение о морали.

У нас появился ещё один термин – «МОРАЛЬ»

Какое значение имеет это слово? Что говорится об этом в учебнике?

Дети читают статью учебника на стр. 6-7.

Учитель:

- С. И. Ожегов отметил, что мораль – это правила нравственности, а также сама нравственность.

Тогда нам остаётся узнать, что такое нравственность? Обратимся к словарю.

Дети:

Нравственность – правила определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

Работа с учебником.

Чтение учащимися 2 и 3 абзаца учебника на стр. 7.

Работа над притчей о добре и зле.

( Инсценирование.)

«Однажды юноша обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в ученики с тем, чтобы наставить на путь истины.

-Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец.

- Конечно, нет! – ответил юноша.

- А воровать?

-Нет!

-А убивать?

- Нет…

- Так иди, - воскликнул учитель, - и познай всё это. А познав, не делай!»

Учитель:

- О чём эта притча? ( О добре и зле).

- Чему она нас учит? ( Не совершать зла).

- Надо ли понимать совет буквально? Нет, учитель не призывал юношу лгать, воровать и убивать. Он хотел, чтобы юноша понял, что эти пороки присутствуют в жизни.

- Добро и зло переплетены в наше жизни, они не существуют друг без друга. Не чувствуя, не понимая зло, человек не может почувствовать и оценить добро.

Ведь даже в русских народных сказках, которые мы знаем с детства, добро всегда побеждает зло.

- Как же нам сделать мир добрее?

Дети:

- Совершать добрые дела.

Работа с учебником.

Чтение учащимися 4 абзаца учебника на стр. 7.

Работа с притчей о добре и зле.

Учитель:

- Я хочу рассказать вам ещё одну притчу. Задумайтесь над её смыслом.

«Однажды старый мудрец индеец – вождь племени, разговаривал с маленьким внуком.

- Почему бывают плохие люди? – спрашивает его любознательный внук.

- Плохих людей не бывает, - ответил вождь.

- В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, лож, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь?

- Понятно, - сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: - Но какой - же волк побеждает в конце?

Старый индеец едва заметно улыбнулся:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Работа с понятиями «светская» и «религиозная» этика.

Учитель:

- Различают этику религиозную и светскую.

Свет, во вторичном понимании в словаре С. И. Ожегова обозначает: Земля, мир, вселенная, а также люди, населяющие землю.

- А что об этом говорится в 5 абзаце учебника на стр. 7?

Работа по учебнику.

Учитель:

С раннего детства перед ребятами встаёт проблема:

Что такое хорошо и что такое плохо?

Работа с презентацией.

Чтение стихотворения В. В. Маяковского « Что такое хорошо и что такое плохо?»

Закрепление.

Чем наука «Этика» помогает человеку?

- Давайте распределим черты людей на положительные (светлая часть доски) и отрицательные (тёмная часть доски):

Честь, трудолюбие, доброта, справедливость, забота, любовь, дружба, верность, искренность, отзывчивость;

Ложь, воровство, грубость, предательство, эгоизм, зависть, измена, разрушение.

Рефлексия.

Учитель:

- Понравился ли вам урок? Чем? Что запомнилось?

Справились ли мы с поставленными задачами? Смогли ли мы ответить на главный вопрос урока?

Так что же такое светская этика?

Дети:

- Можно сказать, что светская этика помогает человеку самостоятельно совершать добродетельные поступки и строить отношения с людьми, а значит, стать лучше.

(Последний абзац параграфа).

Домашнее задание.

Составить вопросы и ответы на них к уроку №2 «Что такое светская этика».

Творческое задание: прочитать русскую народную сказку, сравнить добрые и злые поступки героев, проиллюстрировать.

Итог урока.

Учитель:

- А как вы представляете себе добрый мир?

Дети:

- Это солнце, это небо, это луг с цветами.

Коллективная работа.

Под песню «Мир похож на цветной луг» ребята на ватманском листе рисуют добрый мир.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!