СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок ОРКСЭ для 4 класса « Праздники народов России»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок ОРКСЭ для 4 класса « Праздники народов России».

Просмотр содержимого документа
«Урок ОРКСЭ для 4 класса « Праздники народов России»»

Урок ОРКСЭ для 4 класса « Праздники народов России»

Учитель: Мустафаева Любовь Васильевна, учитель МАОУ СОШ № 92

Предмет: Основы светской этики

Класс: 4

Тема и номер урока в теме: Праздники народов России (2 урок).

Базовый учебник: М. Т. Студеникин Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики .

Цель: расширить представления учащихся о праздниках и традициях народов России, об их духовном значении.


Задачи:

Обучающие - расширить представления детей о праздниках и традициях, формировать позитивный опыт межнациональных отношений,

Развивающие - развивать интерес к истории своей Родины и умение анализировать народные традиции с позиции нравственности;

Воспитательные - воспитывать ценностное, бережное отношение к историческому наследию.

Планируемые результаты

Предметные: расширение представлений о праздниках народов России, развитие интереса к традициям своего народа, формирование позитивного опыта межличностных отношений.

Личностные: Формировать действия смыслообразования и самоопределения, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование адекватной, позитивной самооценки и самовосприятия, уважительное отношение к своей семье.

Познавательные: формировать позитивный опыт народных традиций и умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проблему урока, устанавливать причинно-следственные связи, произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме.

Регулятивные: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивать свою деятельность, давать оценочную характеристику деятельности других, умение ставить коллективную цель и организовывать свою деятельность.

Коммуникативные: умение участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное, выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета, слушать других людей.

Тип урока: изучение нового.

Формы работы учащихся: работа в группах.


Ход урока.

  1. Организационный момент (1 мин)

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре –
Смело, чётко говорим
И тихохонько так сидим.

2. Проверка домашнего задания (3 мин)

На прошлом уроке мы познакомились с религиями, которые встречаются на территории России.

Каждая группа отвечает на заданный вопрос в карточке.

1 группа: Назовите их. (Христианство, Ислам, Буддизм)

2 группа: Чем отличаются религии? (Разные Боги, молебные дома, святые книги)

3 группа: Чем похожи религии, чему учат? (Да, ребята. Как бы не назывались религии, но учат они любви к ближнему, доброте, поощряют помощь слабым и бедным. Поэтому мы живём бок о бок с людьми других религий и не видим разницы между собой.)

Работа для каждой группы (карточка)

Соедините строчки в таблице:

ПРАЗДНИКИ

КЕМ ОТМЕЧАЮТСЯ

Рамадан Байрам и Курбан Байрам

Буддистами

Пасха и Рождество Христово

Мусульманами

Весак и Сагаалган (Новый год)

Христианами

Слайд №1 Посмотрите на экран. Проверьте. Похлопает себе та группа, которая выполнила задание без ошибок. Молодцы!

ПРАЗДНИКИ

КЕМ ОТМЕЧАЮТСЯ

Рамадан Байрам и Курбан Байрам

Мусульманами

Пасха и Рождество Христово

Христианами

Весак и Сагаалган (Новый год)

Буддистами


III. Постановка темы и целей урока.

Слайд №2-№5.Отгадай, какие слова зашифрованы.

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

- Какая тема урока? Праздники народов России. Запишем в тетрадь.

- С какой целью мы изучаем эту тему? Узнаем какие праздники являются главными в каждой религии и отправимся в мир разнообразных и удивительных праздников.

- Задумайтесь, какие качества формируют у людей эти праздники? Постарайтесь ответить в конце урока.

IV. Работа по теме.

- Какие ассоциации возникают при слове праздник?

( радость, угощение, подарки, веселье, отдых) Слайд.№7

-_Что такое праздник? Откроем словарь Ожегова прочитаем.

Это нерабочий день, день радости, установленный в честь какого-либо события.

- Ребята, вы любите праздники?

Какие самые любимые? ( Ученики называют)

На доске запись. День Победы, День России, 8 марта, серебряная свадьба, праздник Последнего звонка, Пасха, Крещение, Рождество, Курбан- байрам,. Рамадан - байрам, День рождения.

Слайд №8Разделите на 4 группы.

Государственные – это общие для всей страны.

Семейные - это всё то, что длительное время соблюдается потомками, передается из поколения в поколения.

Школьные – это праздники связаны со школьной жизнью.

Религиозные – это праздники связаны с религией – верой в Бога.

- Многие праздники связаны с той или иной религией - верой в Бога. В России проживает более 180 национальностей, имеющих свои обычаи, культуру, и разные религии. Самые распространенные религии в нашей стране - Христианство, мусульманство ( ислам), буддизм. В христианстве 2 ветви: православие и католичество. В России проживают православные христиане.

- Какие народы исповедуют православие: например, русские, украинцы, белорусы, армяне, грузины.

- А мусульманство? (татары, башкиры, чеченцы, казахи. )

А о Буддизме мы будем говорить на следующем уроке.

V. Самостоятельная работа. Работа с учебником и дополнительной литературой ( Приложение 1)

Каждая группа получает свой вопрос, на который должна будет ответить после работы с разными источниками информации. Слайд №11- №15

VI. Проверка.

Слайд №16 Какие предметы вы видите и какой праздник с ними связан?

Как он называется?

Что означает слова «Пасха» (избавление, переход, освобождение) 

А воскресение? (день возобновления жизни.)

Когда в России будет Пасха? Постоянная дата?

Пасха – подвижный праздник, у него нет определённой даты. В этом году праздник Пасхи мы будем отмечать…….. числа.

А что же предшествует празднику Пасхи?

(За семь недель до праздника православные христиане вступают в пору Великого поста).

- А что такое пост?

Пост - это особое время в жизни верующих. Пост означает перемены в образе жизни. Человек в это время старается больше молиться, чаще ходить в храм, воздерживаться от некоторых видов еды и развлечений.

- Кто расскажет историю этого праздника? Слайд.

Иисус был распят на кресте, был прибит большими гвоздями к деревянному Кресту. Эта казнь была очень мучительной. И вот Иисус – Бог и человек одновременно умирает на Кресте. Его отнесли в погребальную пещеру. Вход закрыт огромным камнем. У входа приставлена стража. Через три дня свершилось чудо, Христос воскрес! Первыми о Воскресении Христа узнали жёны – мироносицы, пришедшие ранним утром ко гробу и увидели, что огромный камень отвален от пещеры. Войдя внутрь пещеры, они увидели ангела, сидящего у гроба. Ученики разошлись по разным сторонам , повсюду возвещая радостную весть о том , что больше не надо бояться смерти, её победил Христос – спаситель мира. Он воскрес Сам и воскресит дух каждого, кто поверит ему и будет любить людей так же, как любит он. Такова история праздника.

Что празднуют в день Воскресения Христова ?

В день Воскресения Христова празднуют победу не только над смертью, но и над злом. Так как каждый является частицей тела Христова , наше призвание – быть на земле тем, чем он был в дни своего служения. Чтобы ничто злое, неправедное не отлучало нас от любви Божией. Ибо когда мы совершаем плохие поступки, то отдаляемся от Бога, озлобляемся, ожесточаемся и теряем радость в своей душе, когда же мы творим добрые дела, то радость воскресает в нашей душе.

- Как празднуется праздник Пасха? 

В церквях совершают праздничные службы и крестные ходы вокруг церкви с зажженными свечами.

После окончания службы верующие « христосуются» приветствуют друг друга целованием и словами: « Христос Воскресе», получая в ответ « Воистину Воскресе». Для праздничного стола пекут пасхальные куличи ( сладкий хлеб), делают пасхи из творога, красят яйца.

- Откуда появился обычай дарить крашенные в красный цвет яйца ?

По преданию Мария Магдалина пришла к императору, а так как нему не принято было приходить без подарков, а Мария нечего не имела, она пришла с простым куриным яйцом. Яйцо всегда было символом жизни. Придёт час и вырвется из плена в виде маленького цыплёнка новая жизнь. Но когда Мария стала говорить императору о том, что Христос тоже вырвался из смертельных оков и воскрес, то император только рассмеялся, « это также невозможно, как твоему белому яйцу превратиться в красное» сказал император. И не успел император закончить фразу, как яйцо в руках Марии сало совершенно красным.

На Пасху разрешалось всем звонить в колокола, колокольный звон звучал кругом, поддерживая радостное, праздничное настроение. ( фонограмма звона колоколов)

У Пасхи есть свои символы: кулич, пасха, яйцоСлайд №16

VII. Групповая работа – Пасхальные игры.

Учитель.

Много веков на Руси играли в разные любимые Пасхальные игры. Вам было дано задание рассказать об одной из игр. Давайте послушаем и посмотрим, какие игры приготовила нам каждая группа.

1 группа показывает игру « Катанье яиц» и объясняет правила игры.

2 группа показывает игру « Чоканье яйцами», стукнув тупым или острым концом крашенного крутого яйца о яйцо соперника, - также древняя традиция. Выигрывает тот, чьё яйцо не треснуло, он забирает яйцо соперника.

3 группа показывает игру « Вертушка», по команде дети одновременно раскручивают все крашенки. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель.

VIII .Мусульманские праздники.

-Назовите мусульманские праздники.Чем они интересны?

Один из крупных праздников ислама Рамадан – байрам отмечается в честь окончания поста в месяц рамадан. В соответствии с традицией ислама, именно в этот день Аллах ниспослал пророку Мухаммаду первые стихи Корана. Праздник начали отмечать в 624 году.

Накануне праздника Рамадан – байрам собираются обязательные платежи ( закят) мусульман в пользу общины, также малоимущим членам общины раздаются - продукты питания, но возможна и денежная помощь. В праздник Рамадан – байрам мусульмане совершают в мечети коллективную молитву. После чего верующие поздравляют друг друга, дарят подарки, идут в гости или приглашают к праздничному столу. Праздник продолжается три дня. В это время принято навещать родителей, старших и больных, посещать кладбища, поминая усопших.

- Когда начнётся пост у мусульман?

С 28 июня по 30 июня 2014 . Это девятый месяц мусульманского календаря. В течение месяца соблюдается строгий пост, который подразумевает под собой отказ от воды, еды, от того времени когда « черная нитка начинает отличаться от белой» до полного захода солнца.

Смыслом поста является укрепление веры, духовный рост, переосмысление образа жизни, приоритетов.

IX. Блиц – турнир. Я называю праздник, а вы очень кратко объясняете его суть.

  • Пасха ( Светлое Христово Воскресенье)

  • Рождество ( родился Иисус Христос)

  • Рамадан – байрам ( праздник окончания поста)



X. В какой праздник на праздничном столе вы увидите и угоститесь?

  • Крашенными яйцами и куличом ( Пасха)

  • Кутьёй ( Рождество)

  • Блюдами из баранины, баурсаками ( Рамадан – байрам)

XI Обобщение.

На каких традициях основаны религиозные праздники ?

  • Соблюдают пост.

  • Дата празднования подвижная.

  • Дарит веру в победу добра над злом.

  • Поминают усопших.

  • Помогают малоимущим.

  • Основаны на чистых, светлых порывах души.

XII Итог. Слайд.

О чём мы с вами говорили на уроке?

- Какие качества формируют религиозные праздники?

XIII. Задания на дом: на выбор. Слайд.

  • Приближается великий праздник в мае. Какой?. К какому видов праздника он относится? Кого поздравляют в этот день? А как поздравляют?

  • Сделайте и вы приятное для ветеранов- нарисуйте открытку или сделайте поделку и подарите этот подарок от всего сердца любому ветерану на Празднике 9 мая.

XIV. Рефлексия. Слайд.

Определите состояние вашей души. Возьмите магнитик и поставьте на ту ступеньку, которая соответствует состоянию вашей души.

плохо

хорошо

комфортно

- Ребята,  я  желаю, чтобы в ваших душах сохранилась радость, светлое настроение и пусть везде вам сопутствует удача.

Информационные ресурсы:

  1. Детский портал « Солнышко».

  2. Корытько В.И. Пасхальный благовест.// Начальная школа // 2007. №3.

  3. Лобанова Е. А. Пасхальные традиции русского народа.// Начальная школа // 2005. №3.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!