Урок ОРКСЭ для 4 класса « Праздники народов России»
Учитель: Мустафаева Любовь Васильевна, учитель МАОУ СОШ № 92
Предмет: Основы светской этики
Класс: 4
Тема и номер урока в теме: Праздники народов России (2 урок).
Базовый учебник: М. Т. Студеникин Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики .
Цель: расширить представления учащихся о праздниках и традициях народов России, об их духовном значении.
Задачи:
Обучающие - расширить представления детей о праздниках и традициях, формировать позитивный опыт межнациональных отношений,
Развивающие - развивать интерес к истории своей Родины и умение анализировать народные традиции с позиции нравственности;
Воспитательные - воспитывать ценностное, бережное отношение к историческому наследию.
Планируемые результаты
Предметные: расширение представлений о праздниках народов России, развитие интереса к традициям своего народа, формирование позитивного опыта межличностных отношений.
Личностные: Формировать действия смыслообразования и самоопределения, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование адекватной, позитивной самооценки и самовосприятия, уважительное отношение к своей семье.
Познавательные: формировать позитивный опыт народных традиций и умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проблему урока, устанавливать причинно-следственные связи, произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме.
Регулятивные: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивать свою деятельность, давать оценочную характеристику деятельности других, умение ставить коллективную цель и организовывать свою деятельность.
Коммуникативные: умение участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное, выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета, слушать других людей.
Тип урока: изучение нового.
Формы работы учащихся: работа в группах.
Ход урока.
Организационный момент (1 мин)
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре –
Смело, чётко говорим
И тихохонько так сидим.
2. Проверка домашнего задания (3 мин)
На прошлом уроке мы познакомились с религиями, которые встречаются на территории России.
Каждая группа отвечает на заданный вопрос в карточке.
1 группа: Назовите их. (Христианство, Ислам, Буддизм)
2 группа: Чем отличаются религии? (Разные Боги, молебные дома, святые книги)
3 группа: Чем похожи религии, чему учат? (Да, ребята. Как бы не назывались религии, но учат они любви к ближнему, доброте, поощряют помощь слабым и бедным. Поэтому мы живём бок о бок с людьми других религий и не видим разницы между собой.)
Работа для каждой группы (карточка)
Соедините строчки в таблице:
ПРАЗДНИКИ
КЕМ ОТМЕЧАЮТСЯ
Рамадан Байрам и Курбан Байрам
Буддистами
Пасха и Рождество Христово
Мусульманами
Весак и Сагаалган (Новый год)
Христианами
Слайд №1 Посмотрите на экран. Проверьте. Похлопает себе та группа, которая выполнила задание без ошибок. Молодцы!
ПРАЗДНИКИ
КЕМ ОТМЕЧАЮТСЯ
Рамадан Байрам и Курбан Байрам
Мусульманами
Пасха и Рождество Христово
Христианами
Весак и Сагаалган (Новый год)
Буддистами
III. Постановка темы и целей урока.
Слайд №2-№5.Отгадай, какие слова зашифрованы.
Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
- Какая тема урока? Праздники народов России. Запишем в тетрадь.
- С какой целью мы изучаем эту тему? Узнаем какие праздники являются главными в каждой религии и отправимся в мир разнообразных и удивительных праздников.
- Задумайтесь, какие качества формируют у людей эти праздники? Постарайтесь ответить в конце урока.
IV. Работа по теме.
- Какие ассоциации возникают при слове праздник?
( радость, угощение, подарки, веселье, отдых) Слайд.№7
-_Что такое праздник? Откроем словарь Ожегова прочитаем.
Это нерабочий день, день радости, установленный в честь какого-либо события.
- Ребята, вы любите праздники?
Какие самые любимые? ( Ученики называют)
На доске запись. День Победы, День России, 8 марта, серебряная свадьба, праздник Последнего звонка, Пасха, Крещение, Рождество, Курбан- байрам,. Рамадан - байрам, День рождения.
Слайд №8Разделите на 4 группы.
Государственные – это общие для всей страны.
Семейные - это всё то, что длительное время соблюдается потомками, передается из поколения в поколения.
Школьные – это праздники связаны со школьной жизнью.
Религиозные – это праздники связаны с религией – верой в Бога.
- Многие праздники связаны с той или иной религией - верой в Бога. В России проживает более 180 национальностей, имеющих свои обычаи, культуру, и разные религии. Самые распространенные религии в нашей стране - Христианство, мусульманство ( ислам), буддизм. В христианстве 2 ветви: православие и католичество. В России проживают православные христиане.
- Какие народы исповедуют православие: например, русские, украинцы, белорусы, армяне, грузины.
- А мусульманство? (татары, башкиры, чеченцы, казахи. )
А о Буддизме мы будем говорить на следующем уроке.
V. Самостоятельная работа. Работа с учебником и дополнительной литературой ( Приложение 1).
Каждая группа получает свой вопрос, на который должна будет ответить после работы с разными источниками информации. Слайд №11- №15
VI. Проверка.
Слайд №16 Какие предметы вы видите и какой праздник с ними связан?
- Как он называется?
- Что означает слова «Пасха» (избавление, переход, освобождение)
- А воскресение? (день возобновления жизни.)
- Когда в России будет Пасха? Постоянная дата?
Пасха – подвижный праздник, у него нет определённой даты. В этом году праздник Пасхи мы будем отмечать…….. числа.
- А что же предшествует празднику Пасхи?
(За семь недель до праздника православные христиане вступают в пору Великого поста).
- А что такое пост?
Пост - это особое время в жизни верующих. Пост означает перемены в образе жизни. Человек в это время старается больше молиться, чаще ходить в храм, воздерживаться от некоторых видов еды и развлечений.
- Кто расскажет историю этого праздника? Слайд.
Иисус был распят на кресте, был прибит большими гвоздями к деревянному Кресту. Эта казнь была очень мучительной. И вот Иисус – Бог и человек одновременно умирает на Кресте. Его отнесли в погребальную пещеру. Вход закрыт огромным камнем. У входа приставлена стража. Через три дня свершилось чудо, Христос воскрес! Первыми о Воскресении Христа узнали жёны – мироносицы, пришедшие ранним утром ко гробу и увидели, что огромный камень отвален от пещеры. Войдя внутрь пещеры, они увидели ангела, сидящего у гроба. Ученики разошлись по разным сторонам , повсюду возвещая радостную весть о том , что больше не надо бояться смерти, её победил Христос – спаситель мира. Он воскрес Сам и воскресит дух каждого, кто поверит ему и будет любить людей так же, как любит он. Такова история праздника.
- Что празднуют в день Воскресения Христова ?
В день Воскресения Христова празднуют победу не только над смертью, но и над злом. Так как каждый является частицей тела Христова , наше призвание – быть на земле тем, чем он был в дни своего служения. Чтобы ничто злое, неправедное не отлучало нас от любви Божией. Ибо когда мы совершаем плохие поступки, то отдаляемся от Бога, озлобляемся, ожесточаемся и теряем радость в своей душе, когда же мы творим добрые дела, то радость воскресает в нашей душе.
- Как празднуется праздник Пасха?
В церквях совершают праздничные службы и крестные ходы вокруг церкви с зажженными свечами.
После окончания службы верующие « христосуются» приветствуют друг друга целованием и словами: « Христос Воскресе», получая в ответ « Воистину Воскресе». Для праздничного стола пекут пасхальные куличи ( сладкий хлеб), делают пасхи из творога, красят яйца.
- Откуда появился обычай дарить крашенные в красный цвет яйца ?
По преданию Мария Магдалина пришла к императору, а так как нему не принято было приходить без подарков, а Мария нечего не имела, она пришла с простым куриным яйцом. Яйцо всегда было символом жизни. Придёт час и вырвется из плена в виде маленького цыплёнка новая жизнь. Но когда Мария стала говорить императору о том, что Христос тоже вырвался из смертельных оков и воскрес, то император только рассмеялся, « это также невозможно, как твоему белому яйцу превратиться в красное» сказал император. И не успел император закончить фразу, как яйцо в руках Марии сало совершенно красным.
На Пасху разрешалось всем звонить в колокола, колокольный звон звучал кругом, поддерживая радостное, праздничное настроение. ( фонограмма звона колоколов)
У Пасхи есть свои символы: кулич, пасха, яйцо. Слайд №16
VII. Групповая работа – Пасхальные игры.
Учитель.
Много веков на Руси играли в разные любимые Пасхальные игры. Вам было дано задание рассказать об одной из игр. Давайте послушаем и посмотрим, какие игры приготовила нам каждая группа.
1 группа показывает игру « Катанье яиц» и объясняет правила игры.
2 группа показывает игру « Чоканье яйцами», стукнув тупым или острым концом крашенного крутого яйца о яйцо соперника, - также древняя традиция. Выигрывает тот, чьё яйцо не треснуло, он забирает яйцо соперника.
3 группа показывает игру « Вертушка», по команде дети одновременно раскручивают все крашенки. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель.
VIII .Мусульманские праздники.
-Назовите мусульманские праздники.Чем они интересны?
Один из крупных праздников ислама Рамадан – байрам отмечается в честь окончания поста в месяц рамадан. В соответствии с традицией ислама, именно в этот день Аллах ниспослал пророку Мухаммаду первые стихи Корана. Праздник начали отмечать в 624 году.
Накануне праздника Рамадан – байрам собираются обязательные платежи ( закят) мусульман в пользу общины, также малоимущим членам общины раздаются - продукты питания, но возможна и денежная помощь. В праздник Рамадан – байрам мусульмане совершают в мечети коллективную молитву. После чего верующие поздравляют друг друга, дарят подарки, идут в гости или приглашают к праздничному столу. Праздник продолжается три дня. В это время принято навещать родителей, старших и больных, посещать кладбища, поминая усопших.
- Когда начнётся пост у мусульман?
С 28 июня по 30 июня 2014 . Это девятый месяц мусульманского календаря. В течение месяца соблюдается строгий пост, который подразумевает под собой отказ от воды, еды, от того времени когда « черная нитка начинает отличаться от белой» до полного захода солнца.
Смыслом поста является укрепление веры, духовный рост, переосмысление образа жизни, приоритетов.
IX. Блиц – турнир. Я называю праздник, а вы очень кратко объясняете его суть.
Пасха ( Светлое Христово Воскресенье)
Рождество ( родился Иисус Христос)
Рамадан – байрам ( праздник окончания поста)
X. В какой праздник на праздничном столе вы увидите и угоститесь?
Крашенными яйцами и куличом ( Пасха)
Кутьёй ( Рождество)
Блюдами из баранины, баурсаками ( Рамадан – байрам)
XI Обобщение.
На каких традициях основаны религиозные праздники ?
Дата празднования подвижная.
Дарит веру в победу добра над злом.
Поминают усопших.
Помогают малоимущим.
Основаны на чистых, светлых порывах души.
XII Итог. Слайд.
- О чём мы с вами говорили на уроке?
- Какие качества формируют религиозные праздники?
XIII. Задания на дом: на выбор. Слайд.
Приближается великий праздник в мае. Какой?. К какому видов праздника он относится? Кого поздравляют в этот день? А как поздравляют?
Сделайте и вы приятное для ветеранов- нарисуйте открытку или сделайте поделку и подарите этот подарок от всего сердца любому ветерану на Празднике 9 мая.
XIV. Рефлексия. Слайд.
Определите состояние вашей души. Возьмите магнитик и поставьте на ту ступеньку, которая соответствует состоянию вашей души.
плохо
хорошо
комфортно
- Ребята, я желаю, чтобы в ваших душах сохранилась радость, светлое настроение и пусть везде вам сопутствует удача.
Информационные ресурсы:
Детский портал « Солнышко».
Корытько В.И. Пасхальный благовест.// Начальная школа // 2007. №3.
Лобанова Е. А. Пасхальные традиции русского народа.// Начальная школа // 2005. №3.