СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок ОРКСЭ «КАКОВЫ ИСТОКИ МОРАЛИ?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок ОРКСЭ «КАКОВЫ ИСТОКИ МОРАЛИ?»

Просмотр содержимого документа
«Урок ОРКСЭ «КАКОВЫ ИСТОКИ МОРАЛИ?»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ»

ДАЛЬНЕРЕЧЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

__________________________________________________________________

692132, г. Дальнереченск, ул. Калинина, 91а тел.25-1-71











«КАКОВЫ ИСТОКИ МОРАЛИ?»

УРОК ОРКСЭ

Срок реализации: 1 урок

Возраст детей: 10-11 лет










Разработчик:

Труш Оксана Владимировна,

учитель начальных классов







г. Дальнереченск

2016 г.

Цели урока: обобщить знания учеников об общечеловеческих ценностях: род и семья, культура народов, мораль, этика, нравственность; обобщить знания учеников об истоках морали



Учащиеся будут знать: почему надо уважать семейные традиции; могут ли разные народы найти общие нравственные правила; отличаются ли доброта, нравственность верующего человека и атеиста



Учащиеся научатся: находить нужную информацию, представлять информацию в разных формах: текст, таблица, схема, рисунок; оформлять свои мысли в устной и письменной речи; взаимодействовать друг с другом при работе в парах; проводить небольшие исследования по заданной теме; защищать творческие работы



Оборудование: проектор, экран, компьютер, мультимедийная презентация, бланки с текстовыми заданиями, цветные карандаши, фломастеры, творческие работы учащихся: сочинения, исследования (таблицы), творческие презентации, выставка книг художественной литературы для детей














Слайд №1, 2.

- Посмотрите, как прекрасна наша Земля!

Слайд №3.

- Сколько разных народов живёт на нашей планете!

- Как научиться жить среди людей? Над этим вопросом думало человечество со времён своего рождения. Многие века люди создавали общие для всех нормы поведения.

- Как вы думаете, нужно ли следовать этим правилам?

- Что произойдёт, если люди не будут их соблюдать?

(Например, мы плывём на корабле, и вдруг каждому вздумается делать то, что ему хочется: матросы не станут слушаться капитана, пассажиры захотят сойти на берег, начнут ссориться друг с другом, корабельный врач не захочет лечить больных, а кок не станет готовить еду. Вряд ли наш корабль доберётся до гавани.)

- Без этих норм поведения было бы просто невозможно выжить, успешно трудиться, договариваться.


- Сегодня мы обобщим ваши знания по изученному материалу, откроем истоки правил, истоки норм поведения, заполнив эту схему (схема на доске).

- Но сначала разминка «Проверь себя». Установите соответствие (отработка понятий),


Слайд №4. Самопроверка. (Анализ работ: без ошибок, с ошибками)


- Молодцы, ребята! Вы вспомнили основные понятия наших уроков. А теперь переходим к заполнению схемы (на доске)





Слайд №5. (изображение разных народов, живущих в России)

- Найдите различия между изображениями (разная национальная одежда, язык, культура)

– Что их объединяет? (жители России, одни общечеловеческие правила)

В России живут: русские, татары, чеченцы, чуваши, буряты…У каждого народа есть своя народная культура, свои традиции, язык, обычаи, сказания. Народная мудрость сохранилась в былинах, сказках, легендах, пословицах, притчах. Несмотря на большое разнообразие народных культур у нас в России, правила поведения в каждой культуре строятся на главных человеческих ценностях:

  • законах гостеприимства

  • уважении к старшим

  • заботе о больных и слабых

- Вспомните, чему учат нас народные сказки, пословицы?

(добру, честности, справедливости, взаимопомощи)


Слайд №6. «Ларчик мудрости»: Владимир Мономах – талантливый, образованный и мудрый князь Древней Руси в своём «Поучении» говорил: (читают подготовленные ученики)


«Всем сердцем почитай отца своего, и материнских родов не забудь, помни, что ими рождён ты и ничем не воздал им так, как они тебе»

«Более же всего чтите гостя»

«Старых чтите как отца, а молодых как братьев»

«Лучше слепые глаза, чем слепое сердце»


Вывод: 1) истоком морали является: народная культура (схема)



Слайд №7.

- Найдите различия между изображениями (разные религии)

– Что их объединяет? (в каждой из религий есть учение о правилах, которые объясняют людям, что хорошо, а что плохо, как можно себя вести, а как нельзя)

(Каждая из мировых религий – бесценное сокровище человечества, часть мировой духовной культуры)

С точки зрения верующего человека, нравственные заповеди дарованы нам Богом, а с точки зрения неверующего – созданы самими людьми. Однако те и другие признают общечеловеческие правила морали, главное из которых стало «золотым правилом нравственности»


Слайд №8. «Ларчик мудрости»: Конфуций – древнекитайский мудрец.

Его высказывание: «Не делай другому того, чего не желаешь себе» - стало золотым правилом нравственности


Вывод: 2) истоком морали являются: религия и светская этика (схема)


Слайд №9.

Самые главные правила и нормы, которые должны соблюдать все жители России, записаны в Конституции Российской Федерации:

  • обязанность родителей заботится о своих детях;

  • взрослых детей заботиться о нуждающихся в их помощи родителях;

  • беречь природу, памятники культуры, свободу и достоинство других людей

  • соблюдать равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии


Слайд № 10. - Как одним словом назвать этих людей? (семья).

– Для чего человеку она нужна? (ответы детей)

- Кондратьев Никита провёл своё исследование на тему «Что такое семья». Выступление Никиты

- Димова Ангелина рассказ о своей семье оформила в виде презентации.

Демонстрация презентаций «Моя семья» (выступление Ангелины)

- В своей семье дети узнают о традициях своего народа, своей страны, об основах веры, о том, что такое хорошо и что такое плохо, что можно делать, а что нельзя. Готовясь к нашему уроку, ребята не только провели небольшое исследование в своих семьях, но и написали сочинения о семейных традициях, отрывки из работ Вы можете прочесть на нашей выставке, рядом с выставкой рисунков «Свет сердца». А сейчас несколько учеников поделятся с нами своими мыслями о своих семейных традициях. (дети читают отрывки из своих сочинений)


Слайд №11. И вновь «Ларчик мудрости»: перед Вами выставка книг, которая называется «Что такое хорошо и что такое плохо». Учитель представляет книги:

(В.Маяковский, Виктор Драгунский, А.Гайдар «Голубая чашка» - рассказ про маму, папу и маленькую Светланку, про то, как папа и дочка совсем напрасно обиделись на маму и отправились вдвоём путешествовать, Л. Пантелеев, Н.Носов, А.Барто, Нина Михайловна Артюхова, Осеева В)


ОЖИВШИЕ СТРАНИЦЫ:

Инсценировка литературных произведений


  • Владимир Владимирович Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»

(чтение стихотворения учениками наизусть)

- О каких правилах вы узнали?


  • Валентина Александровна Осеева «Хорошее» (чтение по ролям)

– Как вела себя мама с сыном?

Для нас мама – самый родной, самый мудрый человек на свете.

  • Агния Барто «Мама» - читает Лулакова Соня

- Я знаю, что в ваших семьях любят активный отдых. Мы тоже сейчас отдохнём:

Физминутка (активный отдых в семье)


Вернёмся к Вашим исследованиям.

- Ваши семьи дружные? Но у каждого члена семьи есть то, что ему нравится, и то, что ему не нравится. Что показало ваше исследование? – Есть ли сходство и различие в ваших вкусах? (высказывания учащихся)


Вывод:3) истоком морали является: семья.


- Посмотрите на нашу схему, почему стрелочки идут именно к семье?

Истоки морали

морали




Религия и светская этика

Семья

Народная культура

ек



Народная культура

культура



Народная культура




?я/\/




- Ребята, в начале урока мы говорили о том, что процесс создания общих для всех норм поведения был долгим и нелёгким.

– Как вы думаете, а этот процесс уже закончился?

(кто считает, что «да», кто считает, что «нет», кто не может пока дать ответ)

- Сейчас мы проведём небольшое исследование, которое поможет дать правильный ответ на заданный вопрос.


  • Исследовательская работа (работа в парах)


Слайд №12. Перед вами Правила жизни, которые составили ученики 4-а класса СШ №1 в 2003-2004 году. Обратите внимание на дату. У ребят возникла потребность в этих правилах. Спустя 12 лет и вы пришли к выводу, что вашему классу необходимы правила.

- Давайте сравним ваши труды (общее, отличие, почему) Работа с раздаточным материалом

- Есть общие правила (что можно), а какие новые правила появились у вас, почему?

Вывод: Проходят года, новые поколения добавляют в «копилку» человеческой мудрости всё лучшее, чего достигли люди


- В нашей схеме осталось одно незаполненное место. Как выдумаете, кому семья передаёт свои традиции? (я).


Слайд №13. – Что объединяет этих людей? Это древнегреческие философы. Вспомните, пожалуйста, каким по их представлению должен быть идеальный человек? (умственно развитый, физически совершенный и нравственно воспитанный). Вас можно назвать идеальными людьми? Почему?

-Кто я? Какой я? - это тема для наших следующих уроков.


Придёт время, а может уже и пришло, когда каждый из вас начнёт искать ориентиры своей жизни – те ценности, которые вы признаете истинными и важными. Человек, который основой жизни выбирает нравственные ценности, внутренне рождается ещё раз – как нравственный человек.


Слайд №14. «Ларчик мудрости»: выдающийся писатель и актёр Василий Шукшин говорил:

«Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки,

наши неимоверной тяжести победы, наши страдания, -

не отдавай этого за понюх табаку…

Мы умели жить. Помни это. Будь человеком!»


- На уроках ОРКСЭ я не ставлю вам отметки. А что для себя вы сегодня взяли важного и ценного из нашего урока? (ответы детей)

– Мы продолжаем работать над проектом Герб нашего класса,

- Кому интересно, можете познакомиться со статьями нашего основного закона – Конституции РФ.

Слайд №15. Послесловие: Человек, как звезда рождается

Средь неясной тревожной млечности,

В бесконечности начинается

И кончается в бесконечности.

Поколениями созидается век за веком

Земля нетленная.

Человек, как звезда, рождается,

Чтоб светлее стала Вселенная

(Дмитрий Голубков)


- Пусть свет вашего сердца согревает людей!

Спасибо за урок!


ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Словарь понятий

мораль – система норм и правил, регулирующих поведение, общение и другие виды взаимодействия людей в соответствии с принятыми в обществе системой ценностей, взглядами на добро и зло

культура – это все достижения человечества, всё то полезное и красивое,

что было сделано человеком, а не природой

материальная культура – это орудия труда, жильё, одежда, постройки

духовная культура - образование, наука, литература, искусство

традиции – мысли, обычаи, образ действий, унаследованные от предков

семья – союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу

и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества

светская этика – наиболее важные и общепринятые нормы,

которые должны соблюдать все жители (страны/государства/России)

мировые религии – христианство, буддизм, ислам














ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Тема урока: «Истоки морали». Установите соответствие. __________________________


Материальная культура


христианство, буддизм, ислам



Мораль


союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества



Культура


наиболее важные и общепринятые нормы, которые должны соблюдать все жители государства


Традиции


мысли, обычаи, образ действий, унаследованные от предков


Духовная культура



это все достижения человечества, всё то полезное и красивое, что было сделано человеком, а не природой


Мировые религии


система норм и правил, регулирующих поведение, общение и другие виды взаимодействия людей в соответствии с принятой в обществе системой ценностей, взглядами на добро и зло


Светская этика



образование, наука, литература, искусство


Семья



это орудия труда, одежда, жильё, постройки



ПРИЛОЖЕНИЕ №3

ОЖИВШИЕ СТРАНИЦЫ:

Инсценировка литературных произведений


В. В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»

Крошка сын к отцу пришёл,

И спросила кроха:

-Что такое хорошо

и что такое плохо?

У меня секретов нет, -

Слушайте, детишки, -

Папы этого ответ

Помещаю в книжке.

- Если ветер крыши рвёт,

Если град загрохал,-

Каждый знает – это вот

Для прогулок плохо.

Дождь покапал и прошёл.

Солнце в целом свете.

Это – очень хорошо

И большим и детям.

Если сын чернее ночи,

Грязь лежит на рожице, -

Ясно, это плохо очень

Для ребячьей кожицы.


Если мальчик любит мыло

И зубной порошок,

Этот мальчик очень милый,

Поступает хорошо.

Если бьёт дрянной драчун

Слабого мальчишку,

Я такого не хочу

Даже вставить в книжку.

Этот вот кричит:

- Не трожь тех,

Кто меньше ростом! –

Этот мальчик так хорош,

Загляденье просто!

Если ты порвал подряд

Книжицу и мячик,

Октябрята говорят:

Плоховатый мальчик.

Если мальчик любит труд,

Тычет в книжку пальчик,

Про такого пишут тут:

Он хороший мальчик.

От вороны карапуз

Убежал, заохав.

Мальчик этот просто трус.

Это очень плохо.

Этот, хоть и сам с вершок,

Спорит с грозной птицей.

Храбрый мальчик, хорошо,

В жизни пригодится.

Этот в грязь полез и рад,

Что грязна рубаха.

Про такого говорят:

Он плохой, неряха.

Этот чистит валенки,

Моет сам галоши.

Он хотя и маленький,

Но вполне хороший.

Помни это каждый сын.

Знай любой ребёнок:

Вырастет из сына свин,

Если сын – свинёнок.

Мальчик радостный пошёл,

Решила кроха:

«Буду делать хорошо,

И не буду – плохо».


Валентина Александровна Осеева «Хорошее»

Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший. И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать. Вот сидит он и думает: «Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»

А сестрёнка тут как тут:

- Погуляй со мной, Юра!

-Уходи, не мешай думать! Обиделась сестрёнка, отошла. А Юра думает: «Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»

А няня тут как тут:

- Убери посуду, Юрочка.

- Убери сама – некогда мне!

Покачала головой няня. А Юра опять думает: «Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»

А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»

- Пошёл вон! Не мешай мне думать! Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты.

А Юра к маме пошёл:

-Что бы мне такое хорошее сделать? Погладила мама Юру по голове:

- Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.



Агния Барто «Мама»

Было утром тихо в доме,

Я писала на ладони

Имя мамино.


Не в тетрадке, на листке,

Не на стенке каменной,

Я писала на руке

Имя мамино.


Было утром тихо в доме,

Стало шумно среди дня.

- Что ты спрятала в ладони? –

Стали спрашивать меня.


Я ладонь разжала:

Счастье я держала.



ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Из школьных сочинений

…Семья – это главное в жизни! Это близкие тебе люди, которые всегда и во всём тебя поддержат и успокоят. Самое важное в семье – это любовь, понимание, благополучие. Семья – это мой дом, где мои родные и близкие всегда мне рады, меня ждут и любят, несмотря ни на что. Семья для меня – это и мои родные. В моей семье царит любовь и теплота в отношениях…Родители учат меня уважать старших, делать добрые дела, помогать, учат правильно вести себя в школе, на улице. Нужно по-доброму относиться к людям, тогда и к тебе будут относиться по-доброму… Осинцева Д.

...среди наших семейных традиций моя самая любимая – зимняя поездка в посёлок Восток. Там можно кататься на горных лыжах, на тюбинге, ходить в лес всей семьёй на лыжах. Это весело! Лулакова С.

…на все праздники за большим столом собираются все наши родственники. Мы едим, дарим друг другу подарки, разговариваем о разных вещах. Вот такая добрая семейная традиция… Марчукова К.

...я очень люблю, когда мы едем к бабушке Вере и дедушке Саше в посёлок Кировский. Обычно это происходит в предпраздничные и праздничные дни. По дороге мы заезжаем в санаторий в посёлке Горные Ключи. Там мы любуемся голубыми елями и яркими красивыми цветами. Иногда кормим белочек с рук. Бабушка и дедушка всегда рады нам. Мне очень нравится ездить к ним в гости… Власов А.

…наши семейные традиции: каждое утро начинается со слов «Доброе утро!», а на ночь все говорят «Спокойной ночи!»; летом мы выезжаем на природу и на море; есть у нас и семейные праздники: дни рождения, например. К нам приходят гости и дарят подарки, мы готовим вкусную еду. Я считаю, что традиции укрепляют нашу семью… Микитчук А.

…в моей семье есть традиция встречать Новый год дома всей семьёй. Днём мы готовимся к празднику, мама печёт торт. Вечером к нам приходят бабушка и дедушка, и мы вместе встречаем Новый год. Зажигаем на ёлке огни и под бой курантов загадываем желания… Тюхтев И.

...моя любимая семейная традиция – летние поездки на море. Почему? Во-первых, мы проводим время вместе. Во-вторых, в таких поездках полно приключений. Но самое главное – нам всем вместе весело и хорошо! Боева А.

…моя семья учит меня разным премудростям: как правильно вести себя в обществе, уважать старших, не обманывать, не перебивать старших. Мама учит меня, как готовить кушать, как убирать квартиру. Любой родитель желает своему ребёнку самого лучшего в жизни. Для меня моя семья самая лучшая...Гладкая Д.

…я хочу рассказать о нашей любимой семейной традиции – ходить в походы. Почему мне это нравится? Потому, что на природе мы играем в подвижные игры, собираем с мамой цветы, папа в это время готовит на костре еду. Мы все в это время вместе, нас эта традиция сближает… Димова А.

























ПРИЛОЖЕНИЕ №5

Правила жизни в 4А классе СШ №1 (2003-2004 уч.г)

Можно

1. Быть одним коллективом: уважать друг друга;

всегда помогать друг другу; дружить;

выручать друг друга; если что-нибудь случится-

разобраться в происшествии;

2.Уважать учителей.

3.Все разногласия решать разговором.

4.Быть всегда опрятным и аккуратным.

5.Заглядывать в журнал только с разрешения учителя.

6.Приносить сменную обувь.

7.Выполнять требования дежурных по классу.

8.После себя оставлять чистое рабочее место:

парту, класс, ставить стул.

9.Опоздав на урок - обязательно извиниться.

10.Играть на перемене в спокойные игры.

11.Хорошо дежурить.

12.Кушать на перемене.

13.Соблюдать правила безопасности.

14.В случае ЧП держаться вместе, избегая паники.


Нельзя

1.НЕЛЬЗЯ доводить общение до конфликта.

2.НЕЛЬЗЯ грубить.

3.НЕЛЬЗЯ смеяться над ошибками других.

4.НЕЛЬЗЯ заглядывать в тетради к соседу без разрешения.

5.НЕЛЬЗЯ давать списывать, если трудно, попроси помощи.

6.НЕЛЬЗЯ перебивать при ответе товарища.

7.НЕЛЬЗЯ драться.

8.НЕЛЬЗЯ обманывать.

9.НЕЛЬЗЯ дразнить.

10.НЕЛЬЗЯ топтать упавшую одежду.

11.НЕЛЬЗЯ дергать девочек за косички.

12.НЕЛЬЗЯ громко разговаривать на уроке.

13.НЕЛЬЗЯ носить опасные вещи в школу.

14.НЕЛЬЗЯ бегать по коридору и классу.




Правила жизни в 4А классе МБОУ Лицей (2015-2016 уч.г)

Можно

1. Быть одним коллективом: уважать друг друга; всегда помогать друг другу; дружить; выручать друг друга; если что-нибудь случится-разобраться в происшествии;

2. Уважать учителей.

3. Все разногласия решать разговором.

4. Быть всегда опрятным и аккуратным.

5. Общаться с родителями по телефону на перемене

6. Приносить сменную обувь.

7. Выполнять требования дежурных по классу.

8. После себя оставлять чистое рабочее место: парту, класс, ставить стул.

9. Опоздав на урок - обязательно извиниться.

10. Играть на перемене в спокойные игры.

11. Хорошо дежурить.

12. Кушать на перемене.

13.Соблюдать правила безопасности.

14.В случае ЧП держаться вместе, избегая паники.


Нельзя

1.НЕЛЬЗЯ ссориться.

2.НЕЛЬЗЯ пререкаться с учителем.

3.НЕЛЬЗЯ обсуждать кого-то за глаза.

4.НЕЛЬЗЯ подглядывать на уроке в калькулятор или Интернет.

5.НЕЛЬЗЯ играть на уроке в игры по телефону.

6.НЕЛЬЗЯ выкрикивать на уроке.

7.НЕЛЬЗЯ драться.

8.НЕЛЬЗЯ фотографировать друг друга без разрешения.

9.НЕЛЬЗЯ дразнить.

10.НЕЛЬЗЯ выкладывать чужие фото в Интернет без разрешения.

11.НЕЛЬЗЯ называть друг друга по фамилии (её называть, если имена совпадают)

12.НЕЛЬЗЯ громко разговаривать на уроке.

13.НЕЛЬЗЯ носить опасные вещи в школу.

14.НЕЛЬЗЯ бегать по коридору и классу.








































Литература:


Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России: Основы мировых религиозных культур. М.: Просвещение, 2011.

Бунеев Р. Н., Данилов Д. Д., Кремлёва И. И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4 класс. Учебник М.: Баллас, 2012. 80 стр. Бунеев Р. Н., Данилов Д. Д., Кремлёва И. И.. Основы духовно-нравственной культуры народов

Васильева Т.Д., Савченко К.В., Тюляева Т.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. М.: Академкнига, Учебник

Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России: Основы православной культуры. М.: Просвещение


Сеть Интернет



Детская литература:

Артюхова Н. Рассказы

Барто А. Сборник стихов

Гайдар А. «Голубая чашка»

Драгунский В. Сборник рассказов

Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо»

Носов Н. Сборник рассказов

Осеева В. «Волшебное слово» сборник рассказов

Пантелеев Л. «Честное слово»












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!