I. Актуализация знаний. Создание эмоционального настроя на урок. | 1 2 3 4 5 1 2 3 1 2 3 4 1 2 – Прочитайте афоризмы. Как они отражают то важное, что мы изучали во 2-й главе? Какие понятия раскрывают? Когда я делаю добро, я чувствую себя хорошо. Когда я поступаю плохо, я чувствую себя плохо. Вот моя религия. (А. Линкольн) Сражаясь за свободу, мы должны быть осмотрительными и не нарушать свободу совести других, всегда памятуя, что Бог – судья над сердцами людей. ( Дж. Вашингтон) Не в силе Бог, но в правде. (Александр Невский) Каждый милосердный поступок – это ступень лестницы, ведущей к небесам. (Генри Уорд Бигер) Не золото надо завещать детям, а наибольшую совестливость. (Платон) Мужчина строит дом, а женщина делает его родным очагом. ( Роберт Фрост) Всё нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей. (Л.Н. Толстой) Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. ( Л. Толстой) Учащиеся в парах выбирают один или несколько афоризмов, обсуждают их, высказывают своё мнение. | Познавательные УУД 1. Извлекать информацию из разных источников. 2. Строить речевое высказывание в устной форме. 3. Делать выводы на основе анализа объектов. 4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей. 5. Искать нужную информацию для выполнения учебных заданий. Регулятивные УУД 1. Определять цель деятельности на уроке. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Принимать и сохранять учебную задачу. 4. Оценивать соответствие своей работы заданной тематике. 5. Оценивать уровень технического исполнения. 6. Принимать самостоятельные решения. Коммуникативные УУД 1. Слушать и понимать других. 2. Отстаивать своё мнение. 3. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 5. Договариваться о правилах общения и поведения. 6. Выступать перед аудиторией, представляя результат своей работы. 7. Передавать содержание текста (сплошного и несплошного) по плану. Личностные результаты 1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. 2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков. |
II. Представление проектов. | 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 7 1 2 Учащиеся по очереди представляют свои работы. Пока выступающий рассказывает о проекте, результат работы демонстрируется классу. Потом одноклассники задают вопросы и дают советы по содержанию и оформлению работы. Пункты выступления учащегося с защитой проекта. 1. Назвать тему проекта и его цель. 2. Если проект коллективный, назвать всех участников, рассказать о ролях, которые они выполняли, о вкладе каждого в общее дело. 3. Объяснить актуальность и пользу выполненной работы. 4. Рассказать о возникавших проблемах и их решении; об идеях, которые были и не были реализованы; о возможных изменениях в теме, идее, цели проекта в ходе работы и о причинах этих изменений. 5. Рассказать об источниках информации и о том, как она была преобразована в ходе работы. 6. Сообщить, какие технические средства были использованы и почему они понадобились. Заполнение карты оценки проекта. 1. Название проекта. 2. В чём заключается достигнутый результат. 3. Самооценка автора (авторов). 4. Оценка учителя. 5. Оценка жюри (класса). Критерии оценки. 1. Практическая значимость и актуальность работы. 2. Элементы творчества, оригинальность исполнения. 3. Степень самостоятельности автора (авторов). 4. Качество оформления. 5. Процесс работы над проектом: – интеллектуальная активность; – умение работать в команде (для коллективного проекта). 6. Защита проекта: – умение ясно, логично, кратко пояснить суть проекта при его представлении. 7. Полнота ответов на вопросы учителя и класса. Также рекомендуется изучить памятки «Как самому оценить свой проект» и «Как оценить нашу общую работу» (с. 60). |
III. Итог урока. Рефлексия. | 1 2 3 4 5 1 2 4 1 2 3 4 1 2 – С какой главой мы завершаем работу на сегодняшнем уроке? («Каковы истоки правил морали?») – Вам интересно было работать? – В чём, по-вашему, заключается главное, что вы узнали из этой главы? – Что вас удивило сегодня на уроке? – За кого из ребят вы порадовались? – Какие выводы вы сделали для себя? Можно предложить учащимся нарисовать или написать на стикере то, что, по их мнению, является для них самым важным из изученных в этой главе понятий. (Это может быть как индивидуальная, так и парная и групповая работа.) Стикеры приклеиваются на лист ватмана, прикреплённый на доску. Если сохранить все результаты рефлексии к каждому итоговому уроку после изучения очередной главы, может получиться интересный материал как для индивидуальных бесед с детьми и родителями, так и для итогового урока по всему курсу. |