Тема: « Любовь и уважение к Отечеству».
Тип урока:
-по основной дидактической цели: открытия новых знаний
-по способу проведения и этапам учебного процесса: комбинированный
Цель: создать условия для формирования у детей чувства любви и уважения к Отечеству
Задачи.
Образовательная. Выявить имеющиеся знания у учащихся о стране, в которой они живут, и расширить их. Уточнить значение понятий Родина, Отечество, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству;
Воспитательная. Воспитывать чувство любви и уважения к Родине, чувство гордости за традиции, обычаи;
Воспитывать желание быть причастными к истории Отечества, эмоциональную отзывчивость учащихся, чувствовать красоту слова.
Создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине; чувство гордости за героическое прошлое своей Родины.
Развивающая:
Развивать творческие способности учащихся, интерес и желание больше узнать о родном крае; устную речь учеников, навык самостоятельной работы с текстом, развивать умения сравнивать, анализировать текст, выделять существенное, обобщать; способствовать развитию коммуникативных качеств, умению работать в группе.
Планируемые результаты урока
Предметные:
- формирование знания о понятиях любовь, Отечество, патриотизм;
- формировать умения рассуждать на тему любви, патриотизма с привлечением личного опыта.
- самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, ставить пометы на полях, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
метапредметные результаты.
Регулятивные.
-самостоятельно формулировать тему и цели урока;
-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
-в диалоге с учителем и другими детьми вырабатывать критерии оценки и определять степень - успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные.
-извлекать информацию, представленную в разных формах перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы
в другую (составлять план, модель);
-пользоваться словарями;
-строить рассуждения;
Коммуникативные.
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
-высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть - готовым корректировать свою точку зрения;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-задавать вопросы.
Технологии. Личностно – ориентированная, сотрудничества, здоровьесберегающая, деятельностный подход.
При разработке урока использован прием технологии ТРКМ: синквейн.
ПЛАН УРОКА
I. Организационный момент
II. Мотивация к учебной деятельности и актуализация имеющихся знаний по теме
III. Целеполагание
IV. Открытие новых знаний
V. Подведение итогов урока
VI. Домашнее задание
VII. Рефлексия
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Цель: создание положительного эмоционального настроя на усвоение учебного материала.
- Здравствуйте, ребята!
Прозвенел звонок.
Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь друг другу, подарите окружающим частичку своей любви, тепла и радости.
- Сегодня важный урок и для меня и для вас. Постараемся работать в тесном сотрудничестве, пожелаем друг другу успешной работы, а я обещаю быть вам хорошим помощником.
II. Мотивация к учебной деятельности и актуализация имеющихся знаний по теме
- Ни минуты не теряем и урок наш начинаем.
Если будем мы активны, будем думать, рассуждать,
Много сможем мы узнать.
Введение в тему рока. Формулирование темы.
- Сегодняшний урок начнём с небольшой музыкальной викторины.
Звучат отрывки мелодий «У моей России длинные косички» Г. Струве,
https://yadi.sk/d/fUaDIl5_eLLzfQ
«Моя Россия, моя страна!» https://yadi.sk/d/xuCNtl9aWOjMoQ
- Что объединяет эти мелодии?
(Они посвящены Родине, России).
- Какими чувствами пронизана музыка, что хотели передать композиторы и поэты? (Чувство любви, восхищения, преданности.)
III. Целеполагание
Цель: постановка темы и целей урока; принятие и сохранение учебной задачи обучающимися; планирование своих действий.
- Прочтите слова А.С. Пушкина : (СЛАЙД 1)
«Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!»
- К чему призывает великий русский поэт?
(Выслушиваются ответы детей).
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (ОТЕЧЕСТВО) (СЛАЙД 2)
- Вы правы, но мы будем говорить не просто об Отечестве. Вспомните основные качества, на которых строится семья. В этом вам поможет кроссворд (любовь, уважение).
Приложение 1
- Верно. А теперь более точно сформулируйте тему урока (Любовь и уважение к Отечеству) (СЛАЙД 3)
- Каковы цели нашего урока? (варианты ответов обучающихся). Учитель обобщает цели урока:
- Сегодня мы с вами углубим знания о своей стране, уточним значение понятий Отечество, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству
IV. Открытие новых знаний
Цель: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; уточнение понятий Отечество, патриотизм, уважение, любовь;
интерпретация и обобщение информации;
извлечение необходимой информации из текстов;
анализ и объяснение прочитанного;
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
учет разных мнений;
аргументация своего мнения;
достижение договоренностей и согласование общего решения;
осознание ответственности за общее дело;
- Откройте учебник на с.94: прочитайте внимательно текст и заполните схему, которая лежит на столе у каждой группы (Духовные традиции России)
Приложение 2
- Давайте проверим (учитель открывает схему, заранее подготовленную на слайде). (СЛАЙД 4)
- Еще раз внимательно посмотрите на схему. Я, думаю, теперь уже справедливо можно сделать окончательный вывод. Наша культура росла и укреплялась, питалась от разных духовных традиций. ТРАДИЦИИ похожи на корни. Чем корней больше и чем они глубже, тем крепче ствол дерева и гуще его крона.
2) ФИЗМИНУТКА
Цель: снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых.
Я, ты, он, она,
Вместе - целая страна,
Вместе - дружная семья.
В слове «мы» - сто тысяч «Я».
Большеглазых, озорных,
Черных, рыжих и льняных,
Грустных и веселых,
В городах и селах.
( показывает движения учитель)
3) Работа в группах по теме
- Вдумайтесь в тему урока и обсудите в группах: какие качества объединяют нас всех (любовь и уважение).
- Проверьте себя по учебнику с.95 (любовь).
- О каком качестве не говорилось в тексте (об уважении). Я, думаю, вам всем хочется узнать определение понятия – уважение, об этом вам расскажут ребята 3 группы, которые подготовили для вас сообщение на эту тему.
Приложение 3
4) Дискуссия
- Согласны ли вы с утверждением, что любовь и уважение – основа нашей жизни? (ответы детей с аргументами).
- Согласны ли вы, что любовь – это служение…
- Да, вы правы. Любовь – это служение. Служение проявляется прежде всего в делах на благо людей, не только близким людям, семье, но и на благо нашей Родины. Мы с вами должны помнить, что Отечество – это все МЫ. И наше отношение друг к другу является проявлением любви и уважения к Отечеству. Чтобы сделать мир вокруг себя чище, добрее, нужно начинать с малого.
Ребята 2 группы предлагают вашему вниманию «Дерево добра». (СЛАЙД 5)Слово ребятам (обучающиеся рассказывают о добрых делах, с которых может начать каждый, чтобы сделать мир вокруг себя чище, добрее, справедливее, то есть стать настоящим гражданином своей страны, Отечества).
Приложение 4
5) ФИЗМИНУТКА
Цель: снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых.
Прилетели ангелочки-
Становились на носочки!
Вверх руками потянулись
И друг другу улыбнулись.
Крылышки расправили-
В стороны направили,
Наклонились до земли,
Словно тяжести несли.
Ножкой топнули,
Ручками хлопнули,
Полетели в высоту,
Чтобы там поймать звезду.
Глубоко вздохнули,
Плечи развернули,
Повели руками
Чуть над головами.
А теперь им всем пора
Делать добрые дела.
( движения показывает ученик)
6) – Молодцы, ребята! Когда вы делаете мир вокруг себя чище, добрее, справедливее, то вы сделаете лучше себя и почувствуете, как возрастает в мире любовь.
- Действительно, от малых дел рождается большая любовь к ближнему, семье, народу, России. Все это мы называем ПАТРИОТИЗМ. Познакомимся с понятием патриотизм. Слово предоставляется 1 группе. (СЛАЙД 6)
Приложение 5
7) - Какое важное событие для нашей страны приближается? (9 МАЯ – День Победы)
- Предоставим слово 4 группе (СЛАЙД 7)
Приложение 6
- Мы с вами всегда должны помнить о величайшем подвиге солдат, о великом патриотизме советского народа, который благодаря любви и уважению к Отечеству победил фашизм и подарил нам свободную и счастливую жизнь.
V. Подведение итогов урока
-Давайте ещё раз прочитаем тему урока. Чем же наполнен весь наш урок?
-Любовью, уважением к Родине ( или любовью к Родине)
-А что значит уважать Отечество?
-Помнить о прошлом.
Помогать фронтовикам и пенсионерам.
Почитать традиции родителей.
Быть гостеприимным.
Изучать историю своей Родины.
-Так что же сохранит наше Отечество?
-Любовь
Свобода
Милосердие
Долг
Справедливость
Уважение
Забота и т.д. (СЛАЙД 8)
-Без чего не может жить дерево? Так и наше Отечество не может жить без любви и уважения.
г) Работа в группах: отгадать загадки
Загадки:
Деревца-красавицы, Белым станом славятся. Льют по дубу слёзоньки Русские ... (Берёзоньки.) Раздаётся в поднебесье Утром радостная песня. Кто взлетел с утра в зенит, Колокольчиком звенит? (Жаворонок.) Изгнал из страны Супостатов-французов Наш славный герой, Полководец ...( Кутузов) У тебя, краса-река, Женское обличье, Даже имя у тебя Женское, девичье. (Река Лена.) | Я – город-герой, Стою над Невой. (Санкт-Петербург.) С городом этим Трудно сравниться. Главный в стране он, Это – ... (Столица.) Отчизну она защищает, Наш мир и покой охраняет. В ней – авиация, пехота И бойцы морского флота. (Армия.) |
д) Игра:
– Какие же вы молодцы! А теперь мы с вами немного поиграем. Игра называется «Что отдашь Земле родной?». Правила игры: дети встают, делятся на пары, берутся за руки и встают в цепочку друг за другом. Один человек – водящий. Первая пара обращается к нему со словами: «Если хочешь быть со мной, что отдашь Земле родной?». Водящий должен сказать, что он сделает для Родины, когда вырастет, например: посажу сад, буду строить красивые дома, буду помогать больным… После его ответа все поднимают руки, и ребёнок проходит под поднятыми руками. По пути он выбирает кого-то из любой пары и ведет его за собой. В конце цепочки они образуют новую пару. Тот, кто остался без пары, подходит к началу цепочки, и игра продолжается.
– Спасибо, ребята! Понравилась вам игра? (ученики рассаживаются по местам).
Ребята, вот от таких малых дел рождается большая любовь к ближнему, семье, народам России. Всё это называется патриотизм. Научить патриотизму, как учат математике и физике, нельзя. Чувство Родины – это не заучивание перечня правил и положений, это чувство проникает в нас с молоком матери, это воздух, которым мы дышим, солнце, которое мы видим, дом, в котором мы живём. Чувство любви и уважения к Отечеству должно пронизывать всю нашу жизнь.
VI. Домашнее задание
Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.
- Домашнее задание будет носить исследовательский характер. Вам предстоит найти информацию по теме: « Моя семья в годы ВОВ 1941-1945» (либо в виде сообщения, либо в виде проекта).
VII. Рефлексия
Цель: выражение новых идей и информации собственными словами;
анализ всего процесса изучения материала;
выработка собственного отношения к изучаемому материалу.(СЛАЙД 9)
- А теперь попробуйте все, что узнали на уроке, записать в виде синквейна, постарайтесь отобразить в нём полученные на уроке знания. Ребята, у вас будет несколько минут на выполнение этого задания, пока звучит песня – вы работаете.
Приложение 7
- Зачитайте свои синквейны и прикрепите на доску.
- Пусть эти сердца олицетворяют любовь и уважение к своему Отечеству, к России.