СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок ОРКСЭ "Любовь и уважение к Отечеству"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

методическая разработка урока ОРКСЭ "Любовь и уважение к Отечеству"

Просмотр содержимого документа
«Урок ОРКСЭ "Любовь и уважение к Отечеству"»

Тема: « Любовь и уважение к Отечеству».

Тип урока:

-по основной дидактической цели: открытия новых знаний

-по способу проведения и этапам учебного процесса: комбинированный

Цель: создать условия для формирования у детей чувства  любви и уважения к Отечеству

Задачи.

Образовательная. Выявить имеющиеся знания у учащихся о стране, в которой они живут,  и  расширить их. Уточнить значение понятий Родина, Отечество, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству;

Воспитательная. Воспитывать чувство любви и уважения к Родине, чувство гордости за традиции, обычаи;

Воспитывать  желание быть причастными к истории Отечества, эмоциональную отзывчивость учащихся, чувствовать красоту слова.

Создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине; чувство гордости за героическое прошлое своей Родины.

Развивающая:

 Развивать творческие способности учащихся, интерес и желание больше узнать о родном крае;  устную речь учеников, навык самостоятельной работы с текстом, развивать умения сравнивать, анализировать текст, выделять существенное, обобщать;  способствовать развитию коммуникативных качеств, умению  работать в группе.

Планируемые результаты  урока

Предметные:

- формирование знания о понятиях любовь, Отечество, патриотизм;

- формировать умения рассуждать на тему любви, патриотизма с привлечением личного опыта.

- самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, ставить пометы на полях, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

метапредметные результаты.

Регулятивные.

-самостоятельно формулировать тему и цели урока;

-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

-в диалоге с учителем и другими детьми вырабатывать критерии оценки и определять степень - успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные.

-извлекать информацию, представленную в разных формах  перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы

 в другую (составлять план, модель);

-пользоваться словарями;

-строить рассуждения;

Коммуникативные.

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

-высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть - готовым корректировать свою точку зрения;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-задавать вопросы.

Технологии. Личностно – ориентированная, сотрудничества, здоровьесберегающая,  деятельностный подход.

При разработке урока использован прием технологии ТРКМ: синквейн.

ПЛАН   УРОКА

 

I.   Организационный момент

II.  Мотивация к учебной деятельности и актуализация имеющихся знаний по теме

III. Целеполагание

IV. Открытие новых знаний

V.  Подведение итогов урока

VI. Домашнее задание

VII. Рефлексия

ХОД   УРОКА

I. Организационный момент

Цель: создание положительного эмоционального настроя на усвоение учебного материала.

- Здравствуйте, ребята!

 Прозвенел звонок.

Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь друг другу, подарите окружающим  частичку своей любви, тепла и радости.

- Сегодня важный урок и для меня и для вас. Постараемся работать в тесном сотрудничестве, пожелаем  друг другу успешной работы, а я обещаю быть вам хорошим помощником.

II. Мотивация к учебной деятельности и актуализация имеющихся знаний по теме

- Ни минуты не теряем и урок наш начинаем.

Если будем мы активны, будем думать, рассуждать,

Много сможем мы узнать.

Введение в тему рока. Формулирование темы.

- Сегодняшний урок начнём с небольшой музыкальной викторины.

Звучат отрывки мелодий «У моей России длинные косички» Г. Струве,

https://yadi.sk/d/fUaDIl5_eLLzfQ

«Моя Россия, моя страна!» https://yadi.sk/d/xuCNtl9aWOjMoQ

- Что объединяет эти мелодии?

(Они посвящены Родине, России).

- Какими чувствами пронизана музыка, что хотели передать композиторы и поэты? (Чувство любви, восхищения, преданности.)

III. Целеполагание

Цель: постановка темы и целей урока; принятие и сохранение учебной задачи обучающимися; планирование своих действий.

- Прочтите слова А.С. Пушкина : (СЛАЙД 1)

«Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!»

- К чему призывает великий русский поэт?

(Выслушиваются ответы детей).

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (ОТЕЧЕСТВО) (СЛАЙД 2)

- Вы правы, но мы будем говорить не просто об Отечестве. Вспомните основные качества, на которых строится семья. В этом вам поможет кроссворд (любовь, уважение).

Приложение 1

 - Верно. А теперь более точно сформулируйте тему урока (Любовь и уважение к Отечеству) (СЛАЙД 3)

- Каковы цели нашего урока? (варианты ответов обучающихся). Учитель обобщает цели урока:

- Сегодня мы с вами углубим знания о своей стране, уточним значение понятий Отечество, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству

IV. Открытие новых знаний

Цель: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; уточнение понятий Отечество, патриотизм, уважение, любовь;

интерпретация  и обобщение информации;

извлечение необходимой информации из текстов;

анализ и объяснение прочитанного;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

учет разных мнений;

аргументация своего мнения;

достижение договоренностей и согласование общего решения;

осознание ответственности за общее дело;

  1. Откройте учебник на с.94: прочитайте внимательно текст и заполните  схему, которая лежит на столе у каждой группы (Духовные традиции России)

Приложение 2

Давайте проверим (учитель открывает схему, заранее подготовленную на слайде). (СЛАЙД 4)

- Еще раз внимательно посмотрите на схему. Я, думаю, теперь уже справедливо можно сделать окончательный  вывод. Наша культура росла и укреплялась, питалась от разных духовных традиций. ТРАДИЦИИ похожи на корни. Чем корней больше и чем они глубже, тем крепче ствол дерева и гуще его крона.

2) ФИЗМИНУТКА

Цель: снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых.

Я, ты, он, она,

Вместе - целая страна,

Вместе - дружная семья.

В слове «мы» - сто тысяч «Я».

Большеглазых, озорных,

Черных, рыжих и льняных,

Грустных и веселых,

В городах и селах.

( показывает движения учитель)

3) Работа в группах по теме

- Вдумайтесь в тему урока и обсудите в группах: какие качества объединяют нас всех (любовь и уважение).

- Проверьте себя по учебнику с.95 (любовь).

- О каком качестве не говорилось в тексте (об уважении). Я, думаю, вам всем хочется узнать определение понятия – уважение, об этом вам расскажут ребята 3 группы, которые подготовили для вас сообщение на эту тему. 

 Приложение 3

4) Дискуссия

 - Согласны ли вы с утверждением, что любовь и уважение – основа нашей жизни? (ответы детей с аргументами).

 - Согласны ли вы, что любовь – это служение…

 - Да, вы правы. Любовь – это служение. Служение проявляется прежде всего в делах на благо людей, не только  близким людям, семье, но и на благо нашей Родины. Мы с вами должны помнить, что Отечество – это все МЫ. И наше отношение друг к другу является проявлением любви и уважения к Отечеству. Чтобы сделать мир вокруг себя чище, добрее, нужно начинать с малого.

Ребята 2 группы предлагают вашему вниманию «Дерево добра». (СЛАЙД 5)Слово ребятам (обучающиеся рассказывают о добрых делах, с которых может начать каждый, чтобы сделать мир вокруг себя чище, добрее, справедливее, то есть стать настоящим гражданином своей страны, Отечества).                 

 Приложение 4

5) ФИЗМИНУТКА

Цель: снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых.

Прилетели ангелочки-

Становились на носочки!

Вверх руками потянулись

И друг другу улыбнулись.

Крылышки расправили-

В стороны направили,

Наклонились до земли,

Словно тяжести несли.

Ножкой топнули,

Ручками хлопнули,

Полетели в высоту,

Чтобы там поймать звезду.

Глубоко вздохнули,

Плечи развернули,

Повели руками

Чуть над головами.

А теперь им всем пора

Делать добрые дела.  

  ( движения показывает ученик)

6) – Молодцы, ребята! Когда вы делаете мир вокруг себя чище, добрее, справедливее, то вы сделаете лучше себя и почувствуете, как возрастает в мире любовь.

- Действительно, от малых дел рождается большая любовь к ближнему, семье, народу, России. Все это мы называем ПАТРИОТИЗМ. Познакомимся с понятием патриотизм. Слово предоставляется 1 группе.  (СЛАЙД 6)         

 Приложение 5

7)  - Какое важное событие для нашей страны приближается? (9 МАЯ – День Победы)

- Предоставим слово 4 группе   (СЛАЙД 7)                                                    

 Приложение 6

 - Мы с вами всегда должны помнить о величайшем подвиге солдат, о великом патриотизме советского народа, который благодаря любви и уважению к Отечеству победил фашизм и подарил нам свободную и счастливую жизнь.

V. Подведение итогов урока

-Давайте ещё раз прочитаем тему урока. Чем же наполнен весь наш урок?

-Любовью, уважением к Родине ( или любовью к Родине)

-А что значит уважать Отечество?

-Помнить о прошлом.

Помогать фронтовикам и пенсионерам.

Почитать традиции родителей.

Быть гостеприимным.

Изучать историю своей Родины.

-Так что же сохранит наше Отечество?

-Любовь

Свобода

Милосердие

Долг

Справедливость

Уважение

Забота и т.д. (СЛАЙД 8)

-Без чего не может жить дерево? Так и наше Отечество не может жить без любви и уважения.

г) Работа в группах: отгадать загадки

Загадки:


Деревца-красавицы,

Белым станом славятся.

Льют по дубу слёзоньки

Русские ...

(Берёзоньки.)

Раздаётся в поднебесье

Утром радостная песня.

Кто взлетел с утра в зенит,

Колокольчиком звенит?

(Жаворонок.)

Изгнал из страны

Супостатов-французов

Наш славный герой,

Полководец ...( Кутузов)

У тебя, краса-река,

Женское обличье,

Даже имя у тебя

Женское, девичье. (Река Лена.)


Я – город-герой,

Стою над Невой.

(Санкт-Петербург.)

С городом этим

Трудно сравниться.

Главный в стране он,

Это – ...

(Столица.)

Отчизну она защищает,

Наш мир и покой охраняет.

В ней – авиация, пехота

И бойцы морского флота.

(Армия.)


д) Игра:

– Какие же вы молодцы! А теперь мы с вами немного поиграем. Игра называется «Что отдашь Земле родной?». Правила игры: дети встают, делятся на пары, берутся за руки и встают в цепочку друг за другом. Один человек – водящий. Первая пара обращается к нему со словами: «Если хочешь быть со мной, что отдашь Земле родной?». Водящий должен сказать, что он сделает для Родины, когда вырастет, например: посажу сад, буду строить красивые дома, буду помогать больным… После его ответа все поднимают руки, и ребёнок проходит под поднятыми руками. По пути он выбирает кого-то из любой пары и ведет его за собой. В конце цепочки они образуют новую пару. Тот, кто остался без пары, подходит к началу цепочки, и игра продолжается.

– Спасибо, ребята! Понравилась вам игра? (ученики рассаживаются по местам).

Ребята, вот от таких малых дел рождается большая любовь к ближнему, семье, народам России. Всё это называется патриотизм. Научить патриотизму, как учат математике и физике, нельзя. Чувство Родины – это не заучивание перечня правил и положений, это чувство проникает в нас с молоком матери, это воздух, которым мы дышим, солнце, которое мы видим, дом, в котором мы живём. Чувство любви и уважения к Отечеству должно пронизывать всю нашу жизнь.


VI. Домашнее задание

Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Домашнее задание будет носить исследовательский характер. Вам предстоит найти информацию по теме: « Моя семья в годы ВОВ 1941-1945» (либо в виде сообщения, либо в виде проекта).

VII. Рефлексия

Цель: выражение новых идей и информации собственными словами;

анализ всего процесса изучения материала;

выработка собственного отношения к изучаемому материалу.(СЛАЙД 9)

- А теперь попробуйте все, что узнали на уроке, записать в виде синквейна, постарайтесь отобразить в нём полученные на уроке знания. Ребята, у вас будет несколько минут на выполнение этого задания, пока звучит песня – вы работаете. 

   Приложение 7                                                                       

- Зачитайте свои синквейны и прикрепите на доску.

- Пусть эти сердца олицетворяют любовь и уважение к своему Отечеству, к России.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!