СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок ОРКСЭ "Любовь и уважение к Отечеству"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок ОРКСЭ в 4 классе по теме "Любовь и уважение к Отечеству"

Просмотр содержимого документа
«Урок ОРКСЭ "Любовь и уважение к Отечеству"»

Урок ОРКСЭ в 4 классе.

Тема: «Любовь и уважение к Отечеству».

Цель: воспитание у младших школьников гражданственности, патриотизма через углубление и расширение знаний учащихся о России, малой родине.

Задачи:

личностные

- Формировать любовь и уважительное отношение к Отечеству, истории Отечества, духовным ценностям;

- Прививать любовь и уважение к семье, родному дому, к памяти предков, родному языку;

- Воспитывать уважение к воинам-защитникам Отечества, к людям труда;


метапредметные

- Развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы;

- Формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.


.предметные

- Познакомить с понятиями, «Отечество», «Родина», «Отчизна», «любовь», «уважение», «патриотизм»;

- Расширять, уточнять и закреплять знания детей о защитниках Отечества, о патриотах страны.


Ход урока.

Ι. Организационный момент.

- Ребята, сегодня у нас с вами необычный и очень интересный урок. Этот урок будет наполнен одним очень красивым состоянием человеческой души. А каким, вы скоро определите сами. Давайте улыбнёмся друг другу, и пусть нам сопутствует удача! Итак, мы начинаем!

ΙΙ. Постановка учебной задачи.

– Послушайте стихотворение и подумайте, о чём мы с вами сегодня будем говорить?

- О чём это стихотворение?

- Кто догадался, о чём мы будем говорить на уроке? (о Родине)

-Назовите синонимы к слову Родина?

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

– Тема нашего урока «Любовь и уважение к Отечеству».

- Найдите ключевые слова в теме урока. (Любовь, уважение, Отечество)

-Какая цель нашего урока?

(Цель нашего урока, узнать, что такое Отечество, что значит любить и уважать Отечество.

ΙΙΙ. Работа по теме урока.

1. Образ Родины.

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «родина»?

- Как называется наша страна? (+ Россия)

– Давайте подумаем, а почему Россию мы называем нашей Родиной, нашим Отечеством? И что такое «Родина, Отечество?»

Дети по группам находят в словаре определение слову «Родина, Отечество».

Чтение определений. Сравнение их с высказыванием К. Д. Ушинского.

«Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней говорят родным нам языком и всё в неё для нас родное; матерью – потому что она вскормила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов…»

2. Работа с текстом.

На уроках ОРКСЭ мы познакомились с великим духовным наследием, которое в течение многих веков одно поколение россиян передавало другому.

- Выберите те понятия, которые вы бы отнесли к основным.

- (Слова: деньги, культура, история, традиции, безверие, религия, власть)

- Корни России уходят в глубокую древность. Поэтому историю, культуру, традиции, религию своих предков мы должны знать, уважать и любить.

- История нашего государства начиналась давно. Оно формировалось как государство многонациональное, в него входили люди разных национальностей и вероисповеданий.

Прочитайте текст и ответите на вопрос «Как складывались духовные традиции России».

В 7-10 веках на пространстве от Волги до Днепра существовало государство Хазария, многие жители которого исповедовали иудаизм. В 8 веке в городе Дербенте была построена первая мечеть, с которой началась история ислама в нашей стране. В 988 году князь Владимир крестил Русь- на нашу землю пришло православие В 17 веке в состав нашего государства вошли буряты и калмыки, которые принесли с собой буддизм. С 18 века в Россию стала широко распространяться нерелигиозная культура и начала складываться традиция светской этики. Так складывались духовные традиции России.

3. Работа в группах.

1 группа.

Находят в словаре значение слова ЛЮБОВЬ.

- А как может проявляться любовь к Отечеству?

Что значит любить Родину: помогать ближним, беречь природу, гордиться страной, защищать Отечество, заботиться о своих родных и близких.

2 группа.

Находят в словаре значение слова УВАЖЕНИЕ.

Что значит уважать Отечество: беречь его традиции, знать историю Родины, помнить о прошлом, работать на благо России, добросовестно выполнять свою работу.

4. Физминутка.

– А теперь мы с вами немного поиграем. Игра называется «Что отдашь Земле родной?». Прослушайте правила игры: вы встаёте парами, как в игре «ручеёк». Один человек – водящий. Первая пара обращается к нему со словами: «Если хочешь быть со мной, что отдашь Земле родной?». Водящий должен сказать, что он сделает для Родины, когда вырастет, например: посажу сад, буду строить красивые дома, буду помогать больным… После его ответа все поднимают руки, и ребёнок проходит под поднятыми руками. По пути он выбирает кого-то из любой пары и ведет его за собой. В конце цепочки они образуют новую пару. Тот, кто остался без пары, подходит к началу цепочки, и игра продолжается.

5. Понятие патриотизм.

- Вот от таких малых дел рождается большая любовь к ближнему, семье, народам России. Всё это называется патриотизм. (Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, служение Отечеству).

- Научить патриотизму, как учат математике, нельзя. Чувство Родины – это не заучивание правил и положений, это чувство проникает в нас с молоком матери, это воздух, которым мы дышим, солнце, которое мы видим, дом, в котором мы живём. Чувство любви и уважения к Отечеству должно пронизывать всю нашу жизнь.

- Давайте посмотрим на экран и назовём людей, которых можно назвать патриотами России.

- Что мы о них знаем?

(Владимир Красное Солнышко, Александр Невский, князь Дмитрий Донской, князь Минин и Дмитрий Пожарский, Александр Васильевич Суворов, Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Илларионович Кутузов, Георгий Константинович Жуков, Юрий Алексеевич Гагарин)

Все эти люди посвятили свою жизнь служению народу и России.

6. Работа с пословицами. Собери пословицы:

Человек без Родины, что птица без крыльев.

Нет в мире краше Родины нашей.

Одна у человека мать, одна у него и Родина.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Проверка: дети читают пословицы.

ΙV. Итог урока.

- Итак, ребята, давайте подведём итог урока.

- Каковы были задачи урока?

- Что значит любить Отечество?

- Что значит уважать Отечество?

Главное то, что все мы разные, но живём в одной стране. Нас всех объединяют духовные традиции, любовь и уважение к Отечеству.

Звучит песня Г. Струве «Моя Россия»

V. Домашнее задание.

Подготовить сообщения.