Вводно-мотивационный этап. | Послушайте притчу. Ваша задача - внимательно прослушав, выразить своё отношение к поступку мальчика. (Слайд 4) Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. (щелчок)Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. (щелчок)Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров. (щелчок) — Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе. — Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия. — Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят! (щелчок)Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал: — Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды. (щелчок) Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. (щелчок)И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасенной души. (щелчок) (щелчок) - Какое впечатление оставила в вашей душе притча? - Почему человек сначала посчитал его глупым? - Почему он изменил своё мнение? - Какие черты характера проявляются в поступке мальчика? -Кто знает, как можно назвать такое качество в людях,- делать добро для других и не ждать за содеянное благодарности? | Слушают. Совершили поступки не для себя, а во благо других. | | Прослушивание. Дискуссия. |
Операционно-познавательный: Изучение нового материала. | Поступок можно назвать альтруистическим. Слышали такое слово? На столах у вас лежат толковые словари Ожегова. Найдите, что обозначают слова АЛЬТРУИЗМ, (Слайд 5) (щелчок) Задание №1 в опорных листах. АЛЬТРУИСТ.- попробуйте сформулировать сами. Обратимся к учебнику стр.30. Прочитайте что там написано. Откройте словарь синонимов и найдите синонимы к словам альтруизм и альтруист. (Слайд 6) (На столах карточки) Какие слова синонимы подберёте ещё вы сами, обсудите в группах и запишите в опорных листах. (Слайд 7) Задание №3 в опорных листах. Зачитайте что вы записали, только не повторяйтесь. (щелчок) Я услышала очень хорошее слово(щелчок) МИЛОСЕРДИЕ. Этот термин не очень-то популярен в настоящее время. «Сестра милосердия», «Брат милосердия» в словарях даются как устаревшие сочетания слов. А ведь движение милосердия имеет целую историю. (Слайд 8)Человек, бескорыстно совершающий добрые дела и помогающий бедным и больным, назывался на Руси благотворителем (творителем блага). Родоначальником благотворительности считается креститель Руси(щелчок) князь Владимир Красное Солнышко. В его палаты за едой и ночлегом мог войти всякий, а тем, кто не мог прийти сам, княжеские слуги привозили пищу на телегах прямо домой. Позднее цари и царицы жаловали вдовам и сиротам на жизнь, бесприданницам - на свадьбу, детям бедняков - на обучение, заключенным в тюрьмах - на еду и одежду. Богатые торговые люди - купцы - раздавали деньги у церкви, предоставляли в своем доме ночлег, пищу и чистую одежду калекам и нищим. В конце 19 века в России стремительно выросло число благотворительных обществ, заботящихся о нищих и стариках, о лечении больных. (Слайд 9) В 1854 году княгиня Елена Павловна открыла в Санкт-Петербурге Крестовоздвиженскую общину систёр милосердия. Между тем граждане занимались благотворительностью и лично. (Слайд 10)Представители царского дома тоже участвовали в движении сестёр милосердия. Во время первой мировой войны императрица Александра Фёдоровна и четыре Великие Княжны стали сёстрами милосердия, а Зимний дворец превратился в госпиталь. По их примеру многие представители дома Романовых свои личные средства вкладывали в благотворительность. Меценатами так же были Савва Морозов, Константин Станиславский, Федор Шаляпин, Павел Третьяков и др. (Слайд 12)В наше время примером милосердия является доктор Леонид Рошаль. А как вы думаете заслуженно ли словосочетания относят к устаревшим? Нужно ли милосердие сегодня? Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям? А нужно ли проявлять милосердие к людям, которые ведут неправильный образ жизни? А можно ли приносить в жертву одних людей ради помощи другим? А вот вы сейчас кому можете помогать в первую очередь? Я хочу показать вам один ролик, о том как такие же дети как вы помогают друг другу. Как можно назвать поступок детей? Всегда ли нужно бездумно действовать? Посмотрите на картинку на стр. 30 учебника. Что за история произошла? Теперь откройте словарь антонимов и найдите слова противоположные слову альтруизм. Что означает это слово прочитайте в учебнике на стр. 31. Подберите из карточек к слову эгоизм синонимы и запишите их в опорных листах. Задание №4 в опорных листах. Эгоисту трудно приходится в жизни. Он сосредоточен только на себе, у него нет друзей. У русского народа есть чудесная мудрость : «Себялюб- никому не люб». А сейчас я предлагаю вам изобразить отрезок, крайними точками которого будут понятия «альтруизм» и «эгоизм» - Как эти качества должны быть развиты в человеке? Чего должно быть больше – А или Э? Поставьте точку на отрезке там, где вы считаете нужным. -Я предлагаю вам послушать ещё одну притчу. Собрались как-то раз мудрецы и стали спорить, какое слово самое главное на земле. Долго спорили и пришли к выводу, что это слово - «мера». -Какой вывод мы можем сделать? Мы должны стараться помогать другим не в ущерб себе и своим близким. -Ребята, есть такое понятие - разумный эгоист. -Как вы думаете, кто такой разумный эгоист? -Где на этом отрезке находится разумный эгоист? | Альтруизм ( от латинского слова альтер-другой)- готовность действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами. Альтруист-хочет, чтобы всем было хорошо. бескорыстие — это отсутствие стремления получить материальную выгоду; бессребреник — это человек, который стремится помочь людям без желания получить вознаграждение; человеколюбие — это качество, характерное для тех, кто стремится помогать ближнему; самоотверженность — добровольное принесение людьми в жертву своих интересов, а иногда даже жизни ради интересов других людей. Сострадание, сочувствие добродушие, сострадание, терпимость, сопереживание, отзывчивость, милосердие, жизнерадостность, понимание, самопожертвование, забота, доброта, любовь, жалость, ласка, долг, человеколюбие Слушают, смотрят видеоряд. Высказывают своё отношение. Анализируют ситуацию, делают выводы. ЭГОИЗМ. Равнодушие, чёрствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность, предательство, себялюбие. Разумный эгоизм. Читают по цепочке. Разумный эгоизм-способность человека, преследуя свои интересы, содействовать общему благу. Соотносят надписи и картинки. В жизни больше ценятся альтруистические поступки, направленные на благо людей и помощь. Жадность. | | Работа со словарём. Работа с учебником. Работа со словарём. Работа в группах с опорными листами. И карточками. Рассказ. Обсуждение. Анализ ситуации Работа в группах с опорными листами и карточками. Работа с учебником. Работа с опорными листами. |
Закрепление и обобщение пройденного на уроке материала. | -Для закрепления изученного я предлагаю каждой группе выбрать конверт с заданием. -Но сначала давайте вспомним правила работы в группе. 1) Распределите обязанности в группе. 2) Работать должен каждый на общий результат. 3) Один говорит, другие слушают. 4) Своё несогласие высказывать вежливо. 5) Если не понял, то переспроси. 1 группа. Работа с пословицами. Восстановите пословицы. Объясните их смысл. Распределите на 2 группы. Собака на сене лежит - сама не ест и другим не дает. Люблю тебя, когда я у тебя; постыл ты мне, когда ты у меня. После меня хоть трава не расти. Жизнь дана на добрые дела. Постучи в семь дверей, чтобы одна открылась. Рубашка износится, а доброе дело не забудется. 2 группа Прочитайте рассказ. Определите его тему и основную мысль. Подберите название. В. Сухомлинский Андрейка – один сынок у папы с мамой. Любуются мама с папой Андрейкой – не налюбуются. Любуются Андрейкой и дедушка с бабушкой. - Ты у нас самый красивый! – говорит мама. -Ты у нас самый умный! – говорит папа. - Ты у нас самый счастливый! – говорит бабушка. - Ты у нас самый удачливый! – говорит дедушка. Смотрит вокруг себя Андрейка, и кажется ему, что весь мир вокруг него, Андрейки, вращается. Кажется ему, что он – орёл, а все вокруг - маленькие букашки-таракашки. Им, букашкам-таракашкам, по земле ползать, а ему, орлу, в небесах парить. И никто не думает, как орёл этот с высоты небесной на землю рухнет, себя искалечит, другим горе принесёт. 3 группа. Найдите выход из ситуации. Мама обещала пойти с Костей в выходной день в парк аттракционов и развлечений. Накануне долгожданного дня она пришла домой грустная. «Знаешь, - сказала мама, - не удаётся пойти нам в парк, у меня срочная работа…». Представьте, что на месте Кости оказались вы. Как поведёте себя в такой ситуации? Варианты ответов: -
Ушёл в свою комнату, и долго рыдал, чтобы мама услышала. -
Надулся и весь вечер не разговаривал с мамой. -
Начал кричать, что так происходит всегда, когда ему хочется куда – то пойти. -
Стал утешать маму, сказал, что вовсе не огорчился, что можно пойти в парк отдыха, когда появится наиболее удачный момент, в следующий выходной. 4 группа. Распределите карточки - Какие варианты поведения характерны для эгоиста и для альтруиста? Почему? | | | |
Домашнее задание. | Прежде чем дать вам домашнее задание предлагаю сыграть в игру «Волшебный цветок добра». Станьте в круг, вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Внимательно слушайте и мысленно рисуйте картину того, о чём я буду рассказывать. В моих руках ларец. В нём находятся волшебные зёрнышки Добра. Сейчас я каждому из вас раздам по зёрнышку. Держите очень бережно, чтобы оно не упало. ( Учитель подходит к каждому и, нежно прикасаясь к ладоням детей, кладёт в них невидимое зёрнышко.) - А теперь очень осторожно, чтобы не обронить зёрнышко, посадите его внутрь себя. Теперь это зёрнышко внутри вас. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Пусть оно прорастёт в ваших душах и сердцах. Но не забывайте об одном условии – оно прорастёт только тогда, когда вы не на словах, а на деле будете совершать добрые дела. Нарисуйте в своём воображении цветок добра. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите своё добро и хорошее настроение своего цветка внутрь себя, в свое сердечко. Вас овевает тёплый и ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. (Слайд 20) Ребята, а теперь откройте глаза. Давайте с вами подумаем и зададим себе вопросы: - кому может быть нужна наша помощь? - Кому не хватает нашей доброты и участия? - Чем мы можем помочь другим людям? - Что вы сделаете доброго в первую очередь, когда придёте домой? Спешите делать добрые дела, ребята! Домашнее задание: Задание №8 Чтобы проросли ваши зёрнышки, необходимо дома записать добрые дела, которые вы совершите до следующего урока. С каждым хорошим поступком дорисовывайте части вашего волшебного цветка, а потом посмотрим у кого какой цветок получится. (щелчок) А поможет вам в этом памятка жизненных правил. | | | |
Заключительный этап. | - Завершая урок , хочу чтобы вы еще чуть – чуть поразмышляли: ПРИТЧА О ДВУХ ВОЛКАХ Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность... Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. - Желаю, чтобы кормили только правильного волка. Просмотр мультфильма «Просто так» или ролика "Добро греет нашу душу" | | | |