СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок ОРКСЭ по теме "Священные сооружения" 4 класс

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока в 4 классе по ФГОС. В структуре деятельность учителя и учащихся.

Просмотр содержимого документа
«урок Священные сооружения»

МКОУ «Поломошенская СОШ»

Новичихинского района Алтайского края


Методическая разработка урока

Стукалова Л.П.


Предмет

ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур»


Тема урока 

«Священные сооружения»

Тип урока

Изучение нового материала.

Цель урока

Формирование первоначальных представлений о священных сооружениях религий мира: знакомство с устройством, предназначением и архитектурными особенностями священных сооружений христианства, ислама, буддизма и иудаизма.

Класс

4

Место урока по теме

1 урок

Формы, методы

Методы:

  1. словесный (беседа),

  2. метод стимулирования интереса к учению (создание эмоционально – нравственных ситуаций),

  3. частично – поисковый (эвристическая беседа).

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная; групповая, индивидуальная

Задачи урока

Образовательная: -познакомить учащихся со священными сооружениями религий мира;

Развивающая: -раскрыть ключевые понятия: синагога, мечеть, пагода, ступа, храм;

Воспитательная: -формировать эмоционально-положительной оценки при изучении основного содержания темы урока. -воспитание уважения к традициям и культуре представителей разных религий

Педагогические технологии

- Создание проблемной ситуации.

- Здоровье-сберегающая.

- Оценки образовательных достижений.

Оборудование

Технические средства:

-ноутбук, экран, видеопроектор, колонки.

-Литература:

1. Авторская программа: Программы общеобразовательных учреждений 4-5 кл. по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Данилюк А.Я., М. «Просвещение», 2012, с24.

2.Учебник:

Учебник для 4-5 классов, А.Л. Беглов, С.В. Саплина, Е.С. Токарева , Данилюк А.Я. «Основы мировых религиозных культур», М. Просвещение 2012г, с 80.

3.Рабочие тетради:

«Основы мировых религиозных культур» 4класс, Е.В. Мацыяка, М Просвещение 2017.-92

4.Методические пособия:

Мацыяка Е.В. Методическое пособие для учителя(поурочные разработки к учебнику«Основы мировых религиозных культур»(авторы А.. Беглов, Е.В СаплинаЕ.СТокареваА.А Ярлыкапов). М.Просвещение 2014

-CD«Основы мировых религиозных культур». Тренажёр М. Просвещение 2014 год(электронное приложение)

Планируемые результаты


Предметные УУД:

  1. Расширить знания о священных сооружениях религий мира.

  2. Развитие представлений о священных сооружениях религий мира, правилами поведения в них ;

  3. Умение различать священные сооружения разных религий по их характерным архитектурным особенностям;

  4. Познакомить с основными понятиями:, «синагога», «алтарь», «церковь», «икона», «фреска»;

Метапредметные УУД.


  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;


Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

  • Совместно с учителем составлять план решения задачи.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • Развивать умение слушать и понимать других.

  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

  • Оформлять свои мысли в устной форме.

  • Умение работать в группе.

  • Развивать умения выражать свои эмоции

Личностные УУД:

  • Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов

  • Содействие формированию интереса к изучению мировых культур и религий;

  • Воспитание гражданственности, веротерпимости, толерантности, уважения к предмету.

  • Воспитание уважительного и бережного отношения к священным сооружениям разных религиозных культур как к памятникам мировой культуры.



Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя


Деятельность уч-ся

1.Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности

5 мин.


Приветствие ребят.

Какие религии вы знаете? (христианство, иудаизм, ислам, буддизм)


Назовите основателей религии, дату возникновения, места их возникновения.(Учитель делает опорную схему на доске по ответам ребят)


Приветствие учителя.

Учащиеся называют термины и понятия, относящиеся к теме.

Делают вывод о правильности своих ответов.

2.Актуализация знаний

2 мин


Вопросы:-

-Какие мировые религии мы знаем?

Что же объединяет людей разных религиозных культур?

- В каких местах для обращения к Богу собираются люди? О чём ещё можем мы узнать? (ученики высказывают свои мысли)

Если нет нужного ответа, учитель может предложить тему урока по согласным буквам : Свщнн сржн (Священные сооружения)

- Уже в далёкой древности люди стали собираться вместе, чтобы молиться своим богам. Для этих целей они отводили определённые места, на которых возводили специальные сооружения. Остатки некоторых из них дошли до наших дней. Стоунхендж, возвышающийся в гордом уединении над травянистой равниной Сейлсбери в Южной Англии, - наверное, самый известный в мире доисторический храм.

Совместное обсуждение.

Ответы ребят:

-Буддизм, Ислам, христианство; -Объединяет обращение к Богу через молитву



Рассматривают фото Стоунхенджа. Задают вопросы учителю.

Работа с текстом учебника (стр. 30)

3.Целеполагание и совместное планирование деятельности.

3 мин

Тема урока: «Священные сооружения»(запись на доске)

- Прежде, чем перейти к изучению священных сооружений разных религий, давайте составим план нашей работы.

На основании предположений детей составляется план:

  • Узнать название сооружения

  • Внешние отличительные признаки

  • Внутреннее убранство

  • Особенности в одежде и поведении


Размещает на доске заранее распечатанный план урока.(можно записать по ходу ответов детей)

Учащиеся совместно с учителем формулируют тему, ставят цели и планируют свою деятельность на уроке.



Записывают в тетрадь тему урока.




3. Изучение нового материала.

15 мин.

Работа с учебником.



Работа с электронным приложением.





.








- Где мы можем узнать про священные сооружения?

Решение проблемы: Задание: прочитать текст учебника, в табличку выписать главные понятия (уметь объяснить их значение), По окончании работы с текстом заполнить соответствующие графы в таблице. (1 и 2)

Таблица «Священные сооружения»(приложение 1)


Применение полученных знаний и умений

Проверяется коллективно.

Рассказывает: Даже в одном городе, например в Ярославле могут мирно существовать люди разных религиозных культур. Свободно посещать свои священные сооружения. И все мы должны с уважением относиться к культурному достоянию людей разных религий, к их обычаям и поведению.

Проверка усвоения материала с использованием раздела контроль и тренажер CD (Приложение 2)


Отвечают на вопросы. Учащиеся предлагают:

-прочитать текст в учебнике,

-рассмотреть иллюстрации учебника,

-поработать с электронным приложением

-узнать из дополнительных источников

Выполняют задание по учебнику(п 2 и 3 параграфа)

По итогам заполнения граф таблицы рассказ по священному сооружению выбранной религиозной культуры (с помощью электронного приложения).


Физминутка

2 мин

https://youtu.be/0M4--Oy7Cnc


Выполняют упражнения.


Закрепление.

8 мин




















Работа в группе: составить рассказ.

Обязательное условия использовать все картинки на листочке.(приложение 3)

Общее обсуждение.

Вывод по теме урока.

Какие бывают сооружения и для чего они предназначены?

Что является основным в христианских храмах?

Что такое синагога и как молятся иудеи?

Что ещё необходимо узнать?



Продолжим изучение священных сооружений на следующем уроке. Священные сооружения каких религий мы ещё изучим? (ислам и буддизм)


Обсуждение в группе.

Озвучивают ответы по карточкам.

Выполняют задание на листочках.



Делают вывод вместе с учителем.



Ответы детей.

Рефлексия

3 мин


- Продолжи предложение.

  • Сегодня я узнал…

  • Меня очень заинтересовало…

  • Мне сложно понять…

  • Было интересно…

  • Я бы хотел… не хотел…

По очереди отвечают на вопросы.




6. Домашнее задание.

2 мин.

По выбору (исходя из индивидуальных возможностей каждого):

  1. Творческое задание: составить план экскурсии по православному храму.

  2. Учебник с. 30-31. прочитать, рассмотреть схему(стр 31)

Записывают домашнее задание в дневники.





















П

«Священные
сооружения»


риложение 3.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя