Урок ОРКСЭ 4 класс
Учитель: Жукова О.В.
Тема: «Православный храм»
Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.
Задачи:
Познакомить с понятием «православный храм».
Познакомить учащихся с назначением и устройством православного храма.
Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
Развивать у детей навык и умение работать с иллюстративным материалом и текстом учебного пособия;
Воспитывать у детей чувство уважения к истокам и традициям православной культуры, уважительное отношение к другим людям.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
Основные термины и понятия:
Храм.
Икона.
Иконостас.
Царские Врата.
Алтарь.
Притвор
Колокольный звон.
Оборудование урока: учебник «Основы православной культуры»; карточки для работы в группах; карточки для самостоятельной работы; презентация, проектор, ноутбук, колонки.
Презентация
колокольный звон
Планируемые результаты:
Предметные результаты | Метапредметные результаты и деятельность учащихся | Личностные результаты |
Узнают о назначении и устройстве православного храма, о «церковном этикете», храмовых предметах. Научатся различать части православного храма, храмы от других строений, типы колокольных звонов, вести себя в храме в соответствии с «церковным этикетом». | Познавательные: ориентироваться в системе знаний; находить ответы на вопросы; уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими; формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в соответствии с поставленными задачами; | Учить детей осмысливать нравственные ценности и высказывать собственное суждение; воспитывать бережное отношение к наследию предков; усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме. |
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Постановка темы, цели и задач урока.
Звучат колокола.
Учитель: Где мы можем услышать такой звук? ( В Храме, церкви)
Учитель: А кто знает, что такое храм?
Учитель: Кто из вас был в храм? С кем вы ходили?
Учитель: Тема нашего урока «Православный храм» Слайд №1.
Заполнение табличек.
Я знаю | Я хочу узнать | Я узнал |
| | |
Учитель: Перед вами на столах лежат таблицы. Заполните первый и второй столбцы.
(Спросить у ребят, что знают, и что хотели бы узнать).
Учитель: Итак, мы сегодня отправляемся на виртуальную экскурсию в Православный храм. Сегодня на уроке мы познакомимся с назначением и устройством храма, узнаем о правилах поведения в храме.
3. Изучение нового материала. Слайд №2.
Учитель: Храм – дом Божий, место особого пребывания Бога на земле, место молитвы и совершения богослужения. В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы.
Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь.
Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.
(Запись в тетрадь, что такое храм)
Учитель: Мы идем в гости, в этот дом, чтобы не смутить и не огорчать верующих, каждый из вас перед входом в храм обязательно должен познакомиться с правилами “Как вести себя в храме”.
Учитель: Когда мы приходим в гости, заходим в дом, что мы делаем?
Учитель: Поэтому, входя в храм, христиане на мгновение останавливаются, осеняют себя крестом и кланяются. Перекреститься, значит, осенить себя крестным знамением, т.е. изобразить на себе крест.
Учитель: Может быть вы знаете, как нужно вести себя в храме?
(Заходить надо спокойно. В храме не кричать, мобильные телефоны отключить, ничего не жевать. Нельзя бегать и играть.) Слайд №3.
Памятка мальчику:
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они…
Памятка девочке:
Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
и тихонько в храме стой.
Мальчику и девочке:
Никого не осуждай,
Помощь нищему подай,
Поставь свечку и потом
Осени себя крестом.
Учитель: О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?
Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?
Как мы заходим в храм?
Как мы стоим во время богослужения?
Учитель: Слайд №4.
Одной из особенностей храма, отличающей его от других видов строений, является купол и крест. Православный храм обязательно увенчивается крестом на куполе или на всех куполах, если их несколько, как свидетельство того, что Церковь входит в Царство Бога благодаря тому, что на Кресте Иисус Христос искупил грехи человечества.
Мы с вами поднимаемся на паперть.
Слайд №5.
Паперть – крыльцо храма, площадка перед входными дверями храма, на которую ведут несколько ступеней. Паперть символизирует образ того духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего мира. (Запись в тетрадь, что такое ПАПЕРТЬ)
Мир храма совсем не похож на мир за его стенами.
–Православный храм делится на три части: притвор, сам храм и алтарь.
Давайте пройдём в притвор.
Слайд №6
Притвор — славянское слово, которое означает «перед дверями» (Запись в тетрадь, что такое ПРИТВОР)
В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Над притвором обычно строится колокольня.
Пройдя притвор, мы попадаем во вторую часть - в сам храм. Это место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение.
Воды тихой речки отражают
Окруженный деревцами Храм.
Годы и столетья пролетают –
Каждый день молитвы слышны там.
Свечи здесь пылают и лампады,
Блики их на образах горят,
Девы Пресвятой святые взгляды
Прямо в душу ласково глядят.
Учитель: Что мы видим входя в храм? Слайд №7
Учитель: В православном храме людей встречают иконы, свечи.
И священники. Они здесь служат. Слайд №8
- А что это за служба? – спросите вы.
-Священники учат людей, вместе с ними молятся Богу и стараются им помогать. Их одежда особенная – длинное до пола одеяние. Особенная одежда священников подчеркивает их особенное служение – службу Богу. Священник носит на груди крест.
Во время службы священник совершает каждение.
Слова кадить и чадить в древности не отличались. Но сейчас чадить означает производить едкий дым, а кадить – напротив, означает наполнять воздух дымом благоуханным. Каждения напоминает о том же, что и свечи — дым возносится кверху, но его благоухание радует окружающих.
Покадить кому-то означает выразить почтение. Поэтому священник кадит и перед иконами, и перед вами.
СЛАЙД № 9.
Посмотрите, это кадило, в котором на раскаленных углях тлеет ладан - ароматическая смола с приятным запахом.
Что же является неотъемлемыми частями любого православного храма? Я думаю, что это вы расскажите сами.
Работа в группах по учебнику
(У каждой группы на столе карточки с написанными на них словами. Дети ищут в тексте стр. 48-51 объяснение каждого понятия, подчеркивают. Для чего служат. Готовят выступление.)
1-я группа – «икона», «иконостас»,
2-я группа – «Царские врата»,
3-я группа - «алтарь»
Слайд №10.
1-я группа Икона – это картина, на которой изображен лик святого или события Священной истории. (Православные христиане молятся Христу, ангелам и святым)
(Запись в тетрадь, что такое ИКОНА)
Слайд №11Впереди мы видим целую стену из икон. Она называется иконостас. На нем в несколько рядов располагаются иконы. (Каждый ряд имеет свое название. Рядов иконостаса может быть три, пять, семь – насколько позволяет высота храма. )
Запись в тетрадь, что такое ИКОНОСТАС)
2-я группа В центре иконостаса – двери – Царские врата. (Через них выносят Евангелие – благую весть о Христе-Царе. Справа от Царских врат всегда икона Христа Спасителя, а слева – всегда икона Божией Матери.)
Видео про иконостас.
Найдите в учебнике информацию об иконе Божьей Матери. Стр. 50.
Кого называют Богоматерью? (Марию, которая родила Иисуса Христа) (Разные иконы Божьей Матери)
Слайд №12.3-я группа За иконостасом находится алтарь – важнейшая часть храма. Алтарь символизирует рай, область бытия Бога. (В алтаре обычно молятся священнослужители, и без благословения никто не имеет права туда входить. Первый луч солнца попадает именно в алтарь.) (Запись в тетрадь, что такое АЛТАРЬ)
Слайд №13.Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней — белою из полотна и верхней — из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники. На престоле всегда находятся антиминс, главный священный предмет храма. Это освященный архиереем шелковый плат с изображением положения Христа во гроб, напрестольное Евангелие, крест.
Учитель: Как вы думаете, почему нельзя входить в алтарь без особого разрешения, благословения? (Ответы детей)
Учитель: Прочитаем последний абзац на стр. 51 учебника.
Учащиеся читают вслух.
Вывод: Человек должен понимать, что не всё ему позволено. Запрет на вход в алтарь и многие другие ограничения, которые есть в православии, напоминают человеку, что не всё надо стремиться переделывать по своей воле.
Учитель: Мы сказали, что в храме много свечей. Как вы думаете для чего они нужны?
Слайд №14.Церковная свеча - символ молитвы верующего человека. Своим горением пред иконой свеча символизирует любовь верующего к Господу Иисусу Христу, Божией Матери или святому, выражает стремление человека к духовному преображению, подобно как воск претворяется в огонь. Так как свеча покупается, она является добровольной жертвой человека Богу и Его храму за себя и за своих ближних. (Запись в тетрадь, что такое СВЕЧА)
Учитель: Ребята, а в нашем городе есть храм или церковь? Слайд №15,16.
(Рассказ о православных храмах Санкт-Петербурга)
4. Закрепление изученного материала.
Самостоятельная работа.
Установите соответствие между понятием и его определением,
запишите определение понятия, к которому не написано объяснение:
1) Кадило | А) символ молитвы верующего человека |
2) Церковная свеча | Б) круглая небольшая жаровенка с благоухающими маслами (ладаном), которые кладутся на горящие угли |
3) Иконостас | В) место, где молится священник, туда никто не может входить без его благословения |
4) Алтарь | Г) двери, через которые во время службы выносят Евангелие – благую весть о царе-Христе |
5) Царские врата | Д) ____________________________________________ |
Взаимопроверка.Слайд №17
5. Подведение итогов урока
Учитель: А сейчас вернемся к таблице которую начали заполнять в начале урока, запишите, что вы узнали о храме.
Дети заполняют таблицу .
Учитель: Сегодня мы многое узнали о строении православного храма, его внутренних особенностях.
Вы, наверное, заметили, что в храме нет ничего лишнего, всё находится в строгом порядке, имеет свой символический смысл и служит одной цели – спасению души человека. Поэтому человек свою душу тоже должен освободить от всего лишнего, ненужного, всего того, что мешает добрым помыслам и поступкам. В душе человека тоже должно быть всё в строгом порядке. Отсюда среди православных христиан бытует выражение «храм души». Я желаю вам, чтобы и вы начали строить храм в своей душе, избавляясь от всего негативного и умножая добро и любовь.
6. Домашнее задание.
Составить кроссворд по материалам учебника с.48-51. По желанию сделать макет храма.
7. Рефлексия:
Учитель:
- А теперь давайте воспользуемся методом незаконченного предложения и поймем, что же мы с вами интересного и нужного вынесли с урока. Вы должны закончить предложения.
Я знаю ________________________
Я узнал(а)______________________
Я хочу узнать___________________
Я был(а) удивлен тем, что________
Я хочу рассказать родителям______
Для меня храм - это______________
На этом наш урок закончен. Спасибо всем за внимание.