Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа №158»
Разработка урока по курсу
«Основы религиозных культур и светской этики»
(учебный предмет «Основы мировых религиозных культур»)
Разработчик:
Гребенщикова Наталья Викторовна,
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории
Новосибирск, 2017
Пояснительная записка
Класс: 4
Предмет ОРКСЭ учебный предмет (модуль) «Основы мировых религиозных культур»
Урок 12 по теме: Священные сооружения в буддизме и исламе. (2-ой урок)
Цель: Формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий.
Задачи:
-
Сформировать представление об основных священных сооружениях мировых религий – церковь, синагога, ступа, пагода, мечеть.
-
Научить различать священные сооружения разных религий по их характерным архитектурным особенностям.
-
Воспитывать уважительное и бережное отношение к священным сооружениям разных религиозных культур как к памятникам мировой культуры.
-
Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся.
-
Способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Форма организации образовательного процесса: урок
Тип урока: урок открытия нового знания
Методы обучения:
по источнику информации -
словесные, наглядные, практические;
по характеру познавательной деятельности учащихся -
объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения, частично-поисковый;
по степени управления учебной работой -
под руководством преподавателя.
Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, самостоятельная работа со статьями учебника, работа в группах с дополнительными источниками информации, работа с иллюстративным материалом, работа по составлению сравнительной таблицы с использованием новых понятий, с источниками информации, творческая работа детей по проверке знаний в виде игры «мозаика».
Основные термины и понятия: Синагога, церковь, мечеть, минарет, ступа, пагода, алтарь, икона, фреска.
Оборудование: ПК, мультимедиа, интерактивная доска SMAPT, документ-камера, раздаточный материал (энциклопедическая статья, карточки-инструкции, таблица для первичного закрепления, мозаика, таблица с домашним заданием), выставка рисунков на классной доске.
Предварительная подготовка к уроку учащихся, родителей
Для урока учащиеся с родителями должны подготовить рисунки изображением изученных священных сооружений (церковь, синагога). Индивидуальное сообщение ученика.
Способы оценки: лесенка успеха.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
-
Регулятивные УУД:
- самостоятельное формулирование темы урока;
- определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
- составление плана решения действий на уроке;
- овладение навыком работы по предложенному учителем или самостоятельно составленному плану;
- умение высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия;
- корректирование своей деятельности;
- в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
-осуществление самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки.
2. Познавательные УУД:
- ориентирование в учебном пособии;
- нахождение ответов на вопросы в тексте, в иллюстрациях;
- умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- владение и использование разных видов чтения: просмотрового, поискового;
- извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст, иллюстрация, таблица, схема);
- осуществление анализа объекта с выделением существенных и несущественных признаков.
- постановка и решение проблем (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).
3. Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, способов взаимодействия;
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
-умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-овладение умением работать в паре, группе;
-умение вступать в диалог со сверстниками и взрослыми;
-восприятие и понимание речи других;
-коммуникативно-оправданное высказывание и обоснование своей точки зрения;
-умение слушать и слышать других, способность к принятию иной точки зрения, готовность к коррекции собственной точки зрения.
Личностные:
- формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с культурными и религиозными традициями России и переживания эмоциональной сопричастности к достижениям ее граждан;
- восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа;
- эмоционально-личностная оценка – умение эмоционально откликаться на содержание курса.
Литература:
1. Энциклопедия для детей «Религии мира» часть 2 / под. ред. Аксенова, 2004.
-
Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ А. Л. Беглов, Е. В. Саплина, 2014.
-
Искусство и религия: Педагогика /И. И. Карпушин, 2000
-
Электронный учебник «Основы мировых религиозных культур» / А. Л. Беглов, Е. В. Саплина, 2014.
-
Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы мировых религиозных культур»: пособие для учителей, 2014.
Технологическая карта урока
№ | Этапы урока | Хронометраж | Деятельность педагога | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
1 | Организа- ционный | 1 мин | Приветствие детей. Итак, друзья, внимание – Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее, Начнём скорей урок! | Осуществляют самооценку готовности к уроку | Р: - развитие мотивов учебной деятельности Л: - самоопределение. |
2 | Актуали-зация опорных знаний | 3 мин | Проверка усвоения пройденного материала, домашнего задания. (До начала урока необходимо собрать рисунки детей и оформить их в виде небольшой выставки можно на классной доске). -На прошлом уроке мы начали знакомство со священными сооружениями религиозных культур. (слайд 1) Итак, -Со священными сооружениями, каких мировых религий мы уже познакомились? (иудаизм, православие) - Как называется священное сооружение в православии? (церковь) - А в иудаизме подобное сооружение как называется? (синагога) (слайд 2) - По какому яркому признаку мы узнаем, что перед нами церковь? (купола) - (щелчок по значку динамика) - Дома вы должны были нарисовать священное сооружение либо иудейской культуры, либо православной культуры. Давайте посмотрим на нашу своеобразную галерею изображений архитектурных сооружений этих культур, которую вы сами создали. Какие у вас возникают чувства, мысли, эмоции глядя на это великолепие? | Рассматривают иллюстрации. Отвечают на вопросы учителя Выслушивают мнения ребят и производят небольшой анализ этих ответов | Л: - восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, уважение истории и культуры каждого народа. П: - осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий. К: - управление поведением партнера; – контроль, коррекция, оценка действий партнера; - умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; -овладение умением работать в паре. Р: - осуществление самоконтроля и взаимоконтроля. |
3 | Введение в тему урока. Создание проблем-ной ситуации | 3 мин | Организует работу определению темы урока, выявлению проблем и постановке целей. -Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока (записано на доске) «И не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, не знаем, как и рассказать об этом» (из «Повести временных лет»). - Как вы думаете, о чем говорится в этом эпиграфе и какая здесь главная мысль? - Не получается ответить на эти вопросы? -Я надеюсь, что вы сможете ответить на эти вопросы в конце урока. - Как вы считаете, если в разных религиях есть священные книги, хранители преданий, таинства, молитвы, то должны ли существовать места для ритуальных действий? Если затрудняетесь, то попробуйте догадаться по согласным буквам СВЩНН, написанным над выставкой. (священные) - Какова будет тема урока? - О священных сооружениях, каких религий мы ещё не знаем? (буддизм и ислам) - Сегодня мы продолжим знакомство со священными, культовыми сооружениями других религиозных культур. Я предлагаю посмотреть, как же они выглядят и чем отличаются друг от друга. Посмотрите, ребята, какая красота! (СЛАЙД 3) - Какие же молодцы были древние зодчие, создавшие такие прекрасные и необычным здания! Только что это? Наш компьютер не подписал названия этих сооружений? И как узнать к какой культуре их отнести? Придется сделать это самим. Давайте попробуем предположить, догадаться к какой из религиозных культур – буддизму или исламу – они относятся и обоснуем наши ответы. | Чтение эпиграфа. Учащиеся высказываются, делятся своими знаниями. Ответы на вопросы. Формулируют тему урока и ставят перед собой задачи. Ответы-предположения детей, каждое предположение должно обосновываться | Л: - эмоционально-личностная оценка – умение эмоционально откликаться на содержание курса П: - постановка и решение проблем (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера). - выдвижение гипотез, их обоснование; - самостоятельное формулирование темы урока; - определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя. К: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Р: - умение высказывать свое предположение (версию) на основе работы с высказываниями. |
4 | Плани-рование деятель-ности | 3мин | - Ну, это только наши предположения, а нам необходимо знать точно. Советую обратиться к нашим друзьям – книгам. Перед вами статья из энциклопедии. (Приложение 1 -до начала урока на парты разложить раздаточный материал каждому ребенку). -Ваша задача: (Приложение 2 -на доске карточки) Найти в тексте: ! - Новое для вас +- Уже мне известно ? - Не знаю | Обучающиеся работают в парах, делают отметки в тексте. | Л: - смыслообразование П: - выбор способов деятельности. К: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, способов взаимодействия; Р: - составление плана решения действий на уроке; |
5 | Решение проблемы | 7 мин | Итак, - О каком священном сооружении нам рассказала данная статья? (о мечети) (СЛАЙД 4) - К какой религиозной культуре она принадлежит? (исламу) - Что вы уже знали? (ответы детей) - А что нового вы узнали из этой статьи? (о минаретах, о омовении, о…) - А теперь, давайте еще раз посмотрим на слайд и скажем, на какой по счету иллюстрации изображена мечеть? (СЛАЙД 5) - (СЛАЙД 6) Главное святилище ислама – кааба (переводится «куб) Расположена в главной мечети Мекки. - Уже в конце 7 века установились различия мечетей в зависимости от назначений и их функций: - (СЛАЙД 7) квартальная мечеть - (СЛАЙД 8) соборная мечеть - (СЛАЙД 9) мусалла На куполах мечети – полумесяцы. - (СЛАЙД 10) Большинство мечетей имеют специальную башню-минарет, с которой верующих призывают на молитву. Минареты также отличаются по своему архитектурному строению: (СЛАЙД 11) четырёхгранные и (СЛАЙД 12) круглоствольные - В каждой мечети обязательно есть ниша –михраб. (СЛАЙД 13) Она всегда обращена к священному городу для мусульман Мекке. Эта ниша указывает, куда мусульманин должен повернутся лицом во время молитвы. - (СЛАЙД 14) Требования к посещению мечети -
Перед входом в молитвенный зал снимают обувь, поэтому пол застлан коврами -
Перед молитвой надо обязательно совершить ритуальное омовение. Мусульманин моет руки по локоть, ополаскивает лицо, смачивает волосы водой, моет ноги по щиколотку. -
Чистой и опрятной должна быть и одежда. Если одежда посетителя не соответствует предписаниям ислама, ему (ей) могут предложить надеть халат или хиджаб. -
Женщина перед посещением мечети облачится в длинное одеяние, скрывающее руки и ноги, а на голову повяжет косынку или платок. -
в мечети мужчины и женщины молятся раздельно. -
женщинам предоставляется для совершения молитвы балкон или же определенное место в глубине мечети, отделенное от остального пространства занавесом. Итак, делаем вывод: - Что же характерно для мечети как архитектурного сооружения? (наличие минаретов-свечек не более 8, купол главного здания с полумесяцем) | Работают с текстом статьи, находят необходимую информация на вопросы учителя, дают ответы. | П: - извлечение информации из прочитанного; - умение делать выводы в результате совместной работы. К: - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; Р: - овладение навыком работы по составленному плану; -осуществление самоконтроля; - корректировка своей деятельности. |
6 | Физкульт- минутка | 1мин | Организует динамическую паузу Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуть, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть. | Выполняют движения. | Р: - осуществление пошагового контроля своих действий, ориентируясь на показ движений учителя. |
7 | Решение проблемы | 10 мин | (СЛАЙД 15) -Теперь нам осталось разобрать ещё с двумя иллюстрациями. К какой же культуре относятся остальные сооружения и как они называются. Я предлагаю использовать для этого проверенный способ: источник знаний. И для этого я хочу пригласить к нам в гости – китайского мудреца, ведь знания могут хранить не только книги. Итак, встречайте китайский мудрец КУН-ЦЗЫ (СЛАЙД 16) Учитель: - Приветствуем тебя мудрейший Кун-цзы. Поведай нам о священных сооружениях на территории твоей родины. Кун-цзы: - С превеликим удовольствием. На моей родине, Китае, можно увидеть большие, устремленные вверх многоярусные башни, высота которых достигает 50 метров и более. Называется такое сооружение ПАГОДА. (СЛАЙД 17) Такую башню видно издалека. В ней несколько этажей-ярусов. Каждый ярус-этаж отделяется от другого яруса своеобразной кровлей с заостренными и приподнятыми кверху краями. Учитель: - Да, необычные сооружения. Но, что подтолкнуло людей создавать такие сооружения? Кун-цзы: - Пагоды возводили в честь деяния знаменитых людей или какого-то важного и значимого события из жизни паломников, монахов или священнослужителей. (СЛАЙД 18) Также в пагодах живут монахи-буддисты, которые изучают учение Будды и пытаются постичь истину. Учитель: - Спасибо, мудрейший. Теперь мы с ребятами сможем из двух неизвестных ещё нам сооружений одно определить точно. Итак, - под каким же номером находится пагода? (ответ) (СЛАЙД 19) - А к какой культуре она относится? (к буддийской) Рассказ учителя. При рассказе о ступе необходимо показывать её части на иллюстративном материале. -Ну, а теперь внимательно посмотрите на последнее, пока неизвестное нам, сооружение. (СЛАЙД 20) -Что оно вам напоминает? На что оно похоже? С чем можно сравнить? (варианты ответов) - Совершенно верно, оно похоже на половину шара, на купол, полусферу,.. Так вот, именно такую форму должно было иметь погребальное сооружение Будды. По легенде, он сам объяснил своим ученикам, как должно выглядеть его погребальное сооружение. Он постелил на землю плащ и перевернул на него круглую чашу. Называется такое сооружение «ступа» - что значит «погребальный холм». (Щелчок по знаку динамика) - (СЛАЙД 21) Внутри ступы нет пространства, в неё нельзя войти. Наверху купола ступы установлена небольшая надстройка – «дворец богов» - для хранения реликвий буддийской религии. И еще одна отличительная особенность ступы – шпиль, устремленный в небо. - (СЛАЙД 22) Я предлагаю вам совершить виртуальное путешествие в буддийский храм. Но что это… (Щелчок по знаку динамика) - (СЛАЙД 23) Буддийский храм внутри – это обычно большой прямоугольный зал. Перед изображением божеств устанавливается алтарь – обтянутый материей стол, на котором расставлены различные ритуальные предметы. (СЛАЙД 24) С потолка свешиваются разноцветные ленты, шёлковые платки, зонты, наполненные ароматными травами шары и фонари различной формы и цвета. - (СЛАЙД 25) Верующие в буддийском храме -Заходя в храм, верующие должны снимать головной убор. -В храме можно сидеть на скамейках или на полу. -Нельзя поворачиваться спиной к алтарю - Священные сооружения в буддизме представлены целыми храмовыми комплексами: он включает в себя храмы, учебные факультеты, библиотеку, священные статуи расположенными, прежде всего, в рамках одного монастыря. (СЛАЙД 26-фильм) | Индивидуальное сообщение по теме с элементами театрализации. Слушают рассказ заранее подготовленного ученика, выступающего в роли мудреца, который подготовил индивидуальное задание: нашел материал о пагоде. Желательно чтобы он был одет в костюм китайского мудреца (кимоно). Отвечают, слушают рассказ учителя. Просматривают фильм |
П: - поиск и выделение необходимой информации, умение ориентироваться в своей системе знаний, перерабатывать полученную информацию. К: - доносить новую информацию - развивать умение слушать. Р: - развитие мотивов учебной деятельности |
8 | Первичное закрепле-ние материала | 3 мин | А теперь, давайте подведем итог нашего исследования: -
Работа с таблицей (Приложение 3) - У вас у каждого на столе лежит листок с таблицей, который вы должны заполнить, используя информацию, полученную на уроке работая в парах. ИСЛАМСКАЯ КУЛЬТУРА | БУДДИЙСКАЯ КУЛЬТУРА | (мечеть, минарет) | (пагода, ступа) | - Со священными сооружениями, каких религий мы сегодня познакомились? (ислам, буддизм) - Как называются священные сооружения буддизма? (ступа, пагода) - А такое священное сооружение как мечеть, в какой культуре будем искать? (в исламской) 2) -Узнать, как хорошо мы усвоили информацию о священных сооружениях религий мира, я предлагаю игру «Угадай что это?». Вы должны определить, какое священное сооружение представлено и к какой религии мира оно относится. (СЛАЙДЫ. 27-31 Идет игра) (В ряд слайдов для игры можно поместить изображение любого другого архитектурного сооружения не относящегося к религиозным культурам , например Эйфелева башня, Китайская стена и т.п.) | Обучающиеся записывают в таблице название Священного сооружения Ответы на вопросы, проверка заполнения таблицы Самооценка учащихся. | П: - преобразование информации из одной формы в другую К: - сотрудничество со сверстниками в поиске и выборе информации; оформлять свои мысли в устной форме, умение работать в паре. Р: -действовать по плану, решая проблему, оценивать результат действий. Л: - самоопределение, адекватная мотивация учебной деятельности. |
9 | Применение получен-ных знаний | 7 мин | -
Организует игру «Да-нетка» (Приложение 4). Вопросы каждой команде задаются по очереди. Подводит итог - у какой команды сколько жетонов.) - Для выполнения следующего задания разделимся на четыре группы-команды. Задача каждой команды получить как можно больше жетонов, которые выдаются только за правильный ответ, либо «да», либо «нет». Готовы? 2) Организует игру «Собери мозаику» и её проверку с помощью документ-камеры (Приложение 5) -Теперь от каждой команды я приглашаю представителя, он выбирает понравившийся конверт и вместе с командой выполняет задание из конверта. (при выполнении задания учитель подсказывает если в этом возникнет необходимость) Что же у вас получилось. Пожалуйста, представители-рассказчики от команды вам слово. | Рассматривают фотографии. Отвечают на вопрос. За правильный ответ поучают жетоны. Учащиеся работают в группах, собирают мозаику, (при сложении которой получится изображение либо мечети, либо православного храма, либо ступы, либо пагоды), определяют название священного сооружения, доказывают. Показывают собранное сооружение с помощью документ-камеры остальным командам. Рассказывают, как догадались, указывая характерные, отличительные особенности данного сооружения. | Л: - оценивание усвоения содержания. П: - анализ, синтез, доказательство. К: - умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; -умение вступать в диалог со сверстниками. Р: - в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. |
10 | Подведе-ние итогов | 3мин | Организует подведение итогов урока. Учитель обращается к эпиграфу урока (на доске) «И не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, не знаем, как и рассказать об этом» (из «Повести временных лет»). -Ребята, теперь мы готовы с вами ответить на поставленные вопросы. -
О чем же говорится в эпиграфе? -
Какая главная мысль содержится в этих словах? -
Скажите, можем ли мы в одном городе увидеть священные и религиозные сооружения разных мировых религий? (конечно, можем). -
А почему так бывает? - В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу. Вот и в Новосибирске можно встретить церкви, 3 действующие мечети, синагогу. (СЛАЙД 32) - Какие прилагательные мы можем подобрать для характеристики внешнего вида этих сооружений? (красивые, величавые, великолепные, необычные,…) - Нужны ли человечеству такие архитектурные сооружения, почему? (ответы детей) - Как должны к ним относится люди? (беречь, охранять,…) - Зачем нам необходимо беречь подобные архитектурные сооружения? (ответы детей) - Правильно ребята, охрана и бережное отношение памятников культуры — это долг каждого человека перед самим собой и перед потомками. А скажите, можем ли мы в одном городе увидеть священные сооружения разных мировых религий? (конечно, можем) А почему так бывает? (ответы) Наше путешествие закончилось, оно понравилось вам? | Ответы учащихся Рассматривают фотографии. Рассуждения учащихся | П: - устанавливать причинно-следственные связи. Л: - толерантное отношение к представителям разных религиозных культур; -эмоциональный отклик на произведения искусства, оценка произведений искусства; - самоопределение. Р: - осуществлять контроль по результату. К: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
11 | Рефлексия учебной деятельности на уроке | 2 мин | Организует рефлексию с помощью интерактивной доски, используя клонирование (Приложение 6): - Перед вами лесенка успеха. На ней ступеньки с надписями. Где вы находитесь? Поставьте человечка на нужное место. Как подняться выше? | Учащиеся: - Поработать дома. | Л: - умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке. П: - анализ, обобщение, - умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. К: -умение слушать собеседника. Р: - осуществление самоконтроля; прогнозирование цели деятельности следующего урока, домашнего задания. |
12 | Домашнее задание | 2 мин | Предлагает домашнее задание на выбор (раздает карточки): 1) Рассказать родителям о священных сооружениях мировых религий с. 33 вопросы 1-3; 2) Вместе с родителями составить список священных сооружении религий мира в городе (можно записать в таблицу, приложение 7) 3) Нарисовать любое, понравившееся сооружение; 4) Составить синквейн со словом храм. | Выбирают и записывают домашнее задание. | Р: - выбор домашнего задания. Л: - самоопределение, смыслообразование. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Энциклопедическая статья
МЕЧЕТЬ - так называется храмовое, священное сооружение исламской культуры, с большим куполом, на вершине которого находится полумесяца. В переводе с арабского слово «мечеть» значит «место для совершения земных поклонов». Мечеть это священное, лишь для молитвы предназначенное место. В праздничный день – пятницу – здесь собираются все верующие мусульмане. Возле мечети есть специальные дворики или помещения для омовения рук и ног – отдельно для мужчин и для женщин. Входя в нее, необходимо снимать обувь. Пол мечети, на котором сидят мусульмане, застилается коврами.
Внутри мечети не должно быть изображения живых существ, стены мечети украшены орнаментом и каллиграфией. В одной из стен мечети расположен михраб, то есть ниша, обозначающая направление в сторону Мекки - священного города для мусульман. Лицо молящегося мусульманина обращено именно в эту сторону. Стоять перед михрабом, означало стоять перед лицом самого Бога.
Рядом с мечетью возводят минареты. Минареты это символ воздетых к небу рук. В переводе с арабского это слово означает «маяк». Минареты – это высокие башни, устремленные в небо. Высота минаретов может быть более 40 метров. С верхней площадки минарета, священник (муэдзин) пять раз в день созывает верующих на молитву. Его пение-призыв слышен на очень большом расстоянии. Мечеть может иметь несколько минаретов, но их не должно быть более 8, потому что у главной мечети в священной Мекке минаретов 8.
Таким образом, мечеть и минарет составляют единый архитектурный ансамбль. Многие мечети – шедевры архитектуры, поражающие своей красотой, легкостью, неповторимым изяществом орнаментов и каллиграфических письмен на внутренних и наружных стенах.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Карточки-инструкции
! – Новое для вас
? – Не знаю
+ -Уже мне известно
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Таблица 1. Священные сооружения
ИСЛАМСКАЯ КУЛЬТУРА | БУДДИЙСКАЯ КУЛЬТУРА |
| |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Вопросы к игре «ДА-НЕТКА»
-
У пагоды есть колокола? – нет
-
У православного храма много куполов? – нет
-
Ступа это место для молитвы? – нет
-
Войдя в православный храм все должны снимать головные уборы? – нет
-
Прежде чем войти в мечеть нужно снять обувь? – Да
-
В синагоге прихожане сидят на полу? – нет
-
В православном храме мы увидим иконы? – да
-
Минарет похож на перевернутую чашу? – нет
-
В пагоде мы увидим алтарь? – нет
-
Синагога – это здание где молятся иудеи? – да
-
Священное сооружение любой религии это шедевр архитектуры? – да
-
У пагоды два купола? - нет
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
К игре «Собери мозаику»
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Э
лектронный учебник «Основы мировых религиозных культур»
Подведение итогов урока. Рефлексия.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Таблица 2. Для выполнения домашнего задания с родителями
Священные сооружения религий мира в нашем городе
Священные сооружения исламской культуры | Священные сооружения православной культуры | Священные сооружения иудейской культуры | Священные сооружения буддийской культуры |
| | | |
5